Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование конституции: понятие, цель, порядок осуществления.

Поиск

 

Толкование – уяснение и разъяснение смысла и содержания конст. норм различным субъектам права со стороны авторитетного органа гос власти, предусм. К. Цели: 1. В процессе толкования обеспечивается единообразное понимание и применение конст. норм разл. правоприменительными органами. 2. устранить разногласия в понимании или конфликт интерпретации конст. норм и положений. 3. При осуществлении казуального толкования появляется конст-прав. смысл оспариваемых норм – правовых актов, кот проверяются на соответствие К. Виды толкования: 1. официальное толкование. Впервые К93 закрепила функцию офиц. Толкования за КС РФ. Ст. 125 не указывает, что толкование носит обязательный хар-р. 1) абстрактное толкование – осуществляется на основе ч.5 ст. 125 К. по специально предусмотренной процедуре на основе запроса уполномоченных лиц. Оно не связано с конкретными делами. 2) казуальное толкование – осуществляется КС в ходе реализации полномочий и рассмотрении дел, предусмотренных ч.2-4 ст. 125. оно означает, что интерпретация конст норм происходит во время рассмотрения различных категорий дел Кс в рамках абстрактного или конкретного контроля. 2. толкование Конст норм судами общей юрисд. Или арбитражными судами. Такое толкование может осуществляться только при рассмотрении опред дел, подсудных различным судебным инстанциям. Они обязаны учитывать и применять постановления КС. В случае возникновении коллизий м. постановлением КС, пленума Верховного Суда приоритетом обладают положения КС. 3. доктринальное толкование – толкование юристами, учеными в ходе осуществления своей деятельности. Процедура абстрактного толкования КС. Правом обращаться в КС с запросом: Президент РФ, ГД, СФ, прав-во, законод. Органы СФ. Органы исполнительной власти СФ вправе обратиться к законод. органам, если возникает потребность толкования конст положений. Граждане и ЮЛ не являются правоприменительными органами, они вправе обращаться в Кс в рамках контроля и казуального толкования. КС вправе принять запрос о толковании к рассмотрению, если он отвечает условиям, критериям допустимости. В ФЗ О КС. 1. запрос допустим, если гос орган сталкивается с проблемой реализации своего полномочия. Научный и познавательный интерес не могут быть условиями допустимости. 2. в запросе нельзя требовать толкования сразу многих положений К., кот не имеют общего предмета регулирования. Можно запрашивать толкование нескольких статей. 3. запрос о толковании не может приводить в проверке конст-ти действующего правового акта. 4. КС отказывает в принятии запроса, если положения К. уже были предметом рассмотрения в КС в рамках других дел.


18.Структура Конституции РФ и её особенности.

 

Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр. значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы. Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические условия появления К., ценности на ~ она базируется. 1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава - основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~ строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей, верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц. права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава - содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ, разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос. власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования дог-в, образованные до принятия К-93 г.


19.Соотношение Конституции РФ и конституций республик.

 

В РФ каждая из 21 республик, являю­щихся субъектами Федерации, имеет свою конституцию. Это напрямую вытекает из статуса республики как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции. Конститу­ция РФ в ст. 5 фиксирует наличие своей конституции в республике. Положение республики как субъекта федерации, принцип верховенства Конституции РФ на всей ее территории, обусловливают определенный характер соотно­шения между федеральной и республиканскими конституциями. Взаимосвязь конституций выражена конституционной фор­мулой о соответствии конституций республик Конституции РФ. Понятие " соответствие конституций и республик и уставов других субъектов Федерации федеральной Конституции " имеет правовое содержание, которое может быть установлено путем анализа норм Конституции Российской Федерации и норм консти­туций республик и уставов других субъектов Федерации. Поэтому разрешение дел о таком соответствии возложено на Конституци­онный Суд по запросу перечисленных в ст.125 Конституции РФ государственных органов. Положения консти­туций республик и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу и подлежат устранению. Необходимость соответствия конституций республик фе­деральной Конституции России и уровень этого соответствия определяются объективными факторами. Оно устанавливает­ся только в той мере, в какой это необходимо в целях созда­ния условий для функционирования РФ как целостного единого государства, обеспечения гарантий единого экономического пространства, единых основ статуса личности, прямого действия Конституции Российской Федера­ции и федеральных законов на всей ее территории, претворе­ния в жизнь основ конституционного строя России. Одной из важных форм обеспечения соответствия консти­туций республик Конституции РФ является совместное решение ряда вопросов конституционного устройства республик федеральными и республиканскими органами. Так, статус республики, закрепляемый в ее конституции, определяется Конституцией РФ и консти­туцией республики. Статус последней, как и любого иного субъекта федерации, может быть изменен по взаимному со­гласию федерации и республики в соответствии с федеральным конституционным законом. Федеральная Конституция определяет формы и нормы представительства республик в федеральных органах госу­дарственной власти. Установление в конституциях республик системы органов государственной власти осуществляется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами их организации, уста­новленными Федеральным Законом (пункт «н» ст. 72). Эта норма относится и к органам местного самоуправления. Действующая Конституция значительно расширила преде­лы учредительной власти республик в области своего консти­туционного регулирования. Они самостоятельно решают в пределах общих принципов вопросы о системе своих органов государственной власти — представительных и исполнитель­ных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесооб­разности наличия института Президента, правовом статусе последнего, определяют систему органов местного само­управления, конкретные взаимоотношения всех ее властных структур. Республики решают конституционные вопросы о государ­ственном языке, о своих символах, административно-тер­риториальном устройстве, порядке принятия и изменения кон­ституций, о целесообразности образования Конституционного Суда.


