Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет конституционного права.

Поиск

Понятие и предмет конституционного права.

 

Конституционное (государственное право) - ведущая отрасль права России, представляющее собой систему конституц.правов норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет КП включает различные виды общественных отношений, складывающихся в правовой, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принципах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательства. Предметом конституционного права являются общественные отношения, урегулированные данной отраслью права. В него входят:

1.По поводу основ организации общества и государства: Установление формы правления, политико-территориального устройства и политического режима в стране. Регулирование источников власти в государстве, установление принципов и деятельности общ.органов, полит.партий и д.р. не коммерческих организаций.

2. отношения между личностью и государством по поводу:

а) гражданства.

б) непосредственная реорганизация основных прав и свобод личности.

3. Федеративные отношения т.е отношения по поводу организации Российского государства и правового статуса его составных частей.

4. Отношения по поводу формир-ия и функц-ия органов публич. власти в РФ.

ОПВ(органы публ.власти):

ОГВ(органы гос вл)

ОМС(орг местн самоуп)

Предмет КП по мнению специалистов (Котова, Богданова) делится на 2 части

I Общая часть-в рамках которой изучаются основы конституц строя, предмет, метод, источники КП, а так же общее учение о конституции.

II Особенная часть включает регулирование системы органов публичной власти, основы правового положения личности, избир.право и процесс, Федеративное устройство страны, право референдума.

КП-является ведущей отраслью по след.основаниям:

1)Нормы конст.права учреждают систему органов публичной власти в государстве

2)нормы конституц права регулируют различные формы или источники права (устанавливают виды законов, подзаконных актов, которые принимаются для различных отраслей права)

3) нормы конст права устан-ют разграничения предмета ведения и компетенции между органами публичн власти различного уровня

 


2.Конституционно-правовые нормы: понятие и признаки.

 

Понятие КП нормы – это общеобяз. Правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституц права.

Признаки КП норм:

Нормы КП носят учредительный характер

· В конст праве значит-ое число норм – это нормы общерегулятивного хар-ра (нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-дифениции). Эти нормы устанавливают принципы организации госуд. Власти, принципы правового положения личности, гражданства.

· Конституц право включает наиболее важные правовые нормы, обладающие высшей юридической силой.

· Нормы конст права имеют особенности структуры. Как правило норма КП состоит из гипотезы и диспозиции или только из диспозиции.

Действующая конституция предусматривает несколько санкций (отрешение президента от должности). В нормах федер-ого закон-ва закрепляется более широкая сеть санкций (отмена решений по вопросам гражданства). Если отсутствует санкция в нормах КП. То ее следует искать в других охранит-ых отраслях (Уголовн кодекс об админ правонаруш). За нарушение норм конст. закон-ва меры ответственности могут предусматриваться в других охранных отраслях права.

 

 

Виды конституционно-правовых норм.

 

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на Управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы - это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы- принципы" и "нормы-цели". Примером в этом отношении может служить норма, которая содержится в п. 1 ст. 19 Конституции РФ ("Все равны перед законом и судом"). Нормы, которые регулируют однородные конституционные отношения, объединяются в конституционно-правовые институты - например, в институт гражданства.

4. по времени действия: постоянные и временные.

5. По содерж-ию:

1)Основы конст-го строя

2) гос. Устр-ва

3)Сис-ма орг-ов гос-ва

4)Осн-е пр. чел-а и гр-на.

5)оновы ОМС

6. По терр-ии дейст-я:

1)Федер-ые

2)регион-е

3)муниц-ые.

7. По V-у регулир-ия:

1) Общие (регул-ют несколько видов отнош-ий)

2) Специальные (рег-ют Дф-ый вид отн-ий)

3) Исключительные.

8. По Юр. Силе:

1) Нормы содерж-ся в КРФ.

2) В федер-ых конст-ых законах.

3) В ФЗ.

