Особенности трудной жизненной ситуации молодого инвалида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности трудной жизненной ситуации молодого инвалида



В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 11 млн инвалидов, по оценкам экспертов, около трети из них — лица от 14 до 35 лет. Такая многочисленная группа молодых инвалидов нуждается в особой заботе со стороны общества.

Латинское слово invalid означает "непригодный" и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В русском языке это слово укоренилось в XVIII веке, первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслужить. Позднее, в XIX веке, к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике инвалидов акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности, поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно материально обеспечить свое существование. В начале XX века представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат "личность — возможность к полноценной жизнедеятельности", были высказаны идеи о необходимости

такой помощи, которая создавала бы условия для того, чтобы вести достаточно самостоятельный образ жизни.

Согласно современному российскому законодательству, инвалидом называют лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Важнейшая составляющая трудной жизненной ситуации молодого инвалида — ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Рассматривая молодых инвалидов как многочисленную и достаточно широкую категорию, необходимо выделить два основных социальных сценария обретения инвалидности:

1) инвалидность с детства (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве);

2) инвалидность, приобретенная в юности или молодости (хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т. д.).

Инвалидами с детства называют лиц, инвалидность которых наступила до 16 лет (у учащихся — до 18 лет). Специфика детской инвалидности ("дети с особенностями развития", "дети с ограниченными возможностями") состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения ключевых знаний, становления личности. В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения на процесс социализации человека в целом, усиливаются трудности на каждом новом возрастном этапе.

Второй сценарий "приобретения" инвалидности связан с началом своеобразного нового этапа жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей.

Основными группами молодых инвалидов являются лица с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с психическими отклонениями, поражением внутренних органов, сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями.

По уровню нарушений жизнедеятельности в Германии выделяют несколько групп: "инвалиды с легкими недостатками", "инвалиды с тяжкими недостатками", "инвалиды с наиболее тяжкими недостатками", "инвалиды с множественными наиболее тяжкими недостатками"

В нашей стране уровни нарушений жизнедеятельности выделяются по группам инвалидности (I группа — нетрудоспособные, II — ограниченно или временно нетрудоспособные, III — трудоспособные в щадящих условиях труда).

Характеризуя трудную жизненную ситуацию молодого инвалида, следует особо остановиться на физических возможностях,которые проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т. п.

Для большинства молодых людей с инвалидностью полноценная жизнь ограничивается непреодолимыми препятствиями — физическими барьерами.

Непосредственно в местах проживания (в доме или квартире) молодые инвалиды не могут без посторонней помощи перемещаться, осуществлять самообслуживание, так как не обеспечены инвалидными колясками, их жилища не оборудованы. Многие люди с ограниченными возможностями передвижения или плохим зрением часто не могут выйти из дома, не прибегая к серьезной помощи.

На улице и в общественном транспорте отсутствует оборудование, позволяющее использовать инвалидную коляску, у молодого инвалида часто не имеется и специализированного личного автотранспорта.

Общественные места также слабо приспособлены для лиц с ограниченными возможностями (отсутствие пандусов для въезда инвалидных колясок, лифтов и других приспособлений). Ограничение в возможности свободно передвигаться сужает круг общения молодого инвалида, оставляет мало шансов для таких человеческих радостей, как дружба, любовь, физическая близость, создание семьи, рождение детей.

Целый ряд заболеваний требует основательной медицинской помощи, длительного или периодического лечения, протезирования, что влечет за собой существенные финансовые расходы, необходимость периодически "выпадать" из активной жизни, занимаясь преимущественно восстановлением функционирования организма.

Такие составляющие жизненной ситуации молодых инвалидов, как социальный опыт, уровень развития способностей,напрямую зависят от времени, когда произошло ограничение жизнедеятельности. Инвалиды с детства, достигая юношеского возраста и далее, накапливают определенный социальный опыт и учатся использовать свои способности, однако имеющихся возможностей оказывается недостаточно, чтобы самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, успешно взаимодействовать с социальными организациями и людьми. Весьма специфична ситуация молодых инвалидов, имеющих стойкие психические расстройства или значительные нарушения умственной деятельности.

Для организации социальной работы с инвалидами крайне важно учитывать такое свойство способностей (свойств, определяющих успешность какой-либо деятельности), как взаимокомпенсация. Испытывая явное ограничение в одном, молодой инвалид может достаточно существенно развивать другие способности, демонстрируя значительное превышение средне- статического уровня.

Невозможность или существенное ограничение в занятиях производственной деятельностью обрекают молодых инвалидов на малообеспеченность (низкий имущественный статус), выражающийся в том, что основная часть доходов тратится на продукты питания и товары первой необходимости.

Хрестоматийным примером преодоления инвалидом собственного недуга является военный летчик Мересьев — герой книги Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", лишившийся ног и, тем не менее, воевавший на протезах. В возвращении его к полетам ведущую роль сыграла жизненная позиция как субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам.

В жизненной позиции молодых инвалидов зачастую проявляются две негативные тенденции: инфантилизм и иждивенчество. Инфантилизм как свойство жизненной позиции молодого инвалида характеризуется уподоблением ребенку, эмоциональной неустойчивостью, незрелостью суждений, капризностью и подчиненностью.

Иждивенческие установки

Иждивенческие установки и проявления молодых инвалидов представляют собой стремление существовать за чужой счет, восприятие своего зависимого положения как нормального, отказ от самостоятельного принятия решений.

С точки зрения трансактного анализа, и в том, и в другом случае индивид отражает собственное "Я" в качестве "Ребенка" (слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям), а образ другого может быть назван "Родителем" (сильным, мудрым, способным обеспечить комфорт, защиту и проч.). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию "Я — Взрослый", проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, рефлексивности.

