Принята на заседании кафедры конституционного права и прав человека



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принята на заседании кафедры конституционного права и прав человека



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по образовательной деятельности

 

_____________________ профессор Р.Г. Минзарипов

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

Направление подготовки: 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Принята на заседании кафедры конституционного права и прав человека

(протокол № __1__ от «__6___» сентября 2011 г.)

Заведующий кафедрой

______________доц. Е.Б. Султанов

Утверждена Учебно-методической комиссией юридического факультета КФУ

(протокол № _____ от «___»______2011 г.)

Председатель комиссии

__________________доц. Н.И. Газетдинов

Казань – 2011

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Рабочая программа предназначена для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Конституционное право», обучающихся по направлению подготовки: 030900 Юриспруденция и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр.

Рабочая программа учебной дисциплины предполагает обучение в течение 2-го семестра I курса и 1-го семестра 2 курса с промежуточной формой контроля в виде зачета и итоговой формой контроля в виде экзамена.

Рабочая программа учебной дисциплины предполагает в качестве своей цели углубленное изучение важнейших положений конституционного права России.

1. Цели освоения дисциплины

  • овладение студентами общенаучными основами всей юриспруденции как единой системы знаний;
  • развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования государства и права с учетом современных реалий;
  • формирование представлений о природе и сущности государства и права;
  • получение знаний об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функций;
  • формирование представлений о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права;
  • получение знаний о роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
  • выработка умения оперировать юридическими понятиями и категориями;
  • овладение юридической терминологией;
  • подготовка к будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 направления подготовки 030900 Юриспруденция.

Учебная дисциплина «Конституционное право» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», «Муниципальное право», «Административное право» .

Для освоения данной учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общекультурные компетенции

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Профессиональные компетенции

  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
  • способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

знать:

  • особенности конституционного строя;
  • правовое положение граждан;
  • формы государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
  • основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права;
  • природу и сущность российского и конституционного права;
  • систему конституционного права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
  • природу и сущность конституционного законодательства РФ, основные этапы его развития;

уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно оформлять юридические документы;

владеть:

  • юридической терминологией;
  • навыками работы с правовыми актами;
  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

 

Примечание: примерные варианты тестов, задач, а также учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – см. планы семинаров и рекомендуемую в планах литературу.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

 

Очная форма. Дифференцированная тематика обучения.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет – 8 зачетных единиц – 288 часов

Количество семестров – 2.

Форма контроля (по семестрам) 1семестр - зачет, 2 семестр – экзамен

I семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие, предмет, истчоники, нормы и правоотношения. Конституционное право как отрасль и наука. I - -  
 
 
Учение о конституции. I  
-  
Основы конституционного строя РФ (понятие и структура) I  
 
Политическая система общества I  
Экономическая система общества I  
Социальная сфера конституционных отношений I  
Основы правового положения личности I тест
Гражданство РФ. I  
Основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии. I  
-  
Форма российского государства I  
 
Форма правления I  
Политический режим I тест

Итого: лекции – 30 часов

семинарские занятия – 42 часа

самостоятельная работа – 54 часа

II семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие и сущность национально-государственного и административно-территориального устройства II -  
-  
Понятие государства и национального суверенитета. Суверенитет и компетенция государства. II  
-  
Принципы унитаризма и федерализма. II  
Советская федерация. II  
Федеративное устройство современной России. II  
Правовой статус Республики Татарстан. II  
Субъекты РФ в системе федеративных отношений II  
тест
Административное устройство II  
Понятие и система органов государства II  
Избирательное право России II  
-  
Президент РФ и Правительство РФ II  
 
Федеративное Собрание РФ II  
Органы субъектов РФ и конституционные основы местного самоуправления II тест

 

 

Итого: лекции – 30 часов

семинарские занятия – 42 часа

самостоятельная работа – 54 часа

Всего лекции – 60 часов

семинарские занятия – 84 часа

самостоятельная работа – 108 часов

 

I семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие, предмет, истчоники, нормы и правоотношения. Конституционное право как отрасль и наука. I - -  
-  
Учение о конституции. I  
Основы конституционного строя РФ (понятие и структура) I -  
-  
Политическая система общества I  
-  
Экономическая система общества I -  
Социальная сфера конституционных отношений I -  
Основы правового положения личности I тест
Гражданство РФ.   I -  
Основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии. I  
-  
Форма российского государства   I -  
-  
Форма правления   I -  
Политический режим I - тест
-  