4) в м/д-нар-ых дог-ах

5)В указах презта

6) в пост-ях палат парл-та и т.д. до муниц-го уровня.

Особенностью КП является большое количе­ство декларативных и дефинитивных норм.

 

Конституционно-правовые институты: понятие и виды.

 

Правовые институты -системы норм однородных по своему характеру регулирующих сходные общ-е отношения, составляющие предмет конституционного права.

Виды КП институтов:

Общая часть. Стр-ры: теоритич. основы, учения о конституции и механизмы ее реализации, основы конст. строя.

Особенная часть. 1.Основы прав.положения личности; 2.инст-т федеративного устройства; 3. система органов гос.власти; 4.система органов МСУ.

По предмету регулирования:

1. Подотрасли КП: наиболее крупные правовые образования в сфере КП - Основы конституционного строя.; - основы прав. положения личности; - федеративное устройство Р.; - с-ма органов публичной власти.

2. Конст-правовые ин-ты из кот складывается подотрасли конст. права. Более мелкие правовые образования. ОКС - основы конституционного строя: Конст-правовые хар-ки Рос.гос-ва,; принципы организации и деятельности органов гос.власти.; - соц.-политич.основы констит.строя. экономические основы конст. строя. ОППЛ - основы прав, положения личности: институт гражданства; - принцип правового положения личности; - основные обязанности личности; - механизм защиты основных прав и свобод; основные защиты основных прав и свобод (институт личных прав и свобод, политич. прав и свобод, соц-эк прав и свобод, культурных прав и свобод). ФУ - федеральное устройство России: КП статус республики, краев, городов, областей и др.; - адм.-тер. устр-во субъектов, разграничение предметов ведения полномочий; - кон-прав.статус РФ. СОПВ - система органов публичной власти: избирательная система; - президентская власть; - законодат.власть; - исполнит.власть; - судебная власть; - конст.основы МСУ.

 

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания.

 

ФЗ от 14.06.94 На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


12.Порядок опубликования и вступления в силу правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

 

Указ 23 мая 1996 года. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.


13.Понятие и юридические свойства конституции.

 

2 подхода к понимании конституции. В формальном смысле: осн. закон страны представляющий собой правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепл. основы прав.полит.,эк и соц. системы механизма государства и власти и основы МСУ. Факт смысл: реальный порядок осуществления гос власти и фактический объем реализованных прав и свобод личности.

Юр. Свойства:

1. Учредительный характер - учр-ет гос-во, новую систему органов государства и обеспечивает прав, преемственность с гос. органами действ, до ее принятия. К93 не учреждала новое гос-во. Были учр новые органы гос-ва – фед собрание, ГД и совет федерации.

2. Верховенство над всей террит. РФ - приоритет по отношению ко всем др.действ.прав.актам. Верховенство предполагает, чтофедеральное право, куда входит и сама к93, обладает большей юр силой по отношению к праву субъектов федерации и по отношению к муниц. прав. актам. Верховенство обеспечивается всей суд. властью. Высшая юр.сила: 1) формал.аспект - правовые акты должны приниматься в соответствии с правилами и процедурами, установленными К. 2) мат. аспект: правовые акты принятые на основе К, должны соответствовать ей по содержанию. Если к93 не предусматривает опред. порядок правила поведения, то правовые акты, регламент. их, могут самостоятельно устанавливать границы таких правил.

3. К обладает свойством прямого действия: возможность применения К различными суд. органами при разрешении конкретных дел.

4. к93 является основой правовой системы страны.

Аспекты юридических свойств.1. закрепляет перечень наименования и юр силу действ. Правовых актов. 2. определяет порядок принятия правовых актов и сферы правотворчества различных органов власти. 3. конст имеют особую правовую защиту: 1)защита норм К. 2)обесечение гарантированных его прав и свобод различными гос.органами - Конституционный суд: конкретный контроль - контроль связанный с конкр.юр спором; абстрактный контроль – не связанный с опред делом. 4. К обладает особым усложненным порядком пересмотра и внесения поправок.


