Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения института Конституционного контроля

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.. 5

2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 9

2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.. 9

2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.. 12

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 16

3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16

3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 18

4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ.. 22

4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 22

4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ... 25

4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.. 29

5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ.. 33

5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.. 33

5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ.. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Совершенствование института судебного контроля, укрепление гарантий его независимости – необходимая предпосылка формирования правового государства.

Конституционный Суд Республики Беларусь – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства. Особый интерес представляют вопросы правового положения Конституционного Суда в системе государственной власти, его роли в деле защиты государственного строя, прав и свобод человека. Только Конституционный Суд обладает специальной компетенцией по обеспечению конституционной законности, компетенцией разрешения конституционно-правовых коллизий. Исходя из этих положений, можно прийти к выводу, что выбранная мною тема исследования никогда не потеряет своей актуальности.

В ходе исследования данной темы мною также были рассмотрены органы конституционного контроля в зарубежных странах, выявлены их особенности.

Целью написания моей работы является выявление возможностей Конституционного Суда по укреплению конституционной законности, а также выработка предложений по совершенствованию данного института.

При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.

Объектом исследования является конституционный контроль в государстве. Предмет исследования составляют закономерности организации и деятельности данного института, проблемы его компетенции, задачи и перспективы в решении вопросов обеспечения конституционной законности.

Методологическую основу составляют общие и частнонаучные методы. В качестве общих использовались такие методы, как анализ, синтез, систематический подход, функциональный анализ. В качестве частнонаучных – сравнительное правоведение и формально-юридический методы.


 

СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

Согласно ст. 12 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей.Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда. Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. [4, с. 99] Основные направления его деятельности: руководит работой Конституционного Суда, распределяет между егочленами обязанности;созывает Конституционный Суд и председательствует на егозаседаниях;принимает меры поощрения и налагает взыскания на судейКонституционного Суда в соответствии с Регламентом;осуществляет общее руководство работой СекретариатаКонституционного Суда и обладает правом приема и увольнения егоработников;вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности;вносит Президенту Республики Беларусь и в Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь представления по вопросу назначения судей Конституционного Суда Республики Беларусь, а также предложения по совершенствованию законодательства, об устранении нарушений законодательства;ведет личный прием граждан, организует работу Конституционного Суда Республики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан.Председатель Конституционного Суда издает распоряжения повопросам внутренней деятельности Конституционного Суда, приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с осуществлением конституционного судопроизводства. Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламентом Конституционного Суда. Он также может быть освобожден от своей должности Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального Собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. [5, с. 262]Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на пять лет.Согласно ст. 26 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей», заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь:осуществляет полномочия Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей;руководит работой структурных подразделений Секретариата Конституционного Суда Республики Беларусь;организует работу по повышению квалификации работников Секретариата;ведет личный прием граждан;осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях тех же органов, в которых имеет право принимать участие Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно. За некоторыми изъятиями, право выбора формы документа принадлежит Конституционному Суду. В Законе изложены требования, которым должно отвечать заключение. Что касается послания Конституционного Суда, его запросов, требований, а также иных решений по вопросам процедурного характера, то они оформляются в порядке, определенном Конституционным Судом (ст. 37 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь").

Согласно ст. 11 Закона пределы разрешения вопросов, поставленных га рассмотрение Конституционного Суда, определяет Конституционный Суд. Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, он устанавливает соответствие его Конституции., международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) с точки зрения разграничения компетенции государственных органов;

4) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. [7, с. 10]

Конституционный Суд может вынести и решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензировать проекты актов, конституционность которых не может быть предметом его рассмотрения.

Есть основания утверждать, что Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного акта, осуществляет казуальное толкование Конституции. Причем по своей юридической силе оно даже выше, сем толкование Парламента, так как по инициативе уполномоченных на то субъектов конституционный закон о толковании Конституции также может быть проверен на предмет его соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционным Судом. Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд обычно анализирует широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию.

Конституционный Суд, ориентируясь на практику, при определении собственной позиции может критически ее оценить и высказать собственный подход к правоприменению.

