Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система взаимодействия личностных переменных и совладающего поведения у взрослых и подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обобщения всех исследований, проведенных на большой выборке (n =1158 человек), и выявления закономерных тенденций в развитии и функционировании человека «совладающего» в ситуации выбора им социального поведения данного типа мы применили следующую процедуру. Частично она сходна с методикой, разработанной в рамках подхода к изучению структурной организации субъектных детерминант профессиональной адаптации в ярославской психологической школе (Карпов А.В., 2001, В.Д. Шадриков, 1982). Мы также опирались на метод анализа ранговых решеток, впервые описанный D. Bannister (Bannister и Francella, 1987, с. 67 – 78). Разнообразие эмпирических данных, полученных на разных выборках (оговоримся, здоровых испытуемых - либо взрослых, либо подростков), привело нас к необходимости сравнения их между собой. Идея выявить самые частотные баллы у переменных, объясняющие большую часть дисперсии, реализовывалась следующим образом. Взяв за основу процедуры подсчета интеркорреляции личностных детерминант и выбираемых субъектом стилей/стратегий совладающего поведения разного уровня значимости, мы подсчитали средний балл взаимодействия этих переменных для различных выборок. Для этого значение коэффициента корреляции (r) возводится в квадрат и умножается на 100. Полученный показатель называется баллом взаимосвязи, значение первоначального знака коэффициента (плюс или минус) сохраняется, так как он несет психологический смысл. Полученные значения преобразовываются в номера рангов, присваиваемых всем элементам списка или переменным. В результате получается матрица, содержащая ранговое положение каждого элемента или ранжированный список элементов. Личностным переменным, чей вклад во взаимодействие – положительный или отрицательный – оказывался наибольшим, присваивался первый ранг в ранжированном списке и т.д. Уровень значимости связи имеет при этом значение поправки, то есть учитывается. Важна степень взаимосвязи между переменными. Ранжированный список дает возможность увидеть «главные компоненты», то есть наиболее сильно взаимодействующие личностные переменные. Индивидуально-психологические и личностные качества или субъектные детерминанты, изучаемые, казалось бы, разрозненно, в отдельности их связей с выбором совладания, оказались, таким образом, организованными, интегрированными во вполне согласованную и логичную систему. Каждая личностная переменная имеет в этой системе свое место и благодаря баллу взаимодействия двух взаимосвязанных рядов переменных, свой “вес” функционального значения для выбора каждого стиля совладания. С одной стороны, отдельные личностные (субъектные) качества играют важную роль факторов или предикторов выбора совладания. С другой стороны, системная их организация показывает, благодаря каким качествам, прежде всего, обеспечивается продуктивное совладание и высокий уровень адаптированности субъекта, а какие качества, наоборот, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения. Эти данные представлены в таблицах 6 и 7, на графиках 1 – 8. Таблица 6 и графики 1- 5 отражают результаты соотношение личностных детерминант и копинга взрослых. Таблица 7 и графики 6 – 8 посвящены детерминации подросткового копинг-стиля. Таблица 6. Система взаимодействия между личностными переменными и копинг-стилями у взрослых по методике КПСС (n =843 чел.)
В группу личностных детерминант проблемно-ориентированного стиля совладания (ПОК) входят 15 компонентов с разными баллами взаимодействия, имеющие 14 рангов. Самый существенный вклад в детерминацию и предсказание этого копинг-стиля делает самоотношение личности: 6 шкал из 9 (в методике МИС) активно взаимодействуют с выбором копинга, причем, в основном, позитивно и негативно только в случае показателя внутренней конфликтности. Самоуверенность, прежде всего, обеспечивает человеку решение проблемы, задачи. Внутренняя конфликтность занимает второй ранг, что иллюстрирует положение о том, что раздираемому противоречиями человеку редко удается оперативно и точно реагировать в трудной жизненной ситуации. Затем следуют отраженное самоотношение, открытость и саморуководство. Достаточно высок “вес” самоэффективности, находящейся на третьем месте, далее следуют три (из пяти шкал в методике УСК) показателя интернальности/экстернальности, хотя два из них имеют последние ранги в списке. В частности, ранг 5 занимает интернальность в области неудач. Известно, что высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. Но место этой переменной говорит о том, что ее связи с выбором проблемного копинга выше и более значимы, чем, например, интернальность в области достижений (ранг 14). Действительно, неприятные жизненные ситуации остро требуют от человека умения их разрешать, справляться с ними, в том числе, контролируя их развитие и завершение. Явный отрицательный вклад во взаимодействие с ПОК делают личностная тревожность, одиночество и уровень депрессивности. Реактивная тревожность при этом имеет позитивный вес. Во второй части списка находятся показатели осмысленности жизненных целей и контроля над своей жизнью. Таким образом, наиболее сложные из изучаемых