Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика ACS - Юношеская копинг-шкала

Поиск

В 1999-2002 годах нами с согласия авторов адаптирован опросник – ACS - Adolescent Coping Scale (Юношеская копинг-шкала или ЮКШ) австралийских психологов из университета в Мельбурне Эрики Фрайденберг и Рамона Льюиса (Frydenberg, Lewis, 1993). Напомним, что исследователи совладающего поведения установили, что индивидуальный выбор копинг-стратегий нередко бывает последовательным и независимым от природы стрессовой (трудной) ситуации (Frydenberg, 1994), образуя стили совладающего поведения. С другой стороны, некоторые специфические стрессовые ситуации могут обусловливать совладающее поведение индивида, определяя его особую динамику. Результаты других исследований показывают, что копинг как процесс может изменяться подобно эмоциям (Lazarus и Folkman, 1986), а его своеобразие может иметь “смещающуюся гибкость” или “shifting flexibility” (Seiffge-Krenke, 1995). Именно поэтому опросник ACS - Юношеская копинг-шкала (далее - ЮКШ) имеет две формы, общую и специальную, состоящие из 80 вопросов.

В исследовании по адаптации методики приняли участие 1137 школьников и студентов-первокурсников университета гг. Костромы, Тамбова, Архангельска и областей (их них 268 мальчиков/юношей и 869 девочек/девушек) в возрасте от 14 до 19 лет. 79 утверждений опросника образуют 18 шкал или копинг-стратегий, которые молодые люди используют, когда в их жизни происходят различные неприятные события, возникают напряжение и беспокойство. Последний, 80-й вопрос, остается открытым и предлагает респонденту описать, что еще он делает в напряженной, тревожной и неприятной ситуации. Полученные ответы о самостоятельно выбранных способах поведения в трудной ситуации анализируются отдельно. Общая форма ЮКШ выясняет, как индивид справляется с беспокойством и трудностями вообще (обычно). Специальная форма ЮКШ отнесена к конкретной трудной ситуации, вызывающей беспокойство, называемой самим респондентом; эта ситуация также может быть задана и исследователем (например, ситуация экзамена). Полученный список трудных (стрессовых) для респондентов актуальных жизненных ситуаций и проблем анализировался при помощи контент-анализа и процедуры шкалирования. Так выявляются доминирующие стрессоры, связанные как с возрастом, так и с социальным контекстом.

Методика ЮКШ предполагает проведение тестирования и ре-тестирования через 10-14 дней после тестирования. Оценка выраженности совладающего поведения ведется по пятибалльной шкале Лайкерта (от 1 - “ никогда не делаю этого” до 5 - “делаю так, поступаю так часто”). Таким образом, процедура опроса проходит в два этапа, разделенных во времени: работа с общей формой ЮКШ, работа со специальной формой ЮКШ.

Представленные в восемнадцати шкалах стратегии образуют три стиля совладающего поведения: 1) продуктивный (стратегии: Решение проблемы, Работа, достижения, Духовность, Позитивный фокус); 2) непродуктивный (стратегии: Игнорирование, Уход в себя, Чудо (Надежда на чудо), Разрядка, Самообвинение, Беспокойство, Несовладание, Отвлечение, Активный отдых) и промежуточный 3) социальный (или совладание с помощью других): стратегии Социальная поддержка, Друзья, Принадлежность, Общественные действия, Профессиональная помощь. Последний чаще всего относится к продуктивному стилю.

Статистические параметры шкал подтверждены пятью исследованиями авторов опросника и семью исследованиями автора адаптации на российской выборке (в том числе, одним диссертационным, С.А. Хазовой, под руководством автора, 2002).

Сравнение полученных нами при психометрической проверке опросника результатов (пакет Statistica 6.0) с авторскими данными показывает их сходство:

Результаты адаптации ЮКШ: внутренняя консистентность шкал или альфа - a Кронбаха (все ли утверждения измеряют одно и то же явление?) a = 0,40 (Позитивный фокус) ─ a = 0,86. Результаты ACS: a = 0,54 ─ a = 0,84 (ср. a = 0,71). Среднее значение альфа для всего опросника у нас - a = 0,86 (при стандартном отклонении SD = 22,71). Известно, что минимально приемлемый уровень альфа в подобных опросниках обычно равен примерно a = 0.65 (Zeidner и Endler, 1996, Frydenberg и Lewis, 1993). Cогласованность двух половин опросника (40 и 39 вопросов) определялась методом расщепления и оказалась высокой (0.85). Средняя величина интеркорреляциймежду 79 вопросами невысокая (r = 0. 14), что говорит о том, что они не пересекаются по содержанию.

Ретестовая корреляция (измеряют ли субшкалы те же явления при повторении измерения?) показала следующее. Адаптация ЮКШ: r = 0,47 ─ r = 0,82 (ср. r = 0,66) при p = 0,00.Результаты ACS: r = 0,49 ─ r = 0,82 (ср.r = 0,68) специальная форма; r = 0,44 ─ r = 0,84 (ср.r = 0,67) общая форма. Эти данные позволяют сказать, что русскоязычная версия опросника ЮКШ психометрически корректна для диагностики выбора стратегий совладающего поведения молодежью 14 – 19 лет.

