Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы конституционного права Российской Федерации↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основы конституционного права Российской Федерации «Понятие и предмет конституционного права России как отрасли российского права» 1 Общее понятие, предмет, цели и задачи конституционного права РФ. 2 Система конституционного права РФ. 3 Система источников конституционного права 4 Понятие и признаки конституции как основного закона 5 Толкование конституции 6 Конституционное развитие России Общее понятие, цели, задачи, предмет конституционного права
Термин «конституционное право» употребляется в трех значениях. Во-первых, это отрасль права, представляющая собой совокупность конституционно- правовых норм, действующих на территории данного государства и направленных на урегулирование общественных отношений, представляющих предмет конституционного права. Во-вторых, это наука, которая изучает конституционное право России, апеллирует к теоретическим проблемам, сущности соответствующих явлений, исследует процессы становления конституционно-правовых норм и отношений, формулирует понятия и дает им научную трактовку. В-третьих – учебная дисциплина, основанная на данных науки и направленная на изучение как действующих нормативно-правовых актов, так и теории конституционного права. В современной науке термины «государственное» и «конституционное» право используются как тождественные. Предметом конституционного права выступают две группы общественных отношений: наиболее важная из них – охрана прав и свобод человека – находится в сфере отношений человек-государство. Вторая – устройство государства и государственной власти – находится в сфере государственной власти. Первая группа отношений регулируется не только конституционным правом, но и другими отраслями права. Конституционно-правовые нормы закрепляют правовой статус человека, его основные права и свободы, а также обязанности. Через права и свободы человека складывается и определенный общественный порядок: формы собственности, экономика, политическая система, социальные отношения и так далее. Вторая группа отношений – устройство государства – предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Конституционное право регулирует наиболее важные и сложные сферы общественной жизни, именно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права – в этом системообразующая роль данной отрасли. Конституционное право применяет метод общего регулирования соответствующих общественных отношений, создавая их конституционно-правовые основы. Опираясь на исходные нормы конституционного права, различные отрасли осуществляют боле подробное регулирование соответствующих общественных отношений. Так, например, в Конституции 1993 г. впервые закреплено право на жизнь (ч.1 ст.20), которое не значилось ни в одной из прежних российских конституций. Это право неотъемлемо от человека, государство должно создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека – и все это конкретизируется отраслевым законодательством, которое регулирует охрану труда и здоровья, поддержку семьи, развитие социальной сферы. Таким образом, конституционное право – ведущая отрасль национального права России. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, а именно: основы конституционного строя РФ; правовой статус человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система конституционного права
Система конституционного права представляет собой объединение конституционных норм в группы в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регулируемых общественных отношений и значения норм. Критерием для образования системы конституционного права являются институты, то есть группы норм, регулирующих относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Конституция указывает на важнейшие институты конституционного права: основы конституционного строя; основные права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство; законодательная власть; исполнительная власть; государственная власть субъектов РФ; судебная власть и прокуратура; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр Конституции. Конституция РФ не содержит главы, закрепляющей избирательную систему, однако институт избирательного права и избирательной системы является одним из важнейших институтов конституционного права РФ.
Толкование конституции
Толкование конституции – это особая деятельность компетентных органов по разъяснению конституционных норм и принципов. Толкования конституции становятся частью основного текста, поэтому они общеобязательны для органов государства, всех организаций и граждан. Требования к толкованию конституции вытекают из ее важности как Основного Закона государства. Толкование не должно служить интересам какой-то политической элиты и нарушать права и свободы человека. В РФ общеобязательное толкование отнесено к компетенции Конституционного Суда РФ. Процедура толкования имеет сложную, установленную законом процедуру. В РФ это возможно только на пленарном заседании Конституционного Суда, а обратиться за толкованием может ограниченный законом круг субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Государственная Дума, фракции Государственной Думы, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов.
Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.
