Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение студенческой молодёжи к браку и семьеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Молодежь – группа населения, в возрастном интервале от 14 до 29 лет[3,3]. Понятие «студенты» входит в категорию молодежь. Студент – это человек, обучающийся на дневной форме в профессиональном высшем или среднеспециальном учреждении. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенными социально-психологическими особенностями, особенностями социализации; занимающую определенное общественное положение и имеющую свои социальные роли и статус. Можно выделить наиболее значимые особенности студенчества. Во-первых, студенчество является частью социально-демографической общности – молодежи. Однако от молодежи студенчество отличается «характером труда студентов, который заключается в систематическом накоплении, усвоении, овладении научным знанием». Л. Я. Рубина отмечает другие отличительные особенности: «Объединяя молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, студенчество отличается от других групп учащихся формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в крупных вузовских центрах, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группе, общежитии, относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и не учебное время». Поэтому важной особенностью студенчества как социальной общности является занятие учебной деятельностью и осуществление ее в соответствующей форме. Во-вторых, студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это «совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей». Этой же точки зрения придерживается в своих исследованиях А. Н. Семашко, подчеркивая, что студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. Таким образом, как социальная группа студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями. Эти особенности студенчества и детерминируют особое отношение к семье и браку, ведь от молодежи, а в особенности от студентов зависит дальнейшее состояние нашего общества, поэтому необходимо знать как же студенты относятся к будущему созданию семьи. Молодежь как возрастную категорию изучает специальная отрасль социологии – социология молодежи. Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей[3,18]. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Существенное место в этом занимает отношение молодежи к браку и ценностям семейной жизни. -Объективные: общая дестабилизация всей социально-экономической системы, в которой находится семья. Государственные структуры, ожидая от семьи выполнения ее основных функций, не создают даже минимальных условий для ее выживания. Уровень семейного бюджета не соответствует уровню прожиточного минимума. Резко обострились проблемы улучшения жилищных условий, возникла реальная возможность безработицы (особенно для женщин). -Субъективные: семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей. Наибольшая трансформация произошла в сознании женщины. Потребности и интересы, модели ролевого поведения мужчины и женщины в семье сблизились, приобрели «усредненный стиль». Супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняя традиционную внешнюю форму и не вкладывая в них необходимое внутреннее содержание; семейные отношения создают психологическую общность взрослых и детей только тогда, когда все члены семьи испытывают потребность быть «Мы». Успех брачно-семейных отношений напрямую зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни. Затянувшийся экономический кризис привел к расширению круга проблем, типичных для молодых семейных пар: низкая заработная плата, отсутствие собственного жилья, проблема детей. Вместе с тем, семейная жизнь как ценность сохраняется, по-прежнему заключаются браки, рождаются дети. Более того, в условиях сложившейся системы «выживания» в современных российских реалиях человек ищет защиты и спасения в «малом мире» его ближайшего окружения, и, в первую очередь, конечно, в семье. Изменение роли семьи связано с формированием новой модели семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. На уровень рождаемости и состояние брачно-семейных отношений оказывает влияние распространение в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение брачности, высокий уровень одобрения альтернативных форм семейно-брачных взаимоотношений (незарегистрированный брак, свободные отношения, и т.п.). Молодые семьи составляют около 17 % от общего числа российских семей. Молодожены испытывают множество проблем, характерных для семьи в целом. В то же время потребность в социальной поддержке особенно велика именно у молодых семей, поскольку многие испытывают серьезные социально-бытовые, жилищные и личностные проблемы. Полноценная реализация репродуктивных установок молодежи также во многом зависит сегодня от своевременной материальной и нравственной поддержки государства, общества и старшего поколения. По результатам многих исследований выделены основные тенденции брачно-семейных отношений молодежи в Санкт-Петербурге [3,18]: · дестабилизация молодой семьи – рост числа разводов, матерей одиночек, высокая смертность молодых мужчин и, как следствие, распространение вдовства среди молодых петербургских женщин; · трансформация традиционных стандартов семейной жизни и домашнего уклада, обострение межпоколенческих отношений, обусловленные критическим и протестным отношением молодых к опыту старших