Порядок и юридическое значение отмены решения о приеме лица в гражданство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок и юридическое значение отмены решения о приеме лица в гражданство



Основания и порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации урегулирован ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Согласно статье 22 указанного Закона решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены считается недействительным со дня принятия такого решения.

Сравнивая законы о гражданстве 1991 и 2002 годов можно отметить одно небольшое, но важное отличие, на которое обращается внимание в литературе: "в Законе 1991 года указывалось, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема. Федеральный закон 2002 г. ничего не говорит о специальных сроках для подобной ситуации. Следовательно, действует общее правило ч. 1 ст. 36 Закона, разрешающее повторные заявления по вопросам гражданства по истечении не менее одного года после принятия предыдущего решения" (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. - М.: Юристъ, 2005. С. 563).

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); § 10. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Конституционные принципы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Как верно отмечается в литературе, "конституционно-правовой статус иностранных граждан в демократических государствах характеризуется прежде всего тем, что на них распространяется всеобщие права человека и подавляющее большинство прав, свобод и обязанностей граждан страны пребывания или проживания" (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 155). Не является исключением и Российская Федерация, провозгласившая себя в статье первой Конституции "демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления".

Иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3 ФЗ "О гражданстве РФ"). Аналогичное по своей сути определение понятия "иностранный гражданин" приводится и в ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4437; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4377; СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3286; СЗ РФ. 2006, № 31 (1 ч.). Ст. 3420; СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 21).

<QUEST16< FONT>Согласно указанной норме, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Также как и понятие иностранного гражданина, понятие лица без гражданства раскрывается в ст. 3 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и в ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Таковым считается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

При этом, как правило, "статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства" (Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юристъ, 2002. С. 156). Аналогично статус апатрида приобретается также и при распаде государств, как это было с Советским Союзом.

В части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации в качестве общего правила предусматривает, что на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется национальный правовой режим. И лишь в случаях, предусмотренных международным договором или федеральным законом допускаются исключения из данного правила, т.е. изъятия иностранных граждан и лиц без гражданства из-под национального правового режима. Как отмечает в этой связи Е.Д. Аникеева, "конституционно-правовой статус иностранных граждан состоит в том, что они пользуются теми же правами и свободами, несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, за исключением случаев, установленных в законодательстве Российской Федерации или в международных договорах, что показывает основополагающие идеи, лежащие в основе формирования конституционно-правового статуса иностранных граждан в российском конституционном праве" (Аникеева Е.Д. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 16). Применение в качестве общего правила в отношении иностранных граждан и лиц и без гражданства норм о национальном правовом режиме признают и другие авторы (Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 16).

Национальный правовой режим закреплен и в статье 4 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": "иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом".

Для уяснения смысла данного положения большое значение имеет толкование норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, данное Конституционным судом Российской Федерации. Так, в Постановлении от 20.07.1999 года № 12-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что "из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статей 2 (абзац 4 пункта 1) и 7 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц могут устанавливаться международным договором или федеральным законом. При этом как сама возможность ограничений федеральным законом данного права, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно статье 55 (часть 3) которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Этим конституционным установлениям корреспондируют относящиеся к общепризнанным нормам международного права положения Всеобщей декларации прав человека, в частности о том, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества (статья 17, пункт 2). Кроме того, согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 1 Протокола № 1 от 20 марта 1952 года), каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов" (СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3989).

Распространение на иностранных граждан и лиц без гражданства национального правового режима Конституционный суд подтверждал также в Постановлении от 17.02.1998 года № 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй стать 31 Закона СССР от 24 июня 1991 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура" (СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142) и в Постановлении от 23.04.2004 года № 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы" (СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833). Одновременно в последнем постановлении Конституционный суд Российской Федерации признал соответствующей Конституции Российской Федерации практику введения федеральным законодателем определенных ограничений прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц по приобретению в собственность, владению, пользованию и распоряжению земельными участками в связи с тем, что, "осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации)".

Помимо Земельного кодекса Российской Федерации некоторые другие законодательные акты предусматривают изъятия из национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Такие изъятия, в частности, предусмотрены ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", ФЗ "О недрах", ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Ограничения из национального правового режима, на которые имеется ссылка в части третьей статьи 62 Конституции Российской Федерации, являются случаями, устанавливаемыми лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.02.1998 года № 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй стать 31 Закона СССР от 24 июня 1991 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142). В качестве наиболее яркого примера такой обязанности можно указать на обязанность граждан Российской Федерации нести военную службу в соответствии с федеральным законом. На иностранных граждан и лиц без гражданства обязанность нести военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации возложена быть не может. Вместе с тем законодательство Российской Федерации закрепляет право иностранных граждан и лиц без гражданства на добровольное поступление на службу в Вооруженные силы Российской Федерации по контракту.

Следует отметить, что на необходимость применения национального правового режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства отмечается и в судебной практике на уровне судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В частности, можно указать на Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2003 года по делу № Ф03-А04/03-2/2026 и Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.05.2005 года по делу № А23-2898/04Г-12-258.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.027 с.)