Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совладание со стрессом потери значимых отношений при разводеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эмпирическом исследовании нами рассматривалось совладающее поведение в ситуации приспособления к разводу как потере супружеских отношений. В эмпирических гипотезах предполагалось, что субъекты с проблемно-ориентированным или активным стилем совладания со стрессом в постразводной ситуации быстрее и эффективнее справляются с последствиями стресса потери. Определенные стили и стратегии совладания, в частности, фокусирование на эмоциях и избегание, соотносятся с наличием депрессивных симптомов и особенностями самоотношения личности. Получены неоднозначные и неожиданные результаты. Развод давно стал весьма распространенной ситуацией развития супружеских и семейных отношений, и нередко относится исследователями к нормативным стрессам. Угрозе развода подвергаются не только дисгармоничные семьи с деструктивными отношениями, но и нормально функционирующие семьи в периоды кризиса или смены этапов жизненного цикла (Figley, McCubbin, 1983). Распадаются не только брачные отношения, но и разрушаются эмоциональные связи, дестабилизируется весь жизненный уклад. Некоторые авторы (в основном, американские, см., например, P. Boss, 1999) предлагают, тем не менее, окончательно “нормализовать” развод, относясь к нему как к перемене, трансформации семейных отношений, а не как к болезни или катастрофе. Так, C. Arons (1983) считает, что это способствует переходу от традиционной нуклеарной семьи к семье бинуклеарной, в которой бывшие супруги, проживая врозь, разделяют ответственность за общих детей. Это, по мнению автора, уменьшает негативные последствия развода, так как никто из бывших супругов не становится родителем-одиночкой, а дети не теряют родителей. Правда, такая концепция благополучного развода не касается неожиданных разводов, вызывающих стресс уровня катастрофы (Kressel, 1980). В этом случае главным источником стресса “брошенного” супруга является неподготовленность, беспомощность, чувство поражения, а среди последствий называют чувство поражения, снижение самооценки, депрессия, болезни. Стресс “уходящего” обусловливается чувством вины и так называемым комплексом “палача”. Сепарация вызывает тем больший стресс, чем более позитивно человек оценивает свой брак. Кроме того, развод вызывает кризис личностной и социальной идентичности, так как люди лишаются значимых и социально-ценных ролей мужа, жены, супружеской пары, иногда и родителей. Любой развод требует адаптации к потере значимых отношений и прежнего образа жизни и включает признание потери, осознание новой реальности и вынужденных перемен (L. Oesterreich, 2000), а также так называемую “работу горя”. Один из психологических механизмов вовлечения личности в процесс переживания горя называется реорганизационным копингом, дающим возможность рефлексировать потерю и не быть захлестнутым сильными чувствами (Endler, Zeidner, eds., 1996). Исследования показали, что усиление “работы горя” улучшает психическое здоровье отсроченно. Применение копинг-стратегий самообвинения, избегания, социальной изоляции, употребление психоактивных веществ, в том числе, медикаментов, имеет кратковременный положительный эффект, но не уменьшает тяжести стресса. Rando (1984) установил, что “неотгоревавшие” люди чувствуют боль столь же остро и через десять лет, как во время развода. Реакция человека на развод и переживание его последствий зависит от личностных когнитивных оценок события и от уровня развития совладающего поведения – наличия достаточно широкого “репертуара” продуктивных и гибко применяемых стратегий, личных интересов и ценностей (K. Wood Gooden, 1989). Проведенное нами исследование совладающего с разводом и постразводной ситуацией поведения затрагивало сферу потери значимых межличностных отношений с супругом. Методами исследования были полуструктурированное феноменологическое интервью, опросник КПСС (CISS), опросник депрессивности - BDI, А. Beck (в адаптации Н.В. Тарабриной) и опросник самоотношения личности (МИС С.Р. Пантилеева и В.