Основные принципы административно-территориального устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы административно-территориального устройства.



Административно-территориальное устройство в РБ основывается на принципах:

Ø единства и неотчуждаемости территории РБ как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ;

Ø сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

Ø сочетания единой государственной власти РБ, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

Ø осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

Ø равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

Ø включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

Ø примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

Ø многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

Ø гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

52. Виды и конституционно-правовая характеристика административно-территориальных единиц Беларуси.

Административно-территориальными единицами РБ являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в РБ относятся: - области, - районы, - сельсоветы, - города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Территория РБ делится на: - территорию столицы РБ; - территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на: - территории районов; - городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на: - территории сельсоветов; - поселков городского типа; - городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами; - поселков городского типа; - городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Населенный пункт – компактно заселенная часть территории РБ, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

К числу населенных пунктов относятся: города, поселки городского типа, сельские населенные пункты.

В РБ устанавливается три категории городов: город Минск – столица РБ; города областного подчинения; города районного подчинения.

Территориальными единицами РБ являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории памятников природы, территории недвижимых материальных историко-культурных ценностей и зоны их охраны, территории оборонного назначения и другие).

Реформа административно-территориального деления Республики Беларусь.

В 1995 г. Президент РБ принял меры по реформированию административно-территориального устройства государства. Так, 19 сентября 1995 г. был принят Указ «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», в соответствии с которым упразднялись районные в городах Советы и их органы; на территории районов в городах образовывались местные администрации с правами юридического лица. И хотя в последствии данный указ был признан Конституционным судом не соответствующим Конституции, его положения об упразднении районных в городах советов депутатов и создании местных администраций впоследствии были закреплены Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».

Еще одно направление касалось объединения одноименных административных единиц, имеющих общий административный центр.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр, Совет депутатов, депутаты которого вводятся в состав Совета депутатов объединенной административно-территориальной единицы, ликвидируется. При этом Совету депутатов объединенной административно-территориальной единицы передаются полномочия ликвидируемого Совета депутатов.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр и Советы депутатов первичного и базового территориальных уровней, депутаты Совета депутатов первичного территориального уровня вводятся в состав Совета депутатов базового территориального уровня и участвуют в его работе с правом совещательного голоса, а по вопросам, затрагивающим интересы населения территориальной единицы, от которой они были избраны, – с правом решающего голоса.

При объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр и Советы депутатов одного территориального уровня, депутаты ликвидируемого Совета депутатов продолжают работу в Совете депутатов объединенной административно-территориальной единицы на равных правах.

Третье направление – «реконструирование» исполкомов Советов. Председатель исполкома Совета стал назначаться Президентом или в порядке, им предусмотренном. Таким образом, сформировалась «президентская вертикаль».

Четвертое направление – создание новой административно-территориальной единицы – агрогородка.

53. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства.

Полномочия Президента РБ при решении вопросов административно-территориального устройства.

Президент РБ по представлению Совета Министров РБ и с учетом мнения местных Советов депутатов:

Ø образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

Ø присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;

Ø принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

Ø относит населенные пункты к категории городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;

Ø относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения;

Ø осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

Ø дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

Полномочия областных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

Ø вносят в Совет Министров предложения об установлении и изменении границ области, образовании и упразднении районов в области, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, об изменении их административного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, установлении и изменении границ городов областного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

Ø относят населенные пункты к категории поселков городского типа;

Ø образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают и изменяют их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Полномочия районных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства:

Ø относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

Ø устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Полномочия городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства:

Ø вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

Ø Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

54. Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.

При наименовании административно-территориальных и территориальных единиц органы государственного управления и местные Советы депутатов руководствуются установленными Законом требованиями и заключением Топонимической комиссии при Совете Министров РБ.

Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц производятся с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения.

При преобразовании и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, как правило, не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований.

При слиянии двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из слившихся населенных пунктов.

Переименование административно-территориальных и территориальных единиц может производиться лишь в исключительных случаях.

Запрещается переименовывать населенные пункты, названия которых связаны с историческим, национальным и культурным наследием республики.

Наименование и переименование проспектов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся соответствующим местным Советом депутатов с учетом мнения населения данной территории.

Административно-территориальные и территориальные единицы РБ, имеющие закрепленные за ними пространственные пределы, подлежат учету и регистрации.

Учет существующих и вновь образованных административно-территориальных единиц, а также учет и регистрация вновь возникших территориальных единиц (населенных пунктов), изменений подчиненности и наименований административно-территориальных и территориальных единиц производятся соответствующими исполнительными и распорядительными органами.

Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц РБ является составной частью государственного земельного кадастра и содержит данные о наименовании, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их центров. Реестр ведется Национальным кадастровым агентством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.012 с.)