Технология социальной работы со студенческой семьёй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социальной работы со студенческой семьёй



 

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, дезадаптированность, трудности при трудоустройстве, а также трудности многодетных и инвалидов и т.д. При этом социальный работник должен помнить, что существуют разные типы как молодых так и студенческих семей, от пути развития и становления которых зависит будущее страны.

Социальная работа с молодой семьёй, так и со студенческой семьёй в частности, имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и её социального окружения. Для этого в практике социальной работы выделяется ряд стратегий:

1) Акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и её окружением;

2) Системный подход к молодой студенческой семье: осмысляется структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;

3) Подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения ситуации;

4) «активно-терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

5) Концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнёров среди молодёжи[16].

Для современного этапа развития социальной работы с молодой семьёй характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с молодой студенческой семьёй является консультирование, терапевтическая работа и материальная помощь.

Социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу. Ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни и планированию семьи, заниматься семейной терапией, разрешать конфликты.

Бросать учебу и идти работать – вариант не для каждого, совмещать и то, и то – тяжело (отчего и успеваемость наверняка будет хромать, и психологическая обстановке в молодой семье явно не улучшится). В общем, без поддержки студенческой паре никак не обойтись. Получить помощь от родного образовательного учреждения вполне реально. Во-первых, например в ЯрГУ им. П.Г. Демидова как и в других вузах, существует социальная стипендия. Назначается она с учетом дохода. То есть если доход меньше прожиточного миниму а, студенческая семья имеет право обратиться в отдел социальных выплат и льгот по месту жительства. Выплачивается эта стипендия в течение года, с момента подачи справки в деканат.

В качестве материальной поддержки может назначаться доплата к академической стипендии: неполной студенческой семье (где ребёнка воспитывает один родитель – студент), семье, где один из членов инвалид, а также полной студенческой семье, где есть дети. Они имеют право и на получение продуктового набора.

Кроме того молодая студентка-очница рожает ребёнка, она получает единовременную выплату в 20 тысяч рублей.

Если в студенческой семье ожидается малыш, будущая мама обеспечивается так называемым «Родовым сертификатом» в размере 10 тысяч рублей. Это помощь для оплаты медицинских услуг и диспансерного наблюдения в период беременности и в течение первого года жизни ребенка. Кроме того, в отделе социальных льгот по месту жительства назначается единовременное пособие в размере 16126 рублей (но только обратиться за ним нужно в течение шести месяцев со дня рождения ребёнка, не позднее)[17].

В условиях современного российского общества старшеклассникам всё труднее становится выбрать будущую профессию, которая бы отвечала новым тенденциям социально-экономической жизни страны. В сфере рынка труда существует множество проблем, и основная из них - это появление молодежной безработицы, а значит, появилась необходимость в поиске новых направлений и методов профориентационной работы. Важно понимать, готовы ли старшеклассники четко представлять свои способности, которые потребуются в их профессиональной деятельности.

В марте 2012 года нами было проведено следование на базе МОУ СОШ № 72. В исследовании приняло участие 56 учеников, 10 и 11 классов. Среди них 22 мальчиков и 34 девочки. Целью исследования являлось изучение проблем, с которыми сталкивается молодежь старшего школьного возраста при выборе профессии. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы: изучить теоретико-методологическое обоснование социально-профессиональной адаптации молодежи старшего школьного возраста; рассмотреть технологии социальной работы по профориентации молодежи старшего школьного возраста; исследовать интересы школьников старших классов в рамках социально-профессиональной ориентации. По результатам опроса было выявлено, что в школе каждый год проводятся профориентационные занятия для учащихся старших классов. Два раза в год их освобождают на неделю от школьных занятий и в эти дни они ходят в центр доверия, где профессионалы помогают им выявить их интересы и сопоставить с возможной профессией в будущем. Результаты показали, что 80% учащихся предпочитаю профессии в внебюджетной сфере и лишь 20% школьников хотят связать свою жизнь с профессией из бюджетной сферы. 90% предпочитаемых профессий с ориентацией на бизнес, коммерцию, шоу бизнес и лишь 10% на производственный труд.

