Центр социальной помощи семье и детям: структура, функции и основные направления деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр социальной помощи семье и детям: структура, функции и основные направления деятельности.

Поиск

Центр социальной помощи семье и детям как социальная служба. Цель, задачи и основные направления деятельности. Характеристика клиентов центра. Структурные подразделения центра: отделение психолого-педагогической помощи, отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, отделение дневного пребывания детей и подростков, консультативное отделение, «телефон доверия», социальный приют. Основные направления их деятельности. Порядок обращения в Центр. Примерное штатное расписание Центра.

Система социальных служб Российской Федерации.

Понятие социальная служба. Организация и деятельность социальных служб Государственная, негосударственная и муниципальная система социальных служб.

Виды социальных служб в России: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семе и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры.

Общие цели, задачи и принципы работы социальных служб. Нормативно-правовая база их деятельности.

Региональная модель социальной работы (Курская область).

Понятие управления социальной работой. Структура управления социальной работой в Курской области. Структура и основные направления деятельности Комитета социального обеспечения Курской области, Комитета социальной защиты населения г. Курска, районных отделов (управлений) социальной защиты населения.

Литература:

Основная:

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.

2. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. — М., 1995.

3. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997. — Т. 1.

Дополнительная:

1. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.

2. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. — М., 1994.

3. Мельникова В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 1998.

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Основные направления и механизмы социальной защиты семьи.

Основные понятия: «семья», «брак», «социальная защита». Принципы социальной защиты семьи. Государственная система социальной защиты семьи. Система пособий и натуральных выплат. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в условиях рыночной экономики. Социальная зашита различных категорий семей.

Семья как социальный институт: понятие, типология, функции

Понятие «семья», «брак».Типы семьи. Их структура и статистика. Группа семей категории социального риска. Функции семьи: репродуктивная, воспитательная, рекреационная и др.

Система социальной защиты детей: основные аспекты

Понятие «социальная защита детей». Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детей. Учреждения социальной защиты и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проблемы социальной защиты детей.

 

Литература:

Основная:

1. Беспарточный Б.Д., Левин А.И., Рудакова О.В. и др. Семьеведение. – Курск, 2004.

2. Феминология. Семьеведение. Учебное пособие. – М., 1996.

Дополнительная:

1. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. – М., 1995.

2. Голофаст В.Б. Функции семьи // Семья и личность. – М., 1974.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сущность и значение педагогики в практике социальной работы.

Предмет педагогики. Педагогические основы социальной работы. Социальная педагогика как научная основа социальной работы. Формирование гуманистических ценностей и мировоззрения социального работника педагогическими методами. Педагогическое содержание социальной работы: социальная коррекция, социальная реабилитация, социальная адаптация. Значение педагогического знания в практике социальной работы.

Социально-психологическая и педагогическая помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами.

Общая педагогическая характеристика детей с особыми нуждами. Содержание и структура индивидуальной программы социально-педагогического развития и воспитание ребенка с ограниченными возможностями. Диагностический компонент. Консультативная направленность программы. Коррекционный характер программы. Включение семьи в коррекционную работу с ребенком. Самообслуживание, игра и трудовая деятельность как способы стимулирования развития детей с ограниченными возможностями. Включение семьи в коррекционную работу с ребенком. Родительская семья как фактор развития и социализации личности детей с ограниченными возможностями. Цели и задачи педагогической помощи семье.

Литература:

Основная:

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

2. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1996.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М., 1996.

Дополнительная:

1. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей. – М., 1994.

2. Громова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. – М., 1993.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Пер. с нем. – М., 1994.

4. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. // Избранные педагогические сочинения / Под. ред. А.М. Арсеньева. – М., 1982.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Психосоциальные технологии в практике социальной работы.

Понятие «психосоциальные технологии». Психососиальные технологии работы со случаем (процесс вмешательства, программа раннего вмешательства, общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем). Теория и практика консультирования. Технологии работы с семьей. Социальная работа с группой, как метод психосоциальной помощи: терапевтические процессы в группе, психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества, находящихся в пенитенцинарных учреждениях, психодрама, игры со стыдом, альтернативы гневу, сказкотерапия, слова, которые ранят.

