ТОП 10:

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации



Декларации

Регламенты палат Федерального Собрания

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации

9. Правовые акты СССР и РСФСР.

10. Подзаконные акты органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации\

11. Акты органов местного самоуправления -источниками конституционного права являются те из них, которые регулируют отношения в сфере конституционного права

Система источников конституционного права как науки:

- Конституции

- Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

- Практика конституционно-правовых отношений.

- Труды и наработки ученых.

 

 

Вопрос 8

Место конституционного права в системе Российского права

Конституционное право является ведущей базовой отраслью Российского права. Такое его место обусловлено значимостью для человека, общества и государства общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Кон­ституционное право устанавливает принципы устройства общества и государства, опреде­ляет основы управления общественными процессами во всех сферах жизни общества, отражает сущность и социальное назначение государственного управления обществом, выраженные в конституционно-правовом принципе: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Все отрасли права базируются на закрепленных нормами конституционного права основах общественного и государственного строя, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и её субъектами, организации системы власти, компетенции и деятельности органов государства, выступающих субъектами всех отраслевых правоотношений. Нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права.

Место конституционного права как ведущей базовой отрасли права обусловлено также тем, что его главным источником является Конституция Российской Федерации - Основной закон государства, нормы которого являются исходными для всех отраслей Российского права, базой текущего законодательства.

Конституционное право РФ тесно связано с дру­гими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголов­ным правом РФ выражается в том, что именно Кон­ституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с кон­ституционным, так как в Конституции РФ закрепля­ется право частной собственности, которое являет­ся основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с дру­гими отраслями права РФ: с трудовым - в Консти­туции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех дру­гих органов; с экологическим - Конституция содер­жит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

 

Вопрос 9Понятие конституционного права как науки.

Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

2. Цели конституционного права как науки.

Цели конституционного права как науки:

- Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

- Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.

- Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.

3. Предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

- Конституционно-правовые институты.

- Конституционно-правовые нормы.

- Конституционно-правовые отношения.

- Система институтов государства.

4. Методы конституционного права как науки.

Метод конституционного права как науки - это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы:

- метод диалектического материализма.

- метод исторического материализма.

Общенаучные методы:

- Анализ.

- Синтез.

- Дедукция.

- Метод аналогии.

- Системный метод.

- Метод моделирования.

Частнонаучные методы:

- Сравнительно-правовой метод.

- Социологический метод.

- Исторический метод.

- Статистический метод

Основными функциями науки конституционного права являются: теоретико-познавательная, методологическая, духовно- идеологическая, воспитательная, практико-организационная, прогностическая.

Теоретико-познавательная функция науки конституционного права выражается в разработке понятий и категорий конституционного права, в познании объективных закономерностей и тенденций развития конституционных отношений и конституционных установлений.

Методологическая функция науки конституционного права обусловлена тем, что конституционное право в обобщенной форме выражает глубинную суть общественных отличий явлений и процессов, регулируемых всеми отраслями российского права.

Наука конституционного права осуществляетдуховно-идеологическую функцию, так как в конституционном праве находят закрепление основные общественные и индивидуальные ценности, принципы функционирования свободного гражданского общества и демократического социально-правового государства.

Конституционное право осуществляетвоспитательную функцию, которая обладает огромным духовно-нравственным потенциалом, оказывая воздействие на общественное массовое и индивидуальное сознание, формируя конституционно-правовое мировоззрение и конституционную культуру.

практико--организационная функция науки конституционного права. Научные выводы и обобщения в сфере конституционных отношений определяют практику развития и совершенствования всего текущего (отраслевого) законодательства, способствует повышению эффективности судебной, исполнительной, над-зорно-контрольной деятельности.

Познание объективных закономерностей и тенденций развития предмета конституционного права обусловливает наличиепрогностической функции науки конституционного права. Немаловажными для науки конституционного права являются прогнозы последствий реализации конституционных установлений, как позитивные, так и негативные, с тем чтобы была возможность предотвращать волюнтаризм и субъективизм в конституционном развитии, в воплощении в жизнь конституционных установлений.

 

Вопрос 10

Источники науки конституционного нрава

 
 

Под источниками науки понимаются все те материалы, которые отражают процесс развития какого-либо явления, содержат данные, позволяющие познать его характер и содержание. Отсюда источниками науки конституционного права выступают все материалы, позволяющие судить о содержании, характере, основных направлениях эволюции конституционного права как отрасли, регулируемых ею общественных отношениях, тенденциях их развития.

Все источники науки конституционного права по специфике содержащихся в них сведений подразделяются на несколько видов: нормативные и теоретические, результаты социологических исследований и практики деятельности государственных органов.

Нормативные источники

Сюда относятся Конституция РФ, конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы, иные нормативные акты и акты исполнительных органов (в том числе указы Президента), нормативные акты бывшего Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

Осмысляя нормативные источники, наука анализирует заложенные в них концепции, сравниваете нормами, действовавшими ранее, комментирует порядок применения существующих нормативных правил, формулирует предложения о совершенствовании конституционного законодательства.

Источниками науки конституционного права являются также конституции и законодательные акты зарубежных стран.