В. Столина). Все испытуемые (n= 67 чел.) пережили развод от двух до семи лет назад. Все они оценили свои прерванные, «потерянные» супружеские отношения как эмоционально значимые. Были выделены две группы по-разному адаптировавшихся к разводу людей. В первую группу (n= 31 человек) вошли разведенные испытуемые, вступившие в повторный брак или имеющие постоянного партнера, во вторую(n= 36 человек) – оставшиеся в одиночестве без постоянного партнера. В результате сравнения двух групп получены неоднозначные результаты. Так, оказалось, что первая группа разведенных имеет преобладание активного проблемно-ориентированного стиля совладания (ПОК), и в целом, низкие показатели депрессивной симптоматики. Она отличается умеренной обратной связью между выраженностью у испытуемых ПОК и уровнем депрессии, положительной связью ПОК и показателей таких шкал как самоуверенность и самопринятие, значимыми обратными связями этих шкал с эмоционально-ориентированным копингом (ЭОК) и копингом, ориентированным на избегание ( КОИ). Однако у этих же испытуемых обнаружена сильно выраженная значимая связь показателей уровня депрессивности с эмоциональным копингом (r = 0.83*, при p> 0.01) и субстилем копинга избегание - отвлечением (r = 0.6*, при p>0.05). Видимо, наличие осознанного стремления разумно и конструктивно решать проблемные ситуации, а также сильного контроля над эмоциями не может предотвратить, застраховать человека от эмоциональных трудностей, чувства вины и большой потребности в социальной поддержке. У второй группы испытуемых проблемно-ориентированный копинг выражен слабо. Преобладают копинг, ориентированный на избегание, и отвлечение: различия с испытуемыми первой группы значительные (Uэ = 64,5*, при p< 0.01). На первый взгляд, удивляет сильная положительная связь уровня депрессивности и выраженности проблемно-ориентированного стиля совладания (r = 0.77*, при p< 0.01) в этой группе. Представляется, что выбор данного стиля не является эффективным и адаптивным для этой группы разведенных. Данный факт показывает, на наш взгляд, насколько тонки бывают грани между механизмами психологической защиты личности (рационализация) и механизмами совладания. Результаты интервью показали, что испытуемые этой группы не имели возможности или желания “отгоревать”, эмоционально отреагировать травматичную ситуацию развода, то есть отдаться болезненным чувствам и прожить путь от шока (“это неправда…”) через отрицание (“этого не может произойти со мной…”), гнев (“это несправедливо…”), вину (“все ли я делал/а?..”), депрессию (“мне все равно…”) к принятию ситуации (“мне нужно как-то изменить жизнь и измениться…”). Можно констатировать некоторое “застревание” испытуемых второй группы на фазе депрессии, несущей наибольшую опасность для личности и ее психологического благополучия. Это также подтверждается такими результатами нашего исследования как наличие обратных (отрицательных) связей проблемно-ориентированного копинга с показателями самоотношения: самоуверенностью и самопринятием у представителей этой выборки. В целом, исследование показало неоднозначную и амбивалентную роль проблемно-ориентированного совладания в постразводной ситуации наших соотечественников, что отличает полученные нами данные от результатов западных ученых (Carrington, 2002; McCrae, 1984; Walsh, ред., 2003). Нами доказано, что наименее эффективным поведением в ситуации стресса потери значимых отношений является копинг, ориентированный на избегание. Мы убедились, что развод можно считать потерей (loss), так как в результате разрыва супружеских связей как особых межличностных отношений оказывается утраченной часть жизни человека, наполненная уникальными чертами, деталями и свойствами, присущими распавшемуся браку, но зачастую не появившимися в новом. Нередко испытуемые с грустью признавались, что новый партнер не может удовлетворить их потребности, актуализирующейся в какой-либо сфере семейной жизни, как это делал прежний супруг/а. Ощущение потери более осознанно у тех, кто остался после развода в одиночестве. Кроме того, развод как потеря сопровождается изменениями эмоциональной жизни человека, сопряжен с сильными негативными чувствами, неприятными мыслями и разговорами, что ведет к перестройке психологических механизмов как защитного, так и совладающего поведения. Нашим испытуемым потребовалось от двух до четырех лет, чтобы приспособиться к постразводной ситуации. Нам не удалось выявить универсально эффективных в данной ситуации стилей и стратегий совладания. Несомненно, сложность самой ситуации требует от личности динамичного, гибкого и разнообразного совладающего поведения для принятия потери, поиска необходимой поддержки при освоении новых ролей и планирования своей будущей новой жизни. 