поколений, сменой стиля жизни современных молодоженов; · нарастание конфликтности во внутрисемейных отношениях (супружеских, родительско-детских), сочетающиеся нежеланием и неумением молодых разрешать конфликты, сотрудничать и искать компромиссы; · обострение ролевых конфликтов молодых женщин при стремлении успешно сочетать репродуктивную и профессиональную деятель- ность; · сохранение низкой культуры интимных отношений, распространенности абортов, калечащих здоровье молодых женщин, слабой осведомленности молодых мужчин о культуре контрацептивного поведения; · усиление терпимости к добрачным половым связям не только для молодых мужчин, но и для женщин; · нивелирование гендерных различий в стандартах и нормах полового и сексуального поведения молодежи; · снижение предполагаемого и реального возраста вступления в брак как для мужчин, так и для женщин; · становление разнообразных форм брака – фактический и гражданский брак, повторный брак, гостевой брак и др. Исследования социологов показывают, что хотя в семейно-брачных ориентациях молодежи присутствует определенная вариативность, для большинства респондентов характерна установка на традиционный легитимный брак (70%). Но для части респондентов (17%) более привлекательным является гражданский брак, для 5% респондентов – внебрачные отношения. Безбрачие, одинокий образ жизни выбирают 2% респондентов. Категорией «другое» объединены альтернативные формы отношений, на которые ориентируются примерно 6% респондентов. Но и этот процент достаточно высок и говорит о неблагоприятных симптомах, подогреваемых пропагандой цивилизованного образа жизни. Таким образом, демографическое и семейно-брачное поведение молодежи определяется рядом противоречий. В том числе: между острой необходимостью подготовки молодежи к семейной жизни и снижением роли реального участия основных институтов социализации молодежи, таких как семья, школа в этом процессе; между необходимостью сексуального просвещения и отсутствием программ сексуального образования как одного из направлений молодежной политики; между сохранением преобладающей установки на традиционные формы брака и утверждением в сознании значительной доли молодых людей мысли о естественности в современных условиях альтернативных форм семейно-брачных отношений; между необходимостью рождения нескольких детей в семье в связи с депопуляцией и усилением ориентации молодежи на малодетную, бездетную семью, холостяцкий образ жизни; между потребностью иметь детей и отсутствием необходимых условий для их полноценного развития и воспитания; между необходимостью поддержания прочных семейных отношений для полноценной социализации детей и растущим числом разводов в молодых семьях; между ориентацией молодых женщин на эгалитарные отношения в браке и установками мужчин на традиционное распределение семейных ролей и функций[3,18]. Для того чтобы выяснить отношение молодежи к браку и семье в апреле-мае 2009 г. было проведено исследование, в котором было опрошено 513 жителей Курганской области возраста 14-29 лет[14]. Выборочную совокупность составила молодёжь обоих половых групп: 45% мужского пола и 55% - женского. Опросом были охвачены молодые жители области, имеющие разный уровень образования и обучающиеся в учебных заведениях разного типа. Кроме того, в выборочной совокупности представлена как городская, так и сельская молодёжь, проживающая в поселениях разного типа. Данное исследование показало, что в оценке «главенства мужа в семье» городская и сельская молодёжь проявила единодушие. А именно, почти половина и горожан, и сельчан считают, что он должен быть главным в семье. Другая половина и тех, и других высказываются в пользу эгалитарных отношений в современной семье. Отдать «пальму первенства» жене готовы лишь 3% респондентов. И.Б. Бритвина считает, что в результатах этих вопросов сказался не урбанистический, а гендерный фактор. Молодые женщины настроены на эгалитарность в большей степени, чем мужчины. Также опрос показал, что женщины и в городе, и в селе в большей степени поддерживают зарегистрированный брак (82% и 67,5% соответственно) и в три раза их меньше среди сторонников свободных отношений по сравнению с мужчинами (5% и 17% соответственно). Таким образом, молодые женщины до сих пор остаются хранительницами традиционных представлений о распределении семейных ролей, не смотря на цивилизационные изменения. Однако в отношении желания иметь много детей молодые женщины уже в меньшей степени придерживаются традиционных взглядов. В этом случае стандарты качества жизни, в которые сегодня не вписывается многодетность, оказывают наиболее сильное воздействие. Так уже не первый опрос по области показывает, что у мужчин ярче выражено стремление иметь детей, чем у женщин, отмечает И.