Беженцы и вынужденные переселенцы: понятие, основания получения статуса, права и льготы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беженцы и вынужденные переселенцы: понятие, основания получения статуса, права и льготы



Появление людей со статусом беженцев и вынужденных переселенцев является по сути результатом тех проблем, которые существуют в современном мире, - внутригосударственные и международные конфликты, разрешаемые силовым путем.

В настоящее время правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации регламентируется двумя законами - Законом РФ "О беженцах" и Закон РФ от 19.02.1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 427; СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3420). Помимо российского законодательства важную роль в регулировании правового режима беженцев играют международно-правовые акты. Как отмечается в литературе, "сегодня международно-правовое регулирование положения беженцев осуществляется на основании двух категорий международных документов: универсальных и региональных" (Денисов В.В. Международная система защиты беженцев и лиц, ищущих убежище. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15). Наиболее важные из них - Конвенция ООН "О статусе беженцев" 1951 года, Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 года, Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев 1950 года, Конвенция Организации Африканского Единства по вопросам регулирования отдельных аспектов проблем беженцев в Африке 1969 года, Картахенская декларация о помощи беженцам 1984 года, Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств - членов Европейских сообществ 1990 года.

Закон о беженцах признает беженцем лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

По мнению В.В. Радула, "слова "вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований" являются ключевыми в определении" (Радул В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 17). Вместе с тем опасения, как и всякие психические переживания, обладают определенной долей субъективности, что признается указанным автором. Вместе с тем как обоснованно отмечает В.В. Радул, "если даже компетентные власти не осведомлены об условиях в стране происхождения заявителя, то его утверждения нельзя рассматриваться абстрактно, они должны быть оценены в контексте соответствующей исходной информации о сложившейся в стране ситуации" (Радул В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 18).

Понятие вынужденного переселенца раскрывается Законом о вынужденных переселенцах. Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

При этом вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1. совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2. не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3. покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нетрудно заметить, что правовой статус как беженца, так и вынужденного переселенца имеет много общего. Поэтому традиционно вопросы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев рассматриваются вместе. В литературе отмечается, что важнейшим признаком, отличающим беженца от вынужденного переселенца состоит в том, что последний обладает гражданство Российской Федерации, а первый - нет, что однако не исключает необходимости разграничения указанных понятий (Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. С. 119).

В литературе принято выделять следующие принципы статуса вынужденного переселенца и статуса беженца, являющиеся общими для них: "признание и гарантирование прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; взаимосвязь прав и обязанностей, закрепленных за лицами, имеющими рассматриваемый правовой статус; недопустимость дискриминации вынужденных переселенцев и беженцев по признаку религии, расы или места происхождения; приобретение статуса беженца или статуса вынужденного переселенца на основании решения уполномоченного государственного органа; запрет произвольного лишения специального статуса по решению органа исполнительной власти; запрет принудительного возвращения в места постоянного проживания" (Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9).

Предоставление статус как беженца или вынужденного переселенца происходит в заявительном порядке.

Так, согласно Закону о беженцах, лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1. в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение);

2. в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

3. в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;

4. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:

1. ходатайство лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;

2. ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для выдачи свидетельства и рассмотрения ходатайства по существу.

Несколько иной порядок предусмотрен при признании лица вынужденным переселенцем:

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным Законом о вынужденных переселенцах, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным Законом о вынужденных переселенцах, прием данных лиц производится в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации. Регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Сведения о прибывших членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей.

В случае, если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

На порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем существует и другая точка зрения. Так, по мнению В.В. Радула, "лицо является беженцем или вынужденным переселенцем по смыслу Конвенции 1951 года Федерального закона "О беженцах" и Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", когда оно отвечает критериям, содержащимся в определении. С беженцами это неизбежно происходит до того момента, когда его статус определен официально. Следовательно, признание статуса беженца не делает его беженцем, а просто объявляет таковым. Лицо становится беженцем не в силу признания, а признается таковым, поскольку является беженцем. В отличие от беженца лицо может официально считаться вынужденным переселенцем только после предоставления ему в установленном порядке статуса вынужденного переселенца" (Радул В.В. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 17).

