Конституционно-правовой статус субъектов РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус субъектов РФ.



В соответствии с КРФ РФ состоит из республик (21), краев (6), областей (49), городов федерального значения (2), автономной области (1 - еврейская), автономных округов (10) - равноправных субъектов РФ.

Общие начала их конституционно-правового статуса созвучным основным элементам статуса РФ:

- собственная система гос власти, в том числе учредительной (здесь самостоятельность не безгранична, органы гос власти субъектов РФ – составная часть единой системы гос власти РФ)

- собственная правовая система (являющая составной частью правовой системы РФ)

- собственные предметы ведения

- собственная территория

- свои собственность, бюджет, система региональных налогов и сборов

- участие в м/н и внешнеэкономических связях, право на сотрудничество друг с другом

- собственная гос символика (но используемая наряду с гос символами РФ).

Несмотря на наличие общих черт в характеристике правового статуса субъектов РФ и равноправия субъектов РФ, существуют определенные различия как отдельных групп субъектов РФ, так и отдельных субъектов РФ независимо от принадлежности к той или иной группе. Некоторые нормы КРФ и других федеральных правовых актов позволяют говорить о фактически асимметричной федерации в России. Так, КРФ определяет статус республик как государств, имеющих свою конституцию в отличие от других субъектов РФ; дает право республикам устанавливать свои гос языки; основные законы республик (конституции) в отличие от уставов других субъектов РФ могут быть приняты путем проведения республиканских референдумов; дает возможность автономной области и автономным округам иметь специальный именной ФЗ о соответствующей автономии.

Анализ конст.-прав. статуса субъектов РФ с точки зрения их равноправия невозможен без учета двух принципиальных положений. Во-первых, «равноправие» не есть «полноправие». Конституционная возможность заключения договоров между РФ и ее субъектами не уравнивает субъектов этих договоров. Субъекты РФ равноправны не с Россией, а между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти. Во-вторых, в К РФ речь идет именно о равноправии, но не о равенстве субъектов РФ, о равенстве в правах, но не о равенстве фактическом. Субъекты РФ не равны по размеру территории, численности населения, национальному составу, экономическому потенциалу и т. д. При этом очевидно, что в едином федеративном государстве все субъекты РФ должны иметь равные права, равные возможности в реализации политических, социально-экономических и иных прав своих народов и каждой личности. И равенство это должно проявляться главным образом во взаимоотношениях с органами гос. власти РФ, в предоставлении субъектам одинакового объема прав и полномочий по предметам их ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Тенденция выравнивания статуса субъектов РФ стала одной из очевидных, проявившихся тенденций во внутрифедеративных отношениях в современной России.

Билет №20

1. Понятие и предмет КП РФ как отрасли права. Место КП в системе.

КП – это ведущая отрасль нац. права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конст. строя, регулирующих отношения между гос-вом и чел-м, устройство гос-ва, организацию гос. власти.

Предмет КП – это совокупность общест. отношений, составляющих:

1. Основы соц.-эк. структуры общества, его полит. системы, культ-й и дух-й жизни;

2. Отношения между личностью и гос-вом (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гр-на;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью S-тов РФ;

4. Устройство гос. власти, отношения между различными видами органов гос. власти, а также между органами гос. власти и МСУ.

КП это системообразующая отрасль Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регул-х правовые отн-я в жизни гос-ва и об-ва.

Ведущее значение КП в национальной правовой системе определяется:

1. нормы К-ции являются исходными для всех отраслей права, определяя специфическим методом воздействия необх-ть принятия законов, формир-я компетенции органов гос. власти и МСУ, наделения граждан правами, обязанностями и гарантиями;

2. регулированием законодательной деят-ти, принятием законодательных норм;

3. ведущ. знач-е КП выражается фиксирование осн. прав и свобод человека и гр-на и пределы их ограничений, поскольку нормы других отраслей права не вправе сузить содержание Конст. прав;

4. закрепление деят-ти органов гос. власти и МСУ, кот. реализуют все отрасли права и тем самым принимают участие в выявлении соотношения отрасли КП и других отраслей.

