Для оценки передвижения используются следующие параметры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для оценки передвижения используются следующие параметры



1. Расстояние, на которое больной может передвигаться (отправная точка ¾ постель).

2. Темп передвижения и характер походки (нормальная, измененная).

3. Возможность использования медико-технических средств для компенсации нарушений передвижения.

4. Необходимость посторонней помощи при передвижении.

5. Возможность использования транспорта (общественного и личного).

При ФК-0 нарушение мобильности не определяется.

ФК-1 ¾ легкое нарушение передвижения на большие (не ограниченные) расстояния при некотором замедлении темпа ходьбы, небольшом изменении походки, необходимости использования простых вспомогательных средств (трость, малосложная ортопедическая обувь) или медикаментов, полностью корригирующих двигательные расстройства (нормализующее периферическое кровообращение, вазодилататоры, коронаролитики, стероидные противоревматические и другие анальгезирующие средства, корректоры повышения мышечного тонуса, снижающие гиперкинез и др.). Использование транспорта не ограничено.

Вспомогательные средства незначительные и дают полную коррекцию (трость, ортопедическая обувь, специальные стельки, медикаментозные препараты: нитроглицерин, противопаркинсонические средства, обезболивающие при радикулите).

ФК-2 включает умеренное нарушение передвижения (пониженная мобильность) ¾ ограничение расстояния передвижения районом проживания (до 1,5–2 км), медленный темп ходьбы, явное изменение походки, необходимость более сложных вспомогательных средств (функциональные виды протезов, ортезов). При приеме лекарственных препаратов — неполная медикаментозная коррекция нарушенных функций, использование транспорта затруднено, но возможно без посторонней помощи.

ФК-3 ¾ значительное ограничение мобильности, когда передвижение возможно только в пределах ближайшего соседства (до 0,5 км). Отмечается резкое изменение походки и темпа ходьбы, необходимость использования сложных вспомогательных средств передвижения (костылей, ходунков, протезов двух нижних конечностей или одной из них при значительном нарушении функции другой и атипичном сложном протезировании малофункциональными видами протезов, ортезов и др.) или кресла-коляски. Общественным транспортом без содействия посторонних пользоваться невозможно, использование личного транспорта затруднено и не всегда возможно.

При ФК-4 наблюдается полная утрата мобильности и резкое ограничение передвижения ¾ ограничение мобильности пределами жилья, кресла или постели; ходьба по комнате при специальном обустройстве жилья поручнями или с помощью малофункциональных, в основном фиксирующих ортезов, протезов с обязательным дополнительным использованием костылей, когда возможен лишь характер биомеханики ходьбы («шаг кенгуру»), мобильность за пределами жилья только при использовании основных средств передвижения (коляска и др.) или с посторонней помощью (поводырь у слепых).

Самообслуживание или физическая независимость ¾это способность ухаживать за собой, самостоятельно справляться с основными потребностями, обеспечивать эффективное независимое существование в окружающей среде без помощи других лиц. Самообслуживание включает самостоятельное удовлетворение самых насущных повседневных потребностей. Так называемых нерегулируемых потребностей (физиологических отправлений, личной гигиены, одевания, приема пищи) и осуществление более широкого круга повседневных бытовых потребностей (покупки в магазине, приготовление пищи, уборка помещения, заправка постели, стирка (малая или большая), поддержание должной температуры помещения, пользование замками, выключателями, кранами, различными домашними приборами, телефоном и др.). В отличие от первых ¾ это регулируемые потребности, в отношении которых помощь посторонних может быть спланирована и оказываться реже одного раза в сутки или эпизодически. В практике МСЭ самообслуживание рассматривалось в узком значении этого понятия и учитывало нерегулируемые потребности, нарушение которых служило единственным критерием определения I группы инвалидности.

Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность и сохранение основных сторон жизнедеятельности. Поэтому нарушения физической независимости наблюдаются при заболеваниях разных органов и систем. Чаще они возникают в далеко зашедших стадиях болезни и проявляются позднее, чем ограничения других сторон жизнедеятельности. Раньше самообслуживание ограничивается при нарушении способности действовать руками, владеть телом, передвигаться и адекватно себя вести.

Параметрами для оценки нарушений самообслуживания и физической независимости служат:

· нуждаемость в посторонней помощи и уходе при удовлетворении регулируемых или нерегулируемых потребностей;

· интервалы, через которые возникает такая нуждаемость: эпизодическая нуждаемость (1–2 раза в неделю), длительные интервалы (24 ч и реже), короткие (каждые несколько часов), критические (более короткие и непредсказуемые) интервалы и постоянная нуждаемость;

· возможность коррекции с помощью вспомогательных средств и адаптации помещения.