К числу юридических свойств российской Конституции относятся следующие: 1 верховенство Конституции – это свойство Основного Закона означает, что Конституция занимает первое место в иерархии нормативно- правовых актов России. 2- высшая юридическая сила норм Конституции. Это юридическое свойство означает, что Конституция обязательна для всех граждан, все нормативно- правовые акты не должны ей противоречить. Деятельность всех органов государственной власти должна соответствовать Конституции. Верховенство Конституции и высшая юридическая сила позволяют установить режим конституционной законности на территории страны; 3 прямое действие Конституции РФ установлено ч.1 ст.15 Основного закона РФ. Это свойство означает, что нормы Конституции должны и могут применяться прямо и непосредственно. Наиболее важно такое действие Конституции для защиты прав и свобод человека; 4 Конституция РФ – это ядро национальной правовой системы. Так, изменение или принятие новой Конституции всегда влечет за собой изменение текущего законодательства. 5 стабильный характер Конституции. Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции — важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.
«Основы конституционного строя Российской Федерации» 1 Понятие конституционного строя. 2 Конституционные характеристики РФ. 5 Основы организации государственной власти и местного самоуправления. 6 Экономические и политические основы конституционного строя.
Конституционные обязанности В Конституции зафиксированы следующие обязанности: 1 Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15 Конституции РФ). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев, и на лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. 2 Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Налоги существуют в любом государстве, они используются для содержания армии, идут на нужды образования, культуры, медицины, пенсии и т.д. К неплательщикам налогов применяются санкции. 3 Обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст. 58). Исполнение этой обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушения со стороны других. 4 Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Эта обязанность возлагается государством на родителей. 5 Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники культуры и истории (ч. 3 ст. 44). 6. Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами РФ. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность. Ограничение прав и свобод В РФ регулирование вопросов ограничения прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Ч. 2 ст. 55 Конституции гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция выделяет и два условия ограничения: 1) права могут быть ограничены только федеральным законом; 2) права могут быть ограничены только в той степени, в которой это необходимо. В мировой конституционной практике общепризнано, что ограничения прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения. Это правило установлено Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4). Ч. 1 ст. 56 Конституции РФ устанавливает: «Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом». В РФ чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств: 1 при попытках насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов, блокирования или захвата особо важных объектов и отдельных местностей. При подготовке и формировании незаконных вооруженных формирований; 2. при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях. Законом установлен и исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод: особый режим въезда и выезда; ограничение свободы передвижения; запрещение проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий. В наиболее опасных случаях допускаются следующие ограничения: введение комендантского часа; ограничение свободы печати; приостановление деятельности политических партий и общественных объединений; запрещение продажи оружия; спиртных напитков; продление срока задержания подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений (не более чем на 3 месяца). В условиях чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы. Срок действия ЧП на всей территории РФ не может превышать 30 суток, в отдельных местностях – 60 суток. Ограничение прав и свобод возможно и в условиях военного положения. Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии. Ограничения прав и свобод регулируются и другими законами.
«Гражданство Российской Федерации» 1Понятие гражданства. 2 Приобретение и прекращение гражданства РФ. 3 Государственные органы по делам гражданства. Понятие гражданства Основой правового статуса человека и гражданина является институт гражданства. Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их прав и обязанностей. В РФ основные принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ): 1 гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Единое гражданство в федеративном государстве является необходимым условием для сохранения суверенитета государства и его целостности. Равное гражданство означает, что независимо от способов его приобретения граждане равны. 2 Гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его принудительно. 3 Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер
Через 10 дней после выборов Центризбирком определяет их результаты. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то назначается второй тур голосования – через 21 день, и в нем участвуют два кандидата, получившие большее по сравнению с другими количество голосов. При повторных выборах избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем его соперник. Избранный президент вступает в должность на 30-ый день со дня официального объявления результатов выборов, при вступлении на должность он принимает присягу, текст которой содержится в Конституции, в присутствии депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, судей Конституционного Суда.