В определенной мере уяснению смысла конституционной нормы могут способствовать акты толкования, принимаемые уполномоченными органами.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При этом следует иметь в виду, что, в отличие от большинства других органов конституционного контроля, Конституционный Суд Республики Беларусь наделен правом проверки не только «верхнего слоя» нормативных актов (законов, актов Президента и др.), но и ведомственных нормативных актов, актов местных органов власти, т.е. «многоуровневого слоя». В связи с этим перед Конституционным Судом инициатором может быть поставлен вопрос о проверке соответствия, например, постановления Совета Министров, актов Верховного или Высшего Хозяйственного Суда законам, декретам или указам. [7, с. 12]

Однако, в процессе рассмотрения дела может возникнуть вопрос о конституционности самих законов, декретов, указов, на предмет проверки соответствия которым и внесено предложение в Конституционный Суд. Именно по этой причине при рассмотрении в 1995 году проекта о внесении изменений и дополнений в Закон высказывалась негативная оценка в части закрепления принципа конституционности нормативных актов. С учетом изложенного, Василевич Г.А. отмечает, что нужно изменить практику работы Конституционного Суда. В качестве обоснования он приводит следующие аргументы. По Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд наделен правом проверки конституционности всех нормативных актов, т.е. высшим актом является Конституция. (ст. 116) Согласно части первой ст. 11 Закона, пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, определяет Конституционный Суд. Поэтому если проверяемые вопросы содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счет. При этом надо иметь в виду, что Конституционный Суд может вынести заключение лишь по тому вопросу, который указан в обращении.

Если же аналогичные признанные неконституционными положения содержатся в другом акте, обладающем более высокой юридической силой, чем проверяемый, то Конституционный Суд обязан также рекомендовать компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией.

Но в то же время нужно иметь в виду, что Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон (ст. 11 Закона), в том числе и теми, которые были высказаны инициатором в письменном предложении в адрес Конституционного Суда. Хотя, конечно, они должны быть изучены и оценены. Определять, какие использовать аргументы, - исключительное право Конституционного Суда. [3, с. 112]

Заключение должно содержать: наименование заключения; дату и место его принятия; состав Конституционного Суда, принявшего решение; перечисление сторон, участников заседания; формулировку вопроса, основания для его рассмотрения; нормы Конституции и Закона, устанавливающие право или обязанность Конституционного Суда рассматривать данный вопрос; полное наименование акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования; обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; нормы Конституции, международно-правовых актов, Закона, которыми руководствовался Суд, принимая решение; наименование и дату вступившего в силу решения Конституционного Суда, если на него сделаны ссылки при подготовке данного решения; формулировку решения и его обоснование; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования.

В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одной части и неконституционным в другой или по одному делу акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в заключении Конституционного Суда. [7, с. 12]


 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ

 

Конституционный Италии, в отличие от Конституционного Суда Республики Беларусь, не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям. Этот орган был учрежден только действующей Конституцией страны (1947г.).

Компетенция Конституционного Суда включает:

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;

конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции (что не свойственно нашему государству);

решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Как видно из последних двух пунктов, компетенция Конституционного Суда Италии и Конституционного Суда нашей республики имеют разные сферы.

Контроль конституционности актов в Италии может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы либо интересы других областей. [9, с. 318]

Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, в отношении законов государства, нарушающих компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе сторон в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционны Суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный Суд может и по своей инициативе. Однако, Конституционный Суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства.

Фактически Конституционный Суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы содержат пробелы и Суду приходится включать в них дополнительные или заменяющие положения.

Что касается состава Конституционного Суда Италии, он состоит из 15 судей, назначаемых по третям Президентом республики, парламентом на совместном заседании палат и высшей общей и административной магистратурой.

Судьи Конституционного Суда отбираются из числа высших магистратов общей и административной юрисдикции, включая находящихся в отставке, ординарных университетских профессоров права и адвокатов со стажем более 20 лет. Они назначаются на девятилетний срок и не могут быть назначены повторно.

Назначение конституционных судей в Италии – всегда результат компромисса между политическими партиями (что свидетельствует о хорошо развитой партийной системе республики). Трудностями достижения такого компромисса объяснялась и восьмилетняя задержка образования Конституционного Суда.

Как и в Беларуси, должность судьи Конституционного Суда в Италии несовместима с членством в Парламенте или в областном совете, с адвокатской, торговой или промышленной деятельностью, выполнением управленческих или ревизорских функций в коммерческих фирмах. В период пребывания в Конституционном Суде у судей приостанавливается исполнение магистратских или преподавательских должностей, в то время как в Беларуси судьи Конституционного Суда могут заниматься преподавательской деятельностью.