При ФК-0 отмечается полная независимость ¾ способность эффективного существования без посторонней помощи и вспомогательных средств.

ФК-1 определяет легкую физическую зависимость, которая включает потребность в небольшой, непостоянной и нерегулируемой помощи других лиц (при генеральной уборке, большой стирке, мелком ремонте и т.д.) или полная компенсация с помощью небольших технических средств и устройств (зубные протезы, устройства, регулирующие экскреторные функции, поддерживающие выпадение матки и др.).

ФК-2 ¾ умеренная физическая зависимость, требующая эпизодической помощи других лиц в осуществлении одной или нескольких регулируемых потребностей при самостоятельной реализации других повседневных способностей (помощь для вхождения и выхождения из ванны, в сезонной подготовке продуктов, в использовании отдельных домашних приборов и т.д.) или использование технических средств и устройств, значительно компенсирующих нарушение функции и способности (протезы одной нижней конечности, регуляция экскреторных функций адаптивными устройствами или стимуляторами) или адаптация жилья.

ФК-3 включает значительное ограничение физической независимости ¾ необходимость систематической помощи других лиц через длительные интервалы (1 раз в сутки и реже) в удовлетворении нескольких или многих регулируемых потребностей (покупка продуктов, мытье в ванной, уборка, отопление, пользование некоторыми бытовыми приборами и др.) или частичная компенсация физической зависимости с помощью технических средств и устройств, коляски при условии самостоятельного их использования больным или только эпизодической помощи в некоторых действиях (вывоз мотоколяски из гаража при условии самостоятельного выхода больного из жилья и перемещения в коляску и из коляски).

ФК-4 ¾ резко выраженная и полная физическая независимость включает нарушение самообслуживания в узком значении этого термина ¾ необходимость помощи посторонних лиц в удовлетворении нерегулируемых потребностей через короткие и критические интервалы, либо постоянно, сюда же относится частичная компенсация с помощью технических средств и устройств, если больной не может их использовать без посторонней помощи (неспособность самостоятельно перемещаться в коляску). К нерегулируемым потребностям относятся такие, выполнение которых не поддается планированию (физиологические отправления, мероприятия личной гигиены и др.). ФК-4 определяется не только при нарушении всех перечисленных способностей, но и любой из них, например, передвижения по комнате или неконтролируемых нарушениях физиологических отправлений.

Ориентация отражает способность человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать и анализировать ее состояние и соответственно реагировать на ее изменения. Для этого необходимо интегрированное функционирование нескольких систем:

· зрения, слуха, осязания, обоняния (систем ориентации), речи, чтения, письма (систем коммуникации);

· центральной и периферической нервной системы для передачи, анализа информации и выработки ответной реакции на ее изменение адекватной психической деятельностью.

Расстройства ориентации на уровне анализаторов иногда могут быть полностью или частично компенсированы за счет медико-технических средств (очков, линз, слуховых аппаратов, электрических устройств и др.) либо за счет компенсации одного анализатора другим (глухой компенсирует свой недостаток зрением, слепой ¾ слухом и осязанием и т.д.). Компенсации нарушений психической деятельности могут достигаться медикаментозными средствами (нейролептики, седативные препараты и др.). Для характеристики выраженности нарушений ориентации используются:

· оценка состояния систем ориентации и возможности их компенсации;

· оценка состояния систем коммуникации и возможность их компенсации;

· степень ориентации в собственной личности, месте, времени и пространстве;

· способность анализировать и адекватно реагировать на поступившую информацию;

· возможность компенсации речи и поведения медикаментозными средствами.

ФК-0 ¾ это нормальная способность воспринимать, анализировать и реагировать на информацию, обеспечивающая возможность самостоятельной ориентации в окружающей обстановке.

ФК-1 ¾ характеризует легкое ограничение ориентации, которое возникает при умеренновыраженном одностороннем или легком двустороннем нарушении функций одной из систем ориентации (зрение, слух) или при более значительном нарушении, но возможности хорошей компенсации функции с помощью технических средств (очки, слуховой аппарат), либо при легких психических нарушениях, которые практически полностью компенсируются за счет систематического приема медикаментов; при эпизодическом нарушении ориентации в связи с различными, но редкими пароксизмальными состояниями (эпилептические припадки, головокружение и др.), временно нарушающими ориентацию.