Литература:

Основная:

1. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002.

2. Гулина М.А. Психология социальной работы. – СПб., 2002.

3. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. – М., 2000.

 

Дополнительная:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1994.

2. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. – СПб., 1998.

3. Бурмянская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1994.

4. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методика психологического консультирования в социальной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996.

5. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. – М., 1996.

6. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2002.


ВОПРОСЫ К ГОСЭКЗАМЕНУ

 

1. Правовые основы социальной работы в современном обществе.

2. Зарубежные модели социальной помощи: европейская и американская

3. Инновационные технологии в социальной работе.

4. Исторические этапы становления социальной работы в России.

5. Коммуникативные умения и навыки социального работника.

6. Консультирование как технология социальной работы.

7. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

8. Объект, предмет и категории теории социальной работы.

9. Основные аспекты социальной работы в пенитенциарной системе.

10. Основные аспекты социальной работы в системе здравоохранения.

11. Основные аспекты социальной работы в системе образования.

12. Источники финансирования мероприятий по социальной защите населения.

13. Семья как социальный институт: понятие, типология, функции.

14. Основные направления деятельности стационарных учреждений социального обслуживания населения.

15. Основные направления и механизмы социальной защиты семьи.

16. Теория социальной работы в системе научного знания.

17. Особенности социальной работы в сельской местности.

18. Принципы, формы и методы социального обслуживания населения.

19. Проблема эффективности в социальной работе.

20. Центр социальной помощи семье и детям: структура, функции, основные направления деятельности.

21. Профессионально-этические требования к специалисту социальной работы.

22. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в учреждениях социальной сферы.

23. Психосоциальные технологии в практике социальной работы.

24. Проблемы управления персоналом в учреждениях социальной сферы.

25. Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

26. Система социальной защиты детей: основные аспекты.

27. Система управления социальной работой в Российской Федерации.

28. Социальная профилактика как технология социальной работы.

29. Содержание труда руководителя учреждения социальной сферы.

30. Социальная адаптация: сущность, структура и виды.

31. Социальная диагностика: сущность и методы.

32. Социальная защита населения: принципы, методы, функции.

33. Социальная политика: сущность, принципы, основные категории и направления.

34. Социальная работа с военнослужащими и членами их семей.

35. Социальная реабилитация: сущность и виды.

36. Социальная терапия как технология социальной работы.

37. Социальное прогнозирование в практике социальной работы.

38. Делопроизводство в учреждениях социального обслуживания населения.

39. Социально-психологическая и педагогическая помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами.

40. Структура, функции и содержание деятельности комплексного центра социального обслуживания населения.

41. Сущность и значение педагогики в практике социальной работы.

42. Сущность и содержание деятельности общественных и благотворительных организаций.

43. Социальное проектирование в практике социальной работы. Социальные проекты и программы.

44. Сущность, структура технологического процесса в социальной работе. Характеристика этапов технологического процесса.

45. Технологии социальной работы с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

46. Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства.

47. Технологии социальной работы с мигрантами.

48. Система социальных служб Российской Федерации.

49. Технология социальной работы с безработными.

50. Технология социальной работы с инвалидами.

51. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста.

52. Технология социальной работы с молодежью.

53. Эволюция теоретических представлений о социальной работе.

54. Пенсии: виды, условия назначения и выплаты.

55. Социальное страхование: сущность и структура.

56. Психогигиена труда социального работника: Синдром «эмоционального сгорания», его профилактика и преодоление.

57. Региональная модель социальной работы (Курская область)

58. Профессиограмма социального работника.

59. Технология социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.

60. Социальная реабилитация инвалидов: содержание и специфика.

61. Методология и методика исследований в социальной работе

62. Виды исследований в социальной работе

63. Организации исследований в области социальной работы

64. Нравственно-этические проблемы социальной работы с населением старшего возраста

65. Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей

66. Социальные и психологические модели адаптации к пенсионному периоду жизни

67. Социальные аспекты психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте

68. Социально-психологические теории старения и старости

69. Старение населения как социально-демографический процесс и его последствия.

70. Старение и старость как единое биологическое, социальное и медицинское явление.


