Глава 1 Основные положения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Основные положения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации



МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


УДК

ББК

 

Рецензенты: Смычек В.Б., докт. мед. наук, профессор, директор ГУ «Научно-исследовательский институт медико-социальной экспертизы и реабилитации»; Пирогова Н.А., докт. мед. наук, профессор, заведующая кафедрой УО «Гродненский государственный


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

СОКРАЩЕНИЯ ……………………………………………………….…..…….7

 

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………9

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….….…….11

 
 
ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ


Глава 1 Основные положения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации

 

1.1. Понятие о реабилитации и ее основная цель…………………………...…13

1.2. Схема управления медицинской реабилитацией в учреждениях здравоохранения РБ………………………………………………………………….….14

1.3. Виды и методы медицинской реабилитации……………………………...15

1.4. Формы, задачи, направления, этапы, основные принципы, средства, варианты медицинской реабилитации……………………………………………18

1.5. Отделения медицинской реабилитации……………………………….…..19

1.6. Организация восстановительного лечения в поликлинике и стационаре……20

1.7. Клинико-реабилитационные группы………………………………………23

 

Глава 2 Современная концепция последствий болезни

2.1. Основные положения современной концепции последствий болезней и травм………………………………………………………………………….…..27

2.2. Понятие о функциональном классе: характеристика функции, категорий жизнедеятельности и социальной дезадаптации……………………………...28

2.3. Определение параметров оценки жизнедеятельности……………………30

2.4. Инвалидность, ее причины и тяжесть……………………………………..38

 

Глава 3 Реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа медицинской реабилитации больных и инвалидов

3.1. Понятие о реабилитационном потенциале. Категории и критерии его оценки……………………………………………………………………….……41

3.2. Индивидуальная программа медицинской реабилитации больных и инвалидов, ее цель и принципы реализации………………………………………..43

3.3. Оценка эффективности медицинской реабилитации…………………….46

 

 
 
ЧАСТЬ II ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ


Глава 4 Основы кинезотерапии

 

4.1. Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия кинезотерапии….48

4.2. Основные механизмы лечебного действия физических упражнений…..51

4.3. Классификация кинезотерапии…………………………………………….54

4.4. Виды активной и пассивной кинезотерапии………………………………55

4.5. Обследование и тренировка больных в кинезотерапии………………….60

4.6. Составление кинезотерапевтической программы………………………...61

 

Глава 5 Иглорефлексотерапия

 

5.1. Основное понятие о методе иглорефлексотерапии. Основные теории ИНЬ-ЯНЬ. Теория механизма действия ИРТ, ее физиологические аспекты………...63

5.2. Понятие теории каналов. Постоянные классические меридианы. Ход каналов, основные каналы. Движение энергии по клпссическим меридианам…………….69

5.3. Командные точки классических меридианов……………………………..76

5.4. Приемы раздражения (методы воздействия на биологически активные точки)……………………………………………………………………………..77

5.5. Патологические состояния меридианов…………………………...………80

 

Глава 6 Психологические аспекты медицинской реабилитации

 

6.1. Основы психотерапии……………………………………………………....86

6.2. Методы психологической диагностики…………………………………...88

6.3. Варианты психотерапевтического воздействия на больного…………….91

6.4. Психопрофилактика и психогигиена………………………………………93

6.5. Деонтология в медицинской реабилитации…………………………….…98

 

 
 
ЧАСТЬ III ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

 


Глава 7 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях сердечно-сосудистой системы

7.1. Принципы и задачи медицинской реабилитации больных с основными заболеваниями системы кровообращения……………………………………100

7.2. Медицинская реабилитация больных при синдроме вегетативной дистонии…103

7.3. Медицинская реабилитация больных при артериальной гипертензии…..105

7.4. Медицинская реабилитация при ишемической болезни сердца (стабильная стенокардия)………………………………………………………………..111

7.5. Медицинская реабилитация больных при инфаркте миокарда………..119

7.6. Особенности течения и восстановительного лечения больных при постинфарктном кардиосклерозе…………………………………………………..131

7.7. Медицинская реабилитация больных при острой ревматической лихорадке………………………………………………………………………..132