ст.15 К-ции РФ определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы м/народ. права и м/нар. договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами м/народ. права и К-цией, ведущее положение занимает К-ция.

2. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

ФКЗ от 31 декабря 1996 г № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» закрепил регулирование статуса конст. (уставных) судов субъектов РФ. Они являются судами субъектов РФ и входят в состав судебной системы РФ.

К (У) суды – это органы констит. контроля, наделенные полномочиями отмены НПА, не соответствующих К(уставам) субъектов РФ, призванные разрешать споры, имеющие конст.-прав. значение для данного субъекта. Их формирование не считается обязательным для субъектов, численный состав в пределах 5-9 судей. Внутренняя организация определяется соответствующими законами субъектов. Большинство судов состоит из предс-ля, его заместителя, секретаря и судей. Предложения о кандидатах вносятся губернатору депутатами Зак-го собрания, представительными органами МСУ, юридическими и научными учреждениями области. Судьи избираются Обл. думой в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Полномочия: - рассмотрение вопросов соответствия законов субъектов РФ НПА органов гос. власти, ОМСУ субъекта уставу субъекта. - толкование К. (уставов) субъекта. -разрешение споров о компетенции между ОГВ и ОМСУ. - защита прав и свобод граждан по их жалобам. -контроль за пров-м выборов, реф-ов субъекта. - участие в зак-м процссе.

Акты, принятые судами носят гос. властный характер, обязательны для всех ОГВ, ОМСУ, общественных объединений, должностных лиц и др., подлежат неукоснительному исполнению. Итог. реш-я оконч-е, вст-т в силу сразу после их оглашения, не м. б. отменены. В настоящее время на территории РФ действует 17 К(У) судов.


Билет № 21

1. Конст.-прав. нормы: понятие, особенности, виды. Конст.-прав. институты.

Нормы КП – это формально определенные правила поведения участников прав. отн-й, имеющие общий характер, адресованные шир. кругу S-тов права и рассчитанные на многократное применение. Особенности норм КП: 1. Нормы содержатся в К-ции, поэтому обладают высшей юр. силой. 2. Нормы содержатся в ФКЗ, поэтому обыкн-е законы должны соответствовать ФКЗ. 3. По кругу S-тов, кому направлены эти нормы (гос-во, народ, нация, През-т, Прав-во). 4. Хар-р предписаний, кот. сод-я в правилах поведения. Этот хар-р носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем. 5. По стр-ре нормы сод-т в основном гип-зу и дисп-цию, санкции прим-ся реже.

Виды норм КП. По сод-ю: рег-щие основы Конст. строя; рег-щие права человека;

рег-щие устройство гос-ва; рег-щие систему органов управления. По территории действия: общефед.; республиканские; регион-е; мест.; По форме выр-я предписаний: управомачивающие; обязывающие; запрещающие. По юр. силе: К. РФ;ФКЗ;ФЗ;К-ции (уставы) S-тов РФ;Законы S-тов РФ;Закон о поправках к К-ции;Декларации;Регламенты палат;НА главы гос-ва (указы и распоряжения);Постановления Прав-ва;НА Конст. Суда РФ;Акты органов МСУ;Общепризнанные нормы и принципы м/народ. права;М/нар. договоры;Дог. об образовании РФ;Дог. РФ и ее S-тов;Дог. S-тов между собой. По ф-ям, механизму прав. рег-я: нормы принципы; нормы задачи; учредительные нормы; нормы констатации. По методу прав. рег-я: императивные; диспозитивные. По особенности выполняемой роли: матер-е; процес-е.

