Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничения свободы передвижения

Поиск

Право на свободу передвижения человека в своей основе носит неотъемлемый характер. Индивидуальная свобода человека предполагает невозможность незаконного насильственного вмешательства государства в частные стороны жизни человека, а также гарантирует их охрану (ч.1 ст. 21 Конституции РФ). При этом ограничения права на свободу передвижения человека и гражданина правомерны и допустимы в исключительных случаях, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, прав и свобод других лиц, должны определяться только федеральным законом (ч.3 ст. 55 Конституции РФ). Ограничения права на свободу передвижения должны быть соразмерными, то есть они должны соответствовать преследуемой в законе цели и соблюдать баланс между интересами общества и требованием защиты индивидуальных прав других лиц.

В любом случае, ограничение права на свободу передвижения граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, законно или незаконно находящихся на территории государства, не может затрагивать сущности права на свободу передвижения человека и гражданина, заключающегося в его практической осуществимости (ст. 2 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).

Как правило, степень или количество ограничений права на свободное передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государства больше, чем для граждан данного государства. Однако определенные категории граждан РФ также могут быть ограничены в праве на свободу передвижения, как по территории страны, так и при выезде за ее пределы (ст. 15 ФЗ № 114). Более широкая свобода усмотрения признается за государством, когда речь идет о лицах со специальным статусом, который предполагает определенные ограничения в осуществлении права на свободу передвижения отдельных категорий граждан РФ (военнослужащие, лица на законных основаниях содержащихся в местах лишения свободы и т.д.), так называемый специальный режим ограничений (См., напр.: П. 6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова).

Чрезвычайный режим ограничений права на свободу передвижения человека и гражданина прямо предусмотрен ст. 56 Конституции РФ, и принятыми в развитие этой нормы Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». При этом Конституцией установлено, что в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов их действия.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст.8 Закона ФЗ № 5242-1). Основания ограничения права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах РФ значительно шире, и их перечень носит открытый характер (ст. 11 ФЗ № 114-ФЗ, ст. 5 ФЗ № 109-ФЗ).

В ведении Российской Федерации находится регулирование (включая установление ограничений прав и свобод) и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в» ст. 71 Конституции РФ), к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится лишь защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно субъекты РФ не должны самостоятельно устанавливать ограничения права на свободу передвижения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иначе перераспределение предусмотренных ст. 71 Конституции РФ предметов ведения РФ означало бы нарушение конституционного строя и основ правового статуса личности в РФ и противоречило бы Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы).

Поскольку защита права на свободу передвижения человека происходит с применением как внутригосударственных, так и международно-правовых средств, то граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства могут в случае нарушения их права на свободу передвижения пользоваться как внутригосударственными, так и международно-правовыми средствами защиты.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 4.6. Свобода совести и вероисповедания

Свобода совести — это право человека самостоятельно определять свое отношение к религии: исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания — это право человека самостоятельно выбирать исповедуемую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 существуют два вида религиозных общественных объединений: религиозные группы, которые не подлежат государственной регистрации, и религиозные организации.

Религиозная организация может быть образована не менее чем 10 гражданами Российской Федерации и иными лицами, постоянно и на законных основаниях проживающими на территории Российской Федерации.

4.7. Право на объединение (ст.30 Конституции РФ)

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественное объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юридического лица), создаваемую в общественно полезных целях. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вопросы, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений, регулируются федеральными законами «Об общественных объединениях»2, «О политических партиях»3, «О профессиональных союзах, их правах, гарантиях их деятельности». О видах общественных организаций и порядке их создания, структуре и деятельности см. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ Об общественных объединениях; Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности; Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ О политических партиях.

Основными видами общественных объединений являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия; профессиональный союз.

По общему правилу, правом на объединение физические лица обладают независимо от гражданства. Однако правом на создание политических общественных объединений, например, политических партий, обладают только граждане Российской Федерации

Обширная практика существует в Конституционном Суде РФ относительно добровольности участия в общественных объединениях, в том числе и в профессиональных юридических, таких как коллегии адвокатов и нотариальных палатах. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В.Антипова, Р.Л.Гитиса и С.В.Абрамова; Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 N 56-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко Адели Викторовны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 N 10-П По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 N 7-П По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной...

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 4.8. Право на манифестации, или свобода собраний (ст. 31 Конституции РФ)

Свобода собраний закреплена в ст. 31 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Административный порядок санкционирования проведения указанных мероприятий возможен разрешительный, уведомительный и явочный. В настоящее время установлен уведомительный порядок. Как соблюдение уведомительного порядка, так и другие правила и условия проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования) могут ограничиваться только в той мере, в какой этой необходимо для обеспечения безопасности. См. Федеральный Закон от 19.06.2004 «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»4 .

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) соответствующий орган власти вправе довести до сведения организаторов обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.