нами личностных детерминант, имеющих субъектную направленность и смысл (параметры самоотношения, уровня субъективного контроля, смысложизненных ориентаций, одиночества) оказались наиболее значимыми. Именно они обеспечивают или препятствуют способности человека прямо воздействовать на стрессор, решая проблемы трудной жизненной ситуации. Во вторую группу личностных детерминант, взаимодействующих с эмоционально-ориентированным стилем, входят также 15 переменных. Приоритет имеют уровень депрессивности и одиночество, их балл взаимодействия с копинг-стилем самый высокий из всего списка (68.89 и 50.41). Далее следует вклад личностной тревожности, имеющей 3-й ранг. Все три параметра осмысленности жизненных ориентаций (процесс жизни, контроль жизни и жизненные цели) отрицательно взаимодействуют с фокусированным на эмоциях копинге, который нередко выбирают субъекты, больше озабоченные своим состоянием, переживанием проблемы, а не ее решением. Противоречив вклад двух параметров самоотношения: отрицательное участие самообвинения во взаимодействии может говорить о том, что человек, использующий подобную стратегию отношения к себе, вряд ли сможет продуктивно справиться даже с собственным эмоциональным состоянием. Самоуважение, напротив, этому способствует. Закономерно увидеть в данном ранжированном списке положительно связанный пессимизм и самоэффективность со знаком минус. Локус контроля участвует двумя шкалами с обратным знаком – это общая интернальность и интернальность в области межличностных отношений (ранги 12 и 15). Слабый положительный вклад эмпатии и одного параметра социального интеллекта (субтеста 4) – способности распознавать межличностные отношения в динамике – завершает эту часть системы. Видимо, ресурсными в совладании с негативным состоянием для субъекта могут быть одиночество, самоуважение, мнения других (отраженное самоотношение), эмпатия и социальный интеллект. Баллы взаимодействия 9-ти личностных детерминант с копинг-стилем, ориентированным на избегание, невысоки (от 13.69 до 2.89). Здесь мы наблюдаем самое противоречивое из всех взаимодействие. Выбору избегания, уходу от решения проблемы способствуют общая экстернальность (ранг 1), самоэффективность и эмпатия с социальным интеллектом (оба субтеста 4 и 2). Интересен и закономерен вклад личностной тревожности (ранг 5) – он позитивный. Ослабленные (отрицательный знак) саморуководство и самоуважение приводят человека к выбору избегания вместо прямых действий, возможно, далее ослабляя его субъектность. Одиночество также положительно взаимодействует с избеганием. Сходные данные о связи избегания с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления (по МИС) эмпирически получены Либиными (1998, с. 197) Базовой личностной детерминантой для выбора отвлечения является депрессивность (36 баллов). Затем следуют одиночество и личностная тревожность. Эти качества влекут человека вместо решения неприятных проблем переключиться на другую деятельность, на время забыть о трудностях. Слабо участвует в этом эмпатия. Остальные две переменные взаимодействуют отрицательно: самоуважение и реактивная тревожность. Субстиль социальное отвлечение, содержательно включающий поиск и использование социальной поддержки, непротиворечиво взаимодействует с интернальностью в межличностных отношениях (наибольший балл в этой части структуры – 40.96), что перекликается с результатами исследования Либиных (1998). Он также связан и с четырьмя из пяти шкал осмысленности жизни (СЖО). Отрицательный вклад одиночества (ранг 2) тоже понятен и предсказуем. Параметры социального интеллекта и эмпатия, казалось бы, могли занять места ближе к началу списка. Полученная нами система убеждает, что в зависимости от особенностей копинг-стиля (адаптивный/дезадаптивный), его предметной или личностной ориентированности к нему «притягиваются», детерминируя его выбор субъектом, качества разных уровней сложности и обобщенности. Входящие как компоненты в рефлексию и саморегуляцию такие качества как самоотношение, локус контроля, смысложизненные ориентации чаще позитивно взаимодействуют с проблемно-ориентированным стилем или субстилем социальное отвлечение. Те же, которые не способствуют лучшей адаптации (депрессия, личностная тревожность, одиночество, пессимизм), “обслуживают” стили эмоционально-ориентированный, избегания и отвлечения. Вероятно, эмоционально-фокусированные способы совладания с дистрессом более обобщены, чем способы решения проблемных, трудных ситуаций, требующие большей специфики когнитивно-поведенческих усилий. В целом, мы получили подтверждение результатов, полученных зарубежными исследователями копинга о том, что эмоционально-ориентированный копинг-стиль в значительно большей степени детерминируется диспозиционным фактором совладания, чем другие стили (P.T. Costa и др., 1996). График 1
График 2
График 3
График 4 График 5
Несколько иной набор личностных детерминант выбран нами для изучения взаимодействия со стилями совладания у подростков. Это сделано с учетом возраста, но при этом не нарушена главная идея выделения качеств, относящихся к разным уровням интегральности и субъектности. Таблица 7. Система взаимодействия корреляционных связей между личностными переменными и копинг-стратегиями у подростков по методике ЮКШ ( n = 769 чел.)
