Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы психотерапии и психокоррекции в медицинской реабилитацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве теоретической основы ПТ выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. При предупреждении расстройств психической деятельности, т.е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями. Здесь следует иметь в виду три аспекта: личностный, характер взаимодействия, ситуационный — в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактических мер должны использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности к болезни и компенсируя ее последствия. Среди множества черт личности лиц, способствующих успешному включению в терапию, обычно выделяют такие, как мотивация, внутренняя установка на лечение и реабилитацию, потребность в эмоциональной поддержке. Важными условиями являются ожидания пациента в отношении личности терапевта, методам его работы, предполагаемых результатов лечения. Наиболее устойчивое участие больного в предложенных ему мероприятиях реабилитации достигается в тех случаях, когда их содержание соответствует значимым установкам больного. Сюда, в частности, относятся: укрепление личностного престижа и самооценки; приобретение новых знаний и навыков, полезных в практической жизни, в том числе, способствующих возвращению к профессиональной деятельности; облегчение общения в условиях коллективной деятельности. Многочисленная группа больных с различными соматическими жалобами на фоне незначительных эмоциональных расстройств нуждается не в стационарном лечении, а в простой человеческой поддержке, элементарном успокоении и подбадривании с минимальной при необходимости общеукрепляющей терапией. Части пациентов необходимо скорее соответствующее воспитание, а не лекарства, им следует искать исцеление от своей «ипохондрии» не столько в аптеках, сколько в надлежащей власти над собой. Обязательное условие — установление достаточно полного контакта с пациентом. Необходимо всегда успокоить больного, преодолеть ощущение безисходности и неизбежное при этом пассивное отношение к лечебным усилиям врача, подать ему надежду на улучшение состояния и, главное, заставить его «веровать и желать», пробудить у него «стремление к здоровью». С первой же беседы с пациентом врачом открыто декларируется сотрудничество с ним больного, без активной помощи которого невозможен должный эффект от лечения. По мере улучшения настроения и самочувствия больных все большее значение приобретает «терапия молчанием». Предоставляя больному возможность полностью выговориться при первых беседах, нельзя допускать бесконечного повторения тех же жалоб в дальнейшем. Мягко, но непреклонно больного отвлекают от описания пугающих его ощущений встречными вопросами, существенными для врача; не задают «наводящих» вопросов, способствующих ипохондрической фиксации на тех или иных «симптомах». При необходимости можно даже четко объяснить больному: «Говорить на эту тему мы больше не будем!». Каждый врач-клиницист использует и такой вид суггестивной терапии, как внушение в бодрствующем состоянии — эмоционально насыщенные, высказываемые в императивном тоне авторитетные утверждения врача, направленные на ослабление или устранение какого-либо болезненного явления (например, кардио- или канцерофобии). Применяют и гипносуггестивную терапию, аутогенную тренировку. Классические формулы самовнушения при аутогенной тренировке могут быть перестроены врачом (в соответствии с особенностями личностных установок и статуса пациента) или самими больными (включающими в них аффективно значимые в каждом конкретном случае приемы борьбы с определенными психогенными расстройствами). Хорошие результаты дает коллективно-групповая ПТ. Немалое значение имеет работа с родственниками больных, нередко индуцирующими друг друга своими страхами и опасениями, борьба за создание в семье, куда должен вернуться пациент, соответствующей психотерапевтической атмосферы. Основная задача любого вида ПТ заключается в том, чтобы пробудить в больном волю к выздоровлению, влечение к здоровью, заставить его преодолеть чувство беспросветности и отчаяния, внушить ему надежду и уверенность в реальности улучшения его состояния и осознать свою собственную роль в процессе лечения. Создание психотерапевтической атмосферы включает в себя и целенаправленный подбор наиболее приемлемых для пациента способов аффективной разрядки и отвлечения (искусство, ЛФК, трудотерапия). Основные принципы врачебной тактики: 1. Принцип индивидуальной терапии подразумевает дифференцированный подбор основного психотропного средства, определение наиболее адекватного для данного больного (оптимальных по психотерапевтическому эффекту) доз и наиболее целесообразных в каждом конкретном случае путей введения лекарственных веществ. 