7.8. Современные подходы к реабилитации больных после хирургического лечения приобретенных пороков сердца……………………………………..136

 

Глава 8 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях органов дыхания

8.1. Этапная система медицинской реабилитации в пульмонологии………139

8.2. Медицинская реабилитация при острой пневмонии…………………....145

8.3. Медицинская реабилитация при хроническом обструктивном бронхите….148

8.4. Медицинская реабилитация при бронхиальной астме………………….152

 

Глава 9 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях органов пищеварения

9.1. Медицинская реабилитация при хроническом гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки……………………………………158

9.2. Медицинская реабилитация при хронических гепатитах и циррозе печени………………………………………………………………………..164

 

Глава 10 Медицинская реабилитация при основных нефрологических заболеваниях

10.1. Медицинская реабилитация при остром и хроническом пиелонефрите..167

10.2. Медицинская реабилитация при остром гломерулонефрите………..169

10.3. Медицинская реабилитация при хроническом гломерулонефрите…172

 

Глава 11 Медицинская реабилитация при сахарном диабете………….174

Глава 12 Медицинская реабилитация при ревматоидном артрите…..180

 

Глава 13 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях нервной системы

13.1. Медицинская реабилитация при нарушении мозгового кровообращения..…186

13.2. Медицинская реабилитация при вертеброгенной патологии нервной системы……………………………………………………………………….…201

13.3. Медицинская реабилитация при основных заболеваниях периферической нервной системы………………………………………………………….216

13.4. Медицинская реабилитация при черепно-мозговой травме………….228

13.5. Медицинская реабилитация при детском церебральном параличе…...236

 

Глава 14 Медицинская реабилитация при основных заболеваниях хирургического профиля

 

14.1. Медицинская реабилитация после оперативного лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки……………………………….242

14.2. Медицинская реабилитация при постхолецистэктомическом синдроме…..253

14.3. Медицинская реабилитация больных с перитонитом………………..257

14.4. Медицинская реабилитация при сосудистой патологии нижних конечностей…………………………………………………………………………..261

14.5. Медицинская реабилитация при травмах……………………………..267

 

Глава 15 Медицинская реабилитация в акушерстве и гинекологии

 

15.1. Организационно-методические принципы реабилитации в акушерстве и гинекологии…………………………………………………………………..278

15.2. Медицинская реабилитация при остром, подостром и хроническом аднекситах…………………………………………………………………………280

15.3. Послеоперационная реабилитация больных с воспалительными заболеваниями придатков матки……………………………………………………...285

15.4. Медицинская реабилитация при бесплодии воспалительного генеза…...287

15.5. Медицинская реабилитация при генитальном герпесе ……………….288

15.6. Медицинская реабилитация женщин, перенесших послеродовые септические заболевания……………………………………………………………..289

15.7. Медицинская реабилитация при эндометриозе……………………….290

15.8. Медицинская реабилитация при мастопатиях………………………...292

15.9. Медицинская реабилитация при климактерическом синдроме……...293

15.10. Медицинская реабилитация при внематочной беременности …….….295

15.11. Медицинская реабилитация при миомах матки……………………….297

 


СОКРАЩЕНИЯ

 

АГ артериальная гипертензия

АД артериальное давление

АК антагонисты кальция

АПФ ангиотензинпревращающий фермент

АТ аутогенная тренировка

БА бронхиальная астма

БАТ биологически активные точки

БелМАПО Белорусская медицинская академия последипломного образования

ВКК врачебно-консультативная комиссия

ВЛО внутрисосудистое лазерное облучение крови

ЭП УВЧ электрическое поле сверхвысокой частоты

ЯБ язвенная болезнь

ЯБЖ и ДК язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Последствия крупномасштабных техногенных катастроф, среди которых особое место занимает авария на Чернобыльской АЭС, ухудшение экологической ситуации, рост заболеваемости и травматизма с учетом их социально-экономической значимости, особенно в отношении лиц трудоспособного возраста, потребовали разработки и внедрения новых важных государственных мероприятий для оздоровления нации.

Реабилитация — новое направление государственной политики Республики Беларусь в социальной сфере, так как неблагополучные тенденции в показателях здоровья и демографическом развитии выдвигают реабилитацию больных и инвалидов на одно из важнейших стратегических направлений деятельности социальных институтов нашего общества.

