Изменение Первой, Второй и девятой глав К-ции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение Первой, Второй и девятой глав К-ции.



Ст.135 определила новую концепцию пересмотра К-ции особой учредительной властью – Конст. Собранием. Не могут быть пересмотрены Фед. Собр-м. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 К-ции РФ будет поддержано тремя 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то в соответствии с ФКЗ созывается Конст. Собрание, которое либо подтверждает неизменность К-ции РФ, либо разрабатывает проект новой К-ции РФ, который принимается Конст. Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К-ция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины изб-лей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины изб-лей.

2. Поправки (ст.136) для внесения изменений в главы 3-8 К-ции РФ. Принят ФЗ от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К-ции РФ».

Ст.65 К-ции РФ.

ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового S-та РФ», изменении конс-пр статуса.

4. Указ През-та РФ (ч.2 ст.137).

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование S-та РФ подлежит включению в статью 65 К-ции РФ.

2. Конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства, на свободу выезда из РФ и въезда в РФ.

В ст. 27 К-ции РФ закреплено, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гр-н РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ.

Данное право реализуется внутри страны и распространяется на всю ее территорию. Обладает этим правом любое лицо, находящееся на территории РФ. По объему данное право не одинаково для граждан РФ и иностранных граждан и лиц без гражданства. Регулирует Закон РФ 1993 г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и ФЗ 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

К-ция ввела понятия «местопребывания» и «местожительства». Согласно Закону 1993 г. место пребывания — гостиница, санаторий, не являющееся местом жительства гр-на, — в которых он ПРОживает временно. Место жительства — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, в котором гр-н постоянно ИЛИ преимущественно проживает в качестве собственника, по договору аренды либо на иных основаниях. Существует «регистрационный учет» (регистрация) граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться, а сама регистрация оформляется штампом в паспорте либо справкой о регистрации. Регистрация гр-на по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Гр-н, изменивший место жительства, обязан не позднее 7дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гр-на по месту жительства не позднее 3дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ м.б. ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на территориях, где введено ЧП.

Иностранные граждане и лица без гражданства. Въезд в РФ без виз допускается лишь для граждан бывших республик СССР. Остальные иностранцы могут въехать в Россию по визам. Прибывшие в Россию иностранцы обязаны зарегистрироваться. Прибывшие без визы могут находиться в пределах страны 90 дней, остальные в течение срока, на который получена виза. Иностранцы которые желают длительное время проживать в России должны оформить разрешение на временное проживание, а жить постоянно — вид на жительство.

ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» 1996: гр-н РФ не может быть ограничен в праве на выезд из страны иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных данным законом. Основные требования в связи с выездо м: а) для выезда гр-н должен иметь специальный документ — паспорт (заграничный паспорт); б) если у России с соответствующим гос-вом установлен визовой порядок въезда, гр-н должен получить визу данного гос-ва; в) выезд гр-на может быть временно ограничен, если он: был допущен к гос. тайне; призван на военную или альтернативную гражданскую службу — до их окончания; яв-ся подозреваемым или обвиняемым; осужден за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от наказания; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств; сообщил о себе ложные сведения при оформлении документов. К -ция гарантирует гр-ну РФ право беспрепятственно возвращаться на Родину. Это право не может быть никем ограничено.

Билет № 30

1. Правовая охрана Конституции РФ. Роль КС РФ в охране Конституции РФ.

Правовая охрана К-ции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных К-цией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.

Правовые элементы правовой охраны К-ции:

1. Самоохрана закрепление в К-ции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2. Конституционный контроль деят-ть компетентных гос. органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

· През-т РФ (ст.80, 82);

През-т РФ яв-ся гарантом К-ции РФ, прав и свобод человека и гр-на. В установленном К-цией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и гос. целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. Приносит присягу при вступлении на должность.

· Парламентский контроль (гл.5);

· Органы исп. власти;

· Органы прокурорского надзора и судебные органы;

· КС (ст. 125).

разрешает дела о соответствии К-ции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов През-та РФ, Сов. Фед., ГД, Прав-ва РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов S-в РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти S-в РФ;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S-в РФ, договоров между органами гос. власти S-в РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

3. КС РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S-в РФ;

в) между высшими государственными органами S-в РФ.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, в порядке, установленном ФЗ.

2. Конст.-прав. статус чл. СФ ФС. и депутатов ГД РФ, осн. гарантии их деят-ти.