Итого: лекции – 20 часов

семинарские занятия – 28 часов

самостоятельная работа – 75 часов

 

II семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие и сущность национально-государственного и административно-территориального устройства II - -  
-  
Понятие государства и национального суверенитета. Суверенитет и компетенция государства. II -  
-  
Принципы унитаризма и федерализма. II  
Советская федерация. Федеративное устройство современной России. II -  
-  
Правовой статус Республики Татарстан. II -  
Субъекты РФ в системе федеративных отношений II -  
  Административное устройство II  
- тест
Понятие и система органов государства II  
Избирательное право России II  
  II -  
Президент РФ и Правительство РФ II  
  -  
Федеративное Собрание РФ II  
Органы субъектов РФ и конституционные основы местного самоуправления II тест

Итого: лекции – 22 часа

семинарские занятия – 32 часов

самостоятельная работа –75 часа

 

Всего лекции – 42 часа

семинарские занятия – 60 часов

самостоятельная работа – 150 часов

I семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие, предмет, истчоники, нормы и правоотношения. Конституционное право как отрасль и наука. I - -  
 
 
Учение о конституции. I  
-  
Основы конституционного строя РФ (понятие и структура) I  
 
Политическая система общества I  
Экономическая система общества I  
Социальная сфера конституционных отношений I  
Основы правового положения личности I тест
Гражданство РФ. I  
Основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии. I  
-  
Форма российского государства I  
 
Форма правления I  
Политический режим I тест

Итого: лекции – 10 часов

семинарские занятия – 16 часов

самостоятельная работа – часа

 

II семестр

    № п/п   Раздел дисциплины Семестр   Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)  
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Понятие и сущность национально-государственного и административно-территориального устройства II -  
-  
Понятие государства и национального суверенитета. Суверенитет и компетенция государства. II  
-  
Принципы унитаризма и федерализма. II  
Советская федерация. II  
Федеративное устройство современной России. II  
Правовой статус Республики Татарстан. II  
Субъекты РФ в системе федеративных отношений II  
тест
Административное устройство II  
Понятие и система органов государства II  
Избирательное право России II  
-  
Президент РФ и Правительство РФ II  
 
Федеративное Собрание РФ II  
Органы субъектов РФ и конституционные основы местного самоуправления II тест

 

Итого: лекции – 10 часов

семинарские занятия – 16 часов

самостоятельная работа – часа

 

V. Образовательные технологии

Лекции. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.

Практические занятия. На практических занятиях студенты обсуждают предлагаемые им вопросы. Часть практических занятий проводится в форме диалога. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям студенты могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.

 

Тема

Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г (4 часа)

Понятие конституции и её политико-правовое содержание.

Развитие конституционной идеи в дореволюционной России.

Юридические особенности Конституции (высшая юридическая сила норм, особый порядок принятия и изменения, учредительный и программный характер; Конституция как правотворческая база текущего законодательства). Прямое действие конституции.

Конституция РСФСР 1918г. – первая Советская Конституция.

Конституции СССР 1924, 1936, 1977 г.г. и их роль в развитии конституционного законодательства РСФСР. Конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 г.г. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993г.

Сущность и структура действующей Конституции РФ, порядок её принятия, изменения и пересмотра. Конституция РФ и режим чрезвычайного, а также военного положения.

Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Конституция РФ и Федеративный Договор.

Конституция Республики Татарстан: история, развитие, система, правовые особенности, соотношение с Конституцией РФ.

Тема (4 часа)

Президент РФ, Федеральное собрание РФ. Правительство РФ.

Судебная власть в РФ

Принципы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации. Статус судей и гарантии его соблюдения.

Конституционный суд РФ: порядок образования, структура, функции, компетенция, акты, процессуальные основы деятельности, гарантии исполнения решений. Взаимодействие с органами конституционного контроля субъектов РФ. Суды общей и арбитражной юрисдикции.

Основы организации и деятельности Прокуратуры РФ. Система органов Прокуратуры и их важнейшие полномочия.

Тема (1 час).

Российской Федерации

Виды, формирование, принципы организации и полномочия представительных (законодательных) и исполнительно-распорядительных органов государственной власти субъектов РФ. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за издание неправомерных актов.