Во всем мире при оценке социально-экономической ситуации и разработке прогнозов развития все шире стали использовать показатели, характеризующие развитие человеческого потенциала, в том числе показатели заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни. Серьезная проблема современного общества — проблема инвалидности. По данным ЮНЕСКО, около 10% населения земного шара являются инвалидами. Цивилизованные государства стремятся к обеспечению равных возможностей инвалидам и обычным гражданам.

Большое значение придали реабилитации принятые в нашей республике Законы «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., 2001 г.) и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994 г.), которые определили государственную политику в отношении инвалидов, основа которой — создание равных возможностей.

Процесс становления службы реабилитации в нашей республике продолжается. Правильная ее организация как мера социальной защиты человека является одновременно и методом цивилизованного решения проблем человека и государства. Принятые законы по проблемам инвалидности рассматривают реабилитацию как вид социальной помощи инвалидам.

Первым этапом многопрофильного реабилитационного процесса является медицинская реабилитация, которая проводится в учреждениях здравоохранения как специалистами-реабилитологами, так и врачами других специальностей.

С улучшением экономического положения в стране планируется открытие специальных центров медицинской реабилитации, что позволит наиболее эффективно и рационально осуществлять реализацию индивидуальной программы реабилитации больных и инвалидов по профилю заболевания или травмы, соблюдение переемственности на последующих после стационара этапах (амбулаторно-поликлиническом, домашнем, санаторном).

Важную роль призваны сыграть также центры медико-профессиональной реабилитации при областных поликлиниках, включающих профессиональное консультирование по вопросам обучения и переобучения лиц трудоспособного возраста.

Важная роль в освоении основ реабилитации отводится включению в программу учебного процесса студентов медицинских университетов, основных приложений современной технологии медицинской реабилитации, принятой в Республике Беларусь. Однако этим вопросам уделено недостаточное внимание и учебников до настоящего времени не издано.

Недостаточны знания студентов по медико-социальной экспертизе, которые необходимы в каждодневной работе врача.

В учебнике излагаются базисные общие и частные вопросы медицинской реабилитации и медико-социальной экспертизы.

Учебник подготовлен коллективом кафедры неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» под редакцией лауреата Государственной премии Республики Беларусь, доктора медицинских наук, профессора В.Я. Латышевой.

Настоящий учебник предназначен для студентов 5-го и 6-го курсов медицинских университетов, стажеров, клинических ординаторов и аспирантов. Учебник может быть настольной книгой для начинающего врача на первом этапе своей профессиональной деятельности.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лечение и реабилитация больных с различной соматогенной, неврологической, травматологической и акушерско-гинекологической патологией, благодаря своей исключительной социально-экономической значимости, является одной из актуальных проблем медицины, которая особенно остро стоит в отношении лиц трудоспособного возраста. К началу XIX века, по оценкам ВОЗ, 10% населения земного шара являются нетрудоспособными, из них 100 млн. — дети-инвалиды.

Войны, инфекционные заболевания, неблагоприятная наследственность, экологические катастрофы, преступность, алкоголизм, наркомания, несчастные случаи, травмы приводят к тому, что, по статистике инвалид есть в каждой четвертой семье мира. И, если ситуация не изменится к лучшему, это число будет увеличиваться на 23000 человек в день, что составит более 8 млн. в год. Определенная часть больных после длительной временной нетрудоспособности (ВН) становится инвалидами, что влечет значительные экономические потери и необходимость решения ряда социальных проблем.

Современное развитие реанимационной службы, хирургии, фармакологии дало возможность спасать и продлевать жизнь больным и травмированным, однако это вызвало увеличение числа лиц с тяжелыми последствиями: с нарушением передвижения, самообслуживания, трудоспособности, с последующей инвалидизацией.

В связи с этим студенту необходимы знания по предупреждению последствий болезней и травм, техннологий ранней интеграции медицинской реабилитации (МР) в лечение на стационарном этапе, дальнейшей Р и диспансеризации, что позволит повысить эффективность воссановительных мероприятий, сократит трудолпотери и улучшит социальный статус и качество жизни больных и инвалидов.

