Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок принятия решения конституционным судом

Поиск

 

Согласно Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Регламенту Конституционного Суда Республики Беларусь, решение принимается Конституционным Судом в закрытомсовещании, которое проводится в тайной совещательной комнате.В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие врассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательнойкомнате могут присутствовать работники Секретариата КонституционногоСуда, необходимые для технического обеспечения совещания.В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию пообсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию. Председательствующий предоставляет слово каждому из судей по рассматриваемому вопросу. На совещании судей допускается обсуждение проекта решения, подготовленного судьей-докладчиком или другими судьями.Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путемпоименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.Председательствующий ставит на голосование формулировкирешения в порядке поступления. Судьи голосуют "за" или "против" и невправе воздержаться или не участвовать в голосовании.Согласно ст. 18 закона о Конституционном Суде Республики Беларусь, решение Конституционного Суда считается принятым при условии,что за него проголосовало большинство от полного состава судей.Если при принятии заключения по делу о конституционностинормативного акта голоса судей разделились поровну, решениесчитается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируютсявопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.Протокол совещания судей подписывается всеми судьями,участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению. Судья Конституционного Суда, не согласный с принятым решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Оно по желанию судьи публикуется в качестве приложения к решению Конституционного Суда в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».В белорусском законодательстве нет прямого ответа на то, могут ли судьи высказать особое мнение или это должен делать каждый судья. [3, с. 85 - 86]

Решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с законодательством, они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд вправе после оглашения решения исправить допущенные в нем неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счетные и другие ошибки редакционного характера.

Исправление допущенных в решении неточностей, описок, счетных и других ошибок редакционного характера допускается только в заседании Конституционного Суда путем вынесения соответствующего решения.

Заключения Конституционного Суда подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь».

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трехдневный срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате Представителей и Совету Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Премьер-министру Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному Прокурору Республики Беларусь, Министру юстиции Республики Беларусь сторонам по делу. Решения Конституционного Суда могут также быть направлены другим государственным органам и должностным лицам.

Решения Конституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, установленном Конституционным Судом. [7, c. 10]

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22, которым утверждено Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Конституционного Суда публикуются в газете «Звязда» (на белорусском языке) и «Народной газете» (на русском языке).

Официальное опубликование решений Конституционного Суда осуществляется на белорусском и русском языках в соответствии с подписанным подлинником. Направление решений Конституционного Суда для официального опубликования осуществляется Секретариатом Конституционного Суда. Согласно Декрету, правовые акты Конституционного Суда, направленные уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в соответствующие газеты для официального опубликования, должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения.

Пересмотр решения осуществляется только по инициативе Конституционного Суда путем голосования при наличии кворума и при получении большинства голосов от полного состава судей. Пересмотр решения производится Конституционным Судом с соблюдением правил Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь.

Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или а определенной части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Согласно ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанном на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Решения Конституционного Суда обязательны для исполнения и в силу закрепленного в ст. 137 Конституции верховенства конституционных норм, что является основной задачей и целью деятельности Конституционного Суда.

 


 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

 

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно. За некоторыми изъятиями, право выбора формы документа принадлежит Конституционному Суду. В Законе изложены требования, которым должно отвечать заключение. Что касается послания Конституционного Суда, его запросов, требований, а также иных решений по вопросам процедурного характера, то они оформляются в порядке, определенном Конституционным Судом (ст. 37 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь").

Согласно ст. 11 Закона пределы разрешения вопросов, поставленных га рассмотрение Конституционного Суда, определяет Конституционный Суд. Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, он устанавливает соответствие его Конституции., международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта;

3) с точки зрения разграничения компетенции государственных органов;

4) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие. [7, с. 10]

Конституционный Суд может вынести и решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензировать проекты актов, конституционность которых не может быть предметом его рассмотрения.

Есть основания утверждать, что Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного акта, осуществляет казуальное толкование Конституции. Причем по своей юридической силе оно даже выше, сем толкование Парламента, так как по инициативе уполномоченных на то субъектов конституционный закон о толковании Конституции также может быть проверен на предмет его соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционным Судом. Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд обычно анализирует широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию.

Конституционный Суд, ориентируясь на практику, при определении собственной позиции может критически ее оценить и высказать собственный подход к правоприменению.

В определенной мере уяснению смысла конституционной нормы могут способствовать акты толкования, принимаемые уполномоченными органами.

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При этом следует иметь в виду, что, в отличие от большинства других органов конституционного контроля, Конституционный Суд Республики Беларусь наделен правом проверки не только «верхнего слоя» нормативных актов (законов, актов Президента и др.), но и ведомственных нормативных актов, актов местных органов власти, т.е. «многоуровневого слоя». В связи с этим перед Конституционным Судом инициатором может быть поставлен вопрос о проверке соответствия, например, постановления Совета Министров, актов Верховного или Высшего Хозяйственного Суда законам, декретам или указам. [7, с. 12]

Однако, в процессе рассмотрения дела может возникнуть вопрос о конституционности самих законов, декретов, указов, на предмет проверки соответствия которым и внесено предложение в Конституционный Суд. Именно по этой причине при рассмотрении в 1995 году проекта о внесении изменений и дополнений в Закон высказывалась негативная оценка в части закрепления принципа конституционности нормативных актов. С учетом изложенного, Василевич Г.А. отмечает, что нужно изменить практику работы Конституционного Суда. В качестве обоснования он приводит следующие аргументы. По Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд наделен правом проверки конституционности всех нормативных актов, т.е. высшим актом является Конституция. (ст. 116) Согласно части первой ст. 11 Закона, пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, определяет Конституционный Суд. Поэтому если проверяемые вопросы содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счет. При этом надо иметь в виду, что Конституционный Суд может вынести заключение лишь по тому вопросу, который указан в обращении.

Если же аналогичные признанные неконституционными положения содержатся в другом акте, обладающем более высокой юридической силой, чем проверяемый, то Конституционный Суд обязан также рекомендовать компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией.

Но в то же время нужно иметь в виду, что Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон (ст. 11 Закона), в том числе и теми, которые были высказаны инициатором в письменном предложении в адрес Конституционного Суда. Хотя, конечно, они должны быть изучены и оценены. Определять, какие использовать аргументы, - исключительное право Конституционного Суда. [3, с. 112]

Заключение должно содержать: наименование заключения; дату и место его принятия; состав Конституционного Суда, принявшего решение; перечисление сторон, участников заседания; формулировку вопроса, основания для его рассмотрения; нормы Конституции и Закона, устанавливающие право или обязанность Конституционного Суда рассматривать данный вопрос; полное наименование акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования; обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; нормы Конституции, международно-правовых актов, Закона, которыми руководствовался Суд, принимая решение; наименование и дату вступившего в силу решения Конституционного Суда, если на него сделаны ссылки при подготовке данного решения; формулировку решения и его обоснование; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования.

В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одной части и неконституционным в другой или по одному делу акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в заключении Конституционного Суда. [7, с. 12]


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.008 с.)