Сущность права и его социальное значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность права и его социальное значение.



Сущность права – главное, основное в нем. По мнению Алексеева на первых фазах развития человеческого общества существовали, как правило неразвитые правовые системы. В период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Основы марксисткой концепции права составила положения о его классовой сущности. Сегодня можно утверждать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Право делительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой традиционного права была государственная принудительность, а не классовость. Дальнейшее экономическое и социальное развитие повлекло за собой классовое деление общества и вызвало антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельч. и при феодальном строе право оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имело регулятивная система в целом, в которой право было еще слабо развитым образованием. Только с утверждением буржуазного экономического социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившиеся и ставшие во многих развитых странах господствующим юрид. мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума прав человека. Право построено на трех китах – нравственность, государство, экономика. Это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Именно в праве и через право свобода закрепляется и доводиться до каждого человека до каждой организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех безисключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Социальное назначение права проявляется в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовные отношения – а значит выполняет общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную Помимо социального право имеет функциональное назначение оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это проявляется в ряде конкретных функций: 1. регулятивно-статической – закрепление стабилизация общественных отношений (определение общественного статуса субъектов закрепление прав и свобод человека и гражданина и др.); 2. Регулятивно-динамической – определение будущего поведения людей осуществляется с помощью обязывающих норм; 3. охранительной функции – осуществляемой государств. органами, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано госуд. принуждением; 4. Оценочной функции – которая позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих либо решений и поступков.

 

Содержание и ценности права (понятие и виды). Объективное и субъективное в праве: проблема соотношения.

Содержание права – равный масштаб (мера) поведения, который устанавливает право. Праву безразлично имущественное, социальное положение работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом - содержание каждой применяемой нормы. Если норма содержит привилегии, льготы для какой либо категории работников, то они являются равными для адресата этой нормы (инвалиды, женщины и т.д.). Масштаб, мера поведения, как правило, бывают социально обусловлены определяются потребностями жизни общества. Так, в средние века, необходимость смягчить кровную месть, как способ решения споров, т.е. по существу обеспечить нормативное, стабильное существование, устранить бесконечные кровавые распри, привели постепенно к денежному возмещению ущерба, увечий и др. обид. Эта потребность обусловила письменную фиксацию размеров денежного возмещения, что создавало справедливую по тем временам основу для решения споров. Эта практика повлекла за собой становление королевских судов с допросом свидетелей исследованием доказательств, привела короля к новой роли – последней инстанции в решении споров, усилила королевскую власть. Такое содержание права обеспечивало интересы общества – устанавливался порядок и стабильность. Одновременно право работало на укрепление, развитие государственности, но содержание права не всегда бывает обусловлено социально, т.е. объективно. Во многих случаях его содержание определяется субъективно под влиянием сиюминутных интересов, произвола. Иногда это касается и процессов так называемой криминализации права. В таких случаях не выполнение установленной санкции гражданско-правового характера квалифицируется как преступление. Но м.б. и обратные ситуации, когда происходит декриминализация ответственности. Так, уголовная ответственность за преступления в определенных сферах приносящая социальный вред имущему классу, классу стоящему у власти, заменялась имущественной, гражданско-правовой ответственностью. Если рассматривать содержание права как применение равного масштаба к неравным людям необходимо рассматривать и обратную ситуацию, когда происходит применение не равного масштаба к равным людям. В таких случаях речь идет о различных льготах и привилегиях. Такое содержание права м.б. обоснованным и привилегии могут иметь законный, установленный характер, но м.б. такие привилегии и незаконными – тогда имеет место произвол, захват чиновниками, социального медицинского обслуживания, жилья и т.д. Если неравный масштаб применяется к неравны людям т.е. исчезает одинаковый масштаб и его адресат – исчезает право. Наступает отмирание права, распределение идет по потребностям. Попытки реализовать этот принцип с/х коммунах 20 годов в России привели к краху этого направления, коллективного хозяйствования. Содержание право м.б. определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм административного права, оно определяет отношения «власти – подчинения». Принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере обуславливая самостоятельность договаривающихся сторон. Из выше сказанного можно сделать вывод:

Итогом определения многообразного содержания права являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного, тогда, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой. Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Понять социальную ценность права – значить уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность выражается в следующем: 1. С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях; 2. благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы; 3. право обеспечивает возможность нормальных активных действий, т.к. препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юрид. ответственности и иных принудительных мер; 4. право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости; 5. на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая» власть (СМИ) и правовое государство.

 

 

Функции права.

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества – экономику, политику, духовное отношение, следовательно выполняют общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную. Кроме социального право имеет функциональное значение т.е. выступает регулятором общественных отношений. Это проявляется в следующих функциях: 1. регулятивно-статическая функция – функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Выражается при определении общественного статуса субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и долж. лиц, правосубъектности физических и юрид. лиц. Эта функция реализуется с помощью упровомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа, т.е. субъекты права сами по собственной инициативе проявляют правовую активность; 2. регулятивно-динамическая функция. С ее помощью право определяет, каким поведение людей должно быть. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Например, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги и др., т.е. функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа; 3. охранительная функция выделяет право из других социальных регулятивных систем, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Реализуется данная функция путем применения спец-ных охранительных норм, а также регулятивным норм. Регулятивные нормы применяются при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы; 4. Оценочная функция. При ее реализации право выступает в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих либо решений и поступков. Право предоставляет свободу действий его обладателю, а также, являясь юрид. основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения). В реализации оценочной функции особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых содержаться отрицательная или положительная оценка возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юрид. ответственности или поощрения.

 

 

29. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, содержание и результат.

Человеческое общество характеризуется степенью и упорядоченностью, организованностью, что вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека, сообщества людей. Для достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку, так и внутренним (саморегулирование). Общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юрид.), моральные, корпоративные, обычаи и др. Кроме того, средствами регулирования являются индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым понимается воздействие норм права (системы правовых норм), др. специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития. В широком понимании под правовым регулированием следует понимать разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений в том числе, правовых идей принципов правовой жизни общества не воплощенных в юрид. нормы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающие его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальное определенность обеспеченность силой государственного принуждения позволяют перевести правовые нормы и сферы должного в повседневную практическую жизнь человека и общества. Из выше сказанного можно сформулировать следующее определение: правовое регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юрид.) средств. Из определения вытекает, что регулирование можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели, т.е. воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если в результате воздействия законод-ного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена земли, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых для непроизводительного использования земли негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовых регулированием, потому что это не входило в цели законодателя и не соответствуют целям права – упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования землей. Нельзя считать правовым регулированием и воздействие, осуществляемое не юрид. средствами (воздействие на сознание и поведение людей через СМИ путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения) не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организацией деят-сти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.011 с.)