Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государства и права с философскими, политическими и экономическими науками.

Поиск

Единство и целостность материального и духовного мира обуславливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Главный вопрос общественной жизни – вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Все гуманитарные науки в той или иной затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права, с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Они опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания об отношении человека к окружающему миру. ТГП имеет с этой наукой самые прочные связи. Использование достижений философского знания о многом обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве. Обращение к достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует, правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано для влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право.

Экологические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные политические институты. Наука о государстве и праве исходит из тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, тем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Государство и право сопряжены с экономическими отношениями. Именно в них находят выражение социально-экономические потребности и интересы.

Проблемы соотношения экономики и государственно-правового управления приобрели в последние годы особую сторону и актуальность. Мировой опыт показывает, что политическая власть может причинить экономическому развитию огромный вред, подорвать экономический потенциал страны. ТГП занимается исследованием и изучением влияния политической власти на экономику государства, правовые средства и способы избежания экономического кризиса.

Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

Главное назначение политологии – изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государства и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая (государственная) власть представляет собой вершину политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и др. политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют в государством и правом.

Теория государства и права в той или иной степени взаимодействует и с другими гуманитарными науками, изучающими различные процессы происходящие в государстве и праве.

 

 

4. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Значение теории права и государства в профессиональной подготовке юристов.

Система юрид. наук состоит из трех основных групп:

Теоритеко-исторические науки к которым относятся: ТГП, история государства и права России, истории госуд. и права З/стран, история политических и правовых учений, римское право.

Отраслевые юрид. науки: государственное (конституц.) право, администр., гражданское, трудовое, уголовное право и др.

Специальные юрид. науки: криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. психология.

Связь ТГП с юрид. науками проявляется: в том, что:

-ТГП является теоритической базой для юрид. наук.

-общность и отличие теории государства и права с теоретико-историческими науками проявляется в том, что ТГП изучает историч. процесс, процесс возникновения и развития государства и права в общественно виде, теоретически обобщает эти процессы. Исторические науки изучают историю конкретных государств в хронологическом последовательности. Эти науки дают обширный фактический материал, что позволяет теории глубоко обобщать его и выявлять закономерности в развитии государства и права в целом. А исторические науки опираются на обобщения и выводы ТГП.

Связь ТГП с отраслевыми науками проявляется в следующем:

- ТГП является общеправовой наукой и методической базой для этих (отраслевых) наук.

- ТГП формулирует основные понятия о государстве и праве, на основе которых формулируются теории, научный и категоричный аппарат отраслевыми науками, например: гражданско-правовые, адм-правовые отношения, адм. И уголовная ответственность и др.

- ТГП в свою очередь использует научные выводы и фактический материал отраслевых юрид. наук. Это способствует развитию ТГП как науки.

Такая же связь ТГП существует со специальными юрид. науками. Таким образом ТГП изучая государственно-правовые явления общества опирается на принципы материализма, диалектики, историзма, объективности, преемственности и плюрализма.

В исследованиях госуд-правовых явлений ТГП опирается на общенаучные и спец. методы познания.

ТГП выполняет познавательную и прогностическую функции, что имеет практическое значение в решении гсударственно-правовых проблем.

Она имеет тесную связь с общественными и др. юрид. науками, опираясь на их данные, обогащают их своими.

Значение ТГП в профессиональной подготовке юристов заключается в получении объективно достоверного знания. Новое, совершенное состояние ТГП позволяет ей выступать мощным средством формирования нового юрид. мировоззрения российского общества, необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. ТГП также способствует и формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. Для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демонстрацию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

 

 

5. Общественная власть и социальные нормы в условиях первобытного общества.

В ТГП выделяет два периода в развитии первобытного общества, а следовательно и два способа его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство т.е. ремесленничество). Превому периоду в основном способствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Любое общество должно быть организованно оформлено иначе это будет не общество, а стадо, толпа.

Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство делали прочным также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Род был одновременно, древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть принадлежала всему роду и была направлена на управление общими делами рода, а подвластными являлись все его члены, т.е. субъект и объект власти полностью совпадали. Власть была по своей природе общественной. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Решения собрания были обязательными для всех, также как указание вождя. Хотя общественная власть не имела спец. принудительных учреждений она была реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существенных правил поведения. Наказание обязательно следовало за совершенные поступки. Виды наказания – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно упора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий и не мог уйти от наказания.

Отношения первобытного общества регулировались обычаями исторически сложившимися правилами поведения, входящими в привычку в результате воспитания и поступков. На ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охты и пр. В некоторых случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями.

Обычаи имели характер нерасчлененных «мононорм», одновременно были и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, ритуальными и обрядовыми правилами.

Монормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества. А них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Оно защищало охотничьи угодья, места гнездовая птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догусдарственном обществе правила соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении принуждением, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющий и даже отрицающий на смерть нарушителя (преступника).

 

6. Происхождение права, отличие права от социальных норм первобытного общества.

Право –особая система норм, возникшая на ранний ступени развития общества в силу потребности установить общие условия производства и обмена.

Право возникло вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности.

С появлением государства формируются правила поведения неизвестные прежнему обществу (первобытного обществу).

Право существенно отличается от социальных норм первобытно-общинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения – обычаи.

Обычай – правило поведения, которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становящаяся привычкой, закрепляется в сознании и передается из поколений в поколение. Обычай характеризуется:

- единством прав и обязанностей, отсутствием четкого разграничения между ними; - выражает интересы всех членов рода; -обеспечивается силой общественного мнения; - носит религиозный характер;

Обычай закрепляет:

- равенство всех;- кровную месть; - коллективное и уравнительное распределение; - общую собственность;

Новые обычные нормы возникшие в период разложения первобытно-общинного строя противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев и утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, принимались органами родовой организации еще до возникновения государства.