Судебные источники

Это прежде всего постановления и определения Конституционного Суда РФ, в которых дается анализ проблем, вытекающих из конституционных принципов суверенитета Российской Федерации, народовластия, прав человека и гражданина, обеспечения единства, разделения и взаимодействия государственной власти, защиты федеративного устройства, обеспечения реального осуществления местного самоуправления. Важное значение имеет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.

Источниками науки являются и решения иных судов, особенно по вопросам защиты конституционных прав граждан, нормоконтроля.

Теоретические источники

Сюда относятся груды отечественных и зарубежных ученых, созданные ими концепции. Любая наука развивается на базе ранее сформулированных выводов. Они используются по двум основным направлениям:

§ критический анализ выдвигавшихся концепций;

§ применение тех из них, которые по каким-то причинам остались нереализованными, но заслуживают внимания в новых условиях.

Дело в том, что ученые различных эпох и стран объективно применяют разные концептуальные подходы; их выводы могут не только не совпадать, но даже быть противоположными. Осмысление последних — важный фактор развития науки.

Вопрос 16

Система Конституции.

 

Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического

акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос , что в конституции

заключено, то "система" дает представление о том, какова внутренняя

организация этого нормативно-правового акта.

Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие наеё

систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение её

системы.

Е) а также в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона.

Вопрос 25

Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой

системе нашего государства. Она применяет новое для нашего законодательства

понятие “основы конституционного строя”. Оно заменило содержавшиеся в

Конституции РСФСР 1937 г. понятие “общественное устройство” и в Конституции

РСФСР 1978 г. понятие “основа общественного строя и политики”.

В каждом обществе имеется свой строй: экономический, политический,

социальный, духовные отношения. Этот общественный строй и является основой

для государства и права.

Конституционный строй - это совокупность закрепленных в конституции

принципов, основных ее положений, в соответствии с которыми должны

находиться все другие конституционные положения, а также текущее

законодательство. Основы конституционного строя образуют ядро Конституции,

т. е. то, что определяет само ее существо.

Согласно Конституции РФ, «Российская Федерация – Россия есть

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

правления». РФ также является суверенным, социальным, светским

государством, признающим права человека высшей ценностью.

Положения главы 1 Конституции РФ, формирующие основы конституционного

строя, занимают главное место в иерархии конституционных норм. Это находит

свое выражение в том, что все другие положения Конституции не могут

противоречить основам конституционного строя в соответствии с ч. 2 ст. 16

конституции РФ: “Положения настоящей главы Конституции составляют основы

конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе

как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие

положения настоящей Конституции не могут противоречить основам

конституционного строя Российской Федерации.”[1] Данное предписание

адресовано прежде всего второму по уровню (после Конституционного собрания)

органу учредительной власти - Федеральному Собранию, которое может

принимать законы об изменении и дополнении статей Конституции, но за

исключением содержащихся в главе 1, а также главах 2 и 9 (ч. 1 ст. 135). Ни

один принятый Федеральным Собранием закон, вносящий изменения в Конституцию

РФ, не должен противоречить основам конституционного строя. Все нормы,

содержащиеся в последующих главах Конституции РФ, должны толковаться в

соответствии с положениями главы 1. Положения гл. 1 Конституции РФ могут

быть изменены только в ходе полного пересмотра всей Конституции.[2]

Таким образом, статьи 1 главы Конституции РФ имеют высшую юридическую

силу над другими статьями, любые изменения этих статей недопустимо.

Статья 16 завершает важнейшую главу Конституции России “Основы

конституционного строя”, которая определяет главные черты государственного

и общественного строя, форму правления и политический. Эти положения

необычайно важны, на них базируются все последующие главы Конституции.

Принципы, закрепленные в главе 1 из-за их чрезвычайной важности нуждаются в

особой защите. Это нашло свое отражение в Основном законе, который не

допускает пересмотра парламентом положений этой главы. Данное

конституционное установление дает стабильность нашей Конституции и

конституционному строю. Если же предложения о пересмотре положений

Конституции будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета

Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в

особом порядке, предусмотренном в главе 9 Конституции с соблюдением весьма

сложной процедуры.

Вопрос 25

Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки

государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского

государства.

Светским государством следует считать такое государство, в котором не

существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из

вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена

светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от

государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо

конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе

совести и о религиозных объединениях».[11]

Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой

не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в

процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных

объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых

положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от

предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно

устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990

года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит

диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего

исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной

деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях

государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября

1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при

создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий

правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и

международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29

февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности

религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано

не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также

пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную

сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций,

помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении

столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и

иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан

на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в

соответствии с которой «протекционистская политика государства

распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый

Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении

традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле,

но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден

конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных

объединений, официально действующих на территории России.

Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении

превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть

заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так

называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и

препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.

Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в

полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации,

лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного

и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.

Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп

и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью

юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции

религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года

определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных

отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших

религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если

учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции

о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же

государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в

форме религиозной организации.

Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам

нецелесообразности его создания.

Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее

значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории

России.

Статус общероссийского религиозного объединения распространяется

только на централизованные религиозные организации, которые действуют на

территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем

составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории

одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения

организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации.

Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе

юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не

менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные

объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной

организации до государственной регистрации).

Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица

для местной и централизованной религиозной организации и без временного

ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет

перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие

объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе

образовывать учреждения профессионального религиозного образования,

производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при

себе представительство иностранной религиозной организации.[12]

Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая

периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной

регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения

учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной

организации.

Для создания конфессиональными объединениями учреждений

профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов

разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной

регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для

получения права осуществления образовательной деятельности необходима также

выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования

Российской Федерации.

Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется

нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или

запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской

Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по

существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в

процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения,

однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как

юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет

деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру,

цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства,

выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе

осуществления контрольных функций.

Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого

имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в

государственной или муниципальной собственности, осуществляется

безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего

органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и

отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным

объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные

обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные

объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми

зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных

религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними

установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий

собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных

государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в

собственность религиозным организациям, должны предусматривать их

функциональное использование арендатором, что фактически означает

легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками

которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение

указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.

Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному

законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде

всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону

сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить

процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения

государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой

отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации.[13]

Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными

объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования.

Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует

преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений

вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о

преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким

образом религиозное образование или основы его могут быть получены не

только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также

контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

1. Органы юстиции (уставная деятельность религиозной

организации).

2. Государственная налоговая служба и Федеральные органы

налоговой полиции (финансовый контроль).

3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой

сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября

1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов

исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не

вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным

обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае

совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков.

Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере

административной и уголовной юрисдикции.[14]

Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном

строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не

следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных

внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ

обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов

исполнительной власти.

Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению

ее высшего конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда

Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются

подотчетным ему органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и

Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ,

различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться

не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях

Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод -

единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления,

который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период

между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода

Патриарх РПЦ.

Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в

сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению

важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие

органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые

причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих

сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во

внутригосударственных конфликтах.

Отделение религиозных объединений от государства ( это более четкая

формула, чем отделение церкви от государства ), закрепленное частью второй

ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные

лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к

религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают

последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время

государство охраняет законную деятельность религиозных объединений.

Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не

участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности

политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать

участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с

законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г.

“О свободе вероисповеданий”[15].

Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский

характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что

обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит

светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к

религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях,

частным образом на дому или при религиозном объединении, а также

факультативах( по желанию граждан ) во всех учебных заведениях

преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное

положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в

официальное обучение программы государственных и муниципальных

образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин.

Светское образование несовместимо с этим.

Таким образом, светское государство не провозглашает какой-либо

официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает

определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного

и муниципального образования.

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных

разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви

в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным

изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов

государства и церкви, результатом которой стало принятие решений,

удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал

воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны

для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство

имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем

характер ограничений может носить специфический характер - например,

вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и

т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные

меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к

верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило

глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят

скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя

исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих

тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или

теократическое.

Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что

церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам:

реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет

религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое

издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и других газетах все

чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной

тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не

только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову,

принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной

жизни страны (взять, хотя бы, активно дебатировавшийся зимой 2001 года

вопрос об уже упоминавшимся мной выше противодействии некоторых

представителей духовенства введению общероссийской системы налогового

учета; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших

праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее

посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том

числе и еврейские.

 

Вопрос 27

Принцип свободы экономической деятельности содержится в статье 8 Конституции РФ, которая входит в главу 1 Конституции «Основы конституционного строя». Как видно, данное конституционное положение относится к наиболее важным принципам конституционного строя, на которых строится государство и общество.

Применительно к личности свобода экономической деятельности означает свободу приложения ею своих сил в материальной (экономической) сфере, в отличие от предшествующих конституций, закреплявших обязательность трудовой деятельности, общественно полезного труда на благо страны[1]. Что касается Конституции РФ 1993 года, то в соответствии с ней человек и гражданин имеет право: быть предпринимателем, то есть стать организатором экономической деятельности (производства), работодателем; стать наемным работником (ограничиться продажей своего труда); заняться индивидуальной трудовой деятельностью и обеспечивать удовлетворение своих потребностей; не заниматься никакой деятельностью (жить в качестве иждивенца, рантье и т.п.).\

Принцип свободы экономической деятельности является основой конституционного начала общественного устройства. Экономическую деятельность можно определить как участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Важные элементы этой деятельности – ресурсы, труд, капитал, товарно-денежные отношения. Свобода экономической деятельности дает возможность каждому беспрепятственно вступать в нее, выбирать вид и характер, создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли. Закрепление данного принципа в Конституции – свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, выбор профессии, объединение по экономическим интересам, техническое творчество.

Конституция нашей страны провозглашает свободу экономической деятельности, то есть право каждого использовать свои способности и имущество любым не запрещенным законом способом. Обязательным для реализации указанного права является соблюдение принципа равных возможностей. На деле, однако, этот важнейший принцип не всегда находит должное отражение в действующем законодательстве[2].







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.05 с.)