Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебная власть в Российской ФедерацииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Судебная власть – специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, открытого, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения профессиональными судьями в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти (законодательной и исполнительной) в рамках законности и права, прежде всего, путем осуществления судебного конституционного и судебного административного контроля за этими ветвями власти. Для судебной системы РФ характерно наличие трех видов судов общегосударственного масштаба юрисдикции: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Ст.126 Конституции РФ устанавливает: «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Конституционный суд осуществляет проверки соответствия Конституции РФ 1993 года законов и иных нормативно-правовых актов, при этом «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (п. 6 ст. 125 Конституции РФ). Судебная власть едина, ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет: «Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; - применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета». Судебная система РФ – это совокупность всех видов судов, которые есть и могут существовать в России. В соответствии со ст.118 Конституции РФ «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается». Правовое положение судей определяется Конституцией РФ и ФЗ РФ «О статусе судей в РФ». Закон определяет, что все судьи обладают единым статусом, хотя есть особенности в правовом положении судей военных судов и судей Конституционного Суда. Ст. 119 Конституции определяет, что судьями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьями Верховного суда могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет и имеющие стаж не менее 10 лет. Судьи Конституционного Суда – 40 лет и не менее 15 лет юридической практики. Основные принципы организации судебной власти – это независимость судей, несменяемость и неприкосновенность. Конституционно-правовые основы деятельности Конституционного Суда РФ Современная концепция Конституционного Суда была учреждена Конституцией РФ 1993 года. В основу конституционной концепции положены следующие основания: а) Конституционный Суд РФ – часть судебной системы РФ (ч.1 ст. 11 Конституции РФ, глава 7 Конституции РФ); б) конституционное судопроизводство – особый вид судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции РФ); в) полномочия, связанные с формированием Конституционного Суда РФ разделены между Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ; г) Конституционный Суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»[2]); его решения являются окончательными и обязательными; д) Конституционный Суд не является высшей инстанцией для других судов, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, в него нельзя жаловаться на конкретные судебные решения. Нормативные основы статуса, компетенции и организации деятельности Конституционного Суда составляют нормы Конституции РФ, большинство из них находятся в главе 7. Особый вид конституционного судопроизводства закреплен ч. 2 ст. 118 Конституции. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда установлены Федеральным конституционным законом РФ 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». Вопросы обеспечения деятельного Конституционного Суда РФ отражены в Регламенте Конституционного Суда. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд Российской Федерации имеет следующую компетенцию. Во-первых, это четыре категории дел о соответствии конституции нормативно-правовых актов и договоров. Во-вторых, разрешает споры о компетенции: В-третьих, рассматривает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. В-четвертых, дает толкование Конституции Российской Федерации. В-пятых, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Он принимает решения на основе Конституции, а сама Конституция не может быть предметом его оценки. Статус судьи Конституционного Суда РФ Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Федеральный конституционный закон 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» закрепляет следующие принципы конституционного судопроизводства: независимость; коллегиальность; гласность; устность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на государственном языке РФ; непрерывность судебного заседания; состязательность и равноправие сторон. В ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ» понятием «решения» охватываются все виды актов Конституционного Суда. К ним относятся постановления, заключения, определения, решения. Любое решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвующих в голосовании судей. Квалифицированное большинство требуется для принятия решения о толковании Конституции РФ (не менее двух третей от общего числа судей). Судья не может воздерживаться от голосования. Судья, не согласный с мнением большинства, вправе письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается к материалам дела и публикуется. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его опубликования, признанные неконституционными акты утрачивают силу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.008 с.) |