В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:

а) правовая природа депутатского мандата;

б) принцип несовместимости;

в) депутатский иммунитет;

г) депутатский индемнитет;

д) основные формы деятельности и права парламентария.

Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата ГД ФС РФ» Члены обеих палат ФС обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена СФ и депутата ГД различна.

Депутаты ГД обладают свободным мандатом, т. е. все они рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юр-ки не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов гос. власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности. В частности не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным ДЛ, находиться на гос. или мун.службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (за исключением препод., научной и иной творческой деятельности), состоять членом органа управления коммерческой организации.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным — согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или админ. ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении задержания, ареста или обыска, допроса, личного досмотра. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате; 2) материальное обеспечение депутатской деятельности

Основными формами деятельности члена СФ и депутата ГД являются:

участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных (совместных, межпалатных) комиссий; участие в выполнении поручений палат и их органов; участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в ГД; внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от своего имени);

обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»); обращение к соответствующим ДЛ с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

работа с избирателями, при этом депутаты ГД, избранные по партийному списку, «приписываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту РФ (для членов Совета Федерации данная форма работы не применяется, так как они не избираются непосредственно избирателями); участие в работе депутатских объединений и др.

Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в гос. органы, ОМСУ, ОО, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.

К социальным гарантиям деятельности относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, иные выплаты

(см. текст в предыдущей редакции)

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;в) зачисление времени осуществления полномочий члена (депутата) СФ, депутата ГД в стаж гос. гражд. службы; (см. текст в предыдущей редакции)

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание д) пенсионное обеспечение е) обязательное гос. страхование

ж) обязательное государственное социальное страхование члена СФ, депутата ГД на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом ГД своих полномочий; з) жилищно-бытовое обеспечение члена СФ, депутата ГД, не имеющих жилой площади в городе Москве; и) иные.

Билет № 31

1. Основные этапы развития конституционного законодательства в России.

В истории Советской России насчитывается четыре К-ции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов - советские социалистические К-ции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой К-ции была "Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа". Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».

Закрепила следующие положения: политическое устройство - провозглашение гос. диктатуры пролетариата, форма правления - корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы гос. власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически - это было смешанное унитарное государство.

Конституция 1925 года - причина ее принятия - образование СССР..

Первоначальная редакция К-ции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 года была принята, соответственно, после создания СССР и принятия К-ции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР S-в, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения К-ции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал К-ции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.

Последующие К-ции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения. Конституция 1937 года - вступление страны в новый этап ее развития - социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».

Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с К-цией СССР 1977 года, что должно было отразить "вступление в этап развитого социализма". Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом гос. власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.

Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского гос-ва является слияние партии с государственным аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро гос-ва. Не полностью в К-ции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов гос. жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гр-на имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.

С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована в Конституцию РФ - России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конституцию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конституцию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году - 53, в 1991 году - 29, в апреле 1992 года - 177, а в декабре того же года - около 90. После многочисленных изменений Конституция приобрела запутанный и противоречивый характер, что, в конечном счете, породило конституционный кризис 1992 - 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституционной комиссии за несколько месяцев выработало проект К-ции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.

Правовой статус высшего должностного лица определяется конституциями республик, уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Так же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

Губернатор Воронежской области является высшим должностным лицом Воронежской области и возглавляет правительство Воронежской области.

Порядок утверждения: Предложение о кандидатуре губернатора Воронежской области вносится Президентом Российской Федерации в Воронежскую областную Думу, которая рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру губернатора Воронежской области в течение 10 дней со дня внесения представления. Решение Воронежской областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора Воронежской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Воронежской областной Думы. Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями губернатора Воронежской области в случае отклонения Воронежской областной Думой представленной кандидатуры высшего должностного лица Воронежской области определяется федеральным законодательством.