Тема (2 часа).

Методические указания

В планах для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие уяснению по соответствующей теме, задачи которые не­обходимо решать при домашней подготовке и в ходе аудитор­ных групповых занятий, приводятся контрольные вопросы и тесты.

Ре­комендованные в заданиях к соответствующим темам литератур­ные источники являются, в основном, дополнительными к учебникам и учеб­ным пособиям. При этом следует иметь в виду, что дополнительная литература по теме студентом избирается по его усмотрению, а также с учетом наличия в читальном зале или абонементе науч­ной библиотеки. Студентам также предлагается активно использовать Интернет.

Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия.

Подготовка студентов к семинарским занятиям и последующее выступление является одной из форм изучения дисциплины «Конституционное право». Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.

При подготовке студент должен уяснить цели и задачи исследования, изучить учебную литературу, специальную литературу, в случае необходимости обратиться к отечественным и зарубежным источникам права. Подготовить доклад только по одному учебнику нельзя, так как последний больше играет роль методологического ориентира, призванного помочь студенту разобраться в большом объеме дополнительной литературы. Изучая учебную и специальную литературу, необходимо выявить и сопоставить позиции отдельных авторов, попытаться выработать свою точку зрения.

Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать учебники по теории государства и права; статьи и материалы юридических журналов, особенно журнала «Государство и право», «Журнал российского права», «Известия высших учебных заведений. Правоведение», «Российский юридический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Учёные записки Казанского государственного университета. (Серия «Гуманитарные науки»)» дополнительную общетеоретическую и специально-правовую литературу; нормативно-правовые акты и комментарии к ним; словари и иную справочную литературу; работы по философии, политологии, социологии и другим общественным наукам.

Семинар

Тема: Понятие конституционного права как отрасли и науки (2 часа)

Основные вопросы темы:

1. Понятие, предмет, система конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права России.

2. Конституционно-правовые нормы, их структура, особенности и виды. Конституционно-правовые институты.

3. Понятие, особенности и виды конституционных правоотношений. Основания их возникновения, применения и прекращения.

4. Источники конституционного права.

5. Понятие, предмет, методология, система и источники науки конституционного права.

Контрольные вопросы:

1. Могут ли нормы конституционного права входить в другие отрасли права?

2. Как следует классифицировать конституционные отношения по объекту и предмету?

3. Может ли считаться источником конституционного права послание Президента РФ Федеральному Собранию?

4. Может ли наука конституционного права реализовать общественное сознание?

Задача:

Правительство одной из республик России своим постановлением увеличило на 1% ставку налога с продаж, установленную законом этой республики. Правомерно ли это постановление правительства с точки зрения юридической силы актов конституционного права?

Образец тестового задания:

Предметом непосредственного регулирования норм конституционного права РФ являются общественные отношения:

а) в сфере товарооборота

б) в сфере исполнения наказаний

в) в сфере сбора налогов

г) в сфере организации деятельности Гос. Думы РФ

Рекомендуемая литература:

Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2004.

Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации //Журнал российского права. – 2001. - № 11.

Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов, 1998г.

Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М, 1997г.

Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. – Тюмень, 1998г.

Основин В.С. особенности конституционных норм // советское государство и право. – 1979, №4.

Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. – Саратов, 2002.

Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государства. – М, 1969г.

Семинар

Тема: Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль (4 часа)

Основные вопросы темы:

1 Понятие, сущность и правовые свойства Конституции.

2 Развитие конституционного законодательства СССР и Российской Федерации. Принятие Конституции РФ 1993г.

3 Система Конституции РФ 1993г. Порядок принятия и изменения Конституции. Пересмотр Конституции. Конституция РФ и режим чрезвычайного положения. Режим военного положения.

4 Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов РФ.

5 Конституция Республики Татарстан: принятие, структура, правовые особенности.

6 Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Контрольные вопросы:

1. Что делает возможным расхождение между юридической и фактической конституциями? Проиллюстрируйте ответ на основе советских конституций.

2. Что такое прямое действие конституции? Дайте практические примеры.

3. Каково соотношение понятий «конституционная поправка» и «пересмотр конституции»?

4. Почему не мог быть объявлен режим военного положения в Чечне?

5. Что такое «октроирование»? Имели ли место попытки октроирования конституции в российской истории, а если да, то какие?

