Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок полномочий. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ



<QUEST6< FONT>Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 1 и ч. 4 ст. 81 Конституции РФ). Это Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции). Конституция РФ предъявляет следующие требования к кандидату на должность Президента РФ: им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ). Важной гарантией демократического порядка замещения должности Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81). Рассматривая положение о двух сроках в соотношении с закрепленной в п.3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ нормой о том, что Президент РФ, избранный до вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран, Конституционный Суд РФ не усмотрел неопределенности в понимании этих норм: с момента вступления в силу Конституции РФ ранее избранный Президент РФ стал осуществлять установленные ею полномочия в первый конституционный срок. Таким образом, всенародное одобрение Конституции РФ означало также решение вопроса о продолжении занятия должности Президента РФ тем же лицом, т.е. срок полномочий Президента не прерывался; поэтому первый срок по смыслу ч.3 ст.81 Конституции не может начинать исчисляться заново после первых выборов, состоявшихся после вступления в силу Конституции РФ (абз.3 и 4 п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О по делу о толковании статьи 81 (част 3) и пункта 3 Раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ).

Президент приступает к исполнению полномочий с момента вступления в должность и принесения присяги: с этого момента прекращаются полномочия прежнего Президента РФ (ст. 82, ч. 1 ст. 92 Конституции РФ). Президент РФ досрочно прекращает исполнение полномочий в предусмотренных ч. 2 ст. 92 Конституции РФ случаях:

  • его отставки;
  • стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
  • отрешения Президента от должности.

Отсутствие дополнительной законодательной регламентации указанных оснований досрочного прекращения полномочий Президента РФ (кроме отрешения от должности), как и их исчерпывающий перечень, вызывают немало проблем.

Исходя из системного толкования отставки как специального основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ, в соотношении с двумя другими конституционными основаниями, можно сделать вывод о том, что речь в данном случае идет не просто о прекращении исполнения должностных обязанностей вне зависимости от причин такого прекращения, а о добровольном сложении полномочий Президента РФ по его заявлению.

Дополнительной регламентации требуют и два других основания досрочного прекращения полномочий Президента. В Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П по делу о толковании положений статей 91 и 92 (ч.2) Конституции РФ Конституционный Суд РФ разъяснил некоторые конституционные подходы, связанные с пониманием стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия:

1. досрочное прекращение полномочий Президента РФ по указанному основанию является элементом его конституционно-правового статуса и представляет собой конституционную процедуру, которая должна быть подвергнута специальному конституционно-правовому регулированию. В связи с этим на данную процедуру не могут распространяться положения Основ законодательства об охране здоровья граждан, определяющие порядок установления степени утраты трудоспособности (абз.1 п. 2 и абз.1 п. 5 мотивировочной части Постановления от 11 июля 2000 г.);

2. правовое регулирование процедуры досрочного прекращения полномочий Президента РФ по указанному основанию является задачей законодательной, а не судебной власти. Конституционный Суд РФ не может определить данную процедуру, но может уяснить смысл конституционных принципов, лежащих в ее основе (абз.2 п. 2 мотивировочной части Постановления от 11 июля 2000 г.);

3. целью процедуры является объективное установление фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный и необратимый характер, осуществлять его конституционные полномочия (п. 4 мотивировочной части Постановления от 11 июля 2000 г)

4. Данное основание прекращения полномочий является исключительным (экстраординарным), поэтому: а) процедура не может быть облегченной или упрощенной; б) она может быть приведена в действие, когда исчерпаны все иные возможности, связанные с временным неисполнением Президентом своих полномочий, и невозможна добровольная отставка; в) волеизъявление Президента не является обязательной предпосылкой для досрочного прекращения его полномочий по данному основанию; г) должна быть исключена возможность превращения этого порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности; д) при определении процедуры должно быть обеспечено соблюдение принципа баланса и взаимодействия всех ветвей власти; е) в рамках определения порядка досрочного прекращения полномочий Президента по этому основанию регламентации подлежат в том числе отношения, связанные с возможностью запрашивать и получать информацию о состоянии здоровья Президента для решения вопроса о наличии предусмотренной ч.2 ст. 92 Конституции РФ стойкой неспособности осуществлять полномочия; ж) регулирование и осуществление данной конституционной процедурой не затрагивает и не нарушает установленную в ст. 91 Конституции РФ гарантию неприкосновенности Президента РФ (абз.2 п. 2, абз.5 п.3, п.4, 5 мотивировочной части Постановления от 11 июля 2000 г.).