2. Принцип комбинированной терапии: целенаправленное лечение соматических заболеваний; терапия аффективных нарушений с висцерально-вегетативной симптоматикой, комплексно (одновременно или последовательно) применяя психотропные средства с различной направленностью основного и побочного действия. 3. Обязательное сочетание психофармокотерапии с ПТ. Психотропные препараты открывают реальные пути для мощного лечебного воздействия, расширяют возможности корригирующей ПТ, которая заметно повышает терапевтическую эффективность психотропных средств, позволяя снизить их дозы. 4. Принцип динамической коррекции психического и физического состояния больного распространяется на весь процесс МР и включает в себя четыре последовательных этапа: первый контакт с пациентом; период адаптации к препаратам и наращивания их доз; период терапевтического плато; период отмены препаратов. Важнейшее условие рационального лечения — постоянный контакт, совместная работа терапевта и психотерапевта или психиатра. Снятие и коррекция личностной реакции происходят в зависимости от успеха «основного» комплекса мероприятий, направленных на восстановление (реституцию) или компенсацию нарушенных функций. Основой всех реабилитационных мероприятий и методов воздействия является апелляция к личности больного. Это возможно, если больной получает и усваивает необходимую информацию о болезни, ищет и находит совет и эмоциональную поддержку у специалистов, знакомых и товарищей по несчастью, приобретает навыки самообслуживания в определенные моменты болезни и тем самым избегает излишней зависимости, ставит перед собой новые, связанные с наличием заболевания цели и пытается поэтапно их достигать. При всей сложности ведения подобных пациентов психотерапевт должен внимательно замечать и поддерживать даже малейшие их попытки самостоятельного решения своих проблем. Это необходимо как для сотрудничества в терапии, так и для предпосылки заново построить семейные, профессиональные отношения, а также по-новому проводить свободное время. Психотерапевт должен уметь объяснить больному возможные неудачи лечения или прояснить условия жизни, влияющие на течение болезни. В районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, радиационная доминанта окрашивает другие сферы социума, которые, в свою очередь, воспринимаются населением специфически, через призму радиационного загрязнения и комплекса жертвы. Психологическим содержанием семейно-бытового фактора в этом свете стала проблема «выживания». Очевидным стал рост рентных установок социального (не болезненного происхождения) имеющего основанием получение моральной или материальной выгоды от полученного ущерба. Нередко речь идет о ролевом, установочном поведении и даже о жизненном сценарии. Наблюдаемая диссоциация между внешне кажущимся заболеванием радиационной темы и установочным поведением свидетельствует о своеобразной радиационной стигматизации пострадавшего населения, имеющей прочные социально-псхологические корни. Настоящие особенности отражают его фрустрированность на настоящем этапе послеаварийного периода. Психообразовательная программа Психообразовательная программа — это вид лечебно-реабилитационной работы, направленной на обеспечение информацией о психическом расстройстве и психологическую поддержку пациентов и их родственников. Психообразовательная программа позволяет сделать пациента активным участником лечебного процесса, повысить уровень ответственности за свое здоровье, повысить мотивацию к сотрудничеству с медицинским работником. Участие в подобной программе позволяет пациенту научиться управлять течением своего заболевания, отслеживать ранние симптомы обострения и вовремя обращаться за помощью, а также позволяет снизить уровень тревоги, связанный с неизвестностью относительно прогноза заболевания. Все психотерапевты знают одно золотое правило: пока пациент не изменит свои представления и свое поведение, ничего в его жизни не меняется, поэтому мало знать, что и почему произошло, важно еще делать нужные усилия в желательном направлении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.007 с.) |