Примерная тематика выпускных квалификационных работ

Выпускающая кафедра истории, теории и методики социальной работы

Направление подготовки (специальность) 350500 (040101.65)Социальная работа

Специализация Менеджмент в социальной работе

1. Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности

2. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт

3. Благотворительная деятельность российского купечества

4. Становление дворянской благотворительности

5. Организация благотворительности в России на современном этапе

6. Геронтологические некоммерческие организации в России

7. Социальная помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях стационарных учреждений социального обслуживания населения

8. Организация медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми

9. История создания и развития учреждений социальной помощи детям в России.

10. Приемы и методы социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста

11. Направленная беседа как инструмент оптимизации социальной работы

12. Социальная поддержка инвалидов боевых действий на примере общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане

13. Социально-психологические аспекты социальной работы с подростками группы риска

14. Социально-психологическое консультирование лиц без определенного места жительства

15. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста

16. Профилактика и коррекция наркомании в молодежной среде

17. Технологии социальной реабилитации в сфере непрофессиональной социальной работы

18. Благотворительность в истории России

19. Социальная защита прав детей

20. Социальное положение и гарантии военнослужащим в РФ на современном этапе

21. Инновационные аспекты стационарного социального обслуживания

22. Социально-психологические аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

23. Социальная работа с лицами, имеющими отклонения в психическом развитии и членами их семьи

24. Реализация семейной политики органами социальной защиты населения администрации г. Курска

25. Благотворительность Русской Православной церкви

26. Система социальных внебюджетных фондов Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития

27. Молодая семья: пробдлемы и перспективы социальной поддержки

28. Организация социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей

29. Организация социального обслуживания в сельском районе на примере Медвенского района Курской области

30. Организация социальной помощи незащищенным слоям населения (на примере деятельности Комитета социальной защиты населения г. Курска)

31. Решение социальных проблем пожилых людей (на примере Железногорска)

32. Социальная работа с ВИЧ-инфецированными

33. Социальная работа как социокультурный феномен

34. Формы семейного устройства детей-сирот

35. Организация и основные направления деятельности центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

36. Технология социальной работы с женщинами в сфере занятости

37. Социализация детей-сирот в Российской Федерации

38. Эффективность социальной защиты и социального обслуживания инвалидов в контексте реализации ФЗ №122в части социального обеспечения инвалидов

39. Управление мотивацией работника социальной службы

40. Социальная адаптация умственноотсталых детей

41. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов

42. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности.: социально-политические последствия и современные технологии решения

43. Технология социальной адаптации дезадаптированных детей

44. Основные направления социальной поддержки детей-сирот

45. Система социальной поддержки ВИЧ-инфецированных

46. Организация деятельности социальной службы в учреждении ФГУ ИК-3 УФСИН России по Курской области по оказанию помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы

47. Социальные службы Курской области: региональные особенности деятельности

48. Система подготовки кадров для социальной работы в России и за рубежом

49. Специфика социальной реабилитации дезадаптированных детей в современной России

50. Механизмы социальной защиты молодой семьи в РФ

51. Хоспис как форма социального обслуживания неизлечимо больных

52. Роль социальной работы в преодолении нищенства и бедности: история и современность

53. Практика решения социальных проблем граждан пожилого возраста и инвалидов: сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта

54. Особенности социальной работы в сельской местности

55. Деятельность органов социальной защиты населения по оказанию помощи инвалидам

56. Особенности функционирования Социального приюта для детей и подростков

57. Социальная помощь как форма общественных отношений на Руси: социально-философский аспект

58. Психолого-педагогические аспекты социальной работы с несовершеннолетними преступниками

59. Становление системы социальной защиты государственных служащих в России

60. Социальная помощь онкологиским больным

61. Система социально-психологической помощи пожилым людям в современной России

62. Социальная помощь многодетным семьям (на примере деятельности отдела по работе с семьями Комитета социальной защиты населения г. Курска)

63. Проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

64. Организация социальной помощи инвалидам и ветеранам труда на примере работы КЦСОН Дмитриевского района Курской области

65. Эволюция представлений о социальной помощи лицам с ограниченными возможностями