20.Реформирование государственного строя России на конституционных началах в 1905-1906 гг. Каковы же предпосылки преобразования государственного управления в 1905—1907 гг.?

 

Каковы же предпосылки преобразования государственного управления в 1905—1907 гг.?

Во-первых, назрела необходимость допущения выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, о котором говорил М.М. Сперанский еще за 100 лет до избрания 27 апреля 1906 г. I Государственной думы. Эту же линию продолжал С.Ю. Витте, обосновавший реформы П.А. Столыпина и написавший Манифест 17 октября 1905 г. Реформаторы видели объективную необходимость преобразований, отсталость России от стран Западной Европы, где почти все монархии были конституционными, действовали представительные органы. Во-вторых, в начале XX в. обострились «вечные» проблемы нашего отечества — аграрная, национальная, геополитическая. Самодержавие силами чиновников оказалось неспособным решить их, необходимо было привлечь к управлению не только талантливых государственных служащих старой России, но и новые силы общественных деятелей, преобразовать российскую государственность. В-третьих, варианты решения актуальных проблем государственного управления предлагались различными политическими партиями. В период нарастания революционных событий 1904—1905 гг. возникли конституционные проекты, вышедшие из недр «Союза освобождения» — предтечи партии конституционных демократов (кадетов). «Проект Основного закона Российской империи» уже в первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России: «Верховная власть Российской империи осуществляется императором при участии Государственной Думы». «Проект Основного закона» провозглашал: «Все русские граждане равны перед законом», «Свобода каждого обеспечена законом». Декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех «русских граждан», достигших совершеннолетия, свободно избирать и быть избранными, свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Личность человека впервые в русской истории решительно встала в центр интересов законодательства. Основным вопросом начавшейся революции стал вопрос о власти. До декабря 1905 г. революционными силами использовались исключительно мирные средства борьбы (митинг, демонстрация, манифестация, стачка). Революция показала, что без изменения государственного управления страной не был возможен выход из кризиса. В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю. Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы» расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что «законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет» и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» в новой редакции (из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Почему в Манифесте не упоминается о конституции? В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию.1. власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем. 2. В гл. 8 новой редакции законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность и всеобщая обязанность платить налоги); неприкосновенность частной собственности признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; 3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким ко всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса. Именно дарованной Николаем II. Основные государственные законы и явились первой русской конституцией» Новую систему правления автор определил как «монархический конституционализм» после 1906 г. Российская империя представляла собой конституционную дуалистическую монархию, в которой законодательная власть принадлежала императору и двухпалатному парламенту, высшая исполнительная — императору и ответственным перед ним министрам, высшая судебная и контрольная — Правительствующему сенату.

 


21.Система монархического конституционализма в России после государственной реформы 1905-1906 гг.

