Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.



Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.

В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7, «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 статьи 118) и имеется специальная статья о нем (статья 125). Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 3 статьи 4).

Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа (статьи 80, 94, 110, 126 и 127). Однако статья 125 Конституции о Конституционном Суде не содержит его определения в отличие от названных статей. Судя по всему, составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование в 1993 г. не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженного в четком определении.

Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Деятельность судебных органов регулируется ФКЗ «О суд системе в РФ».

Конституционный суд РФ как орган государственной власти, его место. (см в тетради)

Конституционный Суд РФ в государственной системе рассматривается: во-первых, как орган судебной власти; во-вторых, как высший орган государственной власти наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ; в-третьих, как орган, осуществляющий самостоятельный вид государственной власти так называемую контрольную власть.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе России. Его статус обусловлен спецификой компетенции в рамках судебного конституционного контроля, разрешением дел в сфере организации и осуществления публичной власти, взаимоотношений государства и личности. Конституционный Суд РФ является учреждением одного уровня с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Деятельность Суда направлена на обеспечение сбалансированного взаимодействия названных органов, гармоничное развитие системы российского права. Вместе с тем Конституционный Суд РФ является судебным органом, который призван решать исключительно вопросы права.

Конституционный Суд РФ в судебных заседаниях рассматривает и разрешает споры между высшими органами государственной власти, как федеральными, так и региональными (1). Помимо собственно правосудия, Конституционный Суд РФ реализует в рамках судебного конституционного контроля такие полномочия, как осуществление толкования Конституции РФ (2). Разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, внутригосударственных договоров и не вступивших в силу международных договоров РФ (3). Участие в процедуре отрешения Президента РФ от должности принятие заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (4). Участие в процедуре назначения референдума РФ принятие заключения о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) (5).

Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Это означает, что Конституционный Суд РФ не применяет соответствующую норму по конкретному делу для разрешения соответствующего дела, а исследует ее на предмет соответствия или несоответствия Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вправе давать официальное толкование Конституции РФ. Необходимость такого толкования обусловлена неопределенностью в понимании конституционных норм, как правило, по причине их общего характера, наличию пробелов или противоречивости, что на практике приводит к неправильному применению данных норм в процессе правотворчества, судебного и иного правоприменения.

Таким образом, толкование Конституции РФ представляет собой деятельность по уяснению ее текста, разъяснению, конкретизации содержания толкуемых положений. Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ по запросам уполномоченных субъектов на своих пленарных заседаниях, причем в отличие от решений по иным делам за постановление о толковании должно проголосовать большинство не менее 2/3 от общего числа судей.

Понятие и пределы компетенции (юрисдикции) конституционных судов.

Конституционный Суд РФ - государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

1) проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);

2) проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;

3) разрешение споров о компетенции;

4) официальное толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ

2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю подлежат изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов/

3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, и между региональными органами государственной власти.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти (межгосударственные договоры).

Структура Конституционного Суда.

В Конституционном Суде РФ нет структурных подразделений, осуществляющих правосудие. Им рассматриваются и разрешаются дела в заседаниях с проведением слушаний или без проведения слушаний.
Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивается аппаратом Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к его полномочиям.
Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей.
Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления, Управления делами и Представительства Конституционного Суда в Москве.
Для обеспечения деятельности руководства Конституционного Суда РФ и судей также созданы Секретариат Председателя Конституционного Суда РФ, Секретариаты Заместителей Председателя Конституционного Суда РФ и Аппараты судей.

Основания для отложения и прекращения производства по делу в конституционном суде.

 

Отложение заседания

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

 

Нормативно-правовое регулирование конституционного контроля.

В Конституции России нормы о Конституционном Суде включены в главу 7, «Судебная власть», где говорится об осуществлении судебной власти посредством конституционного и иных видов судопроизводства (ч. 2 статьи 118) и имеется специальная статья о нем (статья 125). Тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной ветви государственной власти. К федеральным судам относит Конституционный Суд и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (п. 3 статьи 4).

Статьи Конституции об институтах власти обычно начинаются с определения, характеризующего в краткой форме юридическую природу, функциональную направленность и место в системе власти соответствующего органа (статьи 80, 94, 110, 126 и 127). Однако статья 125 Конституции о Конституционном Суде не содержит его определения в отличие от названных статей. Судя по всему, составители проекта Конституции к моменту вынесения его на всенародное голосование в 1993 г. не сумели прийти к единству в характеристике статуса Конституционного Суда, выраженного в четком определении.

Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Деятельность судебных органов регулируется ФКЗ «О суд системе в РФ».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.007 с.)