Вопросы МР, направленные на восстановление социальной дееспособности больного человека, привлекают к себе более пристальное внимание не только хирургов, травматологов и ортопедов, в практике которых она зародилась, но и предстовителей нехирургических профилей клинической медицины.

МР не только сближается с лечением и диагностикой, но и существенно отличается от них, имеет специфическую особенность.

В настоящее время реабилитация сформировалась в самостоятельную науку, которая имеет конкретный объект исследования — нарушенные саногенные механизмы в их биосоциальном единстве, методику исследования, использования специфических функциональных нагрузок и специальных методов реабилитации. Поэтому весьма очевидно, что основы реабилитационного мышления и должна формировать реабилитология. Навыки реабилитационной деятельности необходимы врачам-реабилитологам любой специальности с привлечением физиотерапевтов, психотерапевтов, бальнеологов, кинезотерапевтов, диетологов и других специалистов. Таким образом и происходит синтез специализации и интеграции в реабилитационном процессе.

Все рекомендации по МР при различных патологиях носят разрозненный характер, нет единого понимания сущности, целей и задач реабилитации. Предлагаемый учебник призван обобщить основную литературу по проблеме МР, включая общие и частные вопросы, в доступной для понимания студентов форме.

Объем учебника ограничен, но необходимый материал изложен доступно и достаточно полно в соответствии с межкафедральной программой по реабилитологии для студентов лечебно-профилактического факультета, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 1996 г. и программой по медицинской реабилитации для студентов лечебно-профилактического факультета высших медицинских учебных заведений, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 1997 г.

Авторы надеются, что студенты старших курсов медицинских университетов и молодые врачи смогут почерпнуть из учебника интересующую их информацию о реабилитации.

Все практические замечания, которые могут улучшить качество учебника, будут приняты авторами с благодарностью.


 

ЧАСТЬ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 


ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

ГЛАВА 4

ОСНОВЫ КИНЕЗОТЕРАПИИ

 

Классификация кинезотерапии

Существуют разнообразные виды кинезотерапии, обособившиеся и приобретшие некоторую самостоятельность в процессе многолетнего применения движения с лечебной целью. Критериями для их разделения является участие больного в лечебной процедуре — активное или пассивное.

Выделяют следующие виды активной кинезотерапии:

· лечебная физкультура;

· трудотерапия;

· ходьба;

· специализированные методические системы.

Лечебная физкультура, в свою очередь, включает:

· медицинскую гимнастику (дыхательную, корригирующую, аналитическую, общеукрепляющую)

· игры (на месте, малоподвижные, подвижные: спортивные, забавные, танцы);

· элементы спорта (плавание, гребля, езда на велосипеде, катание на лыжах, катание на коньках)

Трудотерапию подразделяют на:

· функциональную;

· забавную;

· профессиональную.

Ходьба как способ лечения включает следующие виды:

· ходьба по специально организованным маршрутным дорогам (терренкур);

· дозированные пешеходные прогулки;

· ходьба по дорожкам с препятствиями;

· пешеходные прогулки;

· туризм на короткие расстояния.

Специализированные методы системы:

· Klapp;

· Kabat;

· Bobath;

· Woitta;

· Peto;

· Lewitt;

· Kenni;

· Йога.

 

Пассивная кинезотерапия подразделяется на следующие виды:

· массаж;

· механотерапия;

· мануальная терапия.

Массаж бывает:

· лечебный (классический, рефлекторный: сегментарный, соединительнотканный, периостальный);

· профилактический (гигиенический, косметический);

· спортивный;

· механомассаж (вибрационный, фрикционный, пневмомассаж, гидромассаж).

Механотерапия включает:

· движения, совершаемые при помощи приборов и аппаратами;

· тракционную терапию (горизонтальную, вертикальную, над наклоном);

Мануальная терапия включает:

· вертебротерапию;

· суставные манипуляции.

 

Лечебная физкультура

Лечебное применение физических упражнений — лечебно-педагогический процесс. Для полноценного лечебного эффекта занятий необходимо соблюдение ряда условий. Существенное значение имеют взаимоотношения последовательно применяемых физических упражнений. После движения малой и умеренной интенсивности формируется оптимальная возбудимость ЦНС. При последующем выполнении новых упражнений может наблюдаться укорочение пускового периода, более полноценное протекание всех физиологических процессов.