Как вынужденным переселенцам, так и беженцам действующим российским законодательством предоставляются определенные гарантии. Так, согласно статье 10 Закона о беженцах, лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). Аналогичная гарантия закреплена и в статье 8 Закона о вынужденных переселенцах. Как вынужденным переселенцам, так и беженцам российским государством предоставляются определенные социально-экономические права (компенсация проезда и провоза багажа, предоставления жилья, исходя из возможностей фонда жилья для временного проживания, и т.д.). При этом как беженцы, так и вынужденные переселенцы несут и определенные обязанности (соблюдение Конституции РФ и законов, предоставление достоверных сведений в органы Федеральной миграционной службы и т.д.). При этом в научной литературе отмечается, что "обязанность государства по оказанию поддержки вынужденным переселенцам и беженцам основывается на конституционно закрепленном признании Российской Федерации как правового государства" (Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11), поскольку "правовое государство обеспечивает безопасность каждого, кто законно находится на его территории, охрану и защиту их прав и законных интересов, восстановление в правах" (Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11). "Таким образом, - отмечает М.Д. Оздоев, - статус беженца, также как и статус вынужденного переселенца предоставляется лицам, вынужденным покинуть место постоянного проживания по причине преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, с целью оказания им помощи в полноценном включении в общественные отношения. Предоставление данного статуса ведет к возникновению между лицом и государством особых правоотношений, которые преимущественно регулируются нормами конституционного права Российской Федерации" (Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 12).

Кроме того, Законом о беженцах, а равно Законом о вынужденных переселенцах также урегулированы вопросы, касающиеся утраты соответствующего статуса.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); Контрольные вопросы:

1. Какова роль государства в отношениях по поводу прав и свобод личности?

2. Как отличить дискриминирующий признак?

3. Какие права человека исторически были закреплены первыми и когда это произошло?

4. Какими конституционными гарантиями может быть обеспечено право на достоинство человека?

5. Назовите признаки и свойства права на свободу передвижения человека и гражданина.

6. Какие права составляют содержание субъективного основного права на свободу передвижения в пределах РФ?

7. Какие права составляют содержание субъективного основного права на свободу передвижения в связи с пересечением государственной границы РФ?

8. Что понимается под свободой экономической деятельности?

9. Какие права гарантирует Конституция в сфере охраны здоровья и медицины?

10. Какие права гарантирует Конституция в сфере образования?

11. Какие конституционные положения регламентируют право на судебную защиту помимо положения, закрепленного в части 1 статьи 46 Конституции РФ?

12. Какие права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения?

13. Что является международно-правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина в условиях ЧП?

14. Как Вы понимаете принцип «единство и равенство гражданства»?

15. Что такое оптация?

16. Раскройте понятие «иностранный гражданин».

 

 

Тема 5. Федеративное устройство России

 

 

Институты государственного устройства и территориального устройства. Виды форм государственного устройства. Проблема суверенитета в федеративном государстве. Понятие и правовая природа автономии. История развития территориального и государственного устройства России. Эволюция принципов российского федерализма. Принципы федеративного устройства России на современном этапе

Государственное устройство – одна из составных характеристик формы государства. Всякое государство представляет собой политико-территориальное образование, и территория является неотъемлемым, обязательным признаком государства. Территория государства – это природное пространство, очерченное государственной границей, на которое распространяется суверенная власть данного государства. Ст. 67 Конституции РФ установила, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море. Закон Российской Федерации от 1.04.1993 г № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями) определяет государственную границу РФ как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющие государственную территорию (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. В соответствии с п. «н» ст. 71 Конституции РФ определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа относится к предметам ведения Федерации.

Прохождение государственной границы устанавливается международными договорами РФ и федеральными законами. Государственная граница проходит на суше по характерным точкам и линиям рельефа, на море – по границе территориального моря, по рекам – по середине главного фарватера. Указанный выше федеральный закон определяет порядок пересечения государственной границы на суше, на воде и в воздухе, порядок установления и правовой режим пограничных зон (порядок передвижения, проживания, ведение хозяйственной деятельности в пограничных зонах и т.д.).

Правовой режим прилегающих морских вод определяется федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации» (с последующими изменениями). Этот нормативный акт устанавливает, что внутренними водами РФ являются воды портов, заливов, лиманов, если их берега принадлежат России и ширина пролива не превышает 24 морских миль, а также бухты, заливы, моря, исторически принадлежащие России. Территориальным морем является морской пояс шириной 12 морских миль, прилегающий к сухопутной территории (в т.ч. и к островам РФ) и к внутренними водам России. Закон устанавливает порядок прохождения судов в территориальных и внутренних водах, ведения хозяйственной деятельности (рыболовство, добыча полезных ископаемых и т.д.), экологические правила, а также юрисдикцию российских властей в отношении судов и физических лиц, находящихся на морской территории РФ.

Воздушное пространство считается территорией РФ на высоту 100 км. Что касается недр, то их глубина международно-правовыми актами в настоящее время не определена и фактически юрисдикция каждого государства простирается на ту глубину, которую можно достичь в настоящее время (самая глубокая в мире скважина пробурена в России на Кольском полуострове – более 12 000 метров, что в сопоставлении с размерами земного шара крайне незначительно).

