Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория ИНЬ-ЯН нашла широкае применение в медицинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНЬ-ЯН и структура организма Все органы и ткани человека связаны в единое целое и могут быть разделены на два аспекта — ИНЬ и ЯН.
Таблица Анатомическая локализация частей тела
ИНЬ-ЯН и функции организма Физиологические процессы, протекающие в человеческом организме, также детально объясняются в китайской медицине, исходя из учения об ИНЬ и ЯН. Нормальная жизненная активность человеческого организма является, согласно этому учению, результатом взаимно дополняющих отношений между ИНЬ и ЯН, которые образуют гармоническое целое. Такие же единообразные взаимоотношения существуют между функциями различных частей организма, которые соответствуют ЯН, и материальными составными частями тела, которые относятся к ИНЬ. Следующая противоположность ИНЬ-ЯН существует согласно представлениям традиционной китайской медицины между так называемой ИНЬ-ЧИН (субстанцией ИНЬ) и так называемой ЯН-ЦИ (функцией или энергией ЯН). Без субстанции ИНЬ не может быть произведена функция («энергия») ЯН. С другой стороны, постоянное воспроизведение субстанции ИНЬ возможно лишь за счет действия ЯН-ЦИ.
ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме Возникновение заболевания является результатом потери относительного равновесия между ИНЬ и ЯН, их избытком или недостаточностью. Есть 2 типа патогенных факторов — ИНЬ и ЯН, а защитная энергия ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ВЭЙ ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами «холода типа избытка» (абсолютный избыток ИНЬ и дефицит ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами «жара типа избытка» (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). Кроме того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется «взаимным опустошением ИНЬ и ЯН". Например, при длительном голодании происходит ослабление селезёнки (ЯН) и дефицит крови (ИНЬ), т.е. «ослабление ЧИ вследствие недостаточного влияния ЯН на ИНЬ», когда селезенка не может питать кровь. При массивной кровопотере дефицит крови (ИНЬ) проявляется похолоданием конечностей, липким потом, т.е. симптомами дефицита ЯН — это называется «дефицит ИНЬ и ЯН вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН». ИНЬ-ЯН как метод диагностики. Так как главной причиной заболевания является дисбаланс между ИНЬ и ЯН, то какими бы сложными и запутанными не были клинические проявления заболевания, они подчиняются принципу ИНЬ-ЯН, который является основой для последующего дифференциального диагноза и лечения. В «Лин Шу» сказано: «Сущность применения иглоукалывания состоит в восстановлении баланса между ИНЬ и ЯН. Характеристика плотных и полых органов Учение ЦЗЯН-ФУ, т.е. традиционные китайские представления о внутренних органах человека, выводится из теории ИНЬ-ЯН. Китайская медицина рассматривает следующие пары внутренних органов, ведущих себя как ИНЬ по отношению к ЯН: · печень и желчный пузырь; · сердце и тонкий кишечник; · селезенка и желудок; · легкие и толстый кишечник; · почки и мочевой пузырь. В общем случае учение ЦЗЯН-ФУ рассматривается в китайской медицине в качестве теории, необходимой для понимания деятельности всех внутренних органов, включая: · анатомическое строение внутренних органов; · их физиологическую активность; · их патологические изменения; · их взаимодействие. Учение о внутренних органах охватывает в основном следующие области: 1. Сами органы, их взаимодействие, особые постоянные внутренности (мозг, сосуды, кости, костный мозг, матка), кожа и волосы, связки, мышцы, нос, рот, глаза, уши, язык и половые органы. 2. Содержащиеся в организме вещества, тесно связанные с внутренними органами: ЧИН (субстанция), ЦИ (функция), ХУЭЙ (кровь), ЦЗИН-Е (телесные соки) и ШЭНЬ (духовное начало). Китайская медицина рассматривает психические функции в тесном единстве с внутренними органами и не отделяет их в принципе от нарушений в этих органах, как это имеет место в европейской медицине. Поэтому в китайской медицине отсутствует специальная область психиатрия или психология.