В России действует уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, то есть организаторы не обязаны получать каких-либо разрешений, а лишь уведомляют органы власти о времени и месте проведения мероприятия. Отсутствие отрицательной реакции со стороны органов власти порождает право организаторов проводить массовое мероприятие в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

  • территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  • территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

  • создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
  • совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

//function to get selected text function getSelText() { var txt = ''; if (window.getSelection) { txt = window.getSelection(); } else if (document.getSelection) { txt = document.getSelection(); } else if (document.selection) { txt = document.selection.createRange().text; } else return; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtSelectedText").val(txt); } function getCtrlPrefix() { return document.getElementById("ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnCtrlPrefix").value; } //function for showing popup $(document).ready(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").css("display", "block"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog ({ autoOpen: false, modal: true, width: 400, height: 500, dialogClass: "popupDialog", resizable: false, overlay: { opacity: 0.5, background: "black" } }); // $('.lbPopupLink').click(function() { // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1", "")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // }); //function for click on image $('#lbLink').click(function() { var titleOfThemeFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; var labelTitle = document.getElementById(titleOfThemeFirst.replace("_sendForm1", "")); var titleOfLessonF = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfLesson"; var labelTitleOfLesson = document.getElementById(titleOfLessonF.replace("_sendForm1", "")); var p = labelTitle.value + ' - ' + labelTitleOfLesson.value; var s = 'Ошибка в контенте курса: ' + document.title; $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_hdnPath").val(p); getSelText(); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butCancel").click(function() { $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("close"); return false; }); $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_butOk").click(function() { return $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialogCloseAndSubmit($(this).attr("id")); }); //function for keypress event // $(document).keypress(function(e) { // switch (e.which) { // // user presses the "s" key // case 115: // var titleFirst = getCtrlPrefix() + "hdnTitleOfTheme"; // var labelTitle = document.getElementById(titleFirst.replace("_sendForm1","")); // var s = document.title + ' - ' + labelTitle.value; // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtTheme").val(s); // getSelText(); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_panelMain").dialog("open"); // $("#ctl00_ctl00_MPCPH_CMPCPH_sendForm1_txtComment").focus(); // return false; // break; // } // }); }); 4.9. Права на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ)

Право на участие в управлении делами государства вытекает из ст. 3 Конституции РФ, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В широком смысле все политические права являются производными от данного права, однако в узком смысле право на участие в управлении делами государства включает в себя избирательное право, право на участие в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия.

Основной составляющей этих прав являются избирательные права – право формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Воля народа должна быть основой власти правительства, она должна находить свое выражение в периодических и несфальсифированных выборах, юридический порядок проведения которых должен гарантировать свободу проведения и подлинность их результатов. Порядок проведения выборов составляет отдельный раздел конституционного права – избирательное право.

Избирательное право. Конституция РФ закрепляет выборы в качестве высшего непосредственного выражения власти народа. В России закреплено всеобщее, прямое, равное, свободное избирательное право при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право граждан Российской Федерации определять персональный состав органов государственной власти и местного самоуправления, избирать должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Данное право приобретается гражданами Российской Федерации с восемнадцати лет. Для приобретения активного избирательного права на выборах федерального уровня не имеет значения место проживания гражданина: он может проживать на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Активным избирательным правом на региональных и муниципальных выборах обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Пассивное избирательное право означает право граждан Российской Федерации быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности.

Пассивное избирательное право приобретается по достижении определенного возраста, например, для выборов депутатов государственной Думы — двадцати одного года, для выборов Президента РФ — тридцати пяти лет на день голосования. Возраст приобретения пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Для муниципальных выборов и выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации минимальный возраст не должен превышать двадцати одного года.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с возрастом, носят объективный характер. Для того чтобы взять на себя ответственность за судьбы своих сограждан, лицо должно обладать достаточным опытом, причем не только профессиональным, но и личным, житейским. Такой опыт может приобретаться только с возрастом.

В отношении кандидатов на должность Президента РФ установлен ценз оседлости: они должны проживать на территории Российской Федерации не менее десяти лет. Какие-либо иные ограничения пассивного избирательного права в связи с проживанием на определенной территории или в связи с длительностью проживания не допускаются. Гражданин может постоянно проживать в Москве, но претендовать на должность депутата Законодательного Собрания Ленинградской области. Вопрос о пригодности кандидата для занятия выборной должности может решить только избиратель.

Конституция РФ содержит два основных ограничения избирательных прав: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

При этом лицо, отбывшее уголовное наказание, не ограничивается в политических правах и вправе претендовать на выборные должности, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не избрано в качестве меры уголовного наказания. Правда, сведения о судимости гражданина включаются в основные избирательные документы, в том числе в бюллетень для голосования. Известны случаи, когда избиратели отдавали предпочтение кандидатам с уголовным прошлым, полагая, что их деловые и личные качества позволяют занимать выборные должности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5 допускает участие в муниципальных выборах не только граждан РФ, но также иностранных граждан. Для этого необходимо заключение соответствующего международного договора.