Применение расслабления после упражнений способствует процессам восстановления. Дыхательные упражнения ускоряют ликвидацию кислородного долга и сокращают восстановительный период.

Местно действующие упражнения должны выполняться на фоне предшествующего общего воздействия занятий. Нельзя допускать посторонних сильных раздражителей во время занятий ЛФК.

Необходимо учитывать, что постоянные боли создают очаги застойного возбуждения. По механизму индукции при этом в большей или меньшей мере учитывается деятельность различных нервных центров. Создание при движении мощной двигательной доминанты может оказать тормозящее влияние на очаг застойного возбуждения. Интенсивность болей во время занятий и в ближайшее время после них может снизиться. Незначительные боли, появляющиеся при движениях, могут усилить доминантный процесс, вызванный физическими упражнениями, и повысить эффективность физиологических реакций. Значительная болезненность может нарушить нервную регуляцию функций, вызвать скованность движений, появление болевых контрактур и дискоординацию вегетативных реакций.

Важным является эмоциональная реакция больного на проведение занятий, а также соблюдение оптимальной длительности перерывов при повторном выполнении занятий. Существенное значение имеет точность выполнения движения, которая определяет механизм лечебного действия, например при проведении упражнений на координацию.

Занятие состоит из вводного, основного и заключительного разделов. Во вводном разделе осуществляется подготовка больного к выполнению упражнений основного раздела. Применяются элементарные и простейшие прикладные упражнения. Вводный раздел занимает от 10 до 20% времени, отводимого на все занятие.

В основном разделе решаются ведущие задачи для каждого конкретного случая лечебного использования физических упражнений. Основной раздел занимает от 60 до 80 % всего времени.

В заключительном разделе обеспечивается продление последействия упражнений, использованных в основном разделе.

Например, при необходимости продолжить умеренное повышение общего тонуса используются простейшие гимнастические упражнения меньшие по нагрузке, чем применявшиеся в основном разделе. Сочетая гимнастические упражнения с углубленным диафрагмальным дыханием, можно продлить стимулирующее воздействие на перистальтику кишечника.

Заключительный раздел может занимать до 20% времени всего занятия.

ЛФК — один из наиболее распространенных видов кинезотерапии. Некоторые из ее подвидов (медицинская гимнастика и др.) наиболее часто используются в ежедневной практике. В ЛФК факторами, влияющими лечебно или профилактически на организм, являются физические упражнения. В данном случае движение будет лечебным фактором тогда, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно, соответственно терапевтическим задачам, дозировано соответственно общему состоянию больного, особенностям заболевания и изменениям функций пораженного органа или системы. Физические упражнения, используемые для лечения, относятся к внутренним биологическим раздражителям организма, которые в состоянии привести к изменениям во всем организме.

ЛФК не располагает какими-либо специфическими упражнениями, которые применялись бы только при определенных лечебных задачах. Поэтому, если необходимо определить понятие «лечебная физкультура», то следует сказать, что под ним подразумевается использование средств физической культуры у больного человека с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности путем преодоления и предупреждения последствий патологического процесса.

Соответственно виду заболевания и стадии его протекания кинезотерапия со всем разнообразием своих видов и терапевтическим возможностям каждого из них и специально активных видов, одним из которых является ЛФК, ставит перед собой следующие общие лечебно-профилактические задачи:

· Сохранить и поддерживать больной организм в деятельном функциональном состоянии.

· Предохранить от осложнений, вызванных вынужденным покоем, и лечить их.

· Стимулировать потенциальные возможности больного в борьбе с заболеванием.

· Ускорить ликвидацию местных анатомических функциональных проявлений болезни.

· Восстановить в кратчайший срок функциональную полноценность человека.

Рассматривая понятие ЛФК, необходимо сказать, что оно содержит в себе и понятия лечебной или медицинской гимнастики, игры и элементы спорта.

Ходьба как вид лечения

Это такой вид кинезотерапии, при котором лечебный фактор движения применяется в виде наиболее автоматизированного двигательного навыка — ходьбы.

