Основы конституционного права Российской Федерации




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного права Российской Федерации



Основы конституционного права Российской Федерации

«Понятие и предмет конституционного права России как отрасли российского права»

1 Общее понятие, предмет, цели и задачи конституционного права РФ.

2 Система конституционного права РФ.

3 Система источников конституционного права

4 Понятие и признаки конституции как основного закона

5 Толкование конституции

6 Конституционное развитие России

Общее понятие, цели, задачи, предмет конституционного права

 

Термин «конституционное право» употребляется в трех значениях. Во-первых, это отрасль права, представляющая собой совокупность конституционно- правовых норм, действующих на территории данного государства и направленных на урегулирование общественных отношений, представляющих предмет конституционного права. Во-вторых, это наука, которая изучает конституционное право России, апеллирует к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, исследует процессы становления конституционно-правовых норм и отношений, формулирует понятия и дает им научную трактовку. В-третьих – учебная дисциплина, основанная на данных науки и направленная на изучение как действующих нормативно-правовых актов, так и теории конституционного права.

В современной науке термины «государственное» и «конституционное» право используются как тождественные.

Предметом конституционного права выступают две группы общественных отношений: наиболее важная из них – охрана прав и свобод человека – находится в сфере отношений человек-государство. Вторая – устройство государства и государственной власти – находится в сфере государственной власти.

Первая группа отношений регулируется не только конституционным правом, но и другими отраслями права. Конституционно-правовые нормы закрепляют правовой статус человека, его основные права и свободы, а также обязанности. Через права и свободы человека складывается и определенный общественный порядок: формы собственности, экономика, политическая система, социальные отношения и так далее.

Вторая группа отношений – устройство государства – предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого круга отношений между ними.

Конституционное право регулирует наиболее важные и сложные сферы общественной жизни, именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права – в этом системообразующая роль данной отрасли.

Конституционное право применяет метод общего регулирования соответствующих общественных отношений, создавая их конституционно-правовые основы. Опираясь на исходные нормы конституционного права, различные отрасли осуществляют боле подробное регулирование соответствующих общественных отношений. Так, например, в Конституции 1993 г. впервые закреплено право на жизнь (ч.1 ст.20), которое не значилось ни в одной из прежних российских конституций. Это право неотъемлемо от человека, государство должно создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека – и все это конкретизируется отраслевым законодательством, которое регулирует охрану труда и здоровья, поддержку семьи, развитие социальной сферы.

Таким образом, конституционное право – ведущая отрасль национального права России. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, а именно: основы конституционного строя РФ; правовой статус человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Система конституционного права

 

Система конституционного права представляет собой объединение конституционных норм в группы в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых общественных отношений и значения норм. Критерием для образования системы конституционного права являются институты, то есть группы норм, регулирующих относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.

Конституция указывает на важнейшие институты конституционного права: основы конституционного строя; основные права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство; законодательная власть; исполнительная власть; государственная власть субъектов РФ; судебная власть и прокуратура; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр Конституции. Конституция РФ не содержит главы, закрепляющей избирательную систему, однако институт избирательного права и избирательной системы является одним из важнейших институтов конституционного права РФ.

 

Толкование конституции

 

Толкование конституции – это особая деятельность компетентных органов по разъяснению конституционных норм и принципов. Толкования конституции становятся частью основного текста, поэтому они общеобязательны для органов государства, всех организаций и граждан.

Требования к толкованию конституции вытекают из ее важности как Основного Закона государства. Толкование не должно служить интересам какой-то политической элиты и нарушать права и свободы человека.

В РФ общеобязательное толкование отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ. Процедура толкования имеет сложную, установленную законом процедуру. В РФ это возможно только на пленарном заседании Конституционного Суда, а обратиться за толкованием может ограниченный законом круг субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Государственная Дума, фракции Государственной Думы, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов.

 

Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.

 

К числу юридических свойств российской Конституции относятся следующие:

1 верховенство Конституции – это свойство Основного Закона означает, что Конституция занимает первое место в иерархии нормативно- правовых актов России.

2- высшая юридическая сила норм Конституции. Это юридическое свойство означает, что Конституция обязательна для всех граждан, все нормативно- правовые акты не должны ей противоречить. Деятельность всех органов государственной власти должна соответствовать Конституции. Верховенство Конституции и высшая юридическая сила позволяют установить режим конституционной законности на территории страны;

3 прямое действие Конституции РФ установлено ч.1 ст.15 Основного закона РФ. Это свойство означает, что нормы Конституции должны и могут применяться прямо и непосредственно. Наиболее важно такое действие Конституции для защиты прав и свобод человека;

4 Конституция РФ – это ядро национальной правовой системы. Так, изменение или принятие новой Конституции всегда влечет за собой изменение текущего законодательства.

5 стабильный характер Конституции. Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчи­вость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.

 

«Основы конституционного строя Российской Федерации»

1 Понятие конституционного строя.

2 Конституционные характеристики РФ.

5 Основы организации государственной власти и местного самоуправления.

6 Экономические и политические основы конституционного строя.