ФК-2 отражает умеренное нарушение ориентации. Оно определяется при значительном нарушении деятельности одной из систем ориентации, которое не компенсируется или компенсируется недостаточно (двустороннее снижение зрения до 0,11–0,15, тугоухость 3–4 степени по ВОЗ на оба уха), наклонности к частым пароксизмальным нарушениям ориентации, которые не компенсируются медикаментами, легкой дезориентации только в месте или времени при сохранности ориентации по другим параметрам, сниженной и замедленной реакции на информацию об окружающей среде.

ФК-3 ¾ значительное ограничение ориентации при значительном нарушении зрительной ориентации (слабовидение на оба глаза ¾ 0,06–0,1 или полная гемианопсия), при одновременном умеренном поражении 2-х систем ориентации (зрение и слух), взаимно отягощающих возможности ориентации, при частичной дезориентации в месте, времени, пространстве и собственной личности, при выраженной сенсорной афазии, если перечисленные нарушения не компенсируются медико-техническими средствами, но не создают необходимости постоянной посторонней помощи и ухода.

ФК-4 ¾ резко выраженное нарушение ориентации, которое возникает при полном или резко выраженном нарушении зрительной системы ориентации (слепота или снижение зрения на оба глаза до 0,05 с коррекцией, «трубчатое» зрение, при этом поле зрения превышает 10 градусов), значительном поражении 2-х систем ориентации, включая зрение (слабовидение и двусторонняя глухота) или системы ориентации и коммуникации (двусторонняя глухота и значительно выраженная моторная афазия), а также при выраженной дезориентации в связи с психическими заболеваниями или сенсорной афазией, если эти нарушения не могут быть компенсированы.

Общение отражает способность человека устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения. Общение имеет два синонима, отражающие узкое и широкое применение этого термина.

Коммуникация ¾ способность генерировать, распространять, воспринимать и понимать сообщения посредством средств коммуникации.

Основным средством коммуникации является речь, вспомогательными средствами ¾ чтение и письмо. Коммуникация может осуществляться как с помощью вербальных (словесных), так и невербальных символов. Помимо сохранности речи, коммуникация требует сохранности систем ориентации (слуха и зрения). Другим условием общения служит нормальное состояние психической деятельности и психологических особенностей личности. Коммуникация характеризует общение в физиологическом смысле и отражает содержание этого термина.

Социальная интеграция это сложный многоплановый процесс установления и развития всех форм контактов между людьми, порожденных потребностью в совместной деятельности, который отражает социальное содержание этого понятия, т.е. проявление социального бытия человека. Общение является средством передачи форм культуры и опыта, обучения, организации производственной, научной и других видов деятельности, формирования психической и эмоционально-волевой сферы человека. Именно в таком широком понимании общение характеризует способность к интеграции в общество, а его нарушение приводит к социальной недостаточности.

Социальная интеграция требует согласованной деятельности многих органов и систем и сохранности других, более элементарных способностей человека (самообслуживания, мобильности), отсюда вытекает большая частота ее нарушений при многих и разных заболеваниях, когда нарушения общения носят вторичный характер (прикованность к жилью, постели). Первичное ограничение общения возникает при поражении систем коммуникации, ориентации, расстройствах психической деятельности и наличии психологических особенностей личности.

Параметрами для характеристики общения служит оценка возможностей контактов с расширяющимся кругом лиц; с ближайшими родственниками, друзьями, соседями, коллегами, с новыми людьми.

ФК-0 характеризует нормальное общение (социально интегрированные лица), т.е. способность участвовать во всех обычных общественных взаимоотношениях.

ФК-1 ¾ легкое ограничение общения вследствие ограничения контактов из-за психологических особенностей личности при сохранности принципиальной возможности общения всех других видов общения; невозможность брачных отношений из-за половых расстройств и пр.; легкое нарушение речи (заикание, легкая моторная или амнестическая афазия, умеренная аудиогенная дислалия при двустороннем нарушении слуха, умеренная дизартрия без других нарушений и др.).

ФК-2 отражает умеренное нарушение общения: невозможность устанавливать и поддерживать новые контакты при сохранности устоявшихся контактов; пониженное общение при легких психических нарушениях, тяжелых психологических расстройствах (при выраженных акцентуациях характера, психопатизации личности, патологической некоммуникабельности, чрезмерной застенчивости и др.), при умеренных речевых нарушениях (легкая сенсорная или умеренная моторная и амнестическая афазии, выраженная аудиогенная дислалия, сопряженный дефект речи и слуха в связи с двусторонним нарушением слуха с детства), при тяжелых 2-х сторонних нарушениях слуха (тугоухость III¾IV ст., по ВОЗ, хроническая двусторонняя глухота).

