ТОП 10:

Социально-профилактическая работа с помощью дворовых площадок



Социально-профилактическая работа организуется также с помощьюдворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Интересный опыт работы по привлечению молодежи в объединения по месту жительства имеется в Социальном центре молодежи Ленинска-Кузнецкого. Здесь разработан проект "Дворовый отряд" с целью профилактики отклоняющегося поведения подростков по месту жительства. В ходе реализации проекта в разных частях города организуется семь дворовых площадок. Руководят ими члены городского педагогического отряда, которые в течение шести месяцев проходили обучение в Социальном центре молодежи.

Социально-профилактическая работа с беспризорными и безнадзорными подростками, а также с несовершеннолетними, совершившими преступление, эффективно осуществляется в "Городском центре профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних" Санкт-Петербурга. Здесь хорошо поставлена социальная диагностика с целью установления причин и условий, способствующих совершению преступлений. Для этого собирается информация о самом подростке, его окружении, прошлом и настоящем с использованием различных форм работы: беседа, запрос информации, встречи, консультации со специалистами, составление карты сетевого окружения подростка и т. д. Затем проводится ее анализ, определяются проблемы, которые нужно решать, выявляются ресурсы, необходимые для их решения. После этого составляется план помощи данному подростку. На следующем этапе разрабатывается программа социальной реабилитации и организуется сопровождение подростков, которое включает содействие в трудоустройстве, поступлении в профессиональные учебные заведения, при необходимости — направление их в реабилитационные центры, социальные гостиницы, для подростков организуется летний отдых в детском оздоровительном центре "Молодежный" Специалисты по социальной работе с молодежью предоставляют малоимущим семьям подростков материальную помощь.

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до суда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе. В данном документе указываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, социальное положение, анализируется информация, собранная специалистом в ходе социальной диагностики, приводятся программа социальной реабилитации и результаты сопровождения, определяются выводы о возможностях исправления без изоляции от общества. После прекращения уголовного преследования с подростками проводится работа, направленная на их социальную реабилитацию.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление,которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи"

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Каждый подросток или молодой человек имеет право заниматься в нескольких объединениях. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические студии необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья юноши или девушки. В каникулярное время здесь открываются туристские базы, лагеря. Разработка инновационных технологий социальной работы позволяет организовывать молодежь в объединения по месту жительства.

Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества.

Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется в муниципальном социальном учреждении "Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи" г. Костромы. В его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.

Технология работы с молодежью на базе социального учреждения состоит из следующих этапов.

Первый этап — адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его интересам и потребностям. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.

Второй этап — включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Для занятости юношей и девушек организуется работа "Клуба выходного дня", где в воскресенье они могут участвовать в социальной работе, сопровождая специалистов учреждения.

Третий этап социоклубной работы предполагает взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью (например, ребята, занимающиеся в студии ролевых игр, приходят в общеобразовательные школы и проводят ситуационно-ролевые игры). Клуб организует и представляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.

Наиболее активные члены клуба входят в состав волонтерского объединения "РОСТОК", который эффективно работает по следующим направлениям:

• первичная профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде;

• проведение мероприятий и акций, направленных на повышение социальной активности молодежи;

• разработка, осуществление и анализ психологических и социологических исследований;

• организация работы по повышению правовой грамотности молодежи.

Учебно-познавательное направление деятельности социально-клубного учреждения реализуется с помощью программы "Школа социальных технологий", содержание которой направлено на развитие социальных навыков и умений.

Первый раздел программы представляет собой блок занятий, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, овладение навыками работы с общественным мнением, средствами массовой информации, знакомство с игровыми технологиями. Здесь осуществляется мотивационно-ценностная ориентация молодежи на добровольческую деятельность.

Второй раздел включает специализированную подготовку, которая предполагает проведение занятий, способствующих формированию у старшеклассников и студентов специализированных знаний, умений и навыков. На данном этапе они осваивают и реализуют различные социальные технологии работы с молодежью.

Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи г. Костромы реализовал несколько интересных программ для молодежи: "Веер миров", "Лидеры нового века", которая в дальнейшем получила название "Смотр молодежного самоуправления", "Детство без наркотиков" и др.

Программа "Веер миров" имеет военно-патриотическое направление. Она предусматривает проведение общегородских игр подростков, творческие мероприятия, ролевые игры, которые проводятся в школах и учреждениях дополнительного образования города.

Развитие социальной активности молодого человека осуществляется с помощью конкурса "Смотр молодежного самоуправления", который способствует формированию молодежных лидеров. Его программа состоит из следующих этапов:

1. Информационный этап, когда информационные письма и положение о конкурсе рассылаются во все общеобразовательные учреждения, затем происходит встреча с представителями школьных органов самоуправления. На встрече организуется презентация программы, где подробно объясняются ее этапы, а также важность и значимость участия в ней школьных органов самоуправления.

2. Основной этап. Он реализуется с помощью следующих форм: обучающих семинаров для старшеклассников и педагогов, работающих со школьными органами самоуправления; тренинговой программы на командное взаимодействие (игра на местности с элементами экстрима); интеллектуально-творческой программы; конкурса социальных проектов. Для участников обязательно проводится обучающий семинар по социальному проектированию, где юноши и девушки получают информацию о том, что такое социальный проект, в чем его значимость, каков алгоритм его реализации. Они изучают основы PR-технологий, файндразинга и социального маркетинга. Затем командам предлагается разработать социальный проект и в течение 3-4 месяцев его реализовать.

3. Подведение итогов проводится в форме защиты социальных проектов, включая их презентацию и отчет о работе.

Программа предусматривает проведение тренингов для членов органов молодежного самоуправления, выездные сборы актива старшеклассников, проведение семинаров на базе общеобразовательных школ, организацию работы координационного совета старшеклассников. Организуется летний палаточный лагерь "Академия лидерства"

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите учреждения, относящиеся к системе органов по делам молодежи.

2. Какие наиболее типичные формы работы с юношами и девушками используются в деятельности учреждений органов по делам молодежи?

3. Какие особенности имеются в содержании социально-клубной работы?

Рекомендуемая литература

Дом, который построили мы. Итоги специализированной смены представителей подростково-молодежных клубов по месту жительства: Информационно-методический сборник / Авт.-сост. М. Р. Ми- рошкина. М., 2002.

Инновационная деятельность социальных учреждений: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Омск, 17-20 января 2001 г.

Криворученко В. К. Социальные службы для молодежи, материалы и документы // Серия: Государственная молодежная политика России: документы, опыт, практика. М., 1995.

Методы и технологии социально-психологической работы с молодежью. Ижевск, 2004.

Мирошкина М. Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства: Методические материалы для клубных работников. М., 2002.

Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи"

Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи"

Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.

Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы. Екатеринбург, 1997.

Содержание, формы, методы социоклубной работы по месту жительства. (Из опыта работы подростково-молодежного клуба Центрального района). Тула, 2002.

Хоробрая Н. Л. Социальная поддержка молодежи // Вторая международная научно-практическая конференция "Социальная интеграция детей и молодежи в условиях современного общества" Вологда, 2-6 сентября 1996 г.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.006 с.)