Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная характеристика органов Конституционного контроля беларуси, франции, италии, польши↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ
Первой исключительной особенностью Французской Республики, в сравнении с нашим государством, является то, что у нее имеется два специальных органа для осуществления конституционного контроля: Конституционный Совет и Государственный Совет. Статус Конституционного Совета регулируется Конституцией Франции и Ордонансом от 7 ноября 1958 г., содержащий органический закон о Конституционном Совете, который представляет собой преимущественно процессуальный акт. Функция и полномочия этого органа закреплены в ст. 58 – 62 Конституции. На Конституционный Совет возлагается функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а также факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов. Объявленное неконституционным положение ни может быть ни промульгировано, ни введено в действие. Если положение закона, признанное неконституционным, неотделимо от закона, такой закон не может промульгироваться. В противном случае, Президент может либо промульгировать закон без данного положения, либо потребовать от палат нового обсуждения закона. В связи с тем, что во Франции власть правительства более сильная, чем в нашем государстве, премьер-министр Франции может обратиться в Конституционный Совет с запросом о том, не относится ли предмет закона к сфере регламентарной власти. Речь по существу идет в данном случае о компетенционном споре. [9, с. 155] Конституционный Совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Он также разрешает споры относительно правильности избрания депутатов и сенаторов. Далее, он осуществляет надзор за правильностью проведения референдумов и объявляет его результаты. В этом случае, в сравнении с Конституционным Судом Республики Беларусь, Конституционный Совет Франции выполняет функции избирательного суда, а применительно к выборам Президента и референдуму – также определенные функции центрального избирательного органа. Решения Конституционного Совета, также как и у в нашем государстве, обжалованию не подлежат и являются обязательными для всех органов. Что касается формирования состава членов Конституционного Совета, он состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и возобновлению не подлежат. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального Собрания (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Члены Конституционного Совета не могут назначаться на публичные должности, а если ранее были публичными чиновниками, то не могут в это время получать повышение. Председатель Конституционного Совета, как и в Беларуси, назначается Президентом республики. Назначен может быть любой член Конституционного Совета, но на практике это бывает один из членов, назначенных в Конституционный Совет Президентом. [10, с. 113] Конституционный Совет может констатировать обязательную отставку своего члена, нарушившего принцип несовместимости функций или утратившего способность осуществлять свои гражданские и политические права. Свои решения и заключения Конституционный Совет принимает в присутствии не менее семи советников, кроме случаев непреодолимой силы, официально оформляемых протоколом. Обычные законы до промульгации могут быть переданы на рассмотрение Конституционного Совета Президентом, Премьер-министром, председателем любой палаты парламента, 60 депутатами или 60 сенаторами. Дела в Конституционном Совете рассматриваются письменно в закрытом порядке. Другой орган, упомянутый выше, – Государственный Совет – действует во Франции на основе Конституции, определившей ряд его полномочий, и Ордонанса от 31 июля 1945 г. «О Государственном Совете», неоднократно новеллизованного. Государственный Совет имеет двоякое значение. С одной стороны, он возглавляет систему административной юстиции, и в связи с этим осуществляет контроль конституционности актов исполнительной власти. С другой стороны, Государственный Совет – «привилегированный советник правительства». Он дает обязательные предварительные заключения на правительственные законопроекты, на проекты ордонансов, издаваемых в порядке делегированного законодательства, а также по проектам регламентов публичной администрации. Он консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам и может также выступать с инициативой реформ законодательного, регламентарного или же административного характера. Формально Государственный Совет возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. По существу его работой руководит вице-председатель. В состав Государственного Совета входят также шесть председателей секций, 79 государственных советников, 12 экстраординарных советников, 81 докладчик, 34 аудитора. Все они назначаются декретом в Совете министров или обычным декретом по предложению министра юстиции. [9, с. 157] Хочется сделать вывод о том, что в связи с разным государственным устройством, разным влиянием государственных органов в Беларуси и во Франции, органы конституционного контроля в этих государствах различны по структуре и компетенции, однако, в итоге они оба выполняют одну самую важную функцию - осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивают соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ
Конституционный Италии, в отличие от Конституционного Суда Республики Беларусь, не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям. Этот орган был учрежден только действующей Конституцией страны (1947г.). Компетенция Конституционного Суда включает: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции (что не свойственно нашему государству); решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов. Как видно из последних двух пунктов, компетенция Конституционного Суда Италии и Конституционного Суда нашей республики имеют разные сферы. Контроль конституционности актов в Италии может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы либо интересы других областей. [9, с. 318] Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, в отношении законов государства, нарушающих компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе сторон в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционны Суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный Суд может и по своей инициативе. Однако, Конституционный Суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства. Фактически Конституционный Суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы содержат пробелы и Суду приходится включать в них дополнительные или заменяющие положения. Что касается состава Конституционного Суда Италии, он состоит из 15 судей, назначаемых по третям Президентом республики, парламентом на совместном заседании палат и высшей общей и административной магистратурой. Судьи Конституционного Суда отбираются из числа высших магистратов общей и административной юрисдикции, включая находящихся в отставке, ординарных университетских профессоров права и адвокатов со стажем более 20 лет. Они назначаются на девятилетний срок и не могут быть назначены повторно. Назначение конституционных судей в Италии – всегда результат компромисса между политическими партиями (что свидетельствует о хорошо развитой партийной системе республики). Трудностями достижения такого компромисса объяснялась и восьмилетняя задержка образования Конституционного Суда. Как и в Беларуси, должность судьи Конституционного Суда в Италии несовместима с членством в Парламенте или в областном совете, с адвокатской, торговой или промышленной деятельностью, выполнением управленческих или ревизорских функций в коммерческих фирмах. В период пребывания в Конституционном Суде у судей приостанавливается исполнение магистратских или преподавательских должностей, в то время как в Беларуси судьи Конституционного Суда могут заниматься преподавательской деятельностью. Судьи Конституционного Суда Италии пользуются иммунитетом от уголовного преследования: оно возможно лишь с санкции Конституционного Суда. Вопрос о досрочном прекращении полномочий своих судей Конституционный Суд решает сам в случаях, когда судья перестал отвечать требованиям, необходимым для избрания, или подпал под принцип несовместимости. Конституционный Суд избирает голосованием в два тура из своего состава председателя сроком на три года. Он может быть переизбран в течение времени, пока остается судьей. Конституционный Суд в Италии действует только как единая коллегия, не делясь на палаты, сенаты и т.п. Заседания его публичны; в закрытом порядке они проводятся только в том случае, когда гласность может нанести ущерб безопасности государства, общественному порядку или морали, а также в случае нарушения порядка публикой. В закрытом порядке Конституционный Суд рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий своего члена.[10, с. 176] Судьи обязаны участвовать в заседаниях. Кворум составляет одиннадцать судей. Решения принимаются в совещательной комнате абсолютным большинством голосов судей, участвующих в разбирательстве дела. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Итоговые решения выносятся в форме судебного приговора, который провозглашается именем итальянского народа и содержит, резолютивной части, краткую фактическую и юридическую мотивировку. Решения депонируются в канцелярии Конституционного Суда, открыты для ознакомления и копирования. Они носят общеобязательный характер и не подлежат никакому оспариванию или обжалованию. Таким образом, органы конституционного контроля Италии и Беларуси обладают различной компетенцией, доступ к Конституционному Суду Италии более открыт, чем в нашей республике. Однако, Конституционный Суд Италии не закреплен в Конституции как часть судебной системы. Он выделен в качестве особого института для выполнения четко возложенных на него функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь". Судебный конституционный контроль в Республике Беларусь следует рассматривать как самостоятельную функцию правовой охраны Конституции, основанную на смешении элементов правосудия и контроля. Конституционный Суд в силу специфических решений задач и объема компетенции можно выделить самостоятельным элементом государственной власти, который, однако, влечет в себе признаки каждой из государственных властей. Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране. Характер задач Конституционного Суда Республики Беларусь, регламентация организации и функционирования параметров на уровне Конституции позволяет рассматривать данный институт на одном уровне с другими высшими органами государственной власти. Конституционный Суд не наделён и правом проверки конституционности выборов. В этой связи в науке постоянно дискутируют вопросы о предоставлении таких прав Конституционному Суду Республики Беларусь, расширении его полномочий. Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия существующим международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле конституционных судов, отличительной особенностью которых является сочетание основательных теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни. Конституционный Суд образован и действует впервые в истории белорусской государственности. По существу, ещё идёт процесс его становления как органа конституционного правосудия. А это значит, что организация и деятельность Конституционного Суда будут развиваться и совершенствоваться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.009 с.) |