ФК-3 ¾ значительное нарушение общения: нарушение устоявшихся контактов (с друзьями, соседями, коллегами) при сохранности отношений со значимыми людьми (ближайшие родственники); обедненное общение вследствие выраженных психических нарушений, полная моторная, выраженная сенсорная афазия; невозможность невербального общения у глухонемых с детства в связи с безграмотностью или необученностью, в том числе необученность при острой двусторонней глухоте.

ФК-4 устанавливается при резко выраженном нарушении и невозможности общения, затруднений в сохранении контактов даже с близкими родственниками или полная невозможность поддержания отношений с другими людьми, значительно и резко выраженные психические нарушения и сенсорная афазия.

Способность к обучению отражает способность воспринимать, усваивать и накапливать передаваемые знания, формировать опыт, умения и навыки. Это одна из важнейших интегративных форм жизнедеятельности, которая зависит, в первую очередь, от состояния психических функций (интеллекта, памяти, внимания, ясности сознания, мышления и др.), сохранности систем коммуникации (речи ¾ устной и письменной) и ориентации (зрение и слух и др.). Одновременно обучение требует использования способности к общению, передвижению, самообслуживанию и выполнение других функций, определяемых психологическими особенностями личности, состоянием локомоторного аппарата, висцеральных органов и др. Способность к обучению нарушается при заболеваниях многих и разных органов и систем. Из всех категорий жизнедеятельности нарушение способности к обучению имеет наибольшую социальную значимость в детском возрасте, оно эквивалентно нарушению способности к труду у взрослых и является самой частой причиной социальной недостаточности ребенка.

Параметры для оценки способности к обучению:

· возможность обучения в общеобразовательной или в специальной школе (либо на дому);

· объем обучения по программе общеобразовательной или специальной школы;

· сроки обучения;

· необходимость использования специальных вспомогательных средств обучения.

ФК-0 имеет следующую характеристику. Это нормальное обучение и получение образования способом и в рамках, обычных для ребенка с учетом возраста, места жительства и других факторов.

ФК-1 ¾ легкое ограничение способности к обучению: возможность обучения в обычном учебном заведении при наличии затруднений, вызывающих необходимость временного освобождения от отдельных предметов (по заключению ВКК), периодического непосещения занятий из-за обострений или необходимости курсового лечения, а также потребность в эпизодической помощи в некоторых видах деятельности или использования незначительных технических средств.

ФК-2 ¾ умеренное ограничение способности к обучению: обучение с регулярным использованием серьезных технических средств, обучение в специальной школе или в специальном классе общеобразовательной школы с обычным сроком обучения или незначительным его удлинением ¾ на 1 год (школы слабослышащих, слабовидящих, детей со сколиозом).

ФК-3 ¾ значительное нарушение способности к обучению: возможность обучения только в специальных школах-интернатах с использованием специальных приемов, методов и средств обучения и значительном удлинении сроков обучения (школы для глухих, слепых), сокращением программы (вспомогательные спецшколы для умственно отсталых детей), а также обучение дома (вне зависимости от объема программы).

ФК-4 ¾ невозможность обучения.

Контроль поведения или способности адекватно вести себя касается нарушения умственных (психических) и психологических функций. Это специфический для психиатрической службы критерий. Поскольку социальная недостаточность, прямо связанная с ограничением способности адекватного поведения, не выделена, этот критерий здесь не рассматривается.

Способность к труду (трудоспособность) ¾критерии оценки трудоспособности много лет используемые в экспертной практике, сохраняют свое значение в МСЭ и МР легко могут быть ранжированы по ФК.

ФК-0 ¾ трудоспособность полностью сохранена.

ФК-1 ¾ незначительное ограничение трудоспособности.

ФК-2 ¾ значительное ограничение трудоспособности.

ФК-3 ¾ возможность труда только в специально созданных условиях.

ФК-4 ¾ невозможность труда.

Таким образом, знание «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» позволит будущему врачу понять сущность современной концепции болезней и травм, своевременно оценивать РП реабилитанта и качественно расставлять акценты в методах воздействия на состояние здоровья больного или инвалида с целью его максимальной интеграции в общество и улучшение качества жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.037 с.)