Полномочия Президента РФ
Президент Российской Федерации обладает широким кругом как исключительных полномочий, то есть принадлежащих только ему, так и полномочий, соприкасающихся с полномочиями других органов государственной власти. 1 Полномочия представительского характера, производные от статуса Президента как главы государства: 1) Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (п. 4, ст. 89 Конституции РФ); 2) Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; 3) Президент награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания (п. «а» ст.89 Конституции, ст. 28 – 29 Закона «О гражданстве РФ»; 4) Президент РФ осуществляет помилование (пп. «б», «в» ст. 89 Конституции РФ и др. 2 Полномочия Президента РФ в сфере безопасности и правопорядка: 1) Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87); 2) Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; 3) Президент РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (п. 2 ст. 87 Конституции РФ; ФКЗ РФ «О военном положении» от 30 января 2002 г.); 4) Президент РФ вводит чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции и ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.). 3 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти: 1) Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатуру которого он представляет на согласование Государственной Думе (п. «а» ст. 83, ст. 111 Конституции РФ). 2) Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д», ст. 83 Конституции РФ); 3) Президент РФ имеет монопольное право принимать отставку Правительства независимо от основания, даже если ее инициируют иные компетентные субъекты (п. «в» ст. 83, ст. 117 Конституции РФ); 4)Президент РФ предоставляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка (п. «г» ст. 83 Конституции РФ); 5) Президент РФ располагает полномочиями не только по формированию исполнительной власти, но и по ее функционированию – имеет право председательствовать в заседаниях правительства (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). 4 Полномочия по отношению к законодательной власти: 1) Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, но делает это не произвольно, а в соответствии с Конституцией и ФЗ (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); 2) Президент РФ распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренной законом: в случае трехкратного отклонения кандидатур на пост Председателя Правительства (п. 4 ст. 111 Конституции РФ); в случае, если Государственная Дума выражает вотум недоверия Правительству РФ (п. 3 ст. 117 Конституции РФ); в ситуации, когда Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, которое поставило перед Президентом вопрос о доверии (п. 4 ст. 117 Конституции РФ). Полномочия Президента по роспуску Государственной Думы ограничены, они заключаются и в том, что Госдума не может быть распущена в следующих случаях: в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период введения на территории всей страны чрезвычайного или военного положения (пп. 1, 2, 4, 5 ст. 109 Конституции РФ); в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Обратим внимание, что Президент не может распускать Совет Федерации. После роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем условием, чтобы Государственная Дума в новом составе приступила к работе не позднее чем через 4 месяца после роспуска. 3) Президент РФ подписывает и обнародует ФЗ. Он вправе отклонить закон (ст. 107), но 2/3 голосов обеих палат вето Президента преодолевается. 4) Президент назначает референдум (п. «в» ст. 84 Конституции РФ). 5) Президент издает два вида нормативно-правовых актов: указы и распоряжения (ст.90 Конституции РФ), которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ). 6) В каждой их палат парламента есть полномочные представители Президента Российской Федерации. 5 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере формирования судебной власти. Президент имеет право представлять кандидатуры для назначения Советом Федерации на должности судей высших судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ) и назначать судей иных судов. Он предоставляет Совету Федерации кандидатуру Генерального Прокурора (п. «е» ст. 83 Конституции РФ). 6 Полномочия, связанные с организацией и функционированием механизма президентской власти: Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности; формирует Администрацию Президента РФ, утверждает Положение о ней, назначает должностных лиц; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах (п.