 

Завоевания революции 1905—1907 гг. были значительны. В России медленно развивалось гражданское общество — опора Государственной думы как центра управления страной. Всероссийскую поддержку парламенту оказывали земские и городские съезды. То обстоятельство, что Государственная дума, органы самоуправления в России избирались, а самодержавная высшая власть назначалась царем, превращало. Думская трибуна использовалась для разоблачения политики царизма. Царь, однако, не желал уступать Думе и стремился сохранить за собой полноту власти и управления. Работа Думы могла быть в любое время прервана царем. Она не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя. Царское правительство опубликовало новое Положение о Государственном совете от 20 февраля 1906 г., по которому последний преобразовался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Объединенного правительства в России не было: политический курс определял сам царь в ходе беседы с отдельными министрами. Министерства были главными органами управления. Министры назначались царем, были ответственны не перед Думой, а только перед монархом. Опорой самодержавия был Совет объединенного дворянства — постоянный орган съездов уполномоченных объединенных гражданских обществ в России 1906—1917 гг. Последний отстаивал незыблемость самодержавия и помещичьего землевладения. Компромисс буржуазии и царизма не состоялся. Принятие в апреле 1906 г. Основных законов и ликвидация неограниченности самодержавия дали импульс политической борьбе между либеральным лагерем (Думой) и царизмом вокруг дальнейших его изменений. Руководящие I Государственной думой кадеты в главном вопросе — вопросе о власти выдвинули в парламенте требование о создании нового правительства, ответственного перед Думой (а не перед царем, как было). Однако уступки царя не последовало. I Государственная дума выразила недоверие правительству, требовала его отставки.. П.А. Столыпин, получивший пост премьер-министра, должен был продолжить курс на укрепление самодержавной власти в совершенно непривычных для царизма исторических условиях — обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с «народным представительством». Почему же относительно легко был сокрушен монархический строй в России? Среди главных причин нужно потерю верховной власти своего авторитета. Власть царя продолжала оставаться единоличной. Он играл главную роль в определении курса правительства. К 1917 г. углубился разрыв единения между царем и народом. В период кризиса власти негативную роль сыграло отсутствие у монарха качеств государственного лидера. В 1915 г. царь стал главнокомандующим (сделал шаг, который в войсках не приветствовался), уехал в Ставку и потерял управление страной..


22.Конституционное законодательство советской власти. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.

 

Первая Советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой опыт государственного строительст­ва. В ней был использован нормативный материал, накопивший­ся с октября 1917 г.

Декреты Второго Съезда рабочих и солдатских депутатов были первыми конституционного характера. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства (октябрь 1917 г.). Среди первых актов Советской власти, имевших конституци­онное значение, особое место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Все­российским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышлен­ности, обращение всех банков в собственность государства, все­общую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на мес­тах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Рос­сийская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных рес­публик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы совет­ской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе. Таким образом Декларация была как бы малой, крат­кой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей тер­ритории страны, государственный механизм находился в стадии строительства. Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической пар­тии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее вхо­дили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещатель­ным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, Сталин предложил строить федерацию по национально-территори­альному принципу. В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнения­ми проект Конституции был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной за­кон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента всту­пил в силу.


23.Конституция РСФСР 1918 г. (общая характеристика).

 

К РСФСР 1918г – первая К принятая после октябрьского переворота, роспуска учредит собрания, имела следующие особенности: 1. по сравнению со всеми последующими К-ми она не опиралась на принцип преемственности конституц.развития, определяла основы устройства общества на К-ом уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным. 2. она носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалось общедемократическая концепция о народе, как носителе и источнике суверенитета в государстве. К на прямую утверждала установление диктатуры пролетариата. 3. К лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции. 4. выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установление чисто политического хар-ра, причем ориентированного на все мировое сообщество. 5. К 1918г. открыто признавала применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Причины замены К 1918, 1925 явилось объединение РСФСР с другими не зависимыми республиками.


24.Конституционное развитие России в составе СССР. Конституция РСФСР 1925 г. (общая характеристика).

 

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного ("западного") конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.
Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.
10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.
В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.
Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.
В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.
Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее - авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.

 

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г,

К1925 в значительной мере сохранила черты, свойственные К 1918 г оставаясь открыто классовой она существенно смягчила формулировки норм о насилии, уничтожении слоев общества, исключила положения мировой революции. К стала юридически более строгой и не включала в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. Новое: 1. в ней отражен факт вхождения РСФСР в СССР компетенция СФСР как государства, входящего в состав союза не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР. 2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них. В структуре К была выделена глава 4 об автономных советских социалистич.республиках и областях, в котор.определялись принципы формирования их органов госуд.власти, порядок принятия К АССР


26.Конституция РСФСР 1978 г. (общая характеристика).

 

Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.


27.Конституционное строительство и конституционная реформа 1989-1993гг. Принятие новой конституции 12 декабря 1993 г.

