Личностная привлекательность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностная привлекательность



добровольческой деятельности:

- возможность для удовлетворения значимых личностных потребностей;

- перспектива личностного роста и развития;

- перспектива профессионального развития и трудоустройства;

- значимость для карьеры;

- привлекательность условий труда.

Добровольческая деятельность является наиболее распространенной формой участия молодых людей в социальном служении.

В исследовании, проведенном Академическим институтом социального служения Российского государственного социального университета в 2005 г., были выявлены интересы современной российской молодежи (средний возраст респондентов — 19,7 года) к участию в различных видах добровольческой деятельности. Ответы распределились следующим образом (максимальная оценка 9 баллов):

"Я бы хотел участвовать в организации и реализации следующих видов добровольческой деятельности":

1) досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи) — 7,7;

2) социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы) — 7,5;

3) профилактики здорового и безопасного образа жизни —

7,3;

4) педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков) — 7,2;

5) социального патронирования детских домов — 7,0;

6) экологической защиты — 6,9;

7) интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов, программ) — 6,9;

8) творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников) — 6,8;

9) информационного обеспечения (журналистика, веб-сайты и проч.) — 6,8;

10) медицинской помощи (службы милосердия в больницах) —

6,7;

11) спортивной, туристической и военной подготовки —

6,6;

12) социального патронирования пожилых людей — 6,2;

13) реставрационных работ (помощь в реставрационных работах) — 6,1;

14) организации экскурсий — 5,9;

15) трудовой помощи (трудовые лагеря и бригады) — 5,4;

16) ремесленных мастерских (помощь в возрождении традиционных ремесел) — 5,2;

17) социального краеведения — 5,1;

18) муниципального управления (работа в местных муниципалитетах) — 5,0.

В целом российская молодежь готова участвовать в добровольческой деятельности, но для ее эффективного вовлечения необходимо создание соответствующих условий на национальном уровне.

Участие молодежи в благотворительной деятельности предполагает помощь в организации благотворительности и непосредственные личные пожертвования на социально значимые цели.

Молодые люди, как правило, не обладают значительным материальным потенциалом, и их участие в благотворительности носит в большей степени символический, личностно значимый характер.

Молодые люди собирают пожертвования, привлекают внимание потенциальных спонсоров к острым социальным проблемам, организуют социальную рекламу.

Миротворческая деятельность в современном мире включает несколько направлений: преодоление расовой дискриминации; борьба с ксенофобией; развитие культуры мира; формирование толерантности и терпимости; установление диалога и взаимопонимания между различными культурами; движения в защиту мира.

Так, например, в Европе при поддержке Европейского союза уже несколько лет развивается программа "Все различны — все равны: европейская молодежная кампания против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости" Организаторы так оценивают ее значение: "Данная кампания направлена на мобилизацию всех слоев общества на позитивные цели: терпимость, равенство, достоинство, права человека и демократия, и должна дать импульс на грядущие годы. Такие процессы не могут быть "достигнуты"; это должны быть постоянные процессы, требующие участия всех нас" Начиная с 1993 г. миллионы молодых людей добровольно стали участниками этой и подобных миротворческих программ.

Особое развитие получила программа ЮНЕСКО "Культура мира", которая с 1989 г. последовательно отстаивает в сознании людей ценности и приоритеты мирного сосуществования различных культур и традиций. Молодежь всего мира принимает самое активное участие в реализации данной программы.

Молодые люди стремятся на добровольной основе распространить социально значимые навыки и умения, участвуют в программах ликвидации элементарной и компьютерной безграмотности, в распространении основ знаний и навыков, необходимых для безопасного образа жизни, навыков эффективной коммуникации.

Участие молодежи в движении за права человека, в том числе и активное отстаивание собственных прав, является значимой частью социального служения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Приведите современное определение социального служения.

2. Дайте определение добровольческой деятельности.

3. Раскройте взаимосвязь социальной работы и социального служения.

4. Определите значение участия в социальном служении для личностного развития молодых людей.

5. Проанализируйте условия вовлечения российской молодежи в социальное служение.

6. Охарактеризуйте мотивы участия молодежи в социальном служении.

7. Приведите примеры участия молодежи в различных направлениях социального служения в России и за рубежом.

Рекомендуемая литература

Винтин И. Самоактуализация личности: этико-психологический аспект. Саранск, 2001.

Все различны — все равны. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи // Издание

Европейского молодежного центра Департамента по делам молодежи Совета Европы. 2000.

Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М., 2004.

Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1991.

Жуков В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000.

Коновалова Jl. Н., Якимец В. Н. Гражданское общество в реформируемой России: Учеб.-метод. пособие. М., 2002.

Молодежь в меняющемся обществе // Издание Детского фонда Организации Объединенных Наций (UNICEF), 2001.

Решетников О. В. Актуальные вопросы организации социального служения // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы научно-практич. конференции. Кострома, 2005.

Решетников О. В. Актуальные вопросы организации социального служения. М., 2006.

Решетников О. В. Общественное служение в детских организациях: Теория и методика // Ассоциации исследователей детского движения. М., 2006.

Решетников О. В. Организация деятельности муниципальных центров социального служения молодежи. М., 2005.

Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

Решетников О. В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. М., 2004.

Решетников О. В. Социальное служение в России и за рубежом // Социальная работа. 2006. № 2.

Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.,

2001.

Глава 12. ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ/12.1. Сущность гендерного подхода

Сущность гендерного подхода

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организмов. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех народов. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщине. Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами.

Тендерные исследования как самостоятельная область научных и образовательных интересов являются собирательным понятием для современных гуманитарных теорий — экономических, социальных, политических и других, так или иначе интерпретирующих проблему взаимоотношений полов и использующих новейшее ее обозначение — "гендер".

234В настоящее время в науке тендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется довольно широко. В ходе таких исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную тендерную асимметрию и иерархию власти.

Тендерный подход предполагает как теоретическую разработку философских, социологических, психологических вопросов, связанных с традиционными проблемами личности, социальных страт, общества в целом, так и влияние на общественную практику в самом широком смысле, включающую художественное творчество, политическое и социальное управление, институт семьи, образование, сферу межличностных отношений.

В настоящее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и тендера.

Термин "пол" описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Пол человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин, весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому — мужчинам или женщинам — необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающиеся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие тендера.

Термин "гендер" впервые был введен Р Столлером в 1968 г. Тендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.). Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам тендерные роли.

Гендерные стереотипы

Социальные нормы, определяющие поведение человека в зависимости от его пола, существуют в виде гендерных стереотипов — сформировавшихся в культуре обобщенных представлений (убеждений) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Все существующие тендерные стереотипы можно разделить на три группы.

Первая группа — это стереотипы маскулинности-феминин- ности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины — компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.

Вторая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им "по плечу" организовывать и руководить.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли — профессиональные, для женщин — семейные. "Нормальный" мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; "нормальная" женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.019 с.)