14.Основные функции конституции и их особенности в России.

 

Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения. Функции: 1. Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки. 2. Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку. 3. Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, осуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических). 4. Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К. Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в. Особенности: Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, кот закреплены за ним в конституции. Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.).К. по новому формулирует форму гос. устройства России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава. Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий). Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом. К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере. К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития


15.Сущность конституции: основные подходы к пониманию.

 

Сущность К: состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Существует 2 направления понимания сущности:

1) Связывает сущность с ее правовым содержанием. 2) связ-ся соц-полит содержанием конституц норм. Соц-полит содержание К включает: в нормах К. отр-ся интересы соц слоев и классов, стоявших у истоков разр-ки К. В К закрепл.гос. воля полит партий кот участвовали а разр-ке и принятии К. К имеет опр. ст-нь легитимности, кот закл. в поддержке ее положений различ. соц.слоями и классами. К93 явл демократической конституцией, кот была принята в условиях жесткого противостояния исполнительной и законодат власти. В разработке к93 приняли участие представители различных органов гос-ва и полит. сил, а руководили процессом – президент и глава Администрации.

Подходы к пониманию:

1) Либерал-дем подход основан на: 1.теор. Общ. дог-ра в соотв с кот К. ре-т общ.согласия м/у соц. слоями по поводу осн. принципов орг-ции общества и гос-ва. 2.К. должна защищать естеств. Права чел и гарант их от вмешательства гос-ва.3. теория минимального гос-ва - К должна вып-ть самые мин.ф.по регулированию эк-ки и защищать права и свободы.

2) Марксиско-Ленин. подход.1. Теор классовой борьбы как основн. двигателя общ. прогресса. 2. Смена общ-эк. формаций информации;3. класс. понимание права и К. конституция рассматривалась как результат классовой борьбы, в ходе которой победивший класс принимает конституцию и закрепляет в ней права, а другие слои ограничиваются в правах и подлежат физ. уничтожению.

3) Теологический возник в странах Араб.Востока после учреждения К в Иране, Сауд Ар. 1.Свод Бож. правил по кот должна жить религ. община. 2. конституции легитимируют исламское правление, в соотв. с кот духовный руководитель обладает приоритетом по отношению к светскому главе 3. нормы конституции, поправки не могут противоречить ценностям Корана.


16.Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Изменение конституции.

 

По способу изменения к93 – особо жесткая и предусм. различные способы изменения. 1. порядок пересмотра конституции. Под пересмотром к. понимается ревизия конст. норм, в результате кот разрабатывается проект новой конст. Внесение поправок – частичная ревизия конст. норм, вследствие кот в к. вносят изменения, дополнения или редактируются статьи. Пересмотр к. возможен по инициативе Президента, ГД, прав-ва, СФ, законодат. органов СФ и групп депутатов не менее 1/5 от общего состава. Инициатива о пересмотре К. должна быть поддержана в обеих палатах ФС не менее 3/5 голосов от общего числа членов ФС. Вопрос о пересмотре К. может быть поставлен, когда возникает потребность изменить положение Гл 1,2,9. в случае поддержки обеими палатами ФС инициативы о пересмотре созывается Конституционное собрание. Оно наделяется учредительной властью. 1. КС должно формироваться независимо от действ. ФС. 2. порядок выборов КС должен основываться на принципе всеобщего, равного прямого ИП при тайном голосовании. 3. может применятся или мажорит. сис-ма относительного большинства или смешанная мажорит-пропорц сис-ма. КС после созыва вправе подтвердить неизменность К., отвергнуть предложенные инициативы. Вправе разрабатывать и принять проект новой К. Проект новой К. принимается КС 2/3 голосов от общего числа. Проект по решению КС может быть вынесен на референдум. Порядок внесения поправок гл 3-8. за исключением ст. 65. согласно ст. 136 К. поправки принимаются в порядке, предусм. для принятия ФКЗ. толкование КС 1) поправки к гл 3-8 принимаются не в форме ФКЗ, а в форме особого правового акта. Закон РФ О поправках относится к источникам КП и юр силе приравнивается к К. 2) ФС вправе принять ФЗ, устанавливающий общие правила принятия и вступления в силу поправок. Такой ФЗ был принят в 98 году. Поправки принимаются в форме закона РФ О поправках 2/3 депутатов ГД и затем отправляются в СФ. В СФ они подлежат одобрению не менее ¾ от общего числа. После этого направляются в законодат. органы СФ. Им предоставляется 1 год для голосования по принятым поправкам каждый СФ вправе одобрить или отклонить. Закон вступает в силу после его одобрения органами законодат власти СФ не менее 2/3 голосов. Порядок изменения положения ст. 65. 3 компонента 1) изменение наименования СФ. Данное право реализуется законодат. органом СФ 2) изменение состава РФ 3) изменение статуса РФ