Компетенция: Законотворчество: 1) издает указы и распоряжения (как губернатор) и постановления (как председатель правительства); 2) обнародует законы ВО; 3)обладает правом законодательной инициативы в Вор. Обл. Думе; 4) вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты НПА, издание которых относится к их полномочиям. 5)Представляет ежегодные отчеты Вор. Обл. Думу о результатах деятельности Правительства ВО; 6) вправе участвовать в работе Вор. Обл. думы с правом совещательного голоса; 7) издает НПА об отрешении от должности главы мун. образования. + Представляет ВО в отношениях с федеральными органами гос. власти, суб. РФ, орг. МСУ. Кадровые полномочия: 1) Формирует правительство ВО, принимает решение об отставке Правительства ВО; 2) назначает представителя ВО в Совет Федерации от Правительства ВО. 3) назначает/освобождает первых замов и замов Председателя Правительства ВО, руководителей исполнительных органов гос. власти ВО, высшие должности гос. гражд. службы ВО категории «руководители»; 4) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Вор.Обл. Думы; 5) участвует в формировании Избирательных комиссий ВО (назначает ½ состава); 6) согласовывает кандидатуру на должность руководителя территориального органа МВД РФ, Минюста РФ, ФСИН РФ, Росреестра ВО и иных органов.

Ответственность: Процедура ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, предусмотренная нормами ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: высшее должностное лицо субъекта РФ несет ответственность только за издание нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам (п. «а» ч. 2 ст. 29.1 Закона).

 


Билет № 32

1. Основы конституционного строя РФ: понятие, принципы

Общественный строй (устройство) это исторически конкретная система общест. отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни. Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.

Конст. строй это определенная форма или способ орг-ции гос-ва, закрепленный в К-ции. Элементами Конст. строя являются:

1. Гуманистические основы Конст. строя;

2. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;

3. Сущность власти и принцип ее реализации.

Гос. строй – понятие более широкое, чем Конст. строй. Гос. строй это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве. Гос. строй может регулироваться в К-ции. Признаком его яв-ся регулирование отношений гос. власти.

Основы Конституционного строя – это устои гос-ва, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, гос-ва, власти, форму правления, гос. устройства, политического режима. Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):

1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);

2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;

3. содержаться в первой главе К-ции;

4. особая юридическая сила (ст.16);

5. особый усложненный порядок пересмотра К-ции (ст.135);

6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.

Как модель комплекса общест. отношений гос-ва и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:

1. Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.

2. Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли КП.

3. Конституционно-правовые инс-ты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах К-ции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в К-ции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в инс-тах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:

1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;

2. Государственность – сохранение исторически сложившегося гос. единства;

3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;

4. Преемственность;

5. Нравственность;

6. Патриотизм – благополучие и процветание России;

7. Социальное равенство;

8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.

Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 К-ции РФ, выражается в следующем:

1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);

2. Принцип защиты личности от гос-ва;

3. Содержание прав человека яв-ся конституционно защищенным (49 статей посвящено этому вопросу).

Итак, под основами К. строя РФ следует понимать совокупность (систему) главных К. принципов, обеспечивающих признание за личностью естественных. неотчуждаемых прав и свобод, подчинение гос-ва праву. Конкретизация принц. происходит 2 способами: 1) в гл.1 К., 2) во всех К. инс-тах, закрепленных в др. главах и статьях К.

1) П. приоритета прав человека: соблюдение и защита прав и свобод – обязанность гос.

2) П. народовластия, народного суверенитета: народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдум, свободные выборы), так и через органы гос. власти и органы местного самоупр.3) П. гос. суверенитета: суверенитет РФ распространяется на всю тер-ию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тер-рии. 4) П. федерализма - РФ это федеративное гос. Она состоит из равноправных S РФ. 5) П. разделения властей и связанная с ним республ. форма правлен. 6) П. соц. гос-ва, включает определение осн. соц. задач и обязанностей РФ, требования социальной зашиты и безопасности граждан. 7) П. светского гос-ва- отказ РФ от установления к-л религии в качестве гос. или обязат 8) П. местного самоупр. в РФ 9) П. эк. плюрализма в РФ 10) П. идеологического плюрализма 11) П. полит. плюрализма. 12) П. верховенства права и К 13) П. примата общепризнанных принципов и норм м/н права над национ. правом. 14) П. приоритета основ К. строя РФ над всеми др. положениями К.

2. Решения КС РФ: понятие и виды. Правовые позиции КС РФ.

Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании К. РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Видами решений КС РФ являются постановление, заключение и определение. Постановление — основной вид итогового решения КС. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий КС РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ. Заключение дается КС в единственном случае — при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определения.

Правовая природа решений КС РФ предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения КС РФ обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов МСУ, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение КС РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления КС РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений КС РФ проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, если в самом акте КС не указано иное, например нецелесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений КС РФ в ФКЗ «О КС РФ» предусмотрены определенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений КС РФ — соответствующая ответственность.