Таким образом, можно отметить, что в школе достаточно много времени уделяется социально-профессиональной адаптации. И каждый сотрудник школы, подталкивает школьников к выбору профессии, которая подошла именно ему, благодаря его интересам, склонностям, способностям.

Одной из основных технолоигй является технология социальной диагностики. Социальная диагностика – оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ социальных патологий и проблем.

Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение нежелательного развития событий.

Задачей социального работника, осуществляющего социальную диагностику, является определение проблемы молодой семьи и нахождение правильных средств для ее разрешения. В связи с этим целесообразно использовать микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагноститические процедуры. Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы, в частности, интервью и наблюдение. Примерами применения социальной диагностики при работе с молодыми студенческими семьями может служить: диагностика благополучности семьи, диагностика социально-психологического здоровья семьи, диагностика семейных нарушений и т. д.

Когда семьи сталкиваются с проблемами, которые не в состоянии решить сами, возникает потребность в социальном посредничестве и консультировании.

Посредническая деятельность социального работника начинается с диагностики социальной ситуации, уточнения проблемы, затем устанавливается связь с организацией, потенциально способной решить проблему. На следующем этапе посреднического процесса социальный работник, совместно с клиентом, делают выбор учреждений, к услугам которым они хотят обратиться.

В социальной работе с молодыми семьями большую роль играет консультирование. Консультирование в качестве социальной технологии имеет большие возможности и огромный потенциал использования для решения социальных проблем и трудностей сопровождающих студенческую семью.

Молодая семья проходит несколько стадий в своем развитии: выбор брачного партнера и подготовка будущих супругов к браку, непосредственно создание семьи – заключение брака, подготовка к рождению первого ребенка, уход за ребенком после его рождения.

В соответствии с этими стадиями и в зависимости от возникаырющих проблем выделяют несколыпрько этапов консультирования молодых семей:

− добрачноеыпрарпа консультирование;

− вооружение молодых людей основами юридических знаний, необходимых при заключении брака и в брачных отношениях;

− работа поыпрыпра организации планирования ыпрыпрпы семьи;

− помощь беременным женщинам при возникновении у них психологических или иных кризисных состояний.

Грамотная работа консультантов в области добрачных отношений, а также верный курс социыральной политики государырства в отношении молодыпрых семей могут изменить ситырпуацию к лучшему. В большинстве своем молыпродые люди не знают юридической стороны семейной жизни: свои права, обязанноыпрсти, льготы. Поэтому на данырном этапе рассматриваются вопросы, касающиеся социального обеспечения молодых семей, а таыпркже права и обязанности по семейырпному законодательству. Специалисты социальной работы приглашают на встречи с клиеныпртом юриста для более полырного освещения интересующего вопроса.

Планирование семьи не только помогает молодым людям определиться со сроками и рождений и количеством детей, но также способствует государственному регулированию рождаемости.

Специалист по социальной работе может участвовать в профилактике ухудшений репродуктивного здоровья, осуществляя при этом профилаккгштическую медико-социакгшкльную работу, т. е. мероприятия по предупреждению социально завиимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формикгшкрованию установок на здоровый образ жизни, обеспечению доступа к информации по вопросам здоркгшовья и др. Профилактику репрод гкшкгуктивного здоровья можно рассматривать с точки зрения полового просвещения – процесса, напракгшвленного на изучение вопгкшкгшросов интимной гигиены, контракгшгш цепции, профилактики инфекционных заболеваний, передавкгшаемых половым путем, кгшкнг включая ВИЧ-инфекцию, профилактики беременности, техники половой жизни и др[18].

Социальный работник окгшбращается к сознкгшанию клиента. Он побукгшждает клиента заду кгшкгматься о своем здоркгш кговье и предпринять конкретные шаги по его улучшению; осознать значимость собственных постукнгш пков, совершаемых сегодня для дальнкгшкгшейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечном счете кгшкг, является необходимым условием для правильного репродуктивного поведения.

