Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теории Г и П. Ее место в системе юридических наук.

Поиск

Предмет теории Г и П. Ее место в системе юридических наук.

 

Объект ТГП – ГП, государственно-правовые явления.

Характерные черты предмета ТГП:

– общие специфические закономерности (ТГП изучает ГП в целом (в наиболее общем виде));

– основные коренные вопросы (сущность, тип, формы, функции, структура, механизм действия ГП, правовая система);

– общая теория (разрабатывает и формулирует основные теоретические понятия и категории юриспруденции);

– единство науки (ТГП – единая наука, предмет которой ГП, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии).

Предмет ТГП:

– закономерности возникновения, развития, функционирования ГП;

– сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия ГП, правовая система;

– основные государственно-правовые понятия, общие для юридической науки.

Различают:

– общие закономерности возникновения, развития и функционирования ГП, присущие ГП как общественным явлениям;

– изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные.

ГП – специфические общественные явления (у них есть свои специфические закономерности: присущи лишь ГП) их и изучает ТГП. Предмет ТГП это также вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности.

Предмет ТГП постоянно эволюционирует (социально-политическая действительность диктует науке то, что необходимо исследовать и как нужно исследовать). Явления ГП всегда рассматривались в науке ТГП с учетом определенных идеологических установок и с конкретной политической позиции. В настоящее же время на первый план выдвигаются концепции правового и социального государства с признанием принципа закрепления естественных прав и свобод граждан как основополагающего и начального.

Юридические науки имеют сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения:

1. Общетеоретические и исторические юридические науки (ТГП, история ГП, история политических и правовых учений) (выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права) (изучают нормы материального права по отраслям).

3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (суд, прокуратуру).

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право, право международных договоров).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология).

ТГП и историко-юридические науки:

Общность:

– рассматривают ГП в целом;

– изучают ранее существовавшие ГП;

– исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

Различия:

– история (процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке)

– ТГП (исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов).

Взаимодействие:

– изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

– история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

– ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни. ТГП – общеправовая наука по отношению к отраслевым (методология);

– отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

ТГП и философия – тесная связь.

ТГП и экономическая наука – ТГП рассматривает государственно-правовые явления в связи с экономическими условиями жизни людей.

ТГП и политология:

– ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней);

– политология использует выводы ТГП по вопросам политической власти, государства, форм государственного правления.

 

2 Место теории Г и П в системе общественных и юридических наук. Функции теории Г и П.

С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы:

– естественные (изучают процессы, протекающие в человеческом обществе)

– общественные (в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний – социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование – юридические).

Юридические науки имеют сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения:

1. Общетеоретические и исторические юридические науки (ТГП, история ГП, история политических и правовых учений) (выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права) (изучают нормы материального права по отраслям).

3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (суд, прокуратуру).

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право, право международных договоров).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология).

ТГП и историко-юридические науки:

Общность:

– рассматривают ГП в целом;

– изучают ранее существовавшие ГП;

– исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

Различия:

– история (процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке)

– ТГП (исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов).

Взаимодействие:

– изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

– история опирается на выводы и обобщения ТГП.

ТГП и отраслевые юридические науки:

– ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни. ТГП – общеправовая наука по отношению к отраслевым (методология);

– отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

ТГП и философия – тесная связь.

ТГП и экономическая наука – ТГП рассматривает государственно-правовые явления в связи с экономическими условиями жизни людей.

ТГП и политология:

– ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней);

– политология использует выводы ТГП по вопросам политической власти, государства, форм государственного правления.

Теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связа­ны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с пробле­мами его природы, сущности, назначения права и пра­вового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманисти­ческих) начал. Многие религиозные мыслители утверж­дали, что право — Богом данное искусство добра и спра­ведливости. Теологическая теория одна из первых свя­зала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматривае­мая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализ­мом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллель­но существуют позитивное право, созданное государст­вом путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естествен­ного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители пере­стали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций ут­верждал, что мать естественного права есть сама приро­да человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводи­ли также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропо­логическое объяснение права и причин его возникнове­ния. Если право порождено неизменной природой чело­века, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г.Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказы­вали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вы­текает из «национального», «народного» сознания. Ис­торическая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право»1.

