Понятие, предмет, метод КП как отрасли права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.



Понятие, предмет, метод КП как отрасли права.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Термин «Конституционное право» обычно рассматривается в трех аспектах:- как отрасль права;- как наука;- как учебная дисциплина. Конституционное право - одна из отраслей системы права, которая представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, и основы организации и деятельности органов гос. власти.

Предмет – это фундаментальные общественные отношения, которыми обхватывается конституционный строй гос-ва, осуществ. гос. устройства, система и порядок формирования, а также принципы и организация деятельности гос власти, организация местн управления и самоуправления. Методы правового регулирования – это способы упорядочивания общественных отношений при помощи норм права. Конституционное право, как и любая другая отрасль, имеет свои методы правового регулирования. Ведущим фактором, определяющим специфику правового регулирования, выступают особенности регулируемых правом общественных отношений. Поскольку конституционное право регулирует отношения преимущественно публично-властного характера, постольку и его методы должны отражать те черты, которыми характеризуются властеотношения: императивность воздействия, директивность, определение компетенции, прав и обязанностей и т.д. Так, к общепризнанным методам относят: - запрет; - предписание- дозволение. Для более чёткого уяснения системы методов конституционно-правового регулирования проведем их классификацию по двум основаниям: 1) по характеру нормативных предписаний: - императивный;- диспозитивный.2) по форме выражения диспозиции нормативных предписаний:- обязывания;- запрещения;- дозволения (управомочивания). Императивный метод – это метод властных предписаний, предписывает поступать только определённым образом. Для этого метода характерно неравенство сторон или субординация. Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора вариантов поведения субъектов конституционно-правовых отношений.

2. Место КП в системе права. Значение и задачи КП в развитии государства, общества, личности. Демократизм КП.

Роль и место конституционного права в системе отраслей права вытекают из характеристики регулируемых им общественных отношений. Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;2) основной источник конституционного права – Конституция – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;3) конституционное право определяет основы конституционного строя;4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина;5) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию органов власти;7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс. Конституционное право закладывает нормативную базу регулирования других общественных отношений. Важнейшей задачей конституционного права служит интеграция всех отраслей национального права в единое иерархически организованное целое. Еще одна из задач – постановка целей для национального права, закрепление базовых для всех отраслей права ценностей[1].Демократия является исторической категорией. Она появилась в античном мире (Афины, Римская республика) и уже тогда противопоставлялась тирании. В период феодализма демократия была редкостью и имела место лишь в некоторых городах-республиках. Только после победы буржуазных революций идеи демократии начинают применяться повсеместно. Демократический режим проявляется в: - признании и гарантированности на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);- широком перечне конституционных прав и свобод личности;- реальном участии населения в организации государственной власти, управлении делами государства;- признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических и идеологических программ. Так, к основным принципам демократии он относил следующие: - достижение общности, единства политических интересов граждан при реализации власти народом, органами государства, общественными формированиями, гражданами административно-территориальных единиц;- установление равновесия в обществе;- сочетание формы и содержания демократии;- принцип законности;- гуманизм;- справедливость;- контроль народа;- плюрализм;- гласность;- равноправие;- реальная защита прав человека;- разделение государственной власти;- принцип учета большинства и меньшинства и др.[2]Равенство прав каждого, возможность участвовать в выборах, в процессе принятия решений непосредственно или через выборных представителей, занимать руководящие (государственные) должности, объединяться по своим собственным интересам, создавать организации и партии, осуществлять самоуправление, свобода слова, печати, собраний – все эти неотъемлемые атрибуты демократизма зависят от их конституционного закрепления и надежного, реального механизма их реализации.

Основы построения системы конституционного права

Конституционное право – это не простая совокупность правовых норм. Оно имеет свою внутренне согласованную иерархическую структуру, называемую системой. Система конституционного права включает в себя несколько элементов:

1) принципы конституционного права – основополагающие идеи, начала, которые определяют суть и характеристику конституционного права. Принципы конституционного права были рассмотрены выше;

2) нормы конституционного права;

3) институты конституционного права;

4) подотрасли конституционного права.