 

Понятие и предмет конституционного права.

 

Конституционное (государственное право) - ведущая отрасль права России, представляющее собой систему конституц.правов норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет КП включает различные виды общественных отношений, складывающихся в правовой, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принципах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательства. Предметом конституционного права являются общественные отношения, урегулированные данной отраслью права. В него входят:

1.По поводу основ организации общества и государства: Установление формы правления, политико-территориального устройства и политического режима в стране. Регулирование источников власти в государстве, установление принципов и деятельности общ.органов, полит.партий и д.р. не коммерческих организаций.

2. отношения между личностью и государством по поводу:

а) гражданства.

б) непосредственная реорганизация основных прав и свобод личности.

3. Федеративные отношения т.е отношения по поводу организации Российского государства и правового статуса его составных частей.

4. Отношения по поводу формир-ия и функц-ия органов публич. власти в РФ.

ОПВ(органы публ.власти):

ОГВ(органы гос вл)

ОМС(орг местн самоуп)

Предмет КП по мнению специалистов (Котова, Богданова) делится на 2 части

I Общая часть-в рамках которой изучаются основы конституц строя, предмет, метод, источники КП, а так же общее учение о конституции.

II Особенная часть включает регулирование системы органов публичной власти, основы правового положения личности, избир.право и процесс, Федеративное устройство страны, право референдума.

КП-является ведущей отраслью по след.основаниям:

1)Нормы конст.права учреждают систему органов публичной власти в государстве

2)нормы конституц права регулируют различные формы или источники права (устанавливают виды законов, подзаконных актов, которые принимаются для различных отраслей права)

3) нормы конст права устан-ют разграничения предмета ведения и компетенции между органами публичн власти различного уровня

 


2.Конституционно-правовые нормы: понятие и признаки.

 

Понятие КП нормы – это общеобяз. Правила поведения, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституц права.

Признаки КП норм:

Нормы КП носят учредительный характер

· В конст праве значит-ое число норм – это нормы общерегулятивного хар-ра (нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-дифениции). Эти нормы устанавливают принципы организации госуд. Власти, принципы правового положения личности, гражданства.

· Конституц право включает наиболее важные правовые нормы, обладающие высшей юридической силой.

· Нормы конст права имеют особенности структуры. Как правило норма КП состоит из гипотезы и диспозиции или только из диспозиции.

Действующая конституция предусматривает несколько санкций (отрешение президента от должности). В нормах федер-ого закон-ва закрепляется более широкая сеть санкций (отмена решений по вопросам гражданства). Если отсутствует санкция в нормах КП. То ее следует искать в других охранит-ых отраслях (Уголовн кодекс об админ правонаруш). За нарушение норм конст. закон-ва меры ответственности могут предусматриваться в других охранных отраслях права.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.01 с.)