Б. Бритвина. В целом половина молодёжи области хочет иметь двух детей, а каждый десятый – только одного ребёнка. Изменились сельские семьи, приближаясь к городским, ориентации на многодетность молодёжь не обнаруживает ни в селе, ни в городе. Четверть опрошенных планируют завести детей в течение двух-трёх лет, но для половины молодёжи это пока не входит в ближайшие планы. Причём существенной разницы между горожанами и сельчанами, а так же между женщинами и мужчинами не было обнаружено. Среди причин, обуславливающих нежелание рожать детей, респонденты называют, прежде всего, затруднительное материальное положение (49%) и плохое состояние здоровья (17,7%), а каждый пятый – неблагоприятные жилищные условия. Для того, чтобы сравнить как молодежь относится к браку и семье в нашей области по сравнению с другими областями был проведен опрос в Москве. Кроме того был проведен опрос, в котором приняли участие 248 студентов в возрасте 20-21 года из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (гуманитарных и естественнонаучных факультетов) и технических вузов Иркутска[10]. Среди участников исследования было примерно равное количество юношей и девушек (52% и 48% соответственно). На пути к мечтам создания семьи есть препятствия, самое главное из которых – отсутствие собственного жилья. В этом вопросе, как считают студенты, должно помогать государство (58% опрошенных), которое должно разработать благоприятную для молодых семей политику: ввести механизмы займов и дотаций, льготные условия ипотеки и т.д. Также по результатам общероссийского репрезентативного социологического исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в 1997 г., были получены следующие данные: на вопрос: «Какие жизненные ценности являются для Вас приоритетными?» ответы были такие: любовь - 62,6% опрошенных, семья - 54,8%, здоровье - 38,5%, материальный достаток - 35,9%, любимая работа - 23,9%, образование - 22,6%, чистая совесть - 13,8%, полезность людям - 9%, творчество - 5,3%, служение России - 2,6%[11,90]. Из этих данных видно, что превалируют личные приоритеты, заботы о себе и семье. В 1971-1975 гг. социологической лабораторией Харьковского университета проводилось исследование, которым было охвачено 6349 студентов ХГУ и 3135 студентов пяти вузов Харькова. На вопрос: «Что вы считаете для себя главным в жизни?» 93,5% всех опрошенных ответили: "интересная, любимая работа", 65,9% - "работа, приносящая пользу обществу, коллективу", 64% - "убежденность в правоте идей нашего общества". Только 1-3% считали, что главное в жизни " достижение лишь собственного благополучия". Также по данным исследования, проведенного Академией общественных наук в 1982 г. в Москве и Московской области, на первом месте среди жизненных ценностей опрошенных (среди которых 50% составляла молодежь) отмечали " интересную работу" - 75,3%, "семейное счастье, счастье в любви, дети" отмечали 66,4%, "уважение людей" - 43,6%, "полное материальное благополучие" среди жизненных ценностей отмечали 31,6% опрошенных. Хотя сегодня, согласно исследованию, молодые люди на первое место ставят личные приоритеты, заботу о себе и семье, отметим, что процесс становления жизненных ценностных позиций не так однозначен и прямолинеен. Он протекает в борьбе взглядов и мнений, многие из которых через семью и общественные отношения, еще оставшиеся от прошлого, оказывают влияние на формирование мировоззренческих установок молодежи[11,92]. Таким образом, можно подвести итог, что семья является с одной стороны малой социальной группой (ведь у каждого человека есть своя, ни на кого не похожая семья), а с другой стороны это социальный институт, который выполняет ряд жизненно необходимых функций. Но в настоящее время все чаще говорят о том, что cемья «не справляется со своими обязанностями», т.е. идет депопуляция населения, его спад. Чем же это обусловлено??? Тем, что на современную молодежь оказывает огромнейшее влияние СМИ, и наше общество со своими новыми правилами. Из ранее проведенных исследований видно, что молодежь отдает приоритет высокооплачиваемой работе, нежели семье. И то, что молодежь ориентирована скорее на малодетность, даже бездетность, чем на многодетность. И в конце концов это может привести к исчезновению общества. Поэтому, чтобы этого не произошло необходимо знать как современная студенческая молодежь, от которой зависит дальнейшее нашего общества относится к будущему созданию семьи. Таким образом, возникает интерес эмпирического изучения данного вопроса. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества у семей выявлено множество проблем, которые можно разбить на следующие группы: социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические, проблемы стабильности современной семьи, проблемы семейного воспитания, проблемы семей «группы риска». Можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Кроме того, для современных семей характерными являются следующие тенденции: 1. Продолжающийся процесс трансформации традиционной семьи и традиционных гендерных идентичностей, связанных с массовым выходом женщин на рынок труда и возможностью «планирования семьи»; 2. Кризис семьи советского типа и жизненной стратегии «работающей матери»; 3.Влияние затяжного социально-экономического кризиса 1990-х г.г., выразившегося в резком расслоении населения и формировании стратегии выживания как основной для подавляющего большинства семей. В целом изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом. Вопросы мотивации вступления в брак непосредственно связаны с отношением к семье, как индивидуума, так и общества. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Среди основных мотивов можно выделить следующие: взаимную любовь, обстоятельства, улучшение материального положения, традиции, безысходность, одиночество, подражание, амбиции, упрямство, безрассудство, обида, жалость, самоутверждение, экстремалы, собственники. ГЛАВА 2 ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К СЕМЬЕ И БРАКУ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.011 с.) |