Территория государства в целях наиболее эффективного осуществления функций государства, как правило, разделена на части. В зависимости от правого статуса внутренних частей территории государства, их взаимоотношениях с центральной властью государства принято подразделять на унитарные и федеративные. Некоторые авторы к этой классификации добавляю и конфедерации. Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединяющих исполнение определенных государственных функций и создающие для этого определенные надгосударственные органы. В ХVIII, ХIХ, начале ХХ века обычно в конфедерациях объединяли функции обороны, военные функции. Во второй половине ХХ века конфедерации возникают и на основе частично совместного исполнения других функций государств – экономической, социальной. Поскольку конфедерация включает в себя государства, сохраняющие свою суверенность в полной мере, в том числе и право свободного выхода из конфедерации, вопрос о признании конфедерации формой государства (или формой межгосударственной организации) остается спорным.

Унитарные государства (от лат. «unus» - один) – это единые государства, территория которых обычно разделяется на административно-территориальные единицы. Эти единицы не обладают собственным законодательством или тем более конституциями, они не обладают политической самостоятельностью. По своему территориальному устройству унитарные государства не являются абсолютно одинаковыми. Они могут включать в себя отдельные автономные территории (Франция – Корсика). В настоящее время формируются регионалистские государства – государства, в которых вся территория состоит из частей, обладающих той или иной автономностью (Италия, Испания).

Федеративные государства <QUEST3< FONT>состоят их территориальных частей, обладающих определенной долей политической власти, формирующих собственные органы государственной власти, обладающих собственным законодательством, а в некоторых случаях и конституциями. Одной из важных правовых теоретических и практических проблем федеративной формы государственного устройства является проблема государственного суверенитета. Государственный суверенитет представляет собой политико-правовой признак государства и его свойство – самостоятельно, независимо от других властей (внешних и внутренних) определять свою внутреннюю и внешнюю политику принимать соответствующие решения т.е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере. Верховенство государственной власти внутри страны означает ее возможность определять правовой статус всех иных субъектов и самого государства. Это не в коей мере не противоречит принципу народного суверенитета означающему что единственным источником власти в государстве является народ. Народ создает Российское государство, является источником его власти, но государство, получив власть от народа, в дальнейшем осуществляет верховную власть на всей территории государства над всеми субъектами именно потому, что получила эту власть от лица народа. В обществе существует множество различных властвующих субъектов (родители – над детьми работодатели над работниками религиозная община над членами общины и т.д.). Однако именно государство определяет статус субъектов пределы и правила их властвования в то время как они не имеют права и возможности устанавливать какие-либо нормы деятельности государства. Что касается внешней самостоятельности государства его самостоятельно участия в международных отношениях то речь, несомненно, идет о юридическом равноправии с другими государствами, а не об абсолютной независимости государств друг от друга. Некоторые авторы отягащают такое понимание суверенитета ссылкой на то, что само государство является демократическим, строится на признании и защите прав и свобод человека и гражданина на народном суверенитете (Мархгейм М.В. Смоленский М.Б. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. СПб. Юридический центр Пресс. 2003. С.262).

При всей важности указанных признаков вряд ли можно согласиться с тем, что они влияют на наличие или отсутствие у государства суверенитета. Суверенность - самостоятельный признак государства. Даже сугубо антидемократические государства диктатуры обладают признаком суверенности.

<QUEST4< FONT>Применительно к федеративным государствам важное значение имеет вопрос о том, обладают ли субъекты федерации государственным суверенитетом полностью или частично или же они его лишены? В науке существуют различные позиции по данному вопросу. В 90-х годах прошлого века в России были распространены теории «расщепленного», «частичного» или «делимого» суверенитета. При некоторых различиях в аргументации сторонники этих концепций в той Лии иной степени признают суверенность не только Российской Федерации, но и суверенитет ее субъектов, как правило, только республик. Распространенность такой позиции, особенно в 90-е годы прошлого века (См. Мухаметшин Ф.Х Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа//Государство и право. 1994. № 3. С.54, Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм// Государство и право. 1996. №10.С13, Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С.126-127, Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации.М., 2004. С.276 – 277)

