Правотворчество: понятие, принципы и стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы и стадии.



Правотворчество - это деятельность государственных органов, направленная на усовершенствование законодательства путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших.

Принципы правотворчества:

1) Демократизм –необходимость участия широких слоев населения в правотворческой деятельности, обсуждения законопроектов, учет отзывов и предложений.

2) Законность - обязательно управомоченные органы, соблюдение процедур, нормы не могут противоречить НПА, имеющим высшую юридическую силу.

3) Научность – объективный анализ потребностей общества, учет социальной, политической, экономической ситуации в стране, отношения населения.

Стадии:

1)Законодательная инициатива. (правом законодательной инициативы в РФ обладают Президент РФ, Правительство РФ, депутаты Гос. Думы, члены Совета Федерации, представительные законодательные органы субъектов РФ, Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения.)
2) Подготовка законопроекта(законопроекты готовятся в профильных комитетах и комиссиях).
3) Обсуждение законопроекта.
4) Принятие законопроекта. (простое большинство(50% + 1 голос) и квалифицированное большинство (2/3 человек)).

 

ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ.

Юридическая техника – совокупность правил, приемов, способов подготовки, оформления, публикации и систематизации НПА.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

  • Языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
  • логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
  • гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

 

ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ.

Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Содержание:

Общее содержание – субъективные права и обязанности.

Юридическое содержание правоотношения – возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного.

Фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Виды правовых отношений:

1. По функциям права:

- регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;

- охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.

2. По степени определенности:

- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;

- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

3. По отраслям права:

- конституционно правовые отношения;

- гражданско-правовые отношения;

- уголовно правовые отношения;

- уголовно-процессуальные отношения;

- административно-правовые отношения и т.д.

4. По структуре правоотношений:

- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);

- сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Виды юридических фактов:

1) События – такие факты, которые не связаны с волеизъявлением участников конкретного правоотношения.

2) Действия – такие факты, которые связаны с волеизъявлением хотя бы одного из субъектов правоотношения. Бывают противоправными и правомерными.

В свою очередь действия делятся на:

- акты ­– действия, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе четко представляли и стремились к их наступлению(заключение сделки, умышленное совершение преступления).

- поступки – юридические факты, порождающие правоотношения, последствия которых субъекты себе не представляли, однако своими действиями обусловили их наступление.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ.

Реализация права – переход социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику.

Формы реализации права(классификация):

1) Уровень реализуемых положений:

- реализация общих установлений (содержатся в преамбулах законов, в нормах, фиксирующих общие задачи и принципы права);

- реализация(вне правоотношений) общих норм (устанавливают правовой статус и компетенцию);

- реализация(в конкретных правоотношениях) конкретных правовых норм.

2) Субъект реализации права:

- индивидуальная;

- коллективная.

3) Характер правореализующих действий:

- Соблюдение – пассивное воздержание от совершения действий.

- Исполнение – активные действия по претворению в жизнь обязывающих предписаний.

- Использование – осуществление правомочий субъекта, следовательно может быть и активное и пассивное поведение.

- Правоприменение – комплексная властная деятельность специально управомоченных субъектов, сочетающая разные поведенческие акты.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая цель содействовать адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контролировать этот процесс.

Субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев и общественные объединения граждан.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА.

Акты применения права - правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Виды актов применения права:

по форме:

  • указы, приговоры, приказы, решения и пр.

по субъектам, их издающим:

  • акты государственных и негосударственных органов

по функциям права:

  • регулятивные (приказ о повышении по службе)
  • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

  • основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда)
  • вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

  • акты гражданско-правовые, уголовно-правовые и пр.

по характеру:

  • материальные
  • процессуальные

Признаки

  • Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
  • Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
  • Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
  • Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права– документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА

  • представляют собой письменные акты-документы
  • исходят от государства
  • обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличительные черты с НПА

  • акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать
  • акты применения права не являются источниками права
  • не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
  • акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
  • акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
  • акты применения права рассчитан на однократное применение
  • они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.013 с.)