Содержание и виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.1) Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм-правил поведения (норм-предписаний). На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.Реализация отправных норм, таких как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Например, конституционно-правовые отношения, определяющие основы конституционного строя Республики Беларусь. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему конкретных конституционно-правовых отношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние государственного суверенитета, обладание статусом иностранного гражданина, беженца и т.д.2) Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенных в правоотношении право или обязанностей они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования.3) В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий.4) В зависимости от субъектного состава отношений можно выделить группы конституционно-правовых отношений, возникающих между следующими «связками» субъектов:- народ - государственные органы (например, референдум, выборы);- государство - его части (например, в федерациях отношения по поводу разграничения компетенции, в унитарных – предоставление определенного объема компетенции на уровень административно-территориальных единиц);- государство - международные организации (например, вхождение в международные организации, открытие представительств);- государство - государство (например, заключение договоров);- государство - граждане (например, отношения по поводу реализации, защиты прав человека, выполнения обязанностей, гражданства, убежища);- государственные органы - государственные органы (например, отношения между парламентом и правительством: вотум недоверия, ответственность перед парламентом и т.д.)- государство - политические партии, общественные объединения;- избиратели - депутаты (например, свободный или императивный мандат);- государство - СМИ;- государство - церковь.

Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений. Условия для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правового отношения:- наличие конституционно-правовой нормы;- правосубъектность;- юридический факт.Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.Юридические факты делят на правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.Таким образом, юридический факт – это событие или действие, которое влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие – связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, возникновение, изменение или прекращение правоотношения зависит от комплекса юридических фактов, который называются юридическим составом.

Функции Конституции.

Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой выделяют три основные функции конституции.

Первая функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.

Вторая функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.

Третья функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.).

Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность расположения ее составных частей. Структура большинства кодифицированных конституций имеет общие черты и состоит из:

1) Преамбулы (введения);

2) Основной части;

3) Заключительных и переходных положений.

Иногда встречаются приложения.

Конституция Республики Беларусь также состоит из данных элементов.

В преамбуле сжато сформулированы руководящие начала, на которых базируется Конституция.

Основная часть состоит из восьми разделов, в которых заключено 6 глав.

Девятый раздел представляет собой заключительные и переходные положения.

Органы СНГ.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся:

Ø Совет глав государств СНГ,

Ø Совет глав правительств СНГ,

Ø Совет министров иностранных дел,

Ø Совет министров обороны СНГ,

Ø Совет командующих Пограничными войсками СНГ,

Ø Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ,

Ø Экономический суд СНГ,

Ø Исполнительный комитет СНГ.

Высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ

Общественные объединения.

Близки политическим партиям (группа людей, объединенных общими целями и интересами), но отличаются от них: политическая деятельность не является их основной задачей, они не борются за овладение государственной властью. Чаще всего их задачи – социальная, экономическая защита граждан.

Тем не менее, общественные объединения косвенно участвуют в политическом процессе, влияют на политические отношения (путем поддержки той или иной партии или даже коллективного членства в ней; оказания материальной помощи; выражения интересов определенной группы людей, которые учитываются при построении партийного курса партий, принятии государственных решений и т.д.).

Деятельность общественных объединений, также как и политических партий, в общих моментах урегулирована нормами конституций, а более подробно – иными законодательными актами государств.

Признаки:

- добровольность;

- негосударственность;

- некоммерческий характер деятельности.

Виды:

1) По организационной структуре:

- общественные организации (имеют устав, программу, центральные и местные органы управления, членство);

- общественные движения (не имеют в совокупности указанных выше элементов, но отдельные присутствуют).

2) По характеру деятельности:

- социально-экономические;

- социально-культурные;

- образовательные;

- правозащитные;

- спортивные и др.

Важнейшее место среди общественных объединений занимают профсоюзы, целью которых является экономическая и социальная защита своих членов, т.е. работников наемного труда. Формы влияния на политическую жизнь: моральная и материальная поддержка кандидатов; заключение договоров о взаимных обязательствах; коллективное членство в партиях; идеологическое влияние.

Свободные выборы.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать на выборах.

Равное избирательное право.

Избиратели участвуют в выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов на равных основаниях: каждый избиратель имеет один голос.

Выборы членов Совета Республики являются равными: каждый депутат местного Совета депутатов базового уровня имеет один голос.

Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямое избирательное право.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются прямыми. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно.

Тайное голосование.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Финансирование выборов.

Расходы на подготовку и проведение выборов осуществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.