покоилась не на юридическом фундаменте, а скорее на политическом, т.к. собственно текст Конституции РФ 1993 года не дает оснований для этой теории, за исключением, пожалуй, только термина «государство» упомянутого в ч.2 ст. 5 Конституции применительно к республикам – субъектам РФ. Политическая ситуация начала 90-х годов требовала от центральной власти заручиться политической поддержкой регионов, прежде всего, республик для сохранения целостности государства. Отсюда знаменитая фраза тогдашнего Президента РФ Б.Н.Ельцина обращенная к руководителям регионов «Берите суверенитета сколько хотите!». В 90-х годах в Конституциях всех республик – субъектов РФ были закреплены нормы об их суверенности и как следствие – о том, что законы Федерации применяются на территории республик, только если они не противоречат республиканским законам. Государственно-правовая практика 90-х годов ярко продемонстрировало ошибочность позиции «частичного суверенитета» субъектов Федерации. Верховенство внутри страны не может принадлежать двум субъекта одновременно – это противоречит самой сущности верховенства. Верховенство, суверенность федеральной власти, однако, совсем не означает что субъекты федерации не могут иметь собственные предметы ведения и принимать по ним самостоятельные решения. Следует, однако, иметь в виду, что эти предметы ведения устанавливаются федеральной конституцией и решения, принимаемые субъектами РФ по предметам собственного ведения не должны противоречить общим правовым принципам, установленным и закрепленным Конституцией РФ и федеральным законодательством.

В 2000-х годах государством была проделана огромная по объему и трудности работа по приведению Конституций республик, Уставов других субъектов РФ и регионального законодательства в соответствии с федеральной Конституцией и федеральным законодательством. Правовой основой этой работы явилось постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000г. № 10-П, в котором дано определение понятия государственного суверенитета как верховенства независимости и самостоятельности власти государства на всей его территории и независимости в международном общении. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Суверенитет России в силу ст. Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, т.е. республики и иные субъекты РФ не вправе наделять себя свойствами суверенного государства даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным. Конституционный Суд РФ сослался при этом на закрепленный в Основах конституционного строя принцип равноправия субъектов РФ, указав, что признание республик суверенными государствами нарушит этот принцип, ибо суверенный субъект не может быть равноправен с не суверенным субъектом. В обосновании признания суверенитета только за Российской Федерацией в целом Конституционный Суд сослался также на положения Конституции РФ закрепленные ст.ст. 4 ч.2, 15 ч.1, 67 ч.1, а также на то что право заключения международных договоров в соответствии со ст.71 Конституции РФ принадлежит Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Собрание законодательства РФ. 2000. № 25.СТ.2728.).

Признание суверенитета только за Российской Федерацией в целом не умаляет прав субъектов Федерации на осуществление государственной власти. Власть субъектов федерации – это часть государственной власти России при этом субъекты обладают всей полнотой власти вне пределов предметов ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000г. № 849 «О полномочном Представителе Президента РФ» территория Российской Федерации была разделена на 7 федеральных округов, в каждом из которых была учреждена должность Полномочного представителя Президента РФ. Одной из главных задач, возложенных на этих должностных лиц, является организация в федеральном округе контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти (Указ Президента РФ от 13.05.2000. № 849 «О Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»//СЗ РФ. 2000. № 20. СТ. 2112. с изм.21.06.,09. 2000., 09.09.2000., 30.01.2001., 06.04.2004.,05.10.2004., 21.03.2005). Создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах послужило важной организационно-правовой гарантией проведения огромной работы по приведению конституций, уставов и законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральной Конституцией и федеральным законодательством.

Федеративные государства существенным образом отличаются от унитарных государств имеющих на своей территории те или иные автономные образования. Автономия в любой своей форме – это предоставление возможности решать определенные внутренние вопросы самостоятельно без вмешательства центральной государственной власти. В отличие от субъекта федерации автономия не имеет полномочий по участию в решении общегосударственных вопросов не участвует в формировании общегосударственных органов власти. Еще в начале ХХ века известный русский правовед А.Ященко писал: «Федерализм как понятие скорее противоположен автономии. Федерализм есть создание коллективной власти автономия – сохранение своей индивидуальной.» (Ященко А. Теория федерализма: опыт синтетической теории права и государства. Юрьев. 1912. С. 343.) и далее: «Для существа федерального государства важно одно - насколько значительно участие штатов в образовании суверенитета и какова при этом роль высших обще-государственных органов представляющих штаты в их особенности» (Там же. С.347).

Автономии принято подразделять на территориальные и национально-культурные. Первые создаются, как правило, в местах компактного проживания определенной национальной (религиозной) группы населения. В Российской Федерации в настоящее время отсутствуют автономные образования. Автономные округа и автономная область, несмотря на свои названия, по своему правовому статусу являются субъектами Федерации а не автономными образованиями т.к. обладают такими же полномочиями в отношениях с федеральным центром и осуществляют свою власть по тем же предметам ведения, как и другие субъекты Федерации. Национально-культурная автономия, как определяет Федеральный закон от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», это - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. (Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74 –ФЗ «О национально-культурной автономии»// СЗ РФ. 1996., № 25. СТ. 2965. с изм. от 21.03.2002; 10.11.2003; 29.06 2004; 22.08.2004; 30.11.2005).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.043 с.)