В Российской Федерации проблема участия иностранцев в общественной жизни не является на сегодняшний день общественно значимой. Во-первых, до недавнего времени жители бывшего СССР имели возможность получить российское гражданство в чрезвычайно упрощенном порядке. Во-вторых, иностранцы, постоянно или преимущественно проживающие на территории Российской Федерации, не проявляют сколько-нибудь заметной общественной активности, связанной с необходимостью их вовлечения в осуществление местного самоуправления.

Таким образом, вопрос об участии иностранцев в муниципальных выборах в Российской Федерации носит в большей степени теоретический, нежели прикладной характер.

Единственным договором, предоставлявшим иностранцам такое право, являлся Договор о создании Союза Беларуси и России, согласно которому граждане Республики Беларусь наделялись как активным, так и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах в Российской Федерации. Однако в 1999 г. данный Договор утратил силу, а в новые договоры положения об участии белорусских граждан в муниципальных выборах не включались.

Прямое избирательное право означает, что избиратели непосредственно голосуют за кандидата или список кандидатов. В России (СССР) прямое избирательное право применяется с 1936 г.

Помимо прямых выборов в мировой практике существуют также многоступенчатые выборы, когда избиратели своим голосованием формируют специальную коллегию выборщиков, которая в свою очередь избирает депутатов или должностных лиц (таким образом избирается Президент США), а также многостепенные выборы, когда с помощью прямых выборов формируются только органы власти низших уровней, а вышестоящие органы формируются нижестоящими (такая система применялась в СССР и сейчас используется в Китае).

Равное избирательноеправо означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один человек обладает одним голосом. Если выборы проводятся по многомандатным округам (число мандатов, распределяемых в одном округе, не может превышать пяти), каждый избиратель имеет равное число голосов, обычно это число совпадает с числом распределяемых мандатов.

Принцип свободного избирательного права означает что никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Участие в выборах — это право, а не обязанность гражданина.

Органы государственной власти, особенно избирательные комиссии, обычно предпринимают меры, направленные на обеспечение высокой явки избирателей, проводят разъяснительные кампании, призванные побудить граждан участвовать в выборах.

Широко обсуждается проблема абсентеизма, т. е. отказа избирателей от участия в выборах, политической пассивности граждан.

Представляется, что сознательный отказ от участия в выборах не несет в себе никакой опасности. Если избиратель не видит достойных кандидатов или не желает участвовать в выборах, поскольку сомневается в их честности, он имеет все основания воздержаться от участия в голосовании.

В соответствии с принципом тайного голосования должна быть исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

В помещениях для голосования размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

Право на участие в референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет референдум как форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Правом на участие в референдуме обладают граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Право на участие в референдумевключает в себя право инициировать проведение референдума, т. е. участвовать в инициативной группе по проведению референдума, которая выдвигает инициативу проведения референдума и собирает подписи в количестве, необходимом для назначения референдума, а также право голосовать по вопросу референдума.

На референдум могут быть вынесены не все вопросы. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»6 на федеральный референдум не могут выноситься вопросы:

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  • о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • об амнистии и о помиловании.

Запрещено проводить референдум Российской Федерации в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Право на равный доступ к государственной службе. Механизмы осуществления государственной власти предполагают наличие чиновников, т. е. лиц, которые профессионально занимаются управленческой деятельностью. В отличие от политических руководителей, чиновники, или государственные служащие, не покидают свои посты после очередных выборов, их деятельность не должна зависеть от текущих политических процессов. Государственные служащие сами не определяют политику государства, а лишь обеспечивают реализацию решений, принимаемых органами власти и народом непосредственно.

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации»7 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право граждан на равный доступ к государственной службе обеспечивается посредством проведения конкурсов на занятие вакантной должности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по общему правилу, осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. Конкурс не проводится:

1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3. при заключении срочного служебного контракта;

4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке перевода по состоянию здоровья, при реорганизации, реорганизации государственного органа, в случае сокращения должностей;

5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе

Право на участие в отправлении правосудия. Данное право призвано обеспечить эффективный общественный контроль за судебной властью, гарантировать судейское сообщество от превращения в замкнутую касту, противопоставляющую себя обществу.

Граждане Российской Федерации участвуют в отправлении правосудия в следующих формах.

1. Занятие судейской должности. На судейскую должность вправе претендовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий достаточно простым требованиям: гражданство России, высшее юридическое образование, отсутствие заболеваний, препятствующих занятию судейской должности, достижение определенного возраста (от двадцати пяти лет — для судей районных судов до сорока лет — для судей Конституц<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.012 с.)