Конст. инс-т – это обусловленная общностью регулируемых общест. отн-й, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвяз. групп Конст. норм, имеющих единый предмет регулирования. Конст. инс-ты обусловлены объективными зак-ми политич., экон., соц. и культ. развития гражд. об-ва, и составляют основу КП как отрасли права. 2 пути выделения конст-прав. инс-тов – 1 - дробление подотраслей (в рамках 1 подотрасли – основ конст. строя – можно выделить такие инс-ты, как референдум, статус полит. партий, иных общест. объединений и. т. д.). 2 - комплексные, сквозные инс-ты (обусловлено тем, что многие S-ты участвуют в сходных конст.-прав. отношениях, действуют примерно одинаково). Например, при делении избир. права появляются инс-ты выборов депутатов ГД, выборов През-та, т.е. по уровням выборов. Однако на всех видах выборов действуют одни и те же принципы избират. права и они м.б. выделены в компл-й инс-т принципов.

2. Конституционно-правовая ответственность Правительства РФ.

Конст.-прав. отв-ть – отриц-я оценка государством деят-ти граждан, гос. органа, долж-го лица, а также мера принуждения, реализация санкции прав. нормы. Осн. положения о деятельности Прав-ва РФ закреплены в ФКЗ 1997 г. N 2-ФКЗ "О Прав-ве РФ".

К. РФ предусматривает меры конст.-прав. ответ-ти прав-ва перед главой гос-ва и парламентом. Отставка прав-ва является конст.-прав. санкцией за неудовлетворит. деятельность органа исп. власти. Такие констит. нормы направлены на обеспечение контроля за деят-ю прав-ва со стороны др. высших органов гос. власти и прим-ся в рамках системы сдержек и противовесов. В 2008 г. в К. РФ внесена поправка – Предс. прав-ва обязан ежегодно отчитываться перед нижней палатой парламента.

Формы конст.-прав. ответственности Прав-ва: 1) отставка (перед През. России);

2) недоверие (перед ГД). Глава государства может принять решение об отставке Правительства РФ в соответствии со ст. 111, 117 без каких-либо конституционных оснований и после выражения недоверия Правительству РФ ГДумой. ГД может выразить недоверие Прав-ву по собст. инициативе, и если вопрос о доверии Прав-ву ставит его Пред-ль. Реш-е об отставке Прав-ва даже в случае выражения ему недоверия ГД прин-т През. РФ.

Билет № 22

1. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

Правоотношения – это общест. отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, S-та и содержания (права и обязанности S-тов, которые они приобретают).

К S-там относятся:

1. физ. лица (граж. РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ S-тов, население);

3. ассоциации граждан (общест. объединения, в том числе в форме политических партий, общест. организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. гос-во;

5. государственно-территориальные образования (S-ты РФ, части территории и т.д.);

6. органы гос. власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избир. объединения (комиссии).

Объект конст. правоотношений – это то, на что направлено правоотношение:

1. гос. территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деят-ть органов гос-ва;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью гос-ва;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения – конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения яв-ся юр. факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

2. Конституционные основы деятельности политических партий в России.

ФЗ «О политических партиях»

Политическая партия (ПП) – общ. объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Требования к ПП:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.(формирование общ. Мнения, выражений мнений граж. По любым вопросам, выдвижение кандидатур. Политические партии в РФ создаются в целях:

1) формирования общественного мнения;

2) политического образования и воспитания граждан;

3) выражения мнения граждан по любым вопросам общественной жизни, доведения его до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

4) выдвижения кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участия в выборах в указанные органы и в их работе.

Политическая партия обязательно должна пройти государственную регистрацию.

Каждая политическая партия должна иметь свой устав, в котором указываются наименование партии, официальная символика партии, порядок приобретения ее членства, руководящие органы партии и другие основные сведения о партии.

Деятельность политических партий в РФ должна строиться в соответствии с принципами: 1) добровольности; 2) равноправия; 3) самоуправления; 4) законности.

Ограничения в создании политических партий: 1) запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности и разжигание расовой, национальной, социальной розни и др.; 2) запрещается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

3) не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;

4) запрещается создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;

5) ограничивается деятельность партий в случае введения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения.