Часть норм с возникновением классов перестала существовать т.к. отражала естественно сложившуюся коллективность, и часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая сохранялась, а его существо в корне изменилась.

Обычаи, санкционированные государством, становились обычным правом. По мере развития потребности сил стоящих у власти, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы законодательной деятельностью, а в дальнейшем обычное право вытесняется законами государства.

Право правила поведения, исходящие уже не общества, а от государства. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее делались способы его выражения.

Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право, которое появилось вместе с рабовладельческим государством и представляло собой возведение в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная черта открытое закрепление неравенства людей. Рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты. Основные памятники – законы 12 таблиц (Рим.) и др. Обычное право было неписанным, преобладающей формой является правовой обычай. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность в писанном праве в виде законом. Появилась такая форма

Выражения как судебный или административный прецедент. Кроме того, рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме обязательных постановлений органов государственной власти или должностных лиц.

Рабовладельческое право было систематизировано. Римские юристы различали: цивильное право его устанавливал каждый народ для себя; естественное право – установленное самой природой; «право народов»- которым оправдывалось рабство. Цивильное право римские нормы по формальным моментам делились на частно и публичное. Публичное право включало святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делилось на три части: предписания правовые, предписания народов и предписания государства (т.е. совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право. Право всеобщих равных прав и равных обязанностей не существовало. Они определялись по принадлежности к сословию. Феодальное право – право привилегия. Оно носило местный характер. Сущность феодального права заключалась в защите интересов феодального землевладения и личности феодалов, в закреплении в личной, в первую очередь крепостной, зависимости крестьянства.

Т.О. признаками права являются то, что: - исходит от государства; выражает государственную волю стоящих у власти; - охраняется государством; - является регулятором общественных отношений; характеризуется: формальной определенностью, нормативностью, системностью, динамизмом (способностью к изменению), распространенностью на определенный круг лиц, имеет общеобязательный характер.

Следовательно: право есть система, общеобязательных, формально-определенных, обезличенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти.

 

7. Общие закономерности и специфические особенности возникновения государства.

Появление государства как организации политической власти, было вызвано объективными закономерностями общественного развития.

Общественное развитие осуществляется в 4 основных сферах – экономической, социальной, духовной и политической.

В первобытном обществе за длительный период произошли изменения, взаимно связанные между собой.

В экономической сфере: Возрастал уровень производительных сил, т.е.: - совершенствовались орудия труда – каменные сменялись металлическими; - появились новые орудия (соха, топор и др. из металла); - обогащался производственный опыт людей.

Следом произошло разделение труда: - скотоводство отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства; - позднее в самостоятельную отрасль выделилось ремесло.

В результате возросшей производительности труда, накопления материальных ценностей, появилась собственность, которую необходимость в управлении этими процессами, создание аппарата управления, что является первой причиной возникновения государства и права.

Кроме того, материальные ценности и собственность необходимо было охранять от внутренних и внешних посягательств. Для этого необходим был специальный аппарат это были экономические предпосылки государства и права.

В социальной сфере: Произошло расслоение первобытного общества на имущих и неимущих в результате появления частной собственности. Возникла необходимость охранять право собственности т.к. имущих было значительно меньше неимущих, а не имущих не устраивало социальное неравенство. Появились первые враждебные классы. Это ускорило создание государства. В дальнейшем произошел распад родовой общины на отдельные семьи, которые стали хозяйствовать самостоятельно и не зависеть от рода в результате усовершенствования орудий труда. Распался на семьи, которое продолжали сотрудничать в новых хозяйственных условиях.

Распад общины усложнил проблему управления побуждал к созданию аппарата управления – государства. Необходимо было обеспечить безопасность членов государства от набегов с целью ограбления и захвата пленных. Это может осуществлять только государство.

В духовной сфере: Произошло еще одно разделение труда – умственный труд отделился от физического, т.к. были созданы материальные предпосылки. Это позволило части общества заниматься профессионально образованием, наукой, культурой, воспитанием. В результате – возрос интеллектуальный уровень общества, увеличилось число грамотных, образованных людей. Это способствовало появлению людей, способных профессионально осуществлять управленческую функцию. Это явилось предпосылкой возникновения института государственности, формирования слоя чиновников.

В политической сфере: Изменения в экономической, социальной, духовной сферах. Первобытного общества вызвали изменения в политической сфере: - в результате изменения социального состава населения изменились взаимоотношения меду социальными группами в сторону антагонизма классов; - совместные проблемы перестали успешно решаться собранием членов рода (хозяйственные, поддержание порядка, обеспечения безопасности); - старейшины, жрецы, военоначальники оказались не в состоянии их решать.

Возникла необходимость в создании спец. аппарата управления организации политической власти – государства.

В теории государства и права выделяется ряд основных форм возникновения государства, когда государство возникает непосредственно из родового строя как результат развития классового противоречия внутри его.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных плебеев, живших вне римских родов, против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновению древнегерманского государства в значительной степени способствовало завоевание обширных чужих территорий, управление которыми не могла обеспечить родовая община.

Вывод. Закономерностями возникновения государства являются: 1. разделение труда. 2. возникновение частной собственности, следовательно распределение рода на семьи; 3. разделение общества на классы и появление умственного труда; 4. необходимость создания аппарата охраны и принуждения; 5. необходимость создания управления;

Особенностями возникновения государства являются:

1. в одних случаях борьба аристократии с бесправной частью общества.

2. в других завоевание чужих территорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.014 с.)