 

I Съезд народных депутатов России сформировал Конституционную комиссию и поручил ей подготовить новую Конституцию. Менее всего в качестве отправной точки своей деятельности комиссия могла воспользоваться действовавшей в то время Конституцией РСФСР 1978 г. – отпрыском «брежневской» Конституции СССР 1977 г. Хотя она и была чуть подправлена в «перестроечном» ключе, в ее тексте оставались все известные советские атрибуты: высокопарная и бессодержательная преамбула, «социалистическая» (то есть главным образом государственная) собственность как основа экономической системы, отсутствие ряда элементарных гражданских прав и т.д На I Съезде, в июне 1990 г., был принят ряд важных документов конституционного характера, прежде всего «Декларация о суверенитете», почти единогласно одобренная депутатами. Новым и главным в ней было установление верховенства Конституции и законов РСФСР на всей территории республики по отношению к союзным актам. Оглядываясь назад, надо признать, что это был первый юридически оформленный шаг к распаду СССР, но оценивать его надо исторически, на фоне разновременности темпов демократических преобразований в разных республиках, безволия союзного Съезда и начавшегося контрнаступления антиперестроечных сил. Кроме того, в постановлении «О механизме народовластия» и «Декрете о власти» (принятом Съездом только за основу) были сделаны попытки разорвать связку «партия-государство». Работа Конституционной комиссии Съезда продолжалась более трех лет. Две проблемы находились в центре дискуссий и в самой Конституционной комиссии, и в иных государственных и общественных институтах: федеративное устройство и организация федеральной власти. Согласно ранним вариантам проекта, Россия должна была представлять федерацию 15 – 25-ти республик (в ином варианте – земель), образованных путем слияния существующих 89-ти автономий, краев и областей. Республики должны были пользоваться абсолютно равными правами и нести равные обязанности. Закрепляя за республиками широкую самостоятельность, проект четко фиксировал, что Россия – конституционная, а не договорная Федерация, базирующаяся на Конституции, одобренной гражданами, а не территориальными (тем более – не этническими) сообществами. Проекта никак не мог получить одобрения на пленуме Конституционной комиссии. После публикации проекта тиражом в 40 000 000 экземпляров Мобилизовались и ее противники. Истерику вызывало уже само название государства, в котором не было слов «советская» и «социалистическая». Под нараставшим натиском Б. Ельцин и его ближайшие советники дрогнули: обсуждение проекта было снято с уже утвержденной повестки дня II Съезда народных депутатов, назначенного на конец 1990 г. На II Съезде (декабрь 1990 г.) в текст Конституции вместо социалистической собственности как основы экономического строя было введено положение о многообразии и равной защите всех форм собственности, а вместо «личной собственности» – «собственность граждан» IV Съезд (май 1991 г.) внес в Конституцию изменения, связанные с введением поста президента (принципиальное решение было одобрено перед тем на мартовском референдуме. Ведя игру на опережение, президент 29 апреля 1993 г., через 4 дня после выигранного им референдума, представил новый проект Конституции. Президент, по положению - председатель Конституционной комиссии, отрекался от проекта, подготовленного рабочей группой этой комиссии и понесшего, как уже было сказано, серьезные потери под натиском консервативного большинства Съезда и Верховного Совета, и вбрасывал в общество новый проект. В ряде последовавших указов и распоряжений устанавливалась процедура его доработки. Весь конституционный процесс был направлен в обход Съезда, Верховного Совета, Конституционной комиссии и передан вновь учрежденному, не предусмотренному самой Конституцией институту - Конституционному совещанию. «Президентский» проект от 30 апреля отличался рядом несомненных достоинств. Его формулировки были более краткими и юридически отточенными, содержали четкое решение ряда дискутировавшихся вопросов. Работа Конституционного совещания затянулась, промежуточный вариант текста Конституции был утвержден лишь в середине июля, а дорабатывался он уже после событий сентября - октября 1993 г., был вынесен на референдум 12 декабря 1993 г. и на нем утвержден. Референдум, проведенный в условиях кратковременного подавления одной из сторон, завершил острую фазу конфликта между президентом и парламентом. Сила создала право. Позиция по референдуму обозначила первый серьезный раскол среди российских демократов со всеми вытекавшими из него последствиями. А итоги референдума навязали демократам, сторонникам правового подхода, еще более жестокое испытание: признавать объявленные результаты или нет, хотя не было уверенности в том, что они соответствуют действительным. Поведение главы Центризбиркома Н. Рябова, упорно отказывавшегося предоставить детальную информацию об итогах референдума, которую трижды запрашивала Государственная Дума, вызывало самые серьезные подозрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.015 с.)