<QUEST7< FONT>Отрешение от должности – это мера конституционно-правовой ответственности Президента РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью, которая гарантируется ему ст. 91 Конституции РФ без каких-либо ограничений: соответственно, привлечение лица, замещающего должность Президента, к уголовной ответственности возможно только после отрешения его от этой должности. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч.1 ст. 93 Конституции РФ). В ч.2 ст.93 Конституции РФ определен порядок принятия решения Государственной Думой о выдвижении обвинения (двумя третями от общего, т.е. установленного, числа депутатов по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой), а также порядок принятия решения Советом Федерации (двумя третями от общего, т.е. установленного, числа членов палаты). При этом необходимо соблюдение установленных Конституцией сроков: решение Совета Федерации об отрешении должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, иначе обвинение считается отклоненным (ч.3 ст.93).

Более подробное регулирование процедуры выдвижения обвинения против Президента и процедуры принятия решения об отрешении Президента от должности содержится соответственно в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее – Регламент ГД) и в Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Регламент СФ).

В гл. 22 Регламента ГД устанавливаются:

  • требования к оформлению предложения о выдвижении обвинения против Президента, в котором должны содержаться конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного в ст.93 Конституции (ст.176): если обвинение касается ряда преступлений, то оформляется несколько предложений о выдвижении обвинения по числу преступлений, в совершении которых Президент обвиняется;
  • порядок создания и цели деятельности специальной комиссии Государственной Думы, в которую направляется предложение (предложения) на заключение (в заключении должна содержаться оценка соблюдения процедурных правил вынесения инициативы выдвижения обвинения и проверка обоснованности выдвижения обвинения) (ст.177-178);
  • порядок рассмотрения на заседании Государственной Думы предложения (предложений) о выдвижении обвинения и заключения специальной комиссии, а также порядок принятия постановления (постановлений) о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именных бюллетеней; способ голосования избирается решением палаты (ст.179-180).

Принятое постановление о выдвижении обвинения против Президента в пятидневный срок направляется в Совет Федерации. К постановлению прилагаются заключение специальной комиссии Государственной Думы, а также стенограмма заседания, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ (п. 10 ст.180 Регламента ГД, п.2 ст.168 Регламента СФ). После получения указанных документов, подтвержденных заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, Председатель Совета Федерации созывает заседание для принятия на нем решения о направлении запроса в Конституционный Суд РФ о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ: заседание по данному вопросу должно состояться в срок не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения; вопрос о направлении запроса в Конституционный Суд включается в повестку дня первым, без обсуждения и голосования (ст.169, 217 Регламента СФ).

Месячный срок согласуется с месячным сроком, в течение которого Совет Федерации должен направить запрос в Конституционный Суд РФ и который определен в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ» (далее – ФКЗ о КС РФ). Согласно ст. 109 ФКЗ о КС РФ, запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения; к запросу прилагаются текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также тексты заключения Верховного Суда Российской Федерации. Заключение Конституционного Суда РФ должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса. В итоговом решении (заключении) Конституционного Суда РФ должен содержаться вывод о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. В случае установления факта несоблюдения конституционной процедуры выдвижения обвинения, дальнейшее рассмотрение обвинения Президента прекращается (ст.110 ФКЗ о КС РФ).

Если же заключение Конституционного Суда РФ содержит положительный вывод, то в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения, Председателем Совета Федерации созывается заседание, на котором первым вопросом обсуждается вопрос об отрешении Президента РФ от должности. Порядок организации и проведения данного заседания, обсуждения вопроса и принятия решения об отрешении Президента РФ от должности закрепляется в ст. 170-171 Регламента СФ. Решение Совета Федерации об отрешении Президента принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней установленным Конституцией РФ квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) от общего числа членов палаты и оформляется постановлением.

Несмотря на достаточно детальную регламентацию отдельных этапов процедуры отрешения Президента РФ от должности, не все ее аспекты определены четко и однозначно. «Белым пятном» рассмотренной процедуры пока остается порядок дачи заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. В результате системного анализа норм Конституции РФ, обоих Регламентов и ФКЗ о КС РФ можно лишь сделать вывод о том, что данное заключение должно быть запрошено и дано после выдвижения обвинения Государственной Думой и до рассмотрения Советом Федерации вопроса о направлении запроса в Конституционный Суд РФ. Однако не ясно, кто направляет в Верховный Суд РФ соответствующее обращение, в какие сроки, каков механизм дачи заключения Верховного Суда. На наличие данного пробела обращается внимание и в литературе (См.: Комментарий к п.8 ст.19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации // Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Отв. ред. первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003).

