Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принята на заседании кафедры конституционного права и прав человека↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
"УТВЕРЖДАЮ" Проректор по образовательной деятельности
_____________________ профессор Р.Г. Минзарипов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» Направление подготовки: 030900 Юриспруденция Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Принята на заседании кафедры конституционного права и прав человека (протокол № __1__ от «__6___» сентября 2011 г.) Заведующий кафедрой ______________доц. Е.Б. Султанов Утверждена Учебно-методической комиссией юридического факультета КФУ (протокол № _____ от «___»______2011 г.) Председатель комиссии __________________доц. Н.И. Газетдинов Казань – 2011 КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Рабочая программа предназначена для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Конституционное право», обучающихся по направлению подготовки: 030900 Юриспруденция и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр. Рабочая программа учебной дисциплины предполагает обучение в течение 2-го семестра I курса и 1-го семестра 2 курса с промежуточной формой контроля в виде зачета и итоговой формой контроля в виде экзамена. Рабочая программа учебной дисциплины предполагает в качестве своей цели углубленное изучение важнейших положений конституционного права России. 1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла Б.3 направления подготовки 030900 Юриспруденция. Учебная дисциплина «Конституционное право» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», «Муниципальное право», «Административное право». Для освоения данной учебной дисциплины «Конституционное право» необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Общекультурные компетенции
Профессиональные компетенции
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: знать:
уметь:
владеть:
Примечание: примерные варианты тестов, задач, а также учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – см. планы семинаров и рекомендуемую в планах литературу. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Очная форма. Дифференцированная тематика обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 8 зачетных единиц – 288 часов Количество семестров – 2. Форма контроля (по семестрам) 1семестр - зачет, 2 семестр – экзамен I семестр
Итого: лекции – 30 часов семинарские занятия – 42 часа самостоятельная работа – 54 часа II семестр
Итого: лекции – 30 часов семинарские занятия – 42 часа самостоятельная работа – 54 часа Всего лекции – 60 часов семинарские занятия – 84 часа самостоятельная работа – 108 часов
I семестр
Итого: лекции – 20 часов семинарские занятия – 28 часов самостоятельная работа – 75 часов
II семестр
Итого: лекции – 22 часа семинарские занятия – 32 часов самостоятельная работа –75 часа
Всего лекции – 42 часа семинарские занятия – 60 часов самостоятельная работа – 150 часов I семестр
Итого: лекции – 10 часов семинарские занятия – 16 часов самостоятельная работа – часа
II семестр
Итого: лекции – 10 часов семинарские занятия – 16 часов самостоятельная работа – часа
V. Образовательные технологии Лекции. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя. Практические занятия. На практических занятиях студенты обсуждают предлагаемые им вопросы. Часть практических занятий проводится в форме диалога. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям студенты могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.
Тема Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г (4 часа) Понятие конституции и её политико-правовое содержание. Развитие конституционной идеи в дореволюционной России. Юридические особенности Конституции (высшая юридическая сила норм, особый порядок принятия и изменения, учредительный и программный характер; Конституция как правотворческая база текущего законодательства). Прямое действие конституции. Конституция РСФСР 1918г. – первая Советская Конституция. Конституции СССР 1924, 1936, 1977 г.г. и их роль в развитии конституционного законодательства РСФСР. Конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 г.г. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993г. Сущность и структура действующей Конституции РФ, порядок её принятия, изменения и пересмотра. Конституция РФ и режим чрезвычайного, а также военного положения. Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Конституция РФ и Федеративный Договор. Конституция Республики Татарстан: история, развитие, система, правовые особенности, соотношение с Конституцией РФ. Тема (4 часа) Президент РФ, Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная власть в РФ Принципы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации. Статус судей и гарантии его соблюдения. Конституционный суд РФ: порядок образования, структура, функции, компетенция, акты, процессуальные основы деятельности, гарантии исполнения решений. Взаимодействие с органами конституционного контроля субъектов РФ. Суды общей и арбитражной юрисдикции. Основы организации и деятельности Прокуратуры РФ. Система органов Прокуратуры и их важнейшие полномочия. Тема (1 час). Российской Федерации Виды, формирование, принципы организации и полномочия представительных (законодательных) и исполнительно-распорядительных органов государственной власти субъектов РФ. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за издание неправомерных актов. Тема (2 часа). Методические указания В планах для подготовки студентов к семинарским занятиям сформулированы вопросы, подлежащие уяснению по соответствующей теме, задачи которые необходимо решать при домашней подготовке и в ходе аудиторных групповых занятий, приводятся контрольные вопросы и тесты. Рекомендованные в заданиях к соответствующим темам литературные источники являются, в основном, дополнительными к учебникам и учебным пособиям. При этом следует иметь в виду, что дополнительная литература по теме студентом избирается по его усмотрению, а также с учетом наличия в читальном зале или абонементе научной библиотеки. Студентам также предлагается активно использовать Интернет. Сформулированные в планах занятий по соответствующей теме вопросы коллективно обсуждаются на семинарских занятиях. По мере необходимости в ходе занятия преподаватель может формулировать другие вопросы и тестовые задания, которые не нашли отражения в плане занятия. Подготовка студентов к семинарским занятиям и последующее выступление является одной из форм изучения дисциплины «Конституционное право». Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием рукописного конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. В процессе доклада студент должен изложить основные положения рассматриваемого вопроса, обратить внимание на его дискуссионные аспекты, быть готовым ответить на дополнительные вопросы преподавателя и аудитории. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта. При подготовке студент должен уяснить цели и задачи исследования, изучить учебную литературу, специальную литературу, в случае необходимости обратиться к отечественным и зарубежным источникам права. Подготовить доклад только по одному учебнику нельзя, так как последний больше играет роль методологического ориентира, призванного помочь студенту разобраться в большом объеме дополнительной литературы. Изучая учебную и специальную литературу, необходимо выявить и сопоставить позиции отдельных авторов, попытаться выработать свою точку зрения. Составление конспекта отнюдь не предполагает полное переписывание всего материала. Необходимо обработать изученный материал и выделить самое важное. Последнее и должно лечь в основу конспекта. Для удобства изложения студент может составлять графики, таблицы и т.д. При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать учебники по теории государства и права; статьи и материалы юридических журналов, особенно журнала «Государство и право», «Журнал российского права», «Известия высших учебных заведений. Правоведение», «Российский юридический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 11, Право», «Учёные записки Казанского государственного университета. (Серия «Гуманитарные науки»)» дополнительную общетеоретическую и специально-правовую литературу; нормативно-правовые акты и комментарии к ним; словари и иную справочную литературу; работы по философии, политологии, социологии и другим общественным наукам. Семинар Тема: Понятие конституционного права как отрасли и науки (2 часа) Основные вопросы темы: 1. Понятие, предмет, система конституционного права как отрасли права. Место конституционного права в системе права России. 2. Конституционно-правовые нормы, их структура, особенности и виды. Конституционно-правовые институты. 3. Понятие, особенности и виды конституционных правоотношений. Основания их возникновения, применения и прекращения. 4. Источники конституционного права. 5. Понятие, предмет, методология, система и источники науки конституционного права. Контрольные вопросы: 1. Могут ли нормы конституционного права входить в другие отрасли права? 2. Как следует классифицировать конституционные отношения по объекту и предмету? 3. Может ли считаться источником конституционного права послание Президента РФ Федеральному Собранию? 4. Может ли наука конституционного права реализовать общественное сознание? Задача: Правительство одной из республик России своим постановлением увеличило на 1% ставку налога с продаж, установленную законом этой республики. Правомерно ли это постановление правительства с точки зрения юридической силы актов конституционного права? Образец тестового задания: Предметом непосредственного регулирования норм конституционного права РФ являются общественные отношения: а) в сфере товарооборота б) в сфере исполнения наказаний в) в сфере сбора налогов г) в сфере организации деятельности Гос. Думы РФ Рекомендуемая литература: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2004. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации //Журнал российского права. – 2001. - № 11. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов, 1998г. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М, 1997г. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. – Тюмень, 1998г. Основин В.С. особенности конституционных норм // советское государство и право. – 1979, №4. Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. – Саратов, 2002. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государства. – М, 1969г. Семинар Тема: Теория, история и практика конституционного законодательства. Конституционный контроль (4 часа) Основные вопросы темы: 1 Понятие, сущность и правовые свойства Конституции. 2 Развитие конституционного законодательства СССР и Российской Федерации. Принятие Конституции РФ 1993г. 3 Система Конституции РФ 1993г. Порядок принятия и изменения Конституции. Пересмотр Конституции. Конституция РФ и режим чрезвычайного положения. Режим военного положения. 4 Соотношение Конституции РФ с конституциями и уставами субъектов РФ. 5 Конституция Республики Татарстан: принятие, структура, правовые особенности. 