5.5.2. Cовладание в детско-родительских отношених Психология отношений – одна из теоретических концепций в изучении личности (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн), опираясь на которую, мы определяем детско-родительские отношения как процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а так же переживания родителей и детей в их совместной деятельности (СапоровскаяМ.В., 2002; Крюкова Т.Л., 2003). Детско-родительские отношения связаны с реальным взаимодействием родителей и детей (А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.), в них ярко проявляются социально-психологические закономерности групповой субъектности. С одной стороны, они выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с другой, опосредуют развитие личности, прежде всего, ребенка, и влияют на всех участников. Они проявляются в системе разнообразных чувств, переживаний, установках общения родителей и детей. Нередко они поражают своей парадоксальностью, особенно в период, переживания детьми пубертата (Н.Е. Харламенкова, 2004). Детско-родительские отношения являются наиболее изученными из всех семейных подструктур, особенно в отечественной психологии. Их компонентами являются отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю, связанные друг с другом, но неравнозначные. Специфику детско-родительских отношений определяют отношение родителя к ребенку. Это объясняется тем, что ребенок не является субъектом тех процессов, которые приводят в действие детерминанты родительского отношения, его субъектность ограничена и только становится. Особенно глубоко и подробно данные аспекты рассматривают известные психоаналитики, например, Erna Furman (1993), Alice Miller (2001), Bruno Bettelheim (1998), John Bowlby (2004) и др. В структуре собственно родительского отношения мы вслед за В.Н. Мясищевым (1995) выделяем три компонента описания психологии отношений: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент родительского отношения – совокупность переживаний, связанных с ребенком; когнитивный – представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка, его установки и поведенческий компонент – стиль обращения с ребенком. На формирование родительского отношения к ребенку оказывают влияние личность самого родителя, психологические особенности ребенка, а также особенности супружеских взаимоотношений и социокультурные факторы (см. например, Овчарова, 2003, Тащева, 1998, Чумакова, 1998). Отношение ребенка к родителю определяется внутренней активностью ребенка, его восприятием, осмысливанием родительских фигур в целом, особенностей родительской семьи и своего места в ней, переживаниями, связанными с семейными отношениями и установками. В 2001-2006 годах нами проведен рядисследований, направленных на изучение совладающего поведения родителей и детей в контексте детско-родительских отношений. Методики, используемые в данном цикле: Опросник КПСС; ОСС (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, 2004); опросник копинг-стратегий детей школьного возраста (адаптация Н.А. Сироты, В. М. Ялтонского, 1994); ЮКШ: специальная форма; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера; «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина; опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) E. Schaefer и R. Bell (адаптация Т.В. Архиреевой, 2000); методика ADOR или ПОР ─ «Подростки о родителях» (адаптация Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромициной, 1983, 2004); методика «Личностный дифференциал» C. Osgood (адаптация А.М. Эткинда, 1983). В исследовании 1 выявлена связь между совладающим поведением родителей и их отношением к детям. Выборку исследования составили 124 человека – все родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, готовящихся к школьному обучению или первоклассников, адаптирующихся к школе (М.В. Сапоровская, 2002). Результаты этого исследования позволяют выделить особенности родительского отношения и воспитания, связанные с совладающим поведением родителей (таблица 13). Таблица 13. Значимые корреляции между родительским отношением – РО (по методике АСВ) и совладающим поведением родителей (по КПСС).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.153 (0.009 с.) |