В качестве одной из основ конституционною строя в К-ции закреплена многопартийность (статья 13, часть 2), что носит исторически принципиальный характер, поскольку вплоть до 1990 г. в стране была однопартийная система.

Многопартийность означает не только возможность существования ряда политических партий с различными программами (идеологический плюрализм, статья 13, часть 1), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий. Согласно статье 30 К-ции РФ (право на объединение), политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии.

Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из нее. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, гос. поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

Действующим зак-вом не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах гос. власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и в правоохранительных органах. Создаваемая политическая партия, чтобы получить статус таковой, должна зарегистрировать требуемым образом принятый устав, определяющий ее наименование, структуру, членство, руководящие органы, источники финансовых средств, порядок прекращения деятельности.

Политическая партия должна иметь свою программу, из которой общество узнает идеологию партии, ее цели и пути их достижения.

Партия имеет право участвовать в избирательном процессе, распространять информацию о своей деятельности, учреждать свои средства массовой информации, проводить митинги и демонстрации, устанавливать и поддерживать международные связи, создавать отделения на местах. Для проведения избирательной кампании партии получают финансовую помощь от гос-ва.

В остальном их денежные средства складываются из членских взносов, поступлений от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям, а также из добровольных пожертвований, которые, однако, не могут исходить от государственных организаций и предприятий (в том числе и частных с участием гос-ва), от благотворительных и религиозных организаций, иностранных государств, граждан и юридических, других политических партий. Не допускаются анонимные пожертвования.

Билет № 23

1. Источники конституционного права России как отрасли права.

Источники КП – исходящие от гос-ва или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. К-ция РФ;

2. М/нар. нормы и принципы (Декларация ООН)

3. Международные договоры;

4. Федеральные конституционные законы (искл-но по вопросам ведения РФ);

5. Федеральные законы (по совмест. ведению);

6. К-ции (уставы) S-в РФ;

7. Законы S-в РФ;

8. Закон о поправках к К-ции; ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вст-я в силу поправок к К-ции РФ»

9. Декларации;

10. Регламенты палат;

11. Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения);

12. Постановления Прав-ва;

13. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

14. Акты органов МСУ;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее S-в;

17. Договоры S-в между собой.

КП это системообразующая отрасль Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общ-ва.

Ст. 15: 1. К-ция РФ имеет высш. юр. силу, прям. действие и прим-ся на всей тер-рии РФ. Законы и иные прав. акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-ции РФ.

2. Органы гос. власти, органы МСУ, долж. л., гр-не и их объединения обязаны соблюдать К-цию РФ и законы.

3. Законы подлежат офиц. опубл-ю. Неопубл. законы не прим-ся. Любые норм. пр. акты, затрагивающие права, св. и обяз-ти человека и гр-на, не могут прим-ся, если они не опуб-ны официально для всеобщего сведения.

4. Общеприз. принципы и нормы м/народ. права и м/народ. договоры РФ яв-ся составной частью ее прав. системы. Если м/народ. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то прим-ся правила м/народ. договора.

2. Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.

Изб-льная система имеет два смысла:

· В широком смысле это совокупность общест. отношений, возникающих в процессе выборов органов гос. власти, МСУ и высших должностных лиц, а также организаций, возникающих при этом процессе.

· В узком смысле это способ определения результатов выборов в зависимости от результатов голосования, то есть, технология определения результатов выборов.

Существуют два типа избир. систем:

· при мажоритарной избир. системе избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов изб-лей;

· пропорциональная изб-льная система – это система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов изб-лей.

Достоинство мажоритарной системы:

Мажоритарная система обладает преимуществом по связи изб-лей с конкретным депутатом. Депутат хорошо знает изб-лей, отдавших за него голос и поэтому граждане чаше приходят к нему на прием, имеют право потребовать от депутата конкретных действий

Недостаток мажоритарной системы:

При мажоритарной системе отсутствует единый перспективный план развития всей территории, депутатом от которой он яв-ся.