 

Конституционные обязанности

В Конституции зафиксированы следующие обязанности:

1 Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15 Конституции РФ). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев, и на лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

2 Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Налоги существуют в любом государстве, они используются для содержания армии, идут на нужды образования, культуры, медицины, пенсии и т.д. К неплательщикам налогов применяются санкции.

3 Обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58). Исполнение этой обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушения со стороны других.

4 Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Эта обязанность возлагается государством на родителей.

5 Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники культуры и истории (ч. 3 ст. 44).

6. Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами РФ. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

Ограничение прав и свобод

В РФ регулирование вопросов ограничения прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Ч. 2 ст. 55 Конституции гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция выделяет и два условия ограничения: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом; 2) права могут быть ограничены только в той степени, в которой это необходимо. В мировой конституционной практике общепризнано, что ограничения прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения. Это правило установлено Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4). Ч. 1 ст. 56 Конституции РФ устанавливает: «Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом». В РФ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств:

1 при попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов, блокирования или захвата особо важных объектов и отдельных местностей. При подготовке и формировании незаконных вооруженных формирований;

2. при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях.

Законом установлен и исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод: особый режим въезда и выезда; ограничение свободы передвижения; запрещение проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий. В наиболее опасных случаях допускаются следующие ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати; приостановление деятельности политических партий и общественных объединений; запрещение продажи оружия; спиртных напитков; продление срока задержания подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений (не более чем на 3 месяца). В условиях чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы. Срок действия ЧП на всей территории РФ не может превышать 30 суток, в отдельных местностях – 60 суток.

Ограничение прав и свобод возможно и в условиях военного положения. Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии.

Ограничения прав и свобод регулируются и другими законами.

 

«Гражданство Российской Федерации»

1Понятие гражданства.

2 Приобретение и прекращение гражданства РФ.

3 Государственные органы по делам гражданства.

Понятие гражданства

Основой правового статуса человека и гражданина является институт гражданства. Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей. В РФ основные принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ):

1 гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием для сохранения суверенитета государства и его целостности. Равное гражданство означает, что независимо от способов его приобретения граждане равны.

2 Гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его принудительно.

3 Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер

 

Через 10 дней после выборов Центризбирком определяет их результаты. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то назначается второй тур голосования – через 21 день, и в нем участвуют два кандидата, получившие большее по сравнению с другими количество голосов. При повторных выборах избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем его соперник.

Избранный президент вступает в должность на 30-ый день со дня официального объявления результатов выборов, при вступлении на должность он принимает присягу, текст которой содержится в Конституции, в присутствии депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, судей Конституционного Суда.

 

Полномочия Президента РФ

 

Президент Российской Федерации обладает широким кругом как исключительных полномочий, то есть принадлежащих только ему, так и полномочий, соприкасающихся с полномочиями других органов государственной власти.

1 Полномочия представительского характера, производные от статуса Президента как главы государства: 1) Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п. 4, ст. 89 Конституции РФ); 2) Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; 3) Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «а» ст.89 Конституции, ст. 28 – 29 Закона «О гражданстве РФ»; 4) Президент РФ осуществляет помилование (пп. «б», «в» ст. 89 Конституции РФ и др.

2 Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка: 1) Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87); 2) Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; 3) Президент РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст. 87 Конституции РФ; ФКЗ РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г.); 4) Президент РФ вводит чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции и ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.).

3 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти: 1) Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатуру которого он представляет на согласование Государственной Думе (п. «а» ст. 83, ст. 111 Конституции РФ). 2) Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д», ст. 83 Конституции РФ); 3) Президент РФ имеет монопольное право принимать отставку Правительства независимо от основания, даже если ее инициируют иные компетентные субъекты (п. «в» ст. 83, ст. 117 Конституции РФ); 4)Президент РФ предоставляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка (п. «г» ст. 83 Конституции РФ); 5) Президент РФ располагает полномочиями не только по формированию исполнительной власти, но и по ее функционированию – имеет право председательствовать в заседаниях правительства (п. «б» ст. 83 Конституции РФ).

4 Полномочия по отношению к законодательной власти:

1) Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, но делает это не произвольно, а в соответствии с Конституцией и ФЗ (п. «а» ст. 84 Конституции РФ);

2) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренной законом: в случае трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства (п. 4 ст. 111 Конституции РФ); в случае, если Государственная Дума выражает вотум недоверия Правительству РФ (п. 3 ст. 117 Конституции РФ); в ситуации, когда Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, которое поставило перед Президентом вопрос о доверии (п. 4 ст. 117 Конституции РФ). Полномочия Президента по роспуску Государственной Думы ограничены, они заключаются и в том, что Госдума не может быть распущена в следующих случаях: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период введения на территории всей страны чрезвычайного или военного положения (пп. 1, 2, 4, 5 ст. 109 Конституции РФ); в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Обратим внимание, что Президент не может распускать Совет Федерации. После роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем условием, чтобы Государственная Дума в новом составе приступила к работе не позднее чем через 4 месяца после роспуска.