Разновидности лечения с помощью ходьбы: дозированные пешеходные прогулки, дозированная ходьба по дорожкам с препятствиями, прогулки среди природы, туризм на близкие расстояния и ходьба по маршрутным дорожкам — терренкур. Под понятием терренкур понимают строго дозированную ходьбу с подъемами по лестнице и по специально организованным дорожкам под различным углом наклона. Изменения, наступающие в организме во время терренкура, придают ему качества общетонизирующей терапии, которая способствует развитию у больного устойчивости к возрастающим физическим нагрузкам, так как хождение по наклону (2–20о), выполняемое в умеренном темпе и с умеренной интенсивностью движений, можно рассматривать как типичное упражнение на выносливость.

Противопоказаниями для лечения с помощью ходьбы являются заболевания в острой стадии эндокарда, миокарда и перикарда, II и III степени сердечно-сосудистой недостаточности, значительные морфологические изменения миокарда и стенок сосудов, выраженная эмфизема и силикоз, бронхиты, сопровождаемые сильным кашлем, нефропатии и др.

При лечении соблюдаются следующие правила:

· ходьбу следует проводить утром после завтрака;

· больные должны быть одеты в легкую, соответствующую температуре воздуха одежду;

· дыхание при подъеме должно осуществляться через нос с закрытым ртом;

· ходьба при подъеме должна быть ритмичной и спокойной;

· во время подъема не разговаривать, не смеяться, не петь.

Не рекомендуется прием жидкостей.

До и во время лечения с помощью ходьбы определяют темп ходьбы, соответственно функциональным возможностям больного, контролируя правильность дыхания. Во время терренкура больной должен делать отдых соответственно его состоянию через 50–100 м, производя несколько глубоких вдохов и выдохов. Продолжительный отдых делают в конце маршрута, во время которого больные могут занять сидячее или полулежачее положение. Маршрутные дорожки должны быть проложены по подходящей местности. Если путь к маршрутным дорожкам длинен и утомителен, тогда больных с недостаточными физическими возможностями перевозят до начала маршрутных дорожек. На маршруте восходящий наклон отмечают знаком «+», а нисходящий — «–». Соответственно восходящему наклону и длине дорожные маршруты терренкура делят на 4.

Маршрут №1 — с наклоном дорожки от 0 до 50 и длиной до 500 м.

Маршрут №2 — с наклоном от 5 до 100 и длиной дорожки до 1000 м.

Маршрут №3 — с наклоном от 10 до 150 и длиной дорожки до 2000 м.

Маршрут №4 — с наклоном от 15 до 200 и длиной дорожки от 3000 до 5000 м.

Маршруты с небольшим наклоном можно организовывать в круг, при котором начало и конец совпадают, темп ходьбы определяется числом шагов, пройденных в минуту. Соответственно этому различают следующие виды ходьбы: ходьба в медленном темпе (60–80 шагов в минуту); умеренная ходьба (80–100 шагов); быстрая ходьба (100–120 шагов в минуту); очень быстрая (120 и более шагов в минуту) ходьба.

Последние два темпа используют редко и при специальном назначении, при хорошем физическом состоянии, с целью повышения обменных процессов, главным образом у молодых и здоровых людей.

Метод Воватн

Метод носит имя своих создателей — супругов из Чехословакии. Он находит применение при повреждениях головного мозга и центральных двигательных нейронов, прежде всего при детском церебральном параличе (ДЦП), а также при гемиплегиях и гемипарезах у взрослых. В основе метода лежат нейрофизиологические механизмы нормально развивающихся детей и патологические механизмы изменений в области двигательной сферы, наблюдаемых при ДЦП под влиянием прежде всего неподавленных тонических рефлексов ствола головного мозга. У таких больных устанавливается нарушение координации движений с изменением в нормальном распределении мышечного тонуса, создание новых патологических двигательных стереотипов и ненормально компенсаторных схем движения.

Тренировка в кинезотерапии

Тренировка является педагогическим процессом, при котором в результате многократной систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузки (различные формы и средства ЛФК, трудотерапия, терренкур и др.) в организме человека наступают положительные, функциональные, биохимические и структурные изменения.