Продуктивный стиль совладающего поведения у подростков взаимодействует, хотя и не так выражено, как у взрослых, с семью личностными переменными. Это, прежде всего, самоэффективность и высокая самооценка. Далее следуют показатель одаренности - креативность (беглость) и оптимизм. Противоречив вклад тревожности: имея практически одинаковый балл, они различаются по знаку. Реактивная тревожность вносит негативный вклад в продуктивное совладание, а личностная, как это ни удивительно, позитивный. У взрослых получены противоположные результаты (см. график 1). Получается, что тревожные подростки (имеющие тревожность как черту) скорее выбирают продуктивный стиль в отличие от ситуативно тревожных. В конце списка находится слабо и отрицательно взаимодействующий пессимизм. С социальным копинг-стилем (совладание с помощью других) взаимодействуют 9 личностных переменных: отрицательно - низкая самооценка (ранг 1), научные достижения (у одаренных старшеклассников), IQ (психометрический интеллект) и показатель креативности (абстрактность названия). Успешность в учебе, нейротизм, самоэффективность, экстраверсия, показатель креативности (разработанность) и личностная тревожность взаимодействуют с копингом положительно. Почему в этот список попадает ЛТ, показано выше в данной главе, в описании исследований о тревожности и копинге. Больше всего личностных переменных (14) взаимодействуют с непродуктивным копинг-стилем. Уровень взаимодействия от среднего до слабо отрицательного. Позитивен вклад нейротизма (ранг 1), личностной тревожности, низкой самооценки, креативности (беглость), академической успешности, пессимизма, экстраверсии. Интересен факт взаимосвязи школьных оценок и непродуктивного совладания: какой ценой получены или не получены эти оценки, стимулирующие выбор разнообразных непродуктивных действий (от Разрядки до Самообвинения и Несовладания). В целом, можно констатировать противоречивую роль креативности и тревожности в выборе совладающего поведения у подростков и отдельных параметров самоотношения у взрослых. Одинаково слабо взаимодействуют у взрослых с копинг-стилями эмпатия и социальный интеллект. Сравнение двух систем взаимодействия личностных детерминант и копинг-стилей у взрослых и подростков показывает, что у взрослых это взаимодействие значительно сильнее выражено и менее противоречиво, чем у подростков. Это доказывает идею о том, что сознательная регуляция поведения во время взрослости имеет устойчивые стилевые особенности, обусловленные сложившейся личностной диспозицией. Однако пока недостаточно ясно, почему личностные качества не всегда становятся факторами и предикторами определенных стилей совладания. Зачастую требуется высокий уровень стресса, чтобы человек осознал и начал использовать свои возможности и ресурсы. Как мы видим, и базовые, и интегральные качества высокого уровня обобщения детерминируют выбор субъектом определенных, как продуктивных, так и непродуктивных способов совладания. В реальной жизни все эти компоненты тесно взаимосвязаны в сложной и закономерно организованной структуре – личности. Но нам удалось представить, что их организация, взаимодействие также оказывают существенное влияние на адаптацию в целом и на ее важную сторону – совладающее поведение. График 6 График 7
График 8 Диапазон количества значимых корреляций между личностными детерминантами и выбором стилей/стратегий совладания в разных исследованиях второго цикла широк: от 8% (отдельные шкалы самоотношения, оптимизм) до 80 % (одиночество, нейротизм, личностная тревожность, депрессивность). Средний показатель составляет 36.4%, что является неплохим результатом для исследований подобного типа (A. Furnham и P. Heaven, 2002, с. 346 - 349). Количество значимо влияющих на выбор совладания личностных переменных невелико: в среднем 18% (имеются в виду результаты регрессионного анализа).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.015 с.) |