3) Президент РФ подписывает и обнародует ФЗ. Он вправе отклонить закон (ст. 107), но 2/3 голосов обеих палат вето Президента преодолевается.

4) Президент назначает референдум (п. «в» ст. 84 Конституции РФ).

5) Президент издает два вида нормативно-правовых актов: указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ), которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).

6) В каждой их палат парламента есть полномочные представители Президента Российской Федерации.

5 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере формирования судебной власти. Президент имеет право представлять кандидатуры для назначения Советом Федерации на должности судей высших судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ) и назначать судей иных судов. Он предоставляет Совету Федерации кандидатуру Генерального Прокурора (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

6 Полномочия, связанные с организацией и функционированием механизма президентской власти: Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности; формирует Администрацию Президента РФ, утверждает Положение о ней, назначает должностных лиц; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах (п.п. «ж», «и», «к» ст. 83 Конституции РФ).

Президент вправе вмешиваться в споры органов государственной власти федерации и субъектов Федерации, а также в споры между субъектами. Для этого Президент РФ может обратиться к согласительной процедуре (ст. 85 Конституции), или же может передать дело для разрешения в соответствующий суд. Президент может назначать на должность глав администрации субъектов РФ. Еще более сильный инструмент – в соответствии со ст. 78 ч. 4 – Президент вместе с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательного определения «неприкосновенности» пока нет. Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкосновенность его личности: его нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску, допросу или личному досмотру ни под каким предлогом. Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, административной и другим видам юридической ответственности. Конституция допускает такую меру ответственности Президента, как отрешение его от должности. Принудительное отрешение от должности возможно только на основании тяжкого преступления или обвинения в государственной измене. Этот институт известен под названием «импичмент» и предполагает очень сложную процедуру.

«Органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации»

1 Федеральное Собрание – парламента РФ.

2 Правительство Российской Федерации.

3 Органы судебной власти в Российской Федерации.

4 Органы местного самоуправления.

Федеральное Собрание – парламента РФ

Федеральное Собрание Российской Федерации – это парламент РФ. Термин «парламент» (легислатура) в переводе с латинского и французского означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также латинского происхождения от слова «lecs» – закон.

Общая характеристика парламента РФ содержится в гл. 5 Конституции РФ:

1. Федеральное Собрание – учреждение парламентского типа, что впервые закреплено в Конституции РФ (ст. 94).

2. Федеральное Собрание в системе разделения властей является законодательным органом. Принятие законов – это основная задача парламента.

3. Федеральное Собрание функционирует в системе законодательной власти, в которую входят также органы законодательной власти субъектов РФ. При этом учитывается не только горизонтальное, но и вертикальное разделение государственной власти в федеративном государстве. Федеральное Собрание не руководит парламентами субъектов РФ, а осуществляет полномочия только по тем вопросам, которые перечислены в ст. 71 – 72 Конституции РФ.

4. Парламент имеет представительный характер (ст. 94), то есть выражает интересы и волю народа. В парламенте представлены все граждане РФ и все субъекты Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой. В каждой из палат парламента специфическое представительство.

5. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган государственной власти. По Конституции РФ депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе.

6. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Двухпалатный парламент является фактическим. Государственная Дума (450 депутатов) и Совет Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) заседают раздельно. Каждая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты. Палаты не имеют общих руководящих должностных лиц. В своей деятельности палаты руководствуются регламентами – актами внутреннего пользования. Совместно палаты формируют Счетную палату, а также совместно создают согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе. Полномочия палат также различны и излагаются в разных статьях Конституции (ст. 102, ст. 103). Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

7. Классические функции парламентов – законодательная и контрольная. В Конституции РФ не указано, что Федеральное Собрание – контрольный орган, но он выполняет ряд контрольных функций. Так, парламент РФ формирует Счетную палату РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Парламент контролирует Правительство через утверждение бюджета страны и решает вопрос о доверии Правительству РФ (Ст. 103 и ст. 117 Конституции РФ).

8 Федеральное Собрание – это коллегия профессиональных политиков, которые не совмещают свою деятельность с другими производственными функциями, за исключением научной, педагогической, творческой. В Российской Федерации нет процедуры досрочного отзыва депутата. Основные функции органа государственной власти раскрываются через его компетенцию – объем полномочий. Предметной функцией Федерального Собрания является принятие законов. Предметная компетенция определяет как бы общую компетенцию в сфере законодательной деятельности парламента. Но компетенции палат различны. Специальная компетенция – это право одной из палат принимать решение по определенному вопросу.

Специальная компетенция Совета Федерации установлена рядом статей Конституции (в основном ст. 102) и Федеральными законами.

Специальная компетенция Государственной Думы выражается в полномочиях, закрепленных ст. 103 Конституции РФ.

 

Основы конституционного права Российской Федерации

«Понятие и предмет конституционного права России как отрасли российского права»

1 Общее понятие, предмет, цели и задачи конституционного права РФ.

2 Система конституционного права РФ.

3 Система источников конституционного права

4 Понятие и признаки конституции как основного закона

5 Толкование конституции

6 Конституционное развитие России





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.017 с.)