Понятие и назначение референдума. Виды референдумов. Принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов. Юридическая сила актов республиканских референдумов. Юридическая сила актов местных референдумов.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 года, в редакции 1996 года, вся власть в республике принадлежит народу, который является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. Важнейшей формой осуществления народом государственной власти является референдум.Референдум представляет собой одну из форм непосредственной демократии прямое осуществление самим народом определенных основ государственной власти. Референдум – это такой способ правотворчества, когда народ выступает субъектом государственной власти непосредственно.В результате референдума принимаются нормативные акты, получающие силу закона. Референдум –это голосование, посредством которого принимаются решения республиканского и местного уровня. Юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. Неслучайно, согласно ст. 77 Конституции Республики Беларусь,решения, принятые референдумом, могут быть отменены или измены только путем референдума. Представляется, что на нынешнем этапе развития нашего общества надо в одинаковой мере сочетать представительные формы с формами непосредственной демократии. Тем более что в нашем меняющемся обществе выявляются такие вопросы, в решении которых без мнения народа не обойтись. Исходный принцип таков: надо законодательствовать в соответствии с общественным мнением.Соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольшие шансы стать эффективным.Действующее законодательство определяет референдум как способ применения гражданским народным голосованием решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни или выяснение мнений граждан по этим вопросам. Под референдумом обычно понимается принятие того или иного государственного решения, придающего ему окончательный и обязательный характер.В правовом аспекте референдум означает принадлежность законодательствования не только представительному органу, но и народу непосредственно. При наличии референдумов законодательствование нельзя рассматривать как исключительную прерогативу парламента. В связи с этим было бы правильно считать, что законодательная деятельность осуществляется не только парламентом, но и непосредственно самим народом путем референдума. Референдум отнюдь не делает представительную систему излишней, а, напротив, предполагает её. В правовом аспекте референдум означает принадлежность законодательствования не только представительному органу, но и народу непосредственно. При наличии референдумов законодательствование нельзярассматривать как исключительную прерогативу парламента. В связи с этим было бы правильно считать, что законодательная деятельность осуществляется не только парламентом, но и непосредственно самим народом путем референдума. Референдум отнюдь не делает представительную систему излишней, а, напротив, предполагает её. В области законодательной деятельности за представительными органами сохраняются важные права. В частности, принятие решения о проведение референдумов, разработка законопроектов, вносимых на референдум,опубликование законов, принятых народным голосованием, контроль за исполнением законов и ряд других полномочий всецело сохраняются за парламентом. Главное, референдум не исключает собственную законодательную деятельность представительных органов. Однозначную оценку референдуму дать довольно трудно. Демократизм или реакционность этого института во многом зависят от реальных политических условий, в которых референдум проводится. Причины разноречивого, а порой сдержанного отношения различных социальных слоев и групп к референдуму видятся в утвердившемся мнении, что референдум в обществе выступает как дестабилизирующий фактор и способствует противопоставлению различных слоев общества друг другу; в мнении, что профессиональной политикой должны заниматься не дилетанты, а политики; в представлениях о приоритетах институтов представленной демократии перед институтами непосредственной демократии и т.д. Конституционное право различает многие виды референдумов, классифицируя их по различным основаниям. Избирательный кодекс Республики Беларусь определяет порядок проведения республиканских местных референдумов. Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов его решения, называется формулой референдума. На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. Кодекс устанавливает перечень вопросов, которые не могут выноситься на республиканский референдум: могущие вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с назначением (избранием) и освобождением Президента Республики Беларусь и должностных лиц, назначение (освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь палат Национального собрания Республики Беларусь;. о принятии и изменении бюджета, об установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии, помиловании. Перечень этих вопросов является закрытым. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики,гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение Республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат и вносится Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее чем 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее чем 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска. Избирательным кодексом Республики Беларусь устанавливается, чтоиспользование средств иностранных государств, предприятий, организаций, иностранных граждан, международных организаций, предприятий Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускается. Материальное обеспечение референдума осуществляется за счет республиканского бюджета в пределах выделенных на эти цели средств. Расходы на эти цели могут осуществляться также за счет средств общественных организаций, предприятий, организаций и граждан Республики Беларусь, которые могут вносить свои денежные средства во внебюджетных фонд, создаваемый Центральной комиссией для дополнительного финансирования расходов по подготовке и проведению республиканского референдума. Можно отметить ограничения в предметереспубликанского референдума:. как отмечалось ранее, одним из ограничений является то, чтосуществует перечень вопросов не выносимых на референдум.. определенный ценз участия в референдуме: согласно статье 76 Конституции Республики Беларусь (1996 г.) в референдуме участвуюттолько граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет). в референдуме не участвуюта) психические больные граждане, признанные судом недееспособными;б) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;в) лица, в отношении которых принята мера пресечения – содержание под стражей.В референдуме имеют право участвовать также военнослужащие, находящиеся в воинских частях, члены их семей, граждане, в районах расположения частей. Соответствующие списки составляются на основе данных, предоставленных командирами в/ч. Военнослужащие, проживающие вне военных частей могут участвовать в референдуме по месту жительства. Списки граждан, находящихся во время референдума в медучреждениях, представляются руководителями этих учреждений. Если гражданин, включенный в список для голосования, не будет иметь возможности проголосовать в день референдума, он вправе получить в участковой избирательной комиссии бюллетень для голосования. После заполнения бюллетень вкладывается в конверт, опечатывается и хранится в избирательной комиссии до подсчета голосов после референдума. Как уже отмечалось ранее, предложение по проведению республиканского референдума может поступить от различных организаций и граждан Республики Беларусь, но если инициатива поступила от граждан, то ими образуется инициативная группа в количестве не менее 100 человек. Эта инициативная группа может проводить агитацию, но за счет собственных средств, - инициативная группа обязана обратиться в Центральную комиссию по референдуму с просьбой зарегистрировать вопросы, выносимые на референдум. Сбор подписей под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы. Подписные листы должны содержать формулировку зарегистрированного вопроса и изложение существа предлагаемого решения, а так же фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации инициативной группы и органа, выдавшего его. Гражданин Республики Беларусь, обладающий избирательным правом, поддерживающий предложение о проведении, собственноручно указывает в подписном листе свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его удостоверения личности, дату подписания и расписывается. Подписи нумеруются. При необходимости исполнительный и распорядительный орган местного Совета может проверить достоверность подписей граждан. Ответственность за достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член инициативной группы, осуществляющей сбор подписей. Согласно статье 74 Конституции Республики Беларусь назначаетреспубликанские референдумы Президент. Второй вид референдума в Республики Беларусь местные референдумы. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. На местный референдум не выносятся вопросы: те, что и на республиканский референдум; также вопросы связанные с назначением, утверждением и освобождением от должности лиц, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа и его руководителя. Подготовка и проведение местного референдума осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета. Расходы на эти цели могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории соответствующего местного Совета депутатов, и граждан Республики Беларусь, проживающих на этой территории, которые могут вносить свои денежные средств во внебюджетный фонд, создаваемый местным Советом депутатов, назначившим референдум. Для проведения местного референдума образуются соответствующие комиссии, полномочия и организация их деятельности, составление и организация списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведение и опубликование итогов референдума осуществляется применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме, если иное не установлено. Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным органам и гражданам Республики Беларусь. Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц имеющих право участвовать в референдуме. Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующие областные, Минское городское управление юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства. Инициативнойгруппе, в течение 30 дней со дня обращения за регистрацией, выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения. В регистрации отказывается в случае нарушения требований Избирательного кодекса, иных актов законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации может быть обжалован в месячный срок в районном (городском суде). Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума вгороде с районным делением – городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Правомочия Президента.