66. Специфика социальной работы с детьми-сиротами в условиях специализированных учреждений (на базе Ивановской школы-интерната для детей–сирот и детей оставшихся без попечения родителей)

67. Деятельность центра социального обслужиания населения «Участие по оказанию помощи престарелым гражданам

68. Коррекционно-развивающие аспекты социальной работы по социальной адаптации воспитанников детских домов

69. Социальная работа с педагогически запущенными детьми

70. Организация работы центров занятости населения по трудоустройству пожилых людей

71. Организация геронтологической помощи в России

72. Молодежь как особая социально-демографическая группа в структуре населения Российской Федерации

73. Социальная защита детей-инвалидов в РФ

74. Организация социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (на примере ОГОУ «Школа –интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей №2 г. Курска»)

75. Социальная адаптацияь детям-сиротам в России: история и современность

76. Методы управления персоналом в организациях социального обслуживания населения

77. Проблемы социальной работы с молодой семьей в Курской области

78. Волонтерство в социальной работе

79. Управление системой социальной реабилитации детей-инвалидов

80. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями

81. Патронатная семья как форма устройства детей-сирот

82. Социальная работа в общеобразовательном учреждении

83. Социальная помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации

84. Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России: состояние и перспективы

85. Социальная поддержка военнослужащих, уволенных с военной службы

86. Социальная работа с малообеспеченными гражданами: содержание и основные аспекты. (на примере деятельности отдела социального обеспечения Золотухинского района Курской области)

87. Институт пенсионированияв условиях трансформации российского общества

88. Медико-социальная помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом

89. Социальная работа с глухими и слабослышащими (на примере Курской школы-интрената 1-го и 2-го вида)

90. Структура и условия функционирования эффективной системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях социально-экономических изменений

91. Социальная работа с детьми и подростками джевиантного поведения в условиях «Курского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»

92. Уличная социальная работа с гражданами «группы риска»

93. Социальная работа с родителями, имеющими детей с особыми нуждами в условиях социально-реабилитационного центра»

94. Особенности функционирования системы социального обеспечения в СССР в условиях мобилизационной общественной системы в 70-80-е гг. ХХ в.

95. Социальная терапия людей с ограниченными возможностями

96. Социальное взаимодействие специалиста по социальной работе и клиента. Профессиональные риски в социальной работе

97. Развитие системы обязательного пенсионного страхования в РФ с участием негосударственных пенсионных фондов

98. Особенности социальной работы с пенсионерами

99. Благотворительные фонды в современной России: проблемы и перспективы развития

100. Жизненные затруднения незрячих людей

101. Организация социальной работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

102. Молодежь как объект практической социальной работы

103. Содержание и основные аспекты социальной работы с одинокими пожилыми людьми на примере деятельности центра социально-бытового обслуживания «Участие»

104. Социальное попечительство над пожилыми людьми

105. Формирование структуры управления персоналом в органах социальной защиты населения

106. Суицид как медико-социальная проблема в социальной работе

107. Содержание деятельности социального работника в медицинском учреждении на примере ОГУЗ «Курсий клинический психоневрологический диспансер»

108. Региональная социальная политика: проблемы формирования и реализации в РФ

109. Методы и технология оказания социальной помощи современным студентам

110. Социальная адаптация как механизм социализации личности

111. Попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей

112. Организация работы районного отдела социального обеспечения по оказанию помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам

113. Социальная работа с девиантными семьями

114. Социальная защита студенчества

115. Технология социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию

116. Формы социальной работы с пожилыми людьми (на примере центра социаьно-бытового обслуживания «Участие»)

117. Актуальные направления социальной работы в общеобразовательной школе

118. Новая концепция социальной политики РФ и ее приоритеты на этапах рыночных преобразований

119. Маленькая мама как объект социальной работы

120. Организация социального страхования и пути его совершенствования в России в современных условиях

121. Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной социальной политики

122. Содержание социальной работы в межэтнической среде

123. Философские основания социальной работы

124. Теория и практика социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей

125. Организация пенсионного обеспечения в малом городе

126. Социальное проектирование как перспективное направление деятельности социальных служб

127. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП

128. Особенности социальной работы с людьми, имеющими сердечно-сосудистые заболевания (на примере центра социально-бытового обслуживания «Участие»

129. Социальное обеспечение в СССР в межвоенный период (нач. 1920-х – 1941г).

