ТОП 10:

Конституционно-правовой статус субъектов РФ.



Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного

государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством федерации и субъекта федерации.

Множественность субъектов РФ не исключает наличия общих черт их конституционно-правового статуса. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1.Все субъекты РФ являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии (правом выхода из состава РФ).

2.Все субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. При этом это равноправие не означает тождества субъектов РФ в государственно-правовом отношении, так как на статус ряда субъектов большое внимание оказывают этнические начала их образования, а сами эти субъекты являются формой государственно-правового выражения самоопределения народов и наций в составе РФ.

3.Субъекты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Иными словами, территориальное верховенство субъектов РФ в пределах собственной компетенции обусловливает наличие у них учредительной власти, выражающейся в принятии конституций и уставов, собственного законодательства.

Субъекты РФ самостоятельно создают собственные органы государственной власти - законодательные собрания (есть иные названия), избирают президентов (только в республиках, и не во всех) или глав администрации (губернаторов и др.), создают свои правительства. Создавая свои органы, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г.

22 сентября 1999 г. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Он устанавливает, что срок их полномочий не может превышать пять лет, губернатор (иной глава администрации) не может избираться более чем на два срока, депутаты обладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.

4.Располагая рядом суверенных прав, субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено федеральным законом. При этом самостоятельно образуя органы государственной власти, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с закреплёнными в федеральной Конституции основами конституционного строя. Государственность субъектов РФ должна отвечать критериям демократического правового федеративного с социального государств, республиканской формы правления, опираться на принципы единства системы государственной власти и на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5.Все субъекты РФ в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.

6.На всех субъектов РФ распространяется принцип территориальной целостности. В данном случае следует, однако, различать изменение границ, связанное с изменением территории РФ (например, уступка части территории субъекта РФ иностранному государству) и изменение границ между субъектами внутри государственной территории РФ. О первом случае говорилось уже выше: такое изменение невозможно без согласия Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия[5] при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.). Такие изменения обусловлены прежде всего экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов.

7.Субъекты РФ самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают: законы о местном самоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствовать федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местном самоуправлении.

8.Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации - уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах - законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.

9.Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и в сфере совместной компетенции (ст. 72 Конституции РФ), в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует примат федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта РФ.

10. Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, постоянные представительства республик в центре, вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения.

11. Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Что же касается других Договоров, то международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта[6]. При подготовке договоров РФ с другими государствами, если положения договоров относятся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, учитываются мнения заинтересованных субъектов, а представители последних по согласованию с федеральными органами могут участвовать в переговорах. Торгово-экономические договоры, заключенные субъектами с другими государствами (наибольшее их количество подписано со странами СНГ), должны предварительно согласовываться с Министерством иностранных дел РФ, что, однако, делается далеко не всегда.
Субъекты РФ могут осуществлять связи с субъектами федераций иностранных государств и их административно-территориальными образованиями[7]. С согласия Правительства РФ они могут осуществлять такие связи и с органами иностранных государств. Они вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ). Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация о их деятельности должна представляться органам РФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ в суде.

12. Субъекты РФ имеют свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме отнесенного к исключительной федеральной собственности. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта. Таким образом распределяются, например, доходы от добычи полезных ископаемых на территории субъекта Федерации. Собственность субъекта может передаваться в муниципальную собственность, во владение, пользование, распоряжение муниципальных образований. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. субъект Федерации не вправе объявлять своим достоянием природные ресурсы на своей территории (эти вопросы Конституцией РФ отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов).

13. Субъекты Федерации имеют свою символику - герб и флаг, редко - гимн (например, Саратовская область, Корякский автономный округ), имеют столицы (административные центры).

Наряду с общими признаками в правовом положении различных субъектов РФ есть свои особенности конституционно-правового статуса.

 

\

Вопрос 56

Порядок изменения статуса субъектов РФ

 

Согласно ч.5 ст.66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Самостоятельно субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус .

федеральный конституционный закон, регламентирующий процедуру изменения статуса субъекта РФ , пока не принят, и перспективы его принятия в ближайшем будущем представляются весьма неопределенными.