Достоинство пропорциональной системы:

Представительный орган имеет цельный перспективный план развития территории.

Недостаток пропорциональной системы:

Пропорциональная система ослабляет личные связи и персональную ответственность депутата перед избирателями.

Именно поэтому, по мнению ученых, для лучшего развития парламентаризма в России имеет место баланс этих двух систем.

Мажоритарная система имеет три разновидности:

1. Относительно большинства (получение большинства голосов относительно другого кандидата).

2. Абсолютного большинства (50% + один голос).

3. Квалифицированного большинства (2/3 или 3/4 всех голосов изб-лей).

Пропорциональная изб-льная система имеет огромное количество разновидностей.

После распределения мандатов между партийными списками встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получаю мандаты депутатов. Существует два вида списков:

1. Жесткие (жесткая очередность кандидатов определяется партией в момент формирования списка; депутаты, указанные в списке не подлежат переносу).

2. Гибкие (список может быть изменен внутри самих кандидатов).

Новый фед. закон «Об основных гарантиях избир. прав» вводит в обязательном порядке пропорциональную систему выборов депутатов представительных органов.

Избир. право имеет два значения:

· Субъективное избир. право закреплено в статье 32 К-ции: избирать и быть избранными.

Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гр-на РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов МСУ, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме.

Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- През-т). Различного рода ограничения устанавливает ФЗ № 124 от 19.09.97 "Об осн. гарантиях избират. прав и прав на участие в референдуме РФ".

· Объективное избир. право совокупность правовых норм, регулирующая определенные периоды выборов депутатов законодательных представительных органов и выборов должностных лиц гос-ва и МСУ.

Избират. право в объективном смысле - один из КП инс-тов. Это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы МСУ, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ.

Существует три уровня относительно самостоятельных нормативных массивов избир. права:

1. Фед..

2. S-та федерации.

3. Мун. уровень.

Избир. право регулируется следующими законами:

Нормативные акты, регулирующие избирательное право:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы:

- ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

- ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

- ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

- ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»,

- ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» и др.;

3) конституции (уставы) субъектов РФ;

4) законы субъектов РФ;

5) уставы муниципальных образований.

Билет № 24

1. Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.

С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу гос. права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство общ-м и гос-м.

После провозглашения России суверенным государством в соответствии с волей народа была проведена демократизация ряда институтов конст. права. В конституциях России и республик были исключены из официального названия государств слова "советское" и "социалистическое". Появились важные новеллы в механизме гос. власти: вве-ден институт президентства, учреждены 2палатный Верховный Совет и Конст. Суд. Избир-я система приобрела демократич. характер, расширились права местн. орг. власти.

В 1992-1993 гг. между Президентом и Верх. Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конст. кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ № 1400, которым приостановил деятельность Верх. Совета и объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события, связанные с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена новая Конституция, кот. и была принята 12 декабря 1993 г. Одновременно были проведены выборы в новые органы гос. власти (ГД и СФ). Этим завершился конст. кризис, а в стране установилась новая форма правления.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конст. права России. По сути, формируется новое конст. право, соответствующее избранному народом курсу на отказ от тоталитаризма и строительство демократич. государства. Демократич. конст-е право вводит сложные отношения между различными политич. группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободу для оппозиции. Институт гражд. прав и свобод получает такое развитие, которого никогда не было в истории России. В настоящее время вопрос по поводу конституционного реформы РФ - дискуссионный: 1) одни ученые считают, что необходимо создание новой К РФ (Авакьян), 2) другие считают, что не нужна разработка новой К РФ, т.к. многие аспекты нынешней К РФ реализованы не до конца.

2. Процедура роспуска Государственной Думы.

В соответствии с К. РФ существует общий порядок прекращения полномочий ГД и досрочное прекращение ее полномочий.