Судьи Конституционного Суда Италии пользуются иммунитетом от уголовного преследования: оно возможно лишь с санкции Конституционного Суда.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий своих судей Конституционный Суд решает сам в случаях, когда судья перестал отвечать требованиям, необходимым для избрания, или подпал под принцип несовместимости.

Конституционный Суд избирает голосованием в два тура из своего состава председателя сроком на три года. Он может быть переизбран в течение времени, пока остается судьей.

Конституционный Суд в Италии действует только как единая коллегия, не делясь на палаты, сенаты и т.п. Заседания его публичны; в закрытом порядке они проводятся только в том случае, когда гласность может нанести ущерб безопасности государства, общественному порядку или морали, а также в случае нарушения порядка публикой. В закрытом порядке Конституционный Суд рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий своего члена.[10, с. 176]

Судьи обязаны участвовать в заседаниях. Кворум составляет одиннадцать судей. Решения принимаются в совещательной комнате абсолютным большинством голосов судей, участвующих в разбирательстве дела. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Итоговые решения выносятся в форме судебного приговора, который провозглашается именем итальянского народа и содержит, резолютивной части, краткую фактическую и юридическую мотивировку. Решения депонируются в канцелярии Конституционного Суда, открыты для ознакомления и копирования. Они носят общеобязательный характер и не подлежат никакому оспариванию или обжалованию.

Таким образом, органы конституционного контроля Италии и Беларуси обладают различной компетенцией, доступ к Конституционному Суду Италии более открыт, чем в нашей республике. Однако, Конституционный Суд Италии не закреплен в Конституции как часть судебной системы. Он выделен в качестве особого института для выполнения четко возложенных на него функций.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Судебный конституционный контроль в Республике Беларусь следует рассматривать как самостоятельную функцию правовой охраны Конституции, основанную на смешении элементов правосудия и контроля.

Конституционный Суд в силу специфических решений задач и объема компетенции можно выделить самостоятельным элементом государственной власти, который, однако, влечет в себе признаки каждой из государственных властей.

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Характер задач Конституционного Суда Республики Беларусь, регламентация организации и функционирования параметров на уровне Конституции позволяет рассматривать данный институт на одном уровне с другими высшими органами государственной власти.

Конституционный Суд не наделён и правом проверки конституционности выборов. В этой связи в науке постоянно дискутируют вопросы о предоставлении таких прав Конституционному Суду Республики Беларусь, расширении его полномочий.

Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия существующим международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле конституционных судов, отличительной особенностью которых является сочетание основательных теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни.

Конституционный Суд образован и действует впервые в истории белорусской государственности. По существу, ещё идёт процесс его становления как органа конституционного правосудия. А это значит, что организация и деятельность Конституционного Суда будут развиваться и совершенствоваться.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ.. 5

2. СОСТАВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 9

2.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.. 9

2.2 СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ЕГО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.. 12

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 16

3.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16

3.2 КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 18

4. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ.. 22

4.1 ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.. 22

4.2 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ... 25

4.3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.. 29

5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ БЕЛАРУСИ, ФРАНЦИИ, ИТАЛИИ, ПОЛЬШИ.. 33

5.1 ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ.. 33

5.2 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ.. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.

Совершенствование института судебного контроля, укрепление гарантий его независимости – необходимая предпосылка формирования правового государства.

Конституционный Суд Республики Беларусь – государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства. Особый интерес представляют вопросы правового положения Конституционного Суда в системе государственной власти, его роли в деле защиты государственного строя, прав и свобод человека. Только Конституционный Суд обладает специальной компетенцией по обеспечению конституционной законности, компетенцией разрешения конституционно-правовых коллизий. Исходя из этих положений, можно прийти к выводу, что выбранная мною тема исследования никогда не потеряет своей актуальности.

В ходе исследования данной темы мною также были рассмотрены органы конституционного контроля в зарубежных странах, выявлены их особенности.

Целью написания моей работы является выявление возможностей Конституционного Суда по укреплению конституционной законности, а также выработка предложений по совершенствованию данного института.

При исследовании передо мной были поставлены следующие задачи: дать обзор литературы, посвященной изучению института судебного контроля; исследовать основополагающие принципы деятельности Конституционного Суда; определить некоторые полномочия данного института контроля; выяснить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти; охарактеризовать полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь в вопросах обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь; выяснить возможности данного органа в обеспечении принципа разделения властей.

Объектом исследования является конституционный контроль в государстве. Предмет исследования составляют закономерности организации и деятельности данного института, проблемы его компетенции, задачи и перспективы в решении вопросов обеспечения конституционной законности.