Обе позиции (инфантилизм и иждивенчество) характеризуют социальную и психологическую незрелость и являются результатом ошибок в воспитании. Например, ребенок вследствие многочисленных болезней становится объектом гиперопеки со стороны родителей. Механизм формирования иждивенческой и инфантильной жизненной позиции у инвалидов с детства раскрыт В. Г. Асеевым: "Ребенок привыкает к "автоматическому" удовлетворению взрослыми основных его потребностей как к естественному, обыденному и перестает переживать их положительную значимость, а неожиданные трудности деморализуют его, приводя в состояние пассивного страдания, в котором парадоксальным образом отсутствует естественная мобилизация, активно-действенная установка на доступное преодоление трудности"

В рамках теории социального научения жизненная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интер- налъный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач своей жизни. В экстерналъном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям, что и может привести к углублению личностной проблемы.

Несмотря на представления о продуктивности (непродуктивности) того или иного варианта жизненной позиции молодого инвалида, важно помнить, что исключительное право получать помощь или отказаться от нее, пересматривать сложившиеся (складывающиеся) взгляды или отказываться от любого вмешательства остается за самим инвалидом. Поэтому субъекты социальной работы должны руководствоваться принципом уважения позиции, заявляемой личностью, и терпимости к ее ценностям и убеждениям.

Как правило, молодые инвалиды обладают значительным временным потенциалом, особенно в случае неспособности трудиться. Данное обстоятельство, с одной стороны, предоставляет большие возможности, а с другой — требует специальной организации занятости для этой категории молодых людей.

Молодые инвалиды различаются по своему правовому статусу.

Правовой статус

Правовой статус представляет собой положение, которое занимает объект социальной работы в системе правовых отношений. Согласно Гражданскому кодексу РФ возможны три варианта правового статуса: отсутствие дееспособности, частичная дееспособность, полная дееспособность.Дееспособностъ — способность своими действиями или бездействиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Поэтому среди молодых инвалидов выделяются:

1) недееспособные граждане, признанные таковыми в судебном порядке, на основании медицинского заключения о психическом заболевании;

2) частично (ограниченно) дееспособные — несовершеннолетние (с 14 до 18 лет) с сохранным интеллектом;

3) в полном объеме дееспособные — совершеннолетние молодые граждане (старше 18 лет), не имеющие психических отклонений.

В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия и признанных судом недееспособными, представляют родители или назначенные судом опекуны.

Само по себе признание лица инвалидом в установленном законом порядке связано с получением специального правового статуса — "инвалид", что, в свою очередь, в случае соответствия индивида определенным параметрам, дает социальные гарантии со стороны государства.

Социальный статус

может быть назван общественным отражением (зеркалом, иногда кривым) возможностей человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к полезности того или иного человека или сообщества, а с другой — открывает непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов.

Е. А. Тарасенко проанализировала сложившийся в английской научной литературе подход к характеристике социального статуса лиц с ограниченными возможностями. Согласно этому подходу, для понимания специфического образа молодого инвалида в общественном сознании можно использовать такие конструкты, как "персональная трагедия", "поврежденное" тело или "другие"

В рамках культуры "персональной трагедии" инвалиды воспринимаются как бессильные, нуждающиеся в помощи, глубоко несчастные, одинокие, жалкие, терпящие лишения или как жертвы насилия. Успешные, но ординарные события жизненного цикла (сдача экзаменов, обретение работы или создание семьи) подаются как "особые достижения" инвалидов. Данный вид имиджа лиц с ограниченными возможностями широко используется в массмедиа — инвалидность интерпретируется прежде всего с патерналистских и сентиментальных позиций.

Еще один социальный стереотип — так называемая культура "поврежденной телесности", где "неудачный" жизненный опыт лиц с ограниченными возможностями рассматривается прежде всего как следствие "несовершенства" их тел. Телесные отличия лиц с ограниченными возможностями в таком случае интерпретируются как негативные, "ненормальные" и поэтому нежелательные и уродливые.

Третий социальный стереотип в отношении молодых инвалидов — культура "других", когда лица с ограниченными возможностями воспринимаются как "другие", "чужие" (не как "подобные нам", "такие же, как мы"). Такой взгляд соответствует социологическому пониманию "аутсайдерских групп" Образ молодого инвалида в общественном сознании как "другого" равноценен понятию "плохой". Восприятие общества молодых инвалидов как "других" ведет к поддержке со стороны государственных органов тенденции обособления их в закрытые общности. Поддержка этой инаковости выражается в социальных услугах, образовании, производстве товаров для данной категории.

Молодые инвалиды как особая социокультурная группа включены в специфические субкультуры. Наиболее ярко данное обстоятельство проявляется у слепых (слабовидящих), глухих (слабослышащих). Субкультуру той или иной группы инвалидов можно представить как совокупность норм, служащих для оформления обособления, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей. С помощью субкультурных норм инвалиды как социальная группа формируют, оценивают, поддерживают, защищают, воспроизводят характерный образ жизни, вырабатывают сознание молодого инвалида как члена данного сообщества.

Особая роль правового и социального статусов состоит в том, что они открывают или препятствуют доступу молодых инвалидов к общественным ресурсам. Низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда. Социальный и правовой статусы в целях соблюдения социальной справедливости должны быть уравновешены.

Исходя из всего вышесказанного цель социальной работы с данной категорией может быть сформулирована как интеграция молодых инвалидов в общество:

1) достижение молодыми инвалидами состояния, характеризующегося оптимальным использованием личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования;

2) достижение оптимального уровня их жизнедеятельности и потенциальных возможностей личности в результате воздействия реабилитационных мер и других мер социальной защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.173.25 (0.018 с.)