Общий порядок - полномочия ГД прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной ГД нового созыва (начало первого заседания)

Досрочное прекращение полномочий ГД - досрочный роспуск През-том РФ в соотв. с К. (ст. 111, 117). Ст. 111 - после трехкратного отклонения ГД кандидатуры Председателя Прав-ва, Пр. РФ распускает ГД. Ст. 117 Пр. РФ м. досрочно распустить ГД, если:

1 ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Прав-ву РФ и Пр. РФ не удовлетворит это требование.

2 Председатель Прав-ва ставит ГД вопрос о доверии Прав-ву, а ГД отказывает - През-т распускает ГД (или Прав-во в отставку).

В случае роспуска ГД През-т РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная ГД собралась на свое первое заседание не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска ГД прежнего состава. В соотв. с К. досрочный роспуск ГД невозможен: 1 в течение года после ее избрания. 2 с момента выдвижения ГД обвинения против През-та РФ до принятия соответствующего решения СФ. 3 в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения. 4 в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий През-та РФ.

Билет № 25

1. Понятие, предмет, функции, система и источники науки КП РФ.

Наука КП это система знаний об устройстве гос-ва, положения в нем человека, закрепленных в нормах КП, и об отношениях, складывающихся между государственными структурами, общественными инс-тами и гр-ном в сфере конст. регулирования.

В предмет КП как науки включаются:

1. КП как отрасль;

2. история становления конст. инс-тов;

3. практику реализации конст. инс-тов на современном этапе;

4. анализ достоинств и ошибок законодателя;

5. анализ недостатков в реализации конституционно-правовых норм;

6. обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.

Система науки это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.

Система науки включает в себя следующие знания:

1. об отрасли права;

2. о сущности К-ции, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;

3. основы Конст. строя;

4. взаимодействие гос-ва и личности, права и свободы человека;

5. о государственном и административно-территориальном устройстве;

6. о системе органов гос-ва и МСУ.

Функции науки КП это основные направления воздействия науки на действующие норма и общест. отношения.

Функции науки КП: аналитическая; познавательная; регулятивная; прогностическая; идеологическая; охранительная; коммуникативная.

Источники КП как нау ки представляют собой нормативные и документальные средства, с помощью которых осуществляется познание этой науки. К ним относятся:

1. источники КП как отрасли права;

2. исторические источники;

3. монографии, сборники, диссертации, доклады и другие научные труды ученых;

4. комментарии к законам;

5. труды российских ученых в учебниках, в учебных пособиях и учебных курсах;

6. Словари, справочники;

7. Опыт гос. строительства, в том числе судебные решения;

Акты общест. объединений – это любые решения общест. объединений, уставы.

2. Конституционные основы экономических и социальных отношений в РФ.

Экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др. (ст.8)

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные К. регулируются ГК и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами S РФ, изданными в пределах их полномочий.

Экономический строй – это хозяйства и собственности, который признаются господствующими в данном государстве.

Конституционный институт основ экономического строя – это система взаимосвязанных конституционных норм в рамках исключительного ведения РФ и S-в, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности и обращения материальных и духовных благ, основанная на общих принципах и объективных закономерностях экономического развития страны. Результатом должного конституционного регулирования является установление конституционного публичного экономического порядка.

Конституционный публичный экономический порядок – это состояние общественных отношений в сфере экономики, образуемое в результате целенаправленного правового регулирования, итогом которого выступает оптимальное обеспечение экономической безопасности страны, частных прав в публичных интересах, вмешательства гос-ва в экономику.

Экономическая безопасность гос-ва – это состояние экономики, обеспечивающее достаточны уровень социального, политического и оборонного развития страны.

Единое экономическое пространство – это принцип конституционного регулирования общественных отношений, представляющий собой объединение географических, экономических, политических и культурных факторов развития общества, обеспечивающее правовое регулирование со стороны гос-ва.

Гарантии экономики (ст.8):

1. Единство экономическог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.137 с.)