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности применяются правила, установленные ч. 3 ст. 92 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ временно исполняет полномочия Президента РФ, однако при этом не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Уясняя, какой смысл вкладывает конституционный законодатель в понимание «всех случаев, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности», Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что речь в данном случае идет не только о предусмотренных в ч.2 ст.92 Конституции РФ случаях досрочного прекращения полномочий Президента РФ, но и об иных исключительных случаях, когда Президент РФ своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом такого решения (П. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. № 10-П по делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации). Председатель Правительства исполняет полномочия Президента до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента РФ. При досрочном прекращении полномочий Президента Конституция РФ устанавливает гарантию обязательного проведения новых президентских выборов не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 5. Гарантии осуществления полномочий Президента. Социальные гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий

Полномочия Президента Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах (хотя в Конституции отсутствует прямая ссылка на возможность подобного правового закрепления полномочий Президента РФ) и объединены в следующие группы: полномочия по формированию исполнительной власти и руководство ею; полномочия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и судебной власти; полномочия в сфере безопасности и обороны; полномочия в области внешней политики и международных отношений; иные полномочия Президента РФ.

Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены Федеральным законом от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Данные полномочия объединены в следующие группы: правовые, социальные и иные гарантии; неприкосновенность Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий; материальное обеспечение; право на бытовое обеспечение и транспортное обслуживание; возможность пользования специальными средствами связи; наличие аппарата помощников.

Под неприкосновенностью Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий следует понимать, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. В данном случае Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации должен в трехмесячный срок рассмотреть вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Среди специальных социальных гарантий можно выделить следующие: за Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий; жизнь и здоровье Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента Российской Федерации, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью или причинения увечья или иного повреждения здоровья. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, связанные с обеспечением социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

При этом указанный федеральный закон отдельно выделяет социальные гарантии членам семьи умершего Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и их материальное обеспечение, которые заключаются в том, что после смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца. При этом им также предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.

Отдельно выделяются меры социального обеспечения Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий: Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. При этом выплата денежного содержания, предусмотренного частью 2 статьи 4 указанного федерального закона, приостанавливается в случае замещения Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Также следует учитывать, что Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий предоставляются и иные правовые и организационные гарантии: он имеет право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Также Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Помощники Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, устанавливается в первые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации. В пределах указанного фонда оплаты труда Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, самостоятельно определяет размер должностных окладов своих помощников, порядок и размер их премирования.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 6. Акты Президента РФ

Важнейшей формой реализации конституционных полномочий Президента РФ и одновременно его функциональным полномочием является издание актов. Речь идет в первую очередь о правовых актах, хотя конституционный статус Президента РФ не исключает, а, напротив, даже предполагает издание им также документов неправового характера. К таковым, в частности, можно отнести послание Президента РФ о положении дел в стране – официальный документ, ежегодно представляемый Федеральному Собранию и провозглашаемый на совместном заседании палат, отличающийся социально-политическим содержанием, однако не включающий каких-либо правовых предписаний (п. «е» ст.84, ч.3 ст.100 Конституции РФ).

<QUEST8< FONT>Правовые акты Президент издает в форме указов и распоряжений (ч.1 ст.90 Конституции РФ). В Распоряжении Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп (с изм. от 5 июля 1994 г., 3 августа 1996 г., 28 июня 2005 г.), утвердившем Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента РФ (далее – Распоряжение № 85-рп), была предпринята попытка разграничения указов и распоряжений Президента: было предложено «при подготовке проектов актов Президента РФ исходить из того, что решения Президента РФ нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании оформляются указами Президента РФ; решения же Президента РФ по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ принимаются в форме распоряжений, при этом распоряжения Президента РФ не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер» (п.3). Таким образом, были намечены критерии разграничения указов и распоряжений, в соответствии с которыми указами должны были оформляться внешне властные действия Президента РФ, а распоряжениями – его внутриорганизационные действия. При этом признавалось, что указы могут носить как нормативный, так и ненормативный характер, в то время как распоряжения должны быть ненормативными. Однако если следовать первому критерию разграничения указов и распоряжений (внутреннее или внешнее действие), невозможно в полной мере реализовать второй критерий, т.к. оформление действий в сфере внутренней организации деятельности органов при Президенте РФ может быть связано с изданием предписаний нормативного характера.