В процессе тренировки, с одной стороны оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки (двигательные динамические стереотипы), с другой — развиваются и совершенствуются различные физические и двигательные качества (быстрота, выносливость, сила, гибкость и др.), дееспособность организма.

В результате систематической тренировки происходит экономизация обменных процессов. Работая экономно в состоянии покоя, организм тренированного человека обладает огромными резервными возможностями и способен выполнять большие физические нагрузки.

ГЛАВА 5

МЕТОД ИГЛОРЕФЛЕКСОТЕРАПИИ

Основные понятия о методе ИРТ. Основные теории ИНЬ-ЯН. Теория механизма действия ИРТ, ее физиологические аспекты

ИРТ — один из древнейших способов лечения и профилактики болезней, применяемых народами Востока. Первые правила лечения в ИРТ возникли интуитивно. Точки для укалывания подбирались на основе предыдущего опыта «проб и ошибок». Они выбирались просто: укалывалась точка, которая была эффективна в лечении данного заболевания или определенного симптома болезни. Чаще всего это была местная болезненная точка. Симптоматическое лечение широко используется и в настоящее время, особенно в острых стадиях и при начале болезни и четко выраженном симптоме.

По мере развития натурфилософии, медицины, появлении теории каналов, учения об энергии (ЧИ) человека лечение стали направлять на устранение причины болезни. Древние врачи Востока считали, что болезнь является следствием нарушения циркуляции энергии в системе канала или каналов. Такого традиционного для Востока представления о болезни придерживаются многие иглотерапевты Мира и по сей день. И это связано, прежде всего с тем, что, как показала практика, использование правил, методик иглоукалывания, выработанных древними врачами, позволяет получить значительно более высокий результат лечения, чем с позиции рефлекторного механизма акупунктуры.

Итак, по традиционным восточным представлениям, болезнь необходимо лечить путем восстановления нормальной функции одного или более «поврежденных» каналов (т. е. с избыточностью или недостаточностью энергии, либо нарушением других функций, обусловливающих данную болезнь).

Учение об «ИНЬ-ЯН»

Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династии ИНЬ и Чжоу (6 век — 221 г. до нашей эры) и впервые появилась в книге «И Цзин» (Книга Перемен): «ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во вселенной».

ИНЬ-ЯН — это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления.

В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и Огонь являются символами ИНЬ-ЯН». Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила — относятся к ЯН; а все основные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь — относятся к ИНЬ.

Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при отдельных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны — любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН.

Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в виде монады (ТАЙ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный — ИНЬ., противоположность и взаимосвязанность отражается ломаной линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками — «зародышами» одного начала в другом.

Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:

1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется в способности противостоять и контролировать друг — друга, поддерживая относительный баланс. В главе 5 «Су Вэнь» сказано: «Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ».

2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не может существовать изолированно от другого. В «Су Вэнь» сказано: «ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит снаружи и защищает ИНЬ». Применительно к физиологии организма, ЯН соответствует функциональной активности органов и тканей, а ИНЬ — питательным веществам.

3. Внутренняя потребляюще — поддерживающая взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся в нефиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга.

4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ и наоборот. В «Су Вэнь» сказано «Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН. Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод».

5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала — ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый (ШАО-ЯН), средний (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ).

Субстанция (ЧИН)

ЧИН рассматривается как основная форма материи, из которой состоит человеческий организм. Она является основой функции организма, свойств и активности.

По происхождению и функции ЧИН имеет свою классификацию:

1. По происхождению выделяют:

· врожденную субстанцию;

· приобретенную субстанцию.

2. В зависимости от функции различают:

· субстанцию способности к размножению, которую также называют «ЧИН»

· субстанцию (ЧИН) внутренних органов.

Врожденная (хань-тянь ЧИН) субстанция наследуется от родителей, образует первоначальную материю, необходимую для эмбрионального развития и образования человеческого тела.

Приобретенная (хоу-тянь) образуется за счет переработки продуктов питания и жидкости. Она распределяется между внутренностями и составляет материальную основу функции различных органов.

Функции субстанции: рост и продолжение рода; обеспечение работы внутренних органов за счет постоянно пополняемой чин.

Кровь (ХУЭЙ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.64.226 (0.155 с.)