Правовые позиции по своей сути представляют собой конституционные правоположения общего характера, формулируемые КС в ходе судопроизводства и приобретающие общенормативное значение. Нормативность проявляется в их обобщенности и общеобязательности, также в возможности их неоднократного применения.

Правовые позиции КС выражены в его итоговых решениях, принимаемых в форме постановлений по результатам публичных слушаний дела по существу вопросов, поставленных заявителем.


Билет № 33

1. Конституционная характеристика Российского государства.

В основах Конст. строя в той или иной форме даны семь качественных характеристик Российского гос-ва:

1. Демократическое.

Признаки демократического гос-ва:

· свободные регулярные выборы;

· признание народа источником власти;

· гласность, свобода печати;

· плюрализм идеологии;

· информационное взаимодействие общества;

· реализация (наличие) МСУ.

2. Федеративное.

Признаки федеративного гос-ва отражены в ч.3 ст.5 К-ции РФ. – устройство основано на гос-ой целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий, равноправии народов

3. Правовое.

Признаки правового гос-ва:

· верховенство закона (ч.1, 2 ст.15) – Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории РФ; все должны соблюдать Конституцию.;

· обязанность государева защищать права человека (ст.2);

· принцип разделения гос. власти (ст.10);

· конституционное закрепление независимости судей, подчинение их только закону (ст.120);

· приоритет м/народ. права над нормами национального права (ч.4 ст.15);

· ответственность высших должностных лиц (През-та, Парламента) за исполнение своих обязанностей – «Конституционная ответственность».

4. С республиканской формой правления- государственная власть в России осуществляется только выборными органами, глава государства получает власть от народа.

5. Суверенное (ст.4).

Суверенитет – это свойство гос. власти, выражающееся в верховенстве, единстве и независимости. Сущность верховенства заключается в том, что над ней не стоит никакая иная публичная власть и гос-во само определяет правопорядок в стране. Единственным ограничителем гос. власти являются К-ция и законы. Единство выражается в совокупной компетенции систем гос. органов, которые осуществляют функции гос-ва и определяют средства достижения цели гос-ва. Самостоятельность в отношениях с другими гос-вами, участие в жизни мирового сообщества.

6. Социальное (ст.7). Элементы социального гос-ва: гос-во создает условия достойной жизни; гос-во сводит к минимуму соц. различия; равенство женщин в общественной (социальной) и семейной жизни; охрана среды обитания личности; обеспечение правовой защиты со стороны гос-ва мало или незащищенных социальных групп (инвалиды, молодежь и т.д.).

Светское (ст.14). Признаки: нет гос. обязательной религии; религиозные объединения отделены от гос-ва; равенство всех конфессий перед законом; полное невмешательство гос-ва в определение граждан своего отношения к религии; отделение школы от церкви.

2. Система органов гос. власти субъектов РФ: общие принципы организации и деятельности, виды, порядок формирования.

Правовое регулирование организации системы ОГВ субъектов РФ осуществляется Конституцией, ФЗ1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ОГВ субъектов РФ», конституциями (уставами) субъектов.

Согласно К РФ деятельность ОГВ субъекта осущ-ся в соответствии с принципами:

1) гос. и террит. целостность РФ (т. е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными ФЗ; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);

2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);

3) верховенство Конституции РФ (т. е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов.);

4) единство системы гос. власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ

5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную

6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и ОМСУ

7) невмешательство органов гос. власти S РФ в компетенцию органов гос.власти РФ.

Систему ОГВ субъекта составляют:

- законодательный (представительный) орган (Воронежская обл. Дума);

- высший исполнительный орган (Правительство ВО)

- иные органы.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. Воронежская областная Дума состоит из 56 депутатов: 28 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам; 28 депутатов избираются по единому избирательному округу. Избирается на 5 лет.

Правительство Воронежской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области.

Губернатор Воронежской области возглавляет правительство Воронежской области, определяет основные направления деятельности правительства Воронежской области и организует его работу. Правительство Воронежской области формируется губернатором Воронежской области в месячный срок после вступления его в должность. Состоит из возглавляющего его губернатора Воронежской области - председателя правительства Воронежской области, заместителей губернатора Воронежской области, первых заместителей председателя правительства Воронежской области, заместителей председателя правительства Воронежской области, а также



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.146 (0.095 с.)