Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, система и источники науки конституционного права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый раздел в системе науки посвящен характеристике конституционного права и одноименной науки. Второй раздел составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства. Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института "Основы конституционного строя". Она охватывает теории и концепции, связанные с исследованием проблем сущности Российского государства, суверенитета, народовластия и т.д. Относительно самостоятельной частью науки являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Особый раздел науки посвящен теоретической разработке проблем Федерации, ее субъектов и автономии. Шестой раздел объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления. Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права. Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи. Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений. Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания.
ФЗ от 14.06.94 На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Указ 23 мая 1996 года. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
2 подхода к понимании конституции. В формальном смысле: осн. закон страны представляющий собой правовой акт, обладающий высшей юридической силой и закрепл. основы прав.полит.,эк и соц. системы механизма государства и власти и основы МСУ. Факт смысл: реальный порядок осуществления гос власти и фактический объем реализованных прав и свобод личности. Юр. Свойства: 1. Учредительный характер - учр-ет гос-во, новую систему органов государства и обеспечивает прав, преемственность с гос. органами действ, до ее принятия. К93 не учреждала новое гос-во. Были учр новые органы гос-ва – фед собрание, ГД и совет федерации. 2. Верховенство над всей террит. РФ - приоритет по отношению ко всем др.действ.прав.актам. Верховенство предполагает, чтофедеральное право, куда входит и сама к93, обладает большей юр силой по отношению к праву субъектов федерации и по отношению к муниц. прав. актам. Верховенство обеспечивается всей суд. властью. Высшая юр.сила: 1) формал.аспект - правовые акты должны приниматься в соответствии с правилами и процедурами, установленными К. 2) мат. аспект: правовые акты принятые на основе К, должны соответствовать ей по содержанию. Если к93 не предусматривает опред. порядок правила поведения, то правовые акты, регламент. их, могут самостоятельно устанавливать границы таких правил. 3. К обладает свойством прямого действия: возможность применения К различными суд. органами при разрешении конкретных дел. 4. к93 является основой правовой системы страны. Аспекты юридических свойств.1. закрепляет перечень наименования и юр силу действ. Правовых актов. 2. определяет порядок принятия правовых актов и сферы правотворчества различных органов власти. 3. конст имеют особую правовую защиту: 1)защита норм К. 2)обесечение гарантированных его прав и свобод различными гос.органами - Конституционный суд: конкретный контроль - контроль связанный с конкр.юр спором; абстрактный контроль – не связанный с опред делом. 4. К обладает особым усложненным порядком пересмотра и внесения поправок.
Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн. направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные обществ. отношения. Функции: 1. Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ. Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба вводятся в опред. К. рамки. 2. Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку. 3. Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического плюрализма, осуществ. различных идеологий, кроме человеконенавистнических). 4. Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн. формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К. Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К. 93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К. современных развитых дем. гос-в. Особенности: Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, кот закреплены за ним в конституции. Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.).К. по новому формулирует форму гос. устройства России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава. Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий). Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом. К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере. К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития
Сущность К: состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. Существует 2 направления понимания сущности: 1) Связывает сущность с ее правовым содержанием. 2) связ-ся соц-полит содержанием конституц норм. Соц-полит содержание К включает: в нормах К. отр-ся интересы соц слоев и классов, стоявших у истоков разр-ки К. В К закрепл.гос. воля полит партий кот участвовали а разр-ке и принятии К. К имеет опр. ст-нь легитимности, кот закл. в поддержке ее положений различ. соц.слоями и классами. К93 явл демократической конституцией, кот была принята в условиях жесткого противостояния исполнительной и законодат власти. В разработке к93 приняли участие представители различных органов гос-ва и полит. сил, а руководили процессом – президент и глава Администрации. Подходы к пониманию: 1) Либерал-дем подход основан на: 1.теор. Общ. дог-ра в соотв с кот К. ре-т общ.согласия м/у соц. слоями по поводу осн. принципов орг-ции общества и гос-ва. 2.К. должна защищать естеств. Права чел и гарант их от вмешательства гос-ва.3. теория минимального гос-ва - К должна вып-ть самые мин.ф.по регулированию эк-ки и защищать права и свободы. 2) Марксиско-Ленин. подход.1. Теор классовой борьбы как основн. двигателя общ. прогресса. 2. Смена общ-эк. формаций информации;3. класс. понимание права и К. конституция рассматривалась как результат классовой борьбы, в ходе которой победивший класс принимает конституцию и закрепляет в ней права, а другие слои ограничиваются в правах и подлежат физ. уничтожению. 3) Теологический возник в странах Араб.Востока после учреждения К в Иране, Сауд Ар. 1.Свод Бож. правил по кот должна жить религ. община. 2. конституции легитимируют исламское правление, в соотв. с кот духовный руководитель обладает приоритетом по отношению к светскому главе 3. нормы конституции, поправки не могут противоречить ценностям Корана.
По способу изменения к93 – особо жесткая и предусм. различные способы изменения. 1. порядок пересмотра конституции. Под пересмотром к. понимается ревизия конст. норм, в результате кот разрабатывается проект новой конст. Внесение поправок – частичная ревизия конст. норм, вследствие кот в к. вносят изменения, дополнения или редактируются статьи. Пересмотр к. возможен по инициативе Президента, ГД, прав-ва, СФ, законодат. органов СФ и групп депутатов не менее 1/5 от общего состава. Инициатива о пересмотре К. должна быть поддержана в обеих палатах ФС не менее 3/5 голосов от общего числа членов ФС. Вопрос о пересмотре К. может быть поставлен, когда возникает потребность изменить положение Гл 1,2,9. в случае поддержки обеими палатами ФС инициативы о пересмотре созывается Конституционное собрание. Оно наделяется учредительной властью. 1. КС должно формироваться независимо от действ. ФС. 2. порядок выборов КС должен основываться на принципе всеобщего, равного прямого ИП при тайном голосовании. 3. может применятся или мажорит. сис-ма относительного большинства или смешанная мажорит-пропорц сис-ма. КС после созыва вправе подтвердить неизменность К., отвергнуть предложенные инициативы. Вправе разрабатывать и принять проект новой К. Проект новой К. принимается КС 2/3 голосов от общего числа. Проект по решению КС может быть вынесен на референдум. Порядок внесения поправок гл 3-8. за исключением ст. 65. согласно ст. 136 К. поправки принимаются в порядке, предусм. для принятия ФКЗ. толкование КС 1) поправки к гл 3-8 принимаются не в форме ФКЗ, а в форме особого правового акта. Закон РФ О поправках относится к источникам КП и юр силе приравнивается к К. 2) ФС вправе принять ФЗ, устанавливающий общие правила принятия и вступления в силу поправок. Такой ФЗ был принят в 98 году. Поправки принимаются в форме закона РФ О поправках 2/3 депутатов ГД и затем отправляются в СФ. В СФ они подлежат одобрению не менее ¾ от общего числа. После этого направляются в законодат. органы СФ. Им предоставляется 1 год для голосования по принятым поправкам каждый СФ вправе одобрить или отклонить. Закон вступает в силу после его одобрения органами законодат власти СФ не менее 2/3 голосов. Порядок изменения положения ст. 65. 3 компонента 1) изменение наименования СФ. Данное право реализуется законодат. органом СФ 2) изменение состава РФ 3) изменение статуса РФ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.008 с.) |