п. «ж», «и», «к» ст. 83 Конституции РФ). Президент вправе вмешиваться в споры органов государственной власти федерации и субъектов Федерации, а также в споры между субъектами. Для этого Президент РФ может обратиться к согласительной процедуре (ст. 85 Конституции), или же может передать дело для разрешения в соответствующий суд. Президент может назначать на должность глав администрации субъектов РФ. Еще более сильный инструмент – в соответствии со ст. 78 ч. 4 – Президент вместе с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательного определения «неприкосновенности» пока нет. Неприкосновенность Президента следует понимать как неприкосновенность его личности: его нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску, допросу или личному досмотру ни под каким предлогом. Действующего Президента нельзя привлечь к уголовной, административной и другим видам юридической ответственности. Конституция допускает такую меру ответственности Президента, как отрешение его от должности. Принудительное отрешение от должности возможно только на основании тяжкого преступления или обвинения в государственной измене. Этот институт известен под названием «импичмент» и предполагает очень сложную процедуру. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации» 1 Федеральное Собрание – парламента РФ. 2 Правительство Российской Федерации. 3 Органы судебной власти в Российской Федерации. 4 Органы местного самоуправления. Федеральное Собрание – парламента РФ Федеральное Собрание Российской Федерации – это парламент РФ. Термин «парламент» (легислатура) в переводе с латинского и французского означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». Термин «легислатура» также латинского происхождения от слова «lecs» – закон. Общая характеристика парламента РФ содержится в гл. 5 Конституции РФ: 1. Федеральное Собрание – учреждение парламентского типа, что впервые закреплено в Конституции РФ (ст. 94). 2. Федеральное Собрание в системе разделения властей является законодательным органом. Принятие законов – это основная задача парламента. 3. Федеральное Собрание функционирует в системе законодательной власти, в которую входят также органы законодательной власти субъектов РФ. При этом учитывается не только горизонтальное, но и вертикальное разделение государственной власти в федеративном государстве. Федеральное Собрание не руководит парламентами субъектов РФ, а осуществляет полномочия только по тем вопросам, которые перечислены в ст. 71 – 72 Конституции РФ. 4. Парламент имеет представительный характер (ст. 94), то есть выражает интересы и волю народа. В парламенте представлены все граждане РФ и все субъекты Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой. В каждой из палат парламента специфическое представительство. 5. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган государственной власти. По Конституции РФ депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе. 6. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Двухпалатный парламент является фактическим. Государственная Дума (450 депутатов) и Совет Федерации (по два представителя от каждого субъекта РФ) заседают раздельно. Каждая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты. Палаты не имеют общих руководящих должностных лиц. В своей деятельности палаты руководствуются регламентами – актами внутреннего пользования. Совместно палаты формируют Счетную палату, а также совместно создают согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе. Полномочия палат также различны и излагаются в разных статьях Конституции (ст. 102, ст. 103). Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. 7. Классические функции парламентов – законодательная и контрольная. В Конституции РФ не указано, что Федеральное Собрание – контрольный орган, но он выполняет ряд контрольных функций. Так, парламент РФ формирует Счетную палату РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию. Парламент контролирует Правительство через утверждение бюджета страны и решает вопрос о доверии Правительству РФ (Ст. 103 и ст. 117 Конституции РФ). 8 Федеральное Собрание – это коллегия профессиональных политиков, которые не совмещают свою деятельность с другими производственными функциями, за исключением научной, педагогической, творческой. В Российской Федерации нет процедуры досрочного отзыва депутата. Основные функции органа государственной власти раскрываются через его компетенцию – объем полномочий. Предметной функцией Федерального Собрания является принятие законов. Предметная компетенция определяет как бы общую компетенцию в сфере законодательной деятельности парламента. Но компетенции палат различны. Специальная компетенция – это право одной из палат принимать решение по определенному вопросу. Специальная компетенция Совета Федерации установлена рядом статей Конституции (в основном ст. 102) и Федеральными законами. Специальная компетенция Государственной Думы выражается в полномочиях, закрепленных ст. 103 Конституции РФ.
Основы конституционного права Российской Федерации «Понятие и предмет конституционного права России как отрасли российского права» 1 Общее понятие, предмет, цели и задачи конституционного права РФ. 2 Система конституционного права РФ. 3 Система источников конституционного права 4 Понятие и признаки конституции как основного закона 5 Толкование конституции 6 Конституционное развитие России
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.013 с.) |