Создатель пормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающие­ся в сфере психики индивида»2.

Думается, отрицать влияние психологического фак­тора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать пси­хические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономи­ки, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовы­ми отношениями, видит в праве лишь волю экономичес­ки господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предо­пределено и другими общесоциальными причинами.

 

ПОНЯТИЕ ПРАВА.

Право – не менее сложное явление, чем государство. Оно существует в различных видах, формах, образах.

Право - в наиболее простом его определении – есть система регуляции общественных отношений, цель которого – установление режима право порядка.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношение между людьми, соответственно воплощенной волей общества.

В современной юр. науке термин «право» используется в нескольких значения:

1) Правом называют людей правовые притязания людей например: «Право человека на жизнь», «Право народов на самоопределения». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

2)Под правом понимается система юридических норм.

3) Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физ.или юр. лицо, организация.

4) «Право» используется для обозначения системы всех правовых явлений. Например, англосаксонское право, Романо-германское право.

Термин «Право» употребляется и не в юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений. Поэтому важно установить признаки и свойства отличающих его от других соц. регуляторов.

 

 

Концепции понимания права

Существуют следующие концепции понимания права: нормативная, социологическая, психологическая, естественная, классовая и интегративная.

В нормативной концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Основной тезис социологической концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы – всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, государственные чиновники, сами граждане.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н.Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные переживания», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии.

Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие человеку права и свободы находят свое выражение в праве. Они собственно и образуют право. Один из идеологов этой теории, И.Кант, утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Это означает, что каждый человек обязан не допускать нарушения прав других, а в случае нарушения – нести за это ответственность.

Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории любой класс, ставший господствующим, устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их индивидуальные решения (прецеденты) соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем культуры населения, другими обстоятельствами.

 

 

ИСТОЧНИК(ФОРМА) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеальном смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

  • естественное право
  • нормативный правовой акт
  • нормативный договор
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • правовой обычай;
  • религиозные догмы;
  • правовая доктрина;
  • принцип права;
  • правосознание

 

СИСТЕМА ПРАВА

Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

 

В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:

· Принцип верховенства прав и свобод человека;

· Принцип законности;

Принцип компетентности;

· Принцип формализованности;

· Принцип общедоступности;

· Принцип приоритета международно-правовых источников;

· Принцип перспективного действия нормы и ряд других.

 

При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе. Отметим также принцип сочетания единства и специализации правовых норм.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

 

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли - например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

 

 

СИСТЕМ А ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность иормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

 

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

 

Систематизация законодательства

 

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Систему права и систему законодательства не следует смешивать. Система права - это упорядоченная совокупность правовых норм, а система законодательства - это совокупность источников права, прежде всего нормативно-правовых актов. Один и тот же источник права может иметь комплексный характер, включая нормы различных отраслей. Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и многие другие одновременно содержат нормы административного, гражданского, природно-ресурсного права.

Наиболее распространены два вида систематизации.

Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

 

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права. Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором - о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.

 

Виды систематизации:

Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов:

 

  • исключение положений, утративших юридическую силу;
  • исправление различного рода опечаток, ошибок;
  • изложение актов в последней, исправленной редакции.

 

Такой вид систематизации известен с незапамятных времен. Всемирно известные правовые источники - Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды и многие другие - представляют собой разновидности инкорпорации.

Особый вид инкорпорации - Свод законов. В царской России существовал Свод законов Российской Империи. Сложный пример инкорпорации представлял Свод законов СССР. В настоящее время Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 г. и 14 февраля 1998 г. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации - официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.

Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

Консолидация способствует реализации принципа экономичности права. Правовые нормы в процессе консолидации собираются вместе, в одном нормативном акте, обеспечивая целостность правового регулирования. Устраняется разбросанность правового института по нескольким нормативным актам. Это облегчает поиск и применение соответствующих норм. Редакционная правка позволяет переработать нормативный материал, изложить его логически последовательно, устранить повторы, противоречия. Все это, в конечном счете, повышает эффективность правоприменения, реализации права.

 

Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.

Институт права – группа взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Правовые институты могут получать своё закрепление как в виде структурных частей нормативных правовых актов (главы, части кодексов, законов), так и в виде отдельных документов, и даже нескольких актов (институт должностного лица закреплён посредством целого ряда законов о государственной службе).

Классификация правовых институтов:

По отраслям

Институты права классифицируются по отраслевой принадлежности исходя из того, что они входят в ту или иную отрасль права (или сразу несколько, см. ниже). Таким образом, все институты могут быть поделены на следующие группы:

  • гражданские (гражданско-правовые)
  • уголовные (уголовно-правовые)
  • конституционные (конституционно-правовые)
  • административные (административно-правовые)

и т. д.

При этом приведённые примеры отражают лишь одну ступень классификации по отраслевому признаку. Учитывая деление права на частное и публичное, можно также разделить институты на следующие группы:

Частноправовые институты:

  • гражданские:
  • трудовые:
  • семейные:

и т. д.

Публичноправовые институты:

  • уголовные (уголовно-правовые)
  • конституционные (конституционно-правовые)
  • административные (административно-правовые)

и т.д.

Кроме этого, можно по этому же критерию разделить институты на материальные и процессуальные.

Материальные институты:

  • гражданские (гражданско-правовые)
  • уголовные (уголовно-правовые)

и т.д.

Процессуальные институты:

  • гражданско-процессуальные: институты исковой давности, гражданского иска в уголовном процессе, исковой давности, представительства в суде и т.д.
  • уголовно-процессуальные: институты мер пресечения, гражданского иска в уголовном процессе, следственных действий и т.д.

и т.д.

По степени сложности

Характер общественных отношений, урегулированных правовым институтом, оказывает влияние и на структуру самого правового института. Так, сложные, многоэлементные общественные отношения приводят к необходимости более детального правового регулирования. Это обуславливает наличие в институте субинститутов (подинститутов) — более мелких структурных образований.

Простой институт — небольшой институт, который не содержит в себе никаких других структурных образований (кроме, естественно, правовых норм).

Сложный (комплексный) институт — относительно крупный институт, имеющий в себе более мелкие структурные образования — субинституты. Так, договор поставки в гражданском праве включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности и т.д.

По функциям

Правовые институты, так же как и нормы права, в зависимости от функций делятся на несколько категорий.

Регулятивные — предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений:

  • институт гражданства
  • институт брака
  • институт президентства

и т.д.

Охранительные — направлены на защиту нарушенных субъективных прав участников правоотношений:

  • институт обеспечения иска
  • институт мер пресечения и т.д.

 

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО.

Частное право – нормы, которые выражают и защищают интересы частных лиц, как физических, так и различных негосударственных объединений (т.е. организаций участвующих в гражданском обороте от своего имени и наделенных признаками, указаными в ст. 48 ГК) Нормами част. права. В основном регулируются имущественные и личные неимущественные отношения(гражданское, семейное, торговое(если есть) право)

Публичное право – правовые нормы или отрасли права, которые выражают интересы всего О. вцелом, регулируют властеотношения, в кот. Стороной выступает гос-во, защищая общественные интересы.(конституционное, административное, финансовое, уголовное право и все процессуальные нормы)

 

ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ.

Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Содержание:

Общее содержание – субъективные права и обязанности.

Юридическое содержание правоотношения – возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного.

Фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Виды правовых отношений:

1. По функциям права:

- регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;

- охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.

2. По степени определенности:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

3. По отраслям права:

- конституционно правовые отношения;

- гражданско-правовые отношения;

- уголовно правовые отношения;

- уголовно-процессуальные отношения;

- административно-правовые отношения и т.д.

4. По структуре правоотношений:

- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.216 (0.015 с.)