Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус (дополнение)



Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

58. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001:

Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.

Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.

Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Условия принятия в РФ нового субъекта

Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с м/н (м/г) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее – м/н договор), заключенным РФ с данным иностранным государством.

Условия образования в составе РФ нового субъекта

Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Порядок принятия в РФ нового субъекта:

1. Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении м/н договора является данное иностранное государство.

2. Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

3. Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения м/н договора, осуществляются в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.

4. После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного м/н договора.

5. В Госдуму одновременно с м/н договором вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

6. ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции РФ (принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, одобряется Советом Федерации более половины от общего числа членов этой палаты).

7. ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;

2. Предложение направляется Президенту РФ – должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;

3. Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;

4. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;

5. Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;

6. Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;

7. Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;

8. Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;

9. ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ;

10. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Внесение поправок в статью 65 Конституции (Статья 137) – эти поправки вносятся на основании: ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; ФКЗ об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наимено­вание подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).

КС в Постановлении от 28 ноября 1995 г. N 15-П: «Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 статьи 137 Конституции РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (ч. 1) Конституции РФ». «Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле части 2 статьи 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта».

«Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»;

«Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия – Алания» (Указ Президента РФ от 09.01.1996);

«Республика Калмыкия – Хальмг Тангч» заменено на «Республика Калмыкия» (Указ Президента РФ от 10.02.1996);

«Чувашская Республика – Чаваш республика» заменено на «Чувашская Республика – Чувашия»;

ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФПермский край – в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).

59. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

Данные принципы нашли свое отражение в Конституции РФ и в следующих Федеративных договорах от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; автономной области, автономных округов в составе РФ» (Статья 2 – почти совпадает со Статьей 72 Конституции РФ).

Статья 72 Конституции РФ:

(По вопросу о применении отдельных положений статьи 72 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О)

1. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общ. безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установл. общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранит. органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и МСУ;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 73 Конституции РФ:

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Глава IV ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 (в редакции ФЗ от 29.12.2004):

Статья 26.1.

1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта РФ.

2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.

3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

4. ФЗ, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов гос. власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов гос. власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на фед. органы государственной власти и органы МСУ, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным настоящим ФЗ. Указанные требования распространяются также на указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Статья 26.2.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статья 26.3.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

К полномочиям органов гос. власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за искл. субвенций из фед. бюджета), относится решение вопросов:

· организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдумов субъекта РФ;

· формирования и использования резервных фондов субъекта РФ для финансирования непредвиденных расходов;

· передачи объектов собственности субъекта РФ в муниципальную собственность;

· создания и обеспечения охраны государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения; ведения Красной книги субъекта РФ;

· планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель;

· строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

· организации транспортного обслуживания населения автомобильным, ж/д, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

· обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам;

· охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения;

· организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

· заключения внешнеэкономических соглашений субъекта РФ;

Полномочия органов гос власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленные иными ФЗ, осуществляются за счет субвенций из фед. бюджета. Такие ФЗ должны:

· определять права и обязанности органов гос. вл. субъекта РФ;

· устанавливать способ (методику), фед. гос. миним. социальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из фед. бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ на осуществление соот. полномочий;

· содержать указание на передачу в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта РФ материальных объектов в целях обеспечения осуществления соответствующих полномочий;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.052 с.)