Методологическую основу составляют общие и частнонаучные методы. В качестве общих использовались такие методы, как анализ, синтез, систематический подход, функциональный анализ. В качестве частнонаучных – сравнительное правоведение и формально-юридический методы.


 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

Идея конституционного контроля имеет давние корни, но реально она стала широко воплощаться только в ХIХ веке (США) и ХХ столетии на европейском континенте. Можно выделить три главных модели конституционного контроля: английская, американская, европейская. Впервые в Европе Конституционный Суд был создан в Австрии в 1920 году. Причем европейская модель конституционного контроля оказалась более прагматичной, были созданы органы конституционного контроля – конституционные суды. Основными чертами европейской модели являются:

1) создание специального судебного органа конституционного контроля – Конституционного Суда, не входящего в судебную систему или занимающего в ней автономное положение. Полномочия в сфере конституционной юрисдикции в концентрированной форме осуществляются этим органом. В федеративных государствах подобные органы могут создаваться как на общефедеральном уровне, так и в субъектах Федерации;

2) судебный конституционный контроль для органов конституционного правосудия – не одна из побочных функций наряду с другими, как у судов общей юрисдикции в американской модели, а единственная;

3) конституционные суды, учитывая их функциональное предназначение, образуются способом, отличным от формирования судов общей юрисдикции. Он предполагает участие государственных органов, относящихся к различным ветвям власти. В состав конституционных судов избираются (назначаются), как правило, профессора права, государственные чиновники высокого ранга, другие высоко – квалифицированные юристы;

4) особенности правового положения конституционных судов обусловливают процессуальный порядок их деятельности, отличный от всех иных судебных процедур, который именуется конституционным судопроизводством;

5) конституции и законы европейских стран предусматривают, что решения органа конституционной юрисдикции носят общеобязательный характер. Они обязательны не только для сторон по делу, как это свойственно американской модели, но и для всех субъектов права. Признание какого-либо правового акта не соответствующим Конституции непосредственно влечет за собой утрату им юридической силы.

Сегодня функция контроля за соблюдением конституционной законности а зарубежных странах возлагаются на разные органы:

1. На суды общей юрисдикции: США, Аргентина, Австралия, Дания, Мексика, Норвегия, Япония, Греция, Боливия, Ирландия, Индия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР, Исландия, Финляндия, Швеция и др.

2. На особый совет несудебного характера. Например, на Конституционный Совет во Франции, созданный в 1985 г. Подобно французскому органу конституционного контроля Конституционный Совет существует в Казахстане.

3. На Конституционные Суды: Германия, Австрия, Италия, Турция, Кипр, Российская Федерация, Республика Беларусь, Молдова, Армения, Узбекистан, Азербайджан и др. [1, с. 146]

Каждое демократическое государство считает необходимым иметь этот орган государственной власти. В настоящее время существует такая организация, как Конференция конституционных судов Европы, в которой представлены 32 страны. Конституционный Суд Республики Беларусь является ассоциированным членом данной организации, и на протяжении последних лет его представители принимают регулярное участие в работе данной инстанции.

В Республике Беларусь и после октября 1989 года, когда в Конституцию была включена норма о Комитете конституционного надзора, последний так и не был создан. Конституционный Суд Республики Беларусь был создан, как того и требовала новая Конституция, 28 апреля 1994 года.

Как отметил заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь В.Г. Тихиня в 1994 году, впервые в истории Беларуси был избран Конституционный Суд, призванный утверждать законность на всех этажах власти. Поэтому значение этого события было трудно переоценить. Это и было предпосылкой формирования правового государства в республике. Тихиня отметил, что учреждение Конституционного Суда должно способствовать укреплению конституционного строя в нашем государстве, где господствующей должна быть сила права, а не право силы. Конечно, в первые годы становления Конституционному Суду было действовать трудно. Главной задачей являлось обнаружение баланса между интересами государства, общества и человека. [2, с. 146]

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и другими актами законодательства.

Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права свидетельствуют о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой государственный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Важнейшим принципом правового государства является независимость судов при осуществлении правосудия. Конституционный Суд на протяжении 1997-1998 гг. принял серию решений, направленных на расширение судебной защиты и разъяснение статей Конституции. [3, с. 37 - 38]

Конституционный контроль в нашей республике может и должен получить и свое дальнейшее развитие.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.012 с.)