Адаптированная нами Юношеская копинг-шкала имеет ряд несомненных достоинств. Это, прежде всего, ее функциональная диагностическая ценность в связи с тем, что она идентифицирует очень большое количество копинг-стратегий (80), гораздо больше, чем любые другие методики (Frydenberg, 1997). Способ обработки позволяет создавать индивидуальный и/или групповой профиль совладающего поведения как наглядный результат имеющегося стиля совладания. Вопросы шкалы действуют также как своеобразные когнитивные подсказки для молодых людей, позволяющие им лучше рефлексировать, осмыслять собственное совладающее/несовладающее поведение в трудных ситуациях. Индивидуальный профиль стратегий, получаемый в результате обработки, может быть использован при консультировании, помочь молодым людям лучше осознать, какие стратегии им действительно стоит развивать, а от каких отказаться. Это может, в свою очередь, привести к изменениям в реальном социальном поведении в направлении, определяемом самим субъектом. Групповой профиль стратегий показывает выбор совладающего поведения отдельными группами испытуемых (см., например, сравнение групповых профилей одаренных старшеклассников и их сверстников у С. А. Хазовой, 2002).

Также возможно и клиническое применение методики, о чем упоминают ее авторы (1993). Опросник имеет психотерапевтическое и коррекционное значение для респондентов, с его помощью психотерапевт может инициировать изменение молодым человеком собственного поведения, делая его более гибким и конструктивным.

Методика представляет ценность для исследователя, включающего ее в набор психодиагностического инструментария для работы с возрастными проблемами юношеского возраста, и психолога-консультанта, работающего с нормативными трудностями (стрессорами) молодых людей.

Методы, имеющиеся в распоряжении психолога, изучающего совладание человека с трудными жизненными ситуациями, ─ это чаще всего, когнитивно-поведенческие шкалы или личностные опросники, количественные результаты которых прямо не связаны с миром человеческих переживаний, изучаемых феноменологической, экзистенциальной психологией и психотерапией.

Мы предлагаем опираться на реализованный нами комплексный подход к изучению переживания человеком трудных ситуаций (Квале, 2003) и совладания с ними, основываясь на методологии психологии субъекта (Брушлинский, 2002; Знаков, 2005; Сергиенко, 2003, 2007). Хотя совладающее со стрессом поведение является стороной адаптивного поведения человека, регуляции и саморегуляции, данная проблематика, без сомнения, может быть отнесена и к феноменологической. Мы уверены в том, что изучение переживания субъектом трудной ситуации, с которой он пытается совладать, проливает свет на важные стороны проблемы – такие, как, например, внутренние и внешние ресурсы совладания. Для этого необходимо применять комплекс психодиагностических технологий, сочетающих количественные и качественные методы, шкалы и дневники, феноменологическое интервью, проективные методы, анализ достижений, внешние критерии, такие как, например, объективные показатели состояния здоровья, социально-экономического статуса, уровня образования и пр., что несвойственно западной традиции изучения совладающего поведения.

Безусловно, использование опросных методов в изучении совладающего поведения имеет ряд преимуществ: они более объективны, чем методы, которые зависят от субъективных интерпретаций исследователя (наблюдение), позволяют собирать данные, работая с репрезентативными выборками большого объема. Это дает возможность проведения статистического анализа, способного определить тенденции и связи, которые иначе не удалось бы выявить.

Все три известные опросные методики, адаптированные нами (две из них впервые в России ─ ACS или Юношеская копинг-шкала, CISS или опросник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях и WCQ или Опросник способов совладания), позволяют с уверенностью утверждать, что эти инструменты могут применяться для диагностики разнообразных проявлений совладающего поведения субъекта, обусловливаемых как личностными, так и ситуативными, динамическими факторами. Продуктивно одновременно использовать изучение переживания жизненных трудностей при помощи качественных методов (анализ рассказов, сочинений, дневниковых записей, специальный анализ феноменологического интервью). Так, например, дневниковые записи дают особую возможность узнать субъективное восприятие проблем людьми. В специальном исследовании мы выяснили, что сам дневник помогает подросткам в решении повседневных проблем, которые обычно заносятся в дневник, то есть представляет особую копинг-стратегию. Подростки, ведущие дневники, предпочитают стиль активного совладания с использованием социальных ресурсов чаще, чем подростки, не имеющие дневников (Красовская, 2004). Мы убедились, что дневниковый метод помогает не только вникнуть в переживаемые подростками трудности, но и рассмотреть, каким образом им удается справиться с неожиданными негативными событиями, к каким стратегиям они прибегают, чтобы преодолеть или избежать их, какую роль в этом процессе играют близкие отношения.

Безусловно, каждый инструмент нуждается в постоянном обновлении, учете его сильных и слабых сторон, уменьшении трудностей в “улавливании” такого многомерного конструкта как совладающее поведение. Движущими силами, приводящими к развитию, разработке новых инструментов измерения копинга, выступает потребность общества знать, как люди справляются (и справляются ли?) с трудностями и понимать обстоятельства и качество совладания. Это может и должно приводить к развитию социальных и социально-психологических программ направленного формирования, модификации и развития совладающего поведения. Кроме того, в данных методиках нуждаются психологи, клиницисты, педагоги и социальные работники для диагностики этого важного вида социального поведения с целью психологической помощи разным категориям людей и необходимых интервенций. Мы рады обогатить психодиагностический инструментарий не только научной, но и практико-ориентированной психологии адекватными задачам методами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.01 с.)