Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика органов Конституционного контроля беларуси, франции, италии, польши

Поиск

ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ВО ФРАНЦИИ

 

Первой исключительной особенностью Французской Республики, в сравнении с нашим государством, является то, что у нее имеется два специальных органа для осуществления конституционного контроля: Конституционный Совет и Государственный Совет.

Статус Конституционного Совета регулируется Конституцией Франции и Ордонансом от 7 ноября 1958 г., содержащий органический закон о Конституционном Совете, который представляет собой преимущественно процессуальный акт.

Функция и полномочия этого органа закреплены в ст. 58 – 62 Конституции.

На Конституционный Совет возлагается функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а также факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов. Объявленное неконституционным положение ни может быть ни промульгировано, ни введено в действие.

Если положение закона, признанное неконституционным, неотделимо от закона, такой закон не может промульгироваться. В противном случае, Президент может либо промульгировать закон без данного положения, либо потребовать от палат нового обсуждения закона.

В связи с тем, что во Франции власть правительства более сильная, чем в нашем государстве, премьер-министр Франции может обратиться в Конституционный Совет с запросом о том, не относится ли предмет закона к сфере регламентарной власти. Речь по существу идет в данном случае о компетенционном споре. [9, с. 155]

Конституционный Совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Он также разрешает споры относительно правильности избрания депутатов и сенаторов. Далее, он осуществляет надзор за правильностью проведения референдумов и объявляет его результаты. В этом случае, в сравнении с Конституционным Судом Республики Беларусь, Конституционный Совет Франции выполняет функции избирательного суда, а применительно к выборам Президента и референдуму – также определенные функции центрального избирательного органа.

Решения Конституционного Совета, также как и у в нашем государстве, обжалованию не подлежат и являются обязательными для всех органов.

Что касается формирования состава членов Конституционного Совета, он состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и возобновлению не подлежат. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального Собрания (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Члены Конституционного Совета не могут назначаться на публичные должности, а если ранее были публичными чиновниками, то не могут в это время получать повышение.

Председатель Конституционного Совета, как и в Беларуси, назначается Президентом республики. Назначен может быть любой член Конституционного Совета, но на практике это бывает один из членов, назначенных в Конституционный Совет Президентом. [10, с. 113]

Конституционный Совет может констатировать обязательную отставку своего члена, нарушившего принцип несовместимости функций или утратившего способность осуществлять свои гражданские и политические права.

Свои решения и заключения Конституционный Совет принимает в присутствии не менее семи советников, кроме случаев непреодолимой силы, официально оформляемых протоколом.

Обычные законы до промульгации могут быть переданы на рассмотрение Конституционного Совета Президентом, Премьер-министром, председателем любой палаты парламента, 60 депутатами или 60 сенаторами.

Дела в Конституционном Совете рассматриваются письменно в закрытом порядке.

Другой орган, упомянутый выше, – Государственный Совет – действует во Франции на основе Конституции, определившей ряд его полномочий, и Ордонанса от 31 июля 1945 г. «О Государственном Совете», неоднократно новеллизованного.

Государственный Совет имеет двоякое значение. С одной стороны, он возглавляет систему административной юстиции, и в связи с этим осуществляет контроль конституционности актов исполнительной власти. С другой стороны, Государственный Совет – «привилегированный советник правительства». Он дает обязательные предварительные заключения на правительственные законопроекты, на проекты ордонансов, издаваемых в порядке делегированного законодательства, а также по проектам регламентов публичной администрации. Он консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам и может также выступать с инициативой реформ законодательного, регламентарного или же административного характера.

Формально Государственный Совет возглавляется Премьер-министром, которого может замещать министр юстиции. По существу его работой руководит вице-председатель. В состав Государственного Совета входят также шесть председателей секций, 79 государственных советников, 12 экстраординарных советников, 81 докладчик, 34 аудитора. Все они назначаются декретом в Совете министров или обычным декретом по предложению министра юстиции. [9, с. 157]

Хочется сделать вывод о том, что в связи с разным государственным устройством, разным влиянием государственных органов в Беларуси и во Франции, органы конституционного контроля в этих государствах различны по структуре и компетенции, однако, в итоге они оба выполняют одну самую важную функцию - осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивают соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.


 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ИТАЛИИ

 

Конституционный Италии, в отличие от Конституционного Суда Республики Беларусь, не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям. Этот орган был учрежден только действующей Конституцией страны (1947г.).