130. Управление процессом социальной реабилитации лиц без определенного места жительства: проблемы и перспективы реализации

131. Социальная работа с многодетной семьей, имеющей ребенка-инвалида

132. Решение проблем сиротства методами социальной работы

133. Социальная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных учреждениях (на примере Моковской школы-интерната)

134. Организация деятельности социальных служб по оказанию помощи семье и детям

135. Эволюция государственной молодежной политики

136. Социальная защита населения и ее совершенствование в современных условиях

137. Основные направления и содержание подготовки кадров для социальной работы в Российской Федерации

138. Организация и методы социальной работы с семьями группы риска

139. Социальная сфера и социальная политика в России (1991-2007)

140. Формы и методы социальной работы с детьми-инвалидами на примере Областного государственного социального учреждения «Теткинская специальная коррекционная школа интернат 3-4 вида»

141. Становление системы государственных учреждений по ликвидации детской беспризорности

142. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства по Курску и Курской области

143. Социальная адаптация несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы

144. «Телефон доверия» как социальная служба

145. Особенности социальной работы с лицами без определенного места жительства

146. Благотворительность: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта

147. Социальная терапия детей с ограниченными возможностями

148. Государственная социальная политика РФ и основные направления ее совершенствования

149. Социальные проекты Курского института социального образования

150. Социальная работа в системе занятости населения: социально-психологический аспект

151. Социально-психологические проблемы работающих женщин и пути их решения

152. Современные отечественные и зарубежные парадигмы социальной работы

153. Медико-социальное страхование в системы социальной защиты населения

154. Социально-психологические аспекты решения социальных проблем пожилых людей

155. Организация работы Курского территориального отделения пенсионного фонда РФ с работающими пенсионерами

156. Социальная реабилитация детей-инвалидов: основные аспекты

157. Методы социального обслуживания пожилых людей на дому

158. Социально-педагогический аспект деятельности социального приюта для детей и подростков

159. Нищенство в России как социальная проблема (вт. пол. XVII-нач. XX в.): исторический аспект

160. Организация социальной работы с инвалидами по зрению

161. Основные направления социальной помощи по решению проблемы трудоустройства инвалидов

162. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на примере ОСЗН Курчатовского района Администрации г. Курчатова

163. Организация социального обслуживания населения в сельской местности (на примере Хомутовского района Курской области)

164. Социальное попечение в Российской империи в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях в конце XIX - нач. XX в.

165. Использование возможностей средств массовой информации в решении проблем социального сиротства.

 

Утверждено на заседании кафедры истории, теории и методики социальной работы 25 октября 2007 г. Протокол №3

 


 

методические рекомендации по ПОДГОТОВКЕ и защите выпускной квалификационной работы

Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы является завершающим этапом обучения студентов по специальности 350500 «Социальная работа».

Написание дипломной работы имеет целью:

1. закрепление и расширение теоретических, и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач социального характера;

2. развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований в социальной сфере;

3. выявление уровня подготовленности студента к работе в системе социальной работы.

Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 350500 «Социальная работа».

Выпускная квалификационная работа специалиста социальной работы представляет собой теоретическое и опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области социальной работы, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа специалиста социальной работы показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию социальных отношений в изучаемой области.

Основными требованиями к тематике выпускных квалификационных работ являются: актуальность, практическая значимость, наличие исследований в данной области. Выбрав тему выпускной квалификационной работы, студент подает на кафедру заявление с указанием выбранной темы и предполагаемого руководителя (Приложение 1). Руководитель ставит свою визу на заявлении, подтверждая свое руководство и согласие с выбранной темой, в соответствии с проблематикой его научно-педагогической деятельности и годовой учебной нагрузкой.

Темы дипломных работ утверждаются на заседании выпускающей кафедры и, в случае необходимости, корректируются совместно студентом и руководителем. После утверждения темы студент обращается к руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дипломной работы.