Указы и распоряжения, как нормативные, так и ненормативные (индивидуальные) обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.2 и 3 ст.90 Конституции РФ). Данным положением Конституции определяется место актов Президента РФ (и прежде всего нормативных) в системе правовых актов. В литературе по конституционному праву это место оценивается, однако, неоднозначно: большинство авторов характеризуют акты Президента как подзаконные, хотя и со своими особенностями (Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой и О.Е.Кутафина. 3-изд. М.: Юристъ, 2004. § 5 гл. XVII), некоторые же указывают на особое положение актов Президента РФ между законами и подзаконными актами (Обзор позиций по данному вопросу см.: Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: ЮНИТИ, 2002. Гл. IV, § 1. С.470-473). В отличие от актов Правительства РФ, нормативные указы Президента РФ, как было отмечено выше, могут издаваться не только «на основании и во исполнение законов», но и в отсутствие законодательного регулирования, в порядке восполнения пробелов в законодательстве впредь до издания федерального закона с соблюдением требования непротиворечия издаваемого указа действующим федеральным законам и при недопустимости использования указной формы при прямом указании Конституции на необходимость оформления соответствующих отношений федеральным законом или федеральным конституционным законом (Абз.1 п.4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. «по делу о проверке конституционности п.2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и п.2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом»). Таким образом, указы Президента по их юридическому содержанию подразделяются на ненормативные и нормативные, последние в свою очередь могут быть разграничены на нормативные указы, издаваемые во исполнение Конституции РФ и федеральных законов в рамках реализации закрепленных в этих актах нормотворческих полномочий Президента, а также на нормативные указы, издаваемые в рамках восполнения пробелов в законодательстве впредь до принятия федеральных законов c соблюдением конституционных ограничений. Вместе с тем, следует учитывать, что дискуссия о пределах указного нормотворчества Президента РФ далеко не завершена. Одним из наиболее актуальных вопросов продолжает оставаться вопрос о выработке правового инструментария, не позволяющего допустить подмену закона указом, а парламента президентом. В этом смысле предложения об использовании зарубежного опыта делегированного законодательства во взаимоотношениях Президента РФ и Федерального Собрания РФ представляются небезынтересными (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд. Т.2. М.: Юристъ, 2007. Гл. 25. С.332, 334).

Порядок подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, в том числе предусматривающих издание постановлений или распоряжений Правительства РФ, определяется в уже упомянутом выше Распоряжении № 85-рп, а также в Указе Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ». Анализ названных документов показывает, что основная роль в процессе подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ принадлежит Администрации Президента РФ, ее должностным лицам и структурным подразделениям. Это однако не означает, что право на внесение проектов указов или распоряжений не принадлежит федеральным органам исполнительной власти: они также могут подготавливать и вносить данные акты. В то же время проекты указов и распоряжений Президента РФ, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства РФ, подлежат внесению на согласование в Правительство РФ, а проекты указов нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции РФ (п.5 и 7 Распоряжения № 85-рп). Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации (п.9 Распоряжения № 85-рп). Все проекты указов и распоряжений проходят юридическую экспертизу в Государственно-правовом управлении Президента РФ (п.6 Распоряжения № 85-рп). Руководитель Администрации визирует проекты указов и распоряжений перед их передачей в Канцелярию Президента РФ с целью последующего внесения на подписание Президенту РФ (п.10 Распоряжения № 85-рп).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента установлен Указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 763). В соответствии с этим Указом акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ), кроме актов, отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.1). Акты Президента РФ публикуются не позднее 10 дней после дня их подписания (п.2 Указа № 763). При этом момент вступления актов Президента РФ в силу определяется в зависимости от их юридического содержания:

  • акты нормативного характера вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования;
  • иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, - со дня их подписания (п.5 Указа № 763).

Указанные правила вступления в силу указов и распоряжений Президента РФ действуют лишь в том случае, если в самих актах Президента РФ не установлен другой порядок вступления их в силу (п.7 Указа № 763).

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(fu



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.015 с.)