Все правомочия Президента можно разделить на несколько групп, в зависимости от характера полномочий, и сферы, где они реализуются.

1) Полномочия как Главы государства (исходящие из представительских функций Главы государства).

- Обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

- Ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

- Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

- Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

- Решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища.

2) Полномочия в отношении Правительства.

Прежде всего следует отметить, что хотя по Конституции Республики Беларусь Президент не является главой исполнительной власти, фактически он ею руководит и имеет в отношении ее широкий перечень полномочий:

- согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

- имеет право отменять акты Правительства.

3) Полномочия в отношении законодательной власти.

Кроме того, что Президент в определенных отношениях является самостоятельным субъектом законодательной власти (принятие декретов, имеющих силу закона, а также указов, изданных в соответствии с Конституцией и имеющих большую юридическую силу чем закон в случае их противоречия), он также имеет полномочия по воздействию на законодательную власть и участию в законодательном процессе:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

- распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

- обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;

- имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

- Президенту принадлежит право законодательной инициативы;

- законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства;

- Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным (Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение);

- по требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Важны полномочия Президента в отношении республиканских референдумов, которые назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь

4) Полномочия в отношении судебной власти.

- с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

- с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда;

- назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

- освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

- осуществляет помилование осужденных.

5) Полномочия в отношении местных органов власти.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.073 с.)