Руководитель дипломной работы:

1. дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, разбивки на главы и параграфы, их примерные объемы, сроки представления в первом варианте;

2. проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом научная литература, нормативно-правовые акты и другие источники по теме, помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики и т.д.;

3. в дни консультации, а по необходимости и чаще, беседует со студентом о ходе работы, о возникших затруднениях;

4. дает советы по сбору материалов практики для использования при написании дипломной работы;

5. проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом.

Объем выпускной квалификационной работы (включая введение, главы работы, заключение) обычно составляет 60 - 80 страниц компьютерного (машинописного) текста. (Входят в сквозную нумерацию, но не учитываются при подсчете объема библиография и приложения.) Текст выводится на бумажные листы формата А 4 (210х297 или 203х288) без оборота. На одной странице должно быть 28-30 строк, каждая строка содержит 58-60 знаков (вместе с пробелами). Текст рекомендуется набирать, используя кегль 14 п., полуторный междустрочный интервал, гарнитуру шрифта Times New Roman, (сноски печатать, используя кегль 10 п., одинарный междустрочный интервал). Левое поле страницы – 30 мм, правое – 15 мм; верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм. Отступ первой строки равен пяти знакам (10 мм). Объем приложений не должен превышать 50 % работы. Не допускается использование курсива, подчеркивания, иных шрифтов.

Объем приложений не ограничивается.

Выпускная квалификационная работа должна содержать:

Ø титульный лист;

Ø содержание;

Ø введение;

Ø основную часть;

Ø заключение;

Ø список использованных источников и литературы;

Ø приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу и с учетом того, что на нем ставят свои подписи студент, руководитель, консультант (если таковой имеется), рецензент, заведующий выпускающей кафедрой (Приложение 2).

Содержание включает перечисление частей работы, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы начала каждой части (Приложение 3).

Во введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для теории и практики социальной работы; степень ее освещения в литературе - с указанием основных научных источников; объект, предмет, цель и задачи исследования, методы и база исследования, структура работы.

Объект - это «актуальное поле исследования», в котором и должен разобраться исследователь.

Предмет - это то, что содержится в границах объекта. Предмет - то, относительно чего мы хотим получить новое знание. Предмет должен быть отражён уже в самой теме исследования.

Итак, если объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?», то предмет исследования отвечает на вопросы: «Как рассматривается объект?», «Какие новые отношения свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?»

С учетом избранной темы, а также определившихся объекта и предмета исследования, студент должен четко и адекватно сформулировать цель и задачи своей работы.

Цель - это конечный, предполагаемый результат деятельности, это то, что человек стремиться получить в итоге. Цель исследования отвечает на вопрос: "Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?" Таким образом, цель исследования связывается либо с изучением особенностей функционирования объекта, выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно число поставленных задач совпадает с количеством параграфов. Задачи в своей совокупности дают представление о том, что нужно сделать, какой объем работы выполнить, чтобы поставленная цель была реализована. Формулировки задач должны быть тщательными, поскольку описание их решения и составляет содержание соответствующих параграфов выпускной квалификационной работы.

Содержание дипломной работы должно соответствовать ее теме и плану. Рекомендуется одну главу выпускной квалификационной работы посвящать рассмотрению теоретических подходов к решению заявленной в теме исследования проблеме. Глава должна заканчиваться кратким заключением (резюме, выводами) о наиболее спорных и мало освещенных сторонах изучаемой проблемы.

Вторая глава содержит описание имеющегося опыта разрешения проблемы.

В заключении подводятся итоги работы студента, отражается степень решенности поставленных во введении исследовательской цели и задач, даются рекомендации по решению обозначенной в теме исследования проблеме.

Список использованной литературы и источников должен содержать не менее 30 наименований.

В приложение следует помещать материалы, которые раскрывают положения выпускной квалификационной работы: нормативные акты, документы, большие таблицы и схемы. Каждое приложение следует начинать с нового листа. В правом верхнем углу должно быть напечатано слово «Приложение», после которого ставится точка, а затем название приложения. Приложения нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 1. Перед всеми приложениями в центре отдельного листа печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Текст выпускной квалификационной работы следует разбивать на абз<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.018 с.)