Органы местного самоуправления в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы местного самоуправления в Российской Федерации



 

Местное самоуправление – это самая близкая к населению форма управления публичными делами, значительная часть которых может решаться самим населением. Ст. 130 (п. 1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статья Конституции (п. 2) закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают основные характеристики местного самоуправления в РФ:

- местное самоуправление – элемент конституционного строя;

- местное самоуправление – одна их форм публичной власти в РФ;

- местное самоуправление обеспечивает право народа решать под свою ответственность вопросы местного значения;

- местное самоуправление – одна их форм реализации непосредственной демократии;

- местное самоуправление отделено от государственной власти, оно существует наряду с государственной властью, но в соответствии со ст. 12 Конституции РФ самостоятельно в пределах своих полномочий;

- местное самоуправление – это организация, основанная на конституционном праве гражданина на осуществление местного самоуправления.

Территориальная организация местного самоуправления

Самостоятельность местного самоуправления зависит и от гарантий неприкосновенности его территории. Территории устанавливаются в соответствии с Федеральными законами РФ и законами субъектов РФ, учитывающими исторические и культурные традиции, экономическую специфику. По Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самоуправление осуществляется на всей территории РФ, а не только в тех местах, где живут люди. Ст. 10 ФЗ устанавливает: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Из этого следует, что вся сухопутная территория РФ должна быть разделена на территории муниципальных образований. Закон устанавливает следующие категории муниципальных образований (ч.1 ст. 2 ФЗ РФ 2003г.): сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1) принятие устава муниципального образования;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума,

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8 ) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Одна из важных функций местного самоуправления – охрана общественного порядка, то есть деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганских действий, привлечение к административной ответственности. Причем, закон предоставляет право издавать решения и устанавливать административную ответственность.

 

Органы и должностные лица местного самоуправления

В формировании структуры местного самоуправления сочетаются как непосредственная демократия – референдум, так и представительная – выборы. Кроме того, должностные лица могут приниматься на работу. Но при этом обязательным остается наличие выборных органов власти. Закон запрещает создавать органы муниципальной власти путем назначения государственной властью. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законодательством на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Число депутатов определяется уставом муниципального образования, это зависит от размеров муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов (как правило, от 15 до 30 депутатов). Решения принимаются в коллегиальном порядке. В уставах может быть предусмотрено принятие отдельных решений собраниями (сходами) граждан.

Представительные органы полномочны принимать уставы и другие нормативные акты в пределах своего ведения и по вопросам местного значения, утверждать местный бюджет, утверждать программы развития, устанавливать местные налоги и сборы, правила распоряжения муниципальной собственностью.

Глава муниципального образования обычно избирается всем населением, что предусматривается уставом, или же может избираться из состава представительного органа местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и других должностных лиц устанавливается уставами, законами субъекта федерации. Могут создаваться и другие органы местного самоуправления, в соответствии с уставами, федеральными законами, законами субъектов федерации: советы, комитеты поселковые, квартальные или отдельных домов.

Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы: главу муниципального образования, представительный орган местного самоуправления и исполнительный орган местного самоуправления. В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Однако в соответствии с федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вовсе не обязательно наличие всех вышеназванных органов местного самоуправления. В соответствии со статьями 1, 14 названного Закона обязательным является наличие выборного органа. Депутаты, члены представительных органов, должностные лица назначаются и избираются на срок не менее двух лет. Глава муниципального образования и выборные должностные лица в соответствии с уставами муниципальных образований могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Закон предусматривает процедуру отзыва депутата населением. Депутаты и выборные должностные лица на территории муниципальных образований не могут быть задержаны (если только на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия Прокурора субъекта РФ.

ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» вводит понятие муниципальной службы. Исходя из этого все лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, быть депутатом Государственной Думы, законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, получать от физических лиц вознаграждения (подарки, деньги, в виде оплаты расходов на отдых, развлечения), принимать участие в забастовках. Они не могут образовывать в структурах местного самоуправления политических партий, других общественных объединений, кроме профсоюзов. Они обязаны ежегодно, а также при поступлении на муниципальную службу, предоставлять в налоговые органы сведения о полученных доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются предметом налогообложения.

В целях создания и сохранения единого правового поля в РФ Закон предусматривает контроль органов государственной власти РФ и субъектов за деятельностью органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления, принявший противоречащий законодательству РФ нормативно-правовой акт, должен в установленный решением суда срок отменить этот акт или его отдельные положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

Президент РФ вправе внести в Государственную Думу законопроект федерального закона о роспуске представительного органа власти местного самоуправления и об отрешении от должности главы муниципального образования.

Кроме контроля за правотворческой деятельностью, закон предусматривает ответственность должностных лиц в результате утраты доверия населения, что регулируется уставами муниципальных образований. Ответственность наступает и в случаях нарушения законодательства.

 


[1] Баглай, М.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: учебник для вузов. – М: Изд. НОРМА, 2008. – С. 19.

[2] ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (в ред от 5 апреля 2005 г.). ИС КонсультантПлюс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.110.47 (0.01 с.)