Юридическими признаками, по которым можно дифференцировать статусы субъектов различных видов, являются следующие.

Прежде всего, это определяющие нормативно-правовые акты. Так, в соответствии со ст.66 Конституции, статус республики определяется как Конституцией РФ , так и республиканским учредительным документом (конституцией). Также данный статус определяется Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и республик.

Таким же образом определяются статусы и других субъектов РФ – краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.

Отличие в том, что указанные субъекты принимают не конституцию (как республики), а уставы. Кроме того, «сложносоставные» субъекты могут иметь договор между автономным округом и краем или областью, в состав которых они входят.

Статус отдельных субъектов (автономных округов и автономной области) может регулироваться специальными федеральными законами: или одним законом об основах взаимоотношений этих субъектов, или отдельными федеральными законами

о каждом автономном округе.

Различия же в наименованиях основных учредительных документов субъектов РФ (конституция или устав), видимо, можно признать формальными. Так как правовые последствия применения этих нормативных актов и их юридическая защита идентичны, для этого достаточно обратиться к нормам как собственно федеральной Конституции (ст.125), так и нескольких федеральных законов.

Провозгласив равноправие субъектов РФ (ст.5) и установив их исчерпывающий перечень (ст.65), Конституция России установила возможность изменения (в широком смысле) их конституционно-правового статуса с использованием следующих правовых форм:

- образование нового субъекта РФ путем соединения существующих субъектов и тем самым упразднение отдельных субъектов РФ (ч.2. ст.65);

- преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ (изменение статуса в смысле ч.5 ст.66).

Правовым основанием для изменения статуса субъекта в узком смысле является ч.5 ст.66 Конституции РФ . Но при этом необходимо в целях исключения коллизий жестко развести процедуры, регламентированные ч.5 ст.66 ( изменение статуса субъекта ) и ч.2 ст.137 ( изменение наименования субъекта ) Конституции РФ .

Каждый субъект РФ имеет свое наименование, определенное в ст.5 ст.65 Конституции РФ. В этом есть определенный юридический смысл, и он состоит в том, что в Конституции РФ не может быть другого субъекта с таким же названием.

Из анализа ст.71-73 Конституции следует, что вопросы присвоения и изменения наименования субъекта РФ являются прерогативой органов законодательной власти конкретного региона. Причем ч.2 ст.137 Конституции РФ гласит, что новое наименование (при его изменении ) включается в ст.65 Конституции РФ .

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» изменение наименования субъектов РФ включается в текст федеральной Конституции в форме указа Президента РФ на основании решения субъекта РФ , принятого в установленном им порядке »7.

Только так следует понимать буквальный смысл ч.2 ст.137 Конституции, так как «упрощенный» порядок изменения полного официального (видового) наименования имел бы место только при наличии следующей формулировки: «В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации (а не республики, края, области и пр., как определено в Конституции) новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Изменение же официального («видового») наименования, безусловно, влечет изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и в силу ч.1 ст.137 Конституции РФ требует принятия соответствующего федерального конституционного закона.

Следует уточнить, что не могут быть изменены официальные (видовые) наименования всех субъектов РФ , но единичные случаи вполне возможны, но не всегда целесообразны как с точки зрения законодателя, так и юридической доктрины.

Так, если согласиться с тем, что изменение конституционно-правового статуса – это переход из одного вида субъектов в другой

Вопрос57Предмет ведения— это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

К собственно федеративной компетенции относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежное обращение и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Субъекты Федерации не имеют права вторгаться в компетенцию России, хотя в 90-х гг. это нередко происходило.

В ведении Федерации (ст. 71 Конституции РФ) находятся:

1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2. федеративное устройство и территория РФ, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

3. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государства;

4. федеральная государственная собственность и управление ею;

5. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

6. установление правовых основ единого рынка;

7. финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8. федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ, вопросы войны и мира;

11. внешнеэкономические отношения РФ;

12. оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13. определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14. судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет;

16. государственные награды и почетные звания РФ;

17. федеральная государственная служба.

 

Вопрос 58







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.013 с.)