Связаные с внутренними органами вещества и функции Субстанция (ЧИН) ЧИН рассматривается как основная форма материи, из которой состоит человеческий организм. Она является основой функции организма, свойств и активности. По происхождению и функции ЧИН имеет свою классификацию: 1. По происхождению выделяют: · врожденную субстанцию; · приобретенную субстанцию. 2. В зависимости от функции различают: · субстанцию способности к размножению, которую также называют «ЧИН» · субстанцию (ЧИН) внутренних органов. Врожденная (хань-тянь ЧИН) субстанция наследуется от родителей, образует первоначальную материю, необходимую для эмбрионального развития и образования человеческого тела. Приобретенная (хоу-тянь) образуется за счет переработки продуктов питания и жидкости. Она распределяется между внутренностями и составляет материальную основу функции различных органов. Функции субстанции: рост и продолжение рода; обеспечение работы внутренних органов за счет постоянно пополняемой чин. ЦИ (функциональное начало, активность, «энергия») Ци необходима для деятельности внутренних органов. Под деятельностью понимается как физиологические, так и патологические функции организма. Ци представляет собой: · текущие внутри и содержащие питательные вещества, питательные субстанции (чин-вэй), к которым относится так называемая питательная ци (шуй-гу чин ци); · функции и активность внутренних органов и структур организма (ци пяти полых и плотных органов, ци каналов и др.); · понятие, используемое в связи с патологическими изменениями или функциональными нарушениями в организме. Общая ци подразделяется на различные подгруппы. Все внутренние органы имеют собственные ци (сердца, печени, селезенки, легких и почек), которые находятся в связи с общей ци, т.е. с функциональным началом организма в целом, а также с функциональным началом каналов тела. Кровь (ХУЭЙ) Понятие кровь включает кроме традиционных понятий, некоторые дополнительные функции. Главной ее функцией является питание организма, снабжение системы каналов (меридианов), кожи, волос и конечностей. В китайской медицине возникновение крови связано с селезенкой и желудком. Важнейшей составной частью крови, ее основой, является субстанция питательных жидкостей, которая возникает за счет усвоения в процессе пищеварения и последующего преобразования из продуктов питания и напитков. Инь-ци (питательное функциональное начало) поступает в сердце и его кровеносные сосуды для получения и питания крови. Между субстанцией (чин) и кровью существует относительное взаимное превращение. В крови содержатся все питательные вещества, необходимые для человеческого организма. Ее циркуляция по всему телу обеспечивается за счет ци. Кровь и ци находятся в столь тесном взаимодействии, что они объединяются в китайской медицине в общее понятие: «Ци-хуэй». Они относятся к материальной основе человеческого организма, воздействуют одна на другую, тесно взаимодействуют друг с другом, взаимно превращаются друг в друга. Телесные соки (ЦЗИН-Е) Под телесными соками цзин-е в китайской медицине понимаются все нормальные жидкости человеческого организма. Цзин-е включает в себя выделяемые различными органами секреты, например слюну, желудочный и кишечный сок и т. д. Цзин-е состоит из двух подгрупп: Цзин — прозрачной и более жидкой части и Е — более мутной и густой части. «Цзин» распространяется по всему организму, смазывает и питает внутренности, мышцы, сосуды и кожу; участвует в образовании крови, непрерывно возмещает расход жидкостей в организме, обеспечивая, таким образом, их обращение в организме. Функции «е»: пополняет субстанцию чин, дополняет и питает; смазывает суставы, увлажняет отверстия тела (рот, глаза, нос, уши) и питает кожу. «ШЭНЬ» (духовное начало жизни) Шэнь является сборным понятием для всех видов жизненной активности человеческого организма. Оно представляет собой абстракцию на самом высоком уровне всех функций организма, которые проявляются во внешнем облике человека. Шэнь охватывает сознание, духовную активность, функцию мышления. В традиционной китайской медицине внешний облик человека в качестве отражения физиологических и патологических процессов на человеческом теле описывается словами «обильная» или «скудная» шэнь-ци («функция духовного начала»). Шэнь-ци обильно, если в человеческом организме имеются в достаточном количестве субстанция и «ци», а также сильна циркуляция. Если, например, так называемое «чин-шэнь» (субстанция-дух) отличается полнотой, то человек имеет розовый цвет лица, гладкую поверхность кожи, лаза его блестят. Если же наоборот, в организме недостаточно «чин-ци» (субстанции функционального начала) и крови, если функции плотных и полых органов не находятся в состоянии гармоничного соответствия, то человек выглядит усталым, с бледным лицом и потухшими глазами. В этом случае имеет место слабость или недостаток «шэнь-ци».
Теории действия метода ИРТ Практическое применение чжэнь-цзю терапии показало ее высокую эффективность при лечении многих болезней, Однако причина лечебного действия иглы до сих пор не раскрыта. Существует огромное количество теорий и гипотез по этой проблеме, которые имеют медико-философский характер, и объясняют процесс в самых общих чертах. Все теории можно классифицировать в три крупные группы: рефлекторные; биохимические и электрофизиологические. Рефлекторная теория объясняет лечебное действие иглотерапевтических методов в основном на базе павловской рефлекторной дуги. Это так называемая теории нервизма. Разновидностью этих теорий являются разделение кожной иннервации на зоны Захарьина-Геда, Хирата и другие, в основе которых заложены анатомические данные об иннервации кожи. Биохимическая теория указывает на воздействие иглотерапевтических методов лечения через изменение биохимического состава тканей при применении иглы и прижигания, которые вызывают всевозможные нейрогуморальные и нейромедиаторные реакции. Электрофизиологическая теория объясняет механизм воздействия иглы совпадением длины волны и частоты колебаний болевого импульса с уровнем электроимпульсной лабильности «больных» тканей или изменением «местного электрического заряда», что влияет на электропотенциал всего организма.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.008 с.) |