Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толкование Конституции Республики Беларусь.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под толкованием понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Толкование не должно противоречить самому толкуемому акту и не должно создавать новых правоотношений. Конституция Республики Беларусь предоставляет Парламенту право принимать законы о толковании Конституции (ч. 1 ст.97-98). Согласно п. 1 ст. 97 Конституции круг субъектов законодательной инициативы по отношению к данным законам так же, как и у законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, сужен (Президент или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом). Кроме того, для принятия таких законов требуется не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Оправдано ли введение ограничения в отношении круга субъектов права законодательной инициативы в процедуре принятия законов о толковании Конституции? Толкование Конституции Парламентом может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм (как при наличии, так и при отсутствии спора). В отличие от Парламента, Конституционный суд Республики Беларусь может дать казуальное толкование норм Основного закона при рассмотрении конкретного дела (в виде заключений). 18. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения. Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум. А разделы Конституции I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума. Таким образом, согласно действующей редакции Конституции Республики Беларусь правом на предложение о внесении изменений и дополнений в Основной Закон обладают две группы субъектов:1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума);2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент).Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума. Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Таким образом, Конституция Республики Беларусь относится к категории жёстких конституций, изменение которых связано с прохождением более сложной процедуры, чем требуется для принятия обычных законов.
19. Значение, основные принципы, особенности и структура Конституций Беларуси. Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., – пятая в истории конституционного развития страны. Конституция 1919 г. Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Однако принятие ее стало не итогом долгого пути правового развития государства, наработки реального правового фундамента, а скорее политической декларацией с минимальным оформлением структуры власти, конституционным обозначением переломного момента истории. Характеристика: 1) закрепила образование республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.2) установила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ. Поставлена задача полного подавления буржуазии, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Закреплена идея представительной демократии – было провозглашено: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», 3) определила структуру органов власти и управления:- съезд Советов Белоруссии;- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК); - Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. 4) декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа.5) в Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики.В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.II-ой Всебелорусский съезд Советов, проходивший 17 декабря 1920 г. в Минске внес существенные изменения и дополнения в Конституцию БССР, в которых определялась система, структура, порядок комплектования центральных органов Советской власти и их взаимоотношения. Конституция 1927 г. Вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. К этому времени был образован СССР (30 декабря 1922 г.), в 1924 г. принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в его состав, своих основных законов. Характеристика: 1) классовый характер советского государства. В ст. 2 записано: «Белорусская Советская Социалистическая Республика – есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян».2) принцип всевластия Советов. Конституция провозглашала: «Вся власть в пределах БССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».3) статус БССР. Суверенные права БССР: принимать и изменять конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.) и др.4) конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК (в период между съездами). Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Центральные органы власти республики – Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Социалистической Советской Республики». 5) Местным органам власти и управления в Конституции посвящено четыре главы (VII-X), в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов).6) По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и не равным, и непрямым (ст.ст. 26, 57).7) В отличие от Конституции СССР 1924 г., которая не содержит ни раздела, ни главы о правах и свободах граждан СССР, Конституция БСССР 1927 г. в первой главе «общие положения» закрепляет демократические права и свободы, устанавливает обязанности граждан БССР. Конституция 1937 г. Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 г. (принята 19 февраля 1937 г.). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. Характеристика: 1) экономические и политические основы советского общества:- вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции СССР. - социалистическая собственность на орудия и средства производства.2) важнейшие принципы социализма – полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы.3) Прекратила существование система съездов Советов. Высшим органом государственной власти республики впервые провозглашался Верховный Совет, который работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Очередные сессии созывались два раза в год. Законодательная власть стала принадлежать исключительно Верховному Совету БССР.4) Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные Советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 5) Впервые Конституция содержала разделы о бюджете, суде и прокуроре. 6) Местные Советы депутатов трудящихся, образованные вместо съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, являлись органами государственной власти. Исполкомы местных Советов были отнесены к органам государственного управления.7) Конституцией БССР утвержден герб, флаг республики, т.е. символы белорусской государственности (ст. 119 и ст. 120), а также столица (ст. 121). Конституция 1978 г. В Конституции БССР 1978 г. прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР как высший орган государственной власти БССР стал «правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР»: была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон 1978 г. отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти. Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Конституцией 1937 г., отличается от последней и структурой, и содержанием. Особенно большие изменения глубоко демократического характера внесены по вопросу прав, свобод и обязанностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную охрану здоровья (ст. 40), право на пользование достижениями культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.Новым в Конституции является и положение, касающиеся экономической системы (глава 2), где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций (ст. 10 Изменения в Конституции 1978 г. были направлены на обеспечение разделения властей, принципов формирования правового государства и суверенитета Беларуси. Конституция 1994 г 27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г. В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. В 1996 г. Конституция Республики Беларусь подверглась изменениям, которые существенным образом изменили ее содержание. Конституционная реформа была обусловлена конфликтом между законодательной властью и исполнительной властью во главе с Президентом. Наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.014 с.) |