6 Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации и Республике Татарстан. Контрольные вопросы: 1. Что делает возможным расхождение между юридической и фактической конституциями? Проиллюстрируйте ответ на основе советских конституций. 2. Что такое прямое действие конституции? Дайте практические примеры. 3. Каково соотношение понятий «конституционная поправка» и «пересмотр конституции»? 4. Почему не мог быть объявлен режим военного положения в Чечне? 5. Что такое «октроирование»? Имели ли место попытки октроирования конституции в российской истории, а если да, то какие? 6. Действовала ли Конституция Татарской АССР, принятая в 1926г.? Задачи: 1. Несколько депутатов Гос. Думы ФС РФ после ратификации этой палатой договора между Россией и Украиной направили в Конституционный суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ данного договора. Однако Совет Федерации ФС РФ, не дожидаясь решения Конституционного Суда, ратифицировал этот договор. Законно ли действовал Совет Федерации? 2. Гр. А. был привлечён к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. В суде он заявил, что его религиозным и пацифистским убеждениям противоречит несение военной службы и, несмотря на отсутствие закона об альтернативной службе, он намерен нести именно альтернативную службу в соответствии со ст.59 Конституции РФ. Как бы Вы поступили на месте Суда? Образцы тестовых заданий: 1. Конституция РФ 1918г. была принята: a) Референдумом b) Верховным Советом c) Конституционным Собранием d) Учредительным Собранием e) Всероссийским Съездом советов 2.Какое из перечисленных понятий можно отнести к основным юридическим свойствам конституции: a) Нормативность b) Формальная определённость c) Учредительный характер d) Государственный суверенитет e) Публичная власть 3. Как называлось собрание конституционных актов Российской империи, действовавших до Февральской революции 1917г.: a) Конституция Российской империи b) Основные государственные законы c) Принципы государственного управления Рекомендуемая литература: Конституция Российской Федерации. Конституция Республики Татарстан. – Казань, 1992 г. Конституция Республики Татарстан с изм. и доп. – Казань, 2005 г. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993г. // собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993, № 42. О результатах всенародного голосования по проекту Конституции РФ // Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 20 декабря 1993г. – Российская газета, 1993г., 25 декабря. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 // Российская газета, 2001, 2 июня. ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002г. // РФ, 2002г., 2 февраля. ФКЗ от 21 июля 1994г. О Конституционном Суде РФ // собрание законод. РФ, 1994г., 13, ст. 1447. С дополнениями, внесёнными ФКЗ от 15 декабря 2001г. Закон республики Татарстан от 30 октября 1998г. о внесении изменений и дополнений в Закон от 22 декабря 1992г. «О Конституционном Суде Республики Татарстан». - Казань, 1999г. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М, 2000г. Авакьян С.А. Нормативное значение решений Конституционных судов. – Вестник МГУ, серия 11 «Право», 2004 г. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. – М., 2005 г. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. – М, 1998г. Гатауллин А.Г., Железнов Б.Л. Конституционный контроль в субъектах РФ. – Казань, 2001г. Кудинов О.А. официальные конституционные проекты Российской империи XIX в. // Государство и право. – 2002. - № 5. Кукушкин Ю.С.Чистяков О.И. Очерки истории советской конституции. – М, 1980г. Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. - Казань, 1996г. Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005 г. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 г.г.). – М., 1997. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России – М,1995г. Семинар Тема: Основы конституционного строя РФ (4 часа) Основные вопросы темы: 1. Понятие конституционного строя РФ. Структура конституционных отношений. 2. Механизм политической власти: a) Место государственной власти и её органов в системе политической организации общества; государство и гражданское общество. b) Общественные объединения. Особенности политических партий; c) Социально-экономические организации работников и предпринимателей; d) Представительная и прямая демократия. Референдум. Местное самоуправление как форма народовластия; 3. Экономическая система: a)Понятие и составные части; принципы. b) Собственность: сущность, формы, основы государственного регулирования; c)общественно-полезный труд. 4. Социальная сфера общественных отношений: социальная структура общества, социальная справедливость, разгосударствление социальных отношений в современной России. Контрольные вопросы: 1. Что означает категория «народ» по смыслу ст. 3 Конституции РФ 1993г: корпус избирателей, население страны, граждане России или что-то ещё? 2. Что отличает государственную власть от иных видов политической власти? 3. Каково, на Ваш взгляд, соотношение народного и государственного суверенитета? 4. Нет ли в Конституции РФ противоречия между принципами разделения властей (ст. 10) и единства государственной власти (ч 3 ст.5)? 5. Как соотносятся между собой разделение властей и разграничение предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ)? Задачи: 1. Районному обществу садоводов было отказано в регистрации по той причине, что в районе уже действует представительство экологического движения «Кедр». Правомерен ли подобный отказ? Может ли он быт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.01 с.) |