Компетенция Конституционного Суда включает:

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей;

конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции (что не свойственно нашему государству);

решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Как видно из последних двух пунктов, компетенция Конституционного Суда Италии и Конституционного Суда нашей республики имеют разные сферы.

Контроль конституционности актов в Италии может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы либо интересы других областей. [9, с. 318]

Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, в отношении законов государства, нарушающих компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе сторон в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционны Суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный Суд может и по своей инициативе. Однако, Конституционный Суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства.

Фактически Конституционный Суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы содержат пробелы и Суду приходится включать в них дополнительные или заменяющие положения.

Что касается состава Конституционного Суда Италии, он состоит из 15 судей, назначаемых по третям Президентом республики, парламентом на совместном заседании палат и высшей общей и административной магистратурой.

Судьи Конституционного Суда отбираются из числа высших магистратов общей и административной юрисдикции, включая находящихся в отставке, ординарных университетских профессоров права и адвокатов со стажем более 20 лет. Они назначаются на девятилетний срок и не могут быть назначены повторно.

Назначение конституционных судей в Италии – всегда результат компромисса между политическими партиями (что свидетельствует о хорошо развитой партийной системе республики). Трудностями достижения такого компромисса объяснялась и восьмилетняя задержка образования Конституционного Суда.

Как и в Беларуси, должность судьи Конституционного Суда в Италии несовместима с членством в Парламенте или в областном совете, с адвокатской, торговой или промышленной деятельностью, выполнением управленческих или ревизорских функций в коммерческих фирмах. В период пребывания в Конституционном Суде у судей приостанавливается исполнение магистратских или преподавательских должностей, в то время как в Беларуси судьи Конституционного Суда могут заниматься преподавательской деятельностью.

Судьи Конституционного Суда Италии пользуются иммунитетом от уголовного преследования: оно возможно лишь с санкции Конституционного Суда.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий своих судей Конституционный Суд решает сам в случаях, когда судья перестал отвечать требованиям, необходимым для избрания, или подпал под принцип несовместимости.

Конституционный Суд избирает голосованием в два тура из своего состава председателя сроком на три года. Он может быть переизбран в течение времени, пока остается судьей.

Конституционный Суд в Италии действует только как единая коллегия, не делясь на палаты, сенаты и т.п. Заседания его публичны; в закрытом порядке они проводятся только в том случае, когда гласность может нанести ущерб безопасности государства, общественному порядку или морали, а также в случае нарушения порядка публикой. В закрытом порядке Конституционный Суд рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий своего члена.[10, с. 176]

Судьи обязаны участвовать в заседаниях. Кворум составляет одиннадцать судей. Решения принимаются в совещательной комнате абсолютным большинством голосов судей, участвующих в разбирательстве дела. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Итоговые решения выносятся в форме судебного приговора, который провозглашается именем итальянского народа и содержит, резолютивной части, краткую фактическую и юридическую мотивировку. Решения депонируются в канцелярии Конституционного Суда, открыты для ознакомления и копирования. Они носят общеобязательный характер и не подлежат никакому оспариванию или обжалованию.

Таким образом, органы конституционного контроля Италии и Беларуси обладают различной компетенцией, доступ к Конституционному Суду Италии более открыт, чем в нашей республике. Однако, Конституционный Суд Италии не закреплен в Конституции как часть судебной системы. Он выделен в качестве особого института для выполнения четко возложенных на него функций.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционный Суд создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Судебный конституционный контроль в Республике Беларусь следует рассматривать как самостоятельную функцию правовой охраны Конституции, основанную на смешении элементов правосудия и контроля.

Конституционный Суд в силу специфических решений задач и объема компетенции можно выделить самостоятельным элементом государственной власти, который, однако, влечет в себе признаки каждой из государственных властей.

Конституционный Суд готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Характер задач Конституционного Суда Республики Беларусь, регламентация организации и функционирования параметров на уровне Конституции позволяет рассматривать данный институт на одном уровне с другими высшими органами государственной власти.

Конституционный Суд не наделён и правом проверки конституционности выборов. В этой связи в науке постоянно дискутируют вопросы о предоставлении таких прав Конституционному Суду Республики Беларусь, расширении его полномочий.

Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия существующим международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле конституционных судов, отличительной особенностью которых является сочетание основательных теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни.

Конституционный Суд образован и действует впервые в истории белорусской государственности. По существу, ещё идёт процесс его становления как органа конституционного правосудия. А это значит, что организация и деятельность Конституционного Суда будут развиваться и совершенствоваться.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.009 с.)