6. Действовала ли Конституция Татарской АССР, принятая в 1926г.?

Задачи:

1. Несколько депутатов Гос. Думы ФС РФ после ратификации этой палатой договора между Россией и Украиной направили в Конституционный суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ данного договора. Однако Совет Федерации ФС РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда, ратифицировал этот договор. Законно ли действовал Совет Федерации?

2. Гр. А. был привлечён к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. В суде он заявил, что его религиозным и пацифистским убеждениям противоречит несение военной службы и, несмотря на отсутствие закона об альтернативной службе, он намерен нести именно альтернативную службу в соответствии со ст.59 Конституции РФ. Как бы Вы поступили на месте Суда?

Образцы тестовых заданий:

1. Конституция РФ 1918г. была принята:

a) Референдумом

b) Верховным Советом

c) Конституционным Собранием

d) Учредительным Собранием

e) Всероссийским Съездом советов

2.Какое из перечисленных понятий можно отнести к основным юридическим свойствам конституции:

a) Нормативность

b) Формальная определённость

c) Учредительный характер

d) Государственный суверенитет

e) Публичная власть

3. Как называлось собрание конституционных актов Российской империи, действовавших до Февральской революции 1917г.:

a) Конституция Российской империи

b) Основные государственные законы

c) Принципы государственного управления

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации.

Конституция Республики Татарстан. – Казань, 1992 г.

Конституция Республики Татарстан с изм. и доп. – Казань, 2005 г. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г. // собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993, № 42.

О результатах всенародного голосования по проекту Конституции РФ // Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 1993г. – Российская газета, 1993г., 25 декабря.

ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 // Российская газета, 2001, 2 июня.

ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002г. // РФ, 2002г., 2 февраля.

ФКЗ от 21 июля 1994г. О Конституционном Суде РФ // собрание законод. РФ, 1994г., 13, ст. 1447. С дополнениями, внесёнными ФКЗ от 15 декабря 2001г.

Закон республики Татарстан от 30 октября 1998г. о внесении изменений и дополнений в Закон от 22 декабря 1992г. «О Конституционном Суде Республики Татарстан». - Казань, 1999г.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М, 2000г.

Авакьян С.А. Нормативное значение решений Конституционных судов. – Вестник МГУ, серия 11 «Право», 2004 г.

Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. – М., 2005 г.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие. – М, 1998г.

Гатауллин А.Г., Железнов Б.Л. Конституционный контроль в субъектах РФ. – Казань, 2001г.

Кудинов О.А. официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. // Государство и право. – 2002. - № 5.

Кукушкин Ю.С.Чистяков О.И. Очерки истории советской конституции. – М, 1980г.

Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1996г.

Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005 г.

Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 г.г.). – М., 1997.

Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России – М,1995г.

Семинар

Тема: Основы конституционного строя РФ (4 часа)

Основные вопросы темы:

1. Понятие конституционного строя РФ. Структура конституционных отношений.

2. Механизм политической власти:

a) Место государственной власти и её органов в системе политической организации общества; государство и гражданское общество.

b) Общественные объединения. Особенности политических партий;

c) Социально-экономические организации работников и предпринимателей;

d) Представительная и прямая демократия. Референдум. Местное самоуправление как форма народовластия;

3. Экономическая система:

a)Понятие и составные части; принципы.

b) Собственность: сущность, формы, основы государственного регулирования;

c)общественно-полезный труд.

4. Социальная сфера общественных отношений: социальная структура общества, социальная справедливость, разгосударствление социальных отношений в современной России.

Контрольные вопросы:

1. Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г: корпус избирателей, население страны, граждане России или что-то ещё?

2. Что отличает государственную власть от иных видов политической власти?

3. Каково, на Ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета?

4. Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения властей (ст. 10) и единства государственной власти (ч 3 ст.5)?

5. Как соотносятся между собой разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ)?

Задачи:

1. Районному обществу садоводов было отказано в регистрации по той причине, что в районе уже действует представительство экологического движения «Кедр». Правомерен ли подобный отказ? Может ли он быть обжалован и в какой орган? Сможет ли общество садоводов существовать без регистрации?

2. Несколько известных предпринимателей обратились к Президенту РФ с просьбой назначить всероссийский референдум по вопросу о применении принятого недавно



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.013 с.)