Социкгшальная гкс молодежью в области полового просвещения на сегодняшний день является одним из актуальнейших направлений, осуществление которогозбавлению збавлению приведет к сохранению физического и нравственного здоровья молодого поколения, избавлению его от многих проблем и является залогокгшм счастл кгшивой и полноценной семейной жизни в будущем. Только комплексный подход и использование современных средств образовакгш ния, медицкгш инской профилактики и методов социальной работы в решкгшении пробкгшлемы полового просвещения молодежи позволят получить положикгшкгтельные результаты в сфере репродуктивного здоровья молодых семей.

Технология социальной профилактики и коррекции в работе с молодой семьей может быть применима, при предотвращении и коррекции девиантного поведения среди детей и подростков молодых асоциальных семей, профилактике безнадзорности и правонарушений детей в молодых семьях и т. д.

Основная цель профилактической деятельности состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям, предупреждении и уменьшении вероятности проявления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал[19].

В современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.

Отсутствие специальной подготовки, неумение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, нехватка знаний молодых людей приводит к тому, что все больше и больше пар поспешно принимают решения о браке и через несколько месяцев расходятся, разрушая, таким образом, такую базовую ячейку общества, как семья, повышая процент одиноких родителей в стране, формируют негативные опыт и установку относительно супружеской жизни, что влияет на всю дальнейшую жизнь бывших супругов.

Для подтверждения актуальности проблемы было проведено исследование, полученные результаты которого, показали что на вопрос: «Как Вы считаете, сейчас много людей, которые нуждаются в советах по вопросам семейной жизни?», 30% – «думаю, таких большинство» и 62% – «думаю, таких много», что позволяет нам сделать вывод о том, что молодые люди испытывают нехватку в знаниях, информации по вопросам семейной жизни, и говорит нам о необходимости предоставления этой информации молодежи.

Молодежь как социальная группа всегда считалась носителем передовых идей и тенденций, которые во многом определяют будущее нашего общества.

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной зрелости, находясь на этапе перехода от мира детства к миру взрослых. Возрастные рамки данной категории условны, большинство современных учёных называют границы от 14 до 30 лет. Молодость, прежде всего, это определённый статус человека, который определяется основными видами деятельности, такими как учащийся, военнослужащий, работающий.

Молодые люди усваивают выработанные обществом нормы и ценности, установки, стереотипы, представления. Молодёжь проходит стадию социализации, имеет определённые психологические свойства, она подвержена влиянию со стороны, как и любая группа, имеет ряд проблем.

В России, обострилась проблема социальной защищённости молодых людей в сфере труда. Обострилась проблема здоровья молодежи. Главный педиатр страны А.Баранов на пресс конференции в РИА Новости 12 мая 2012г. заявил: «число больных детей в подростковом возрасте за последние 5 лет увеличилось на 90%». Согласно данным статистического отдела Роснадзора с 2011 года возросла доля несовершеннолетних употребляющих спиртные напитки (20,7%). Курение и наркомания становятся популярными в молодёжном кругу, каждый год выявляются 80 тысяч новых наркозависимых. Актуальны проблемы личной безопасности молодёжи, по данным социологических исследований, 50% подверглись когда-либо физическому насилию со стороны взрослых и сверстников. Демографическая ситуация осложняется ростом числа убийств и самоубийств. Ранние неосознанные браки приводят к разводам. Увеличивается количество оборотов в молодёжной среде.

Многие молодые люди оказались без надежных социальных ориентиров. Способности и интересы молодёжи становятся не решающими при выборе жизненного пути, а определяют его конкретные обстоятельства. Экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития.

Исследование жизненных стратегий современного российского студенчества является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личности. Жизненные стратегии представляют собой сложное и динамичное явление человеческой жизни, они отражают будущий жизненный путь личности и способы его реализации, способность планировать и изменять собственную жизнь, направляют поведение личности в течение некоторого периода времени. Жизненные стратегии могут быть описаны исходя из ценностей личности, целей, планов, направленных на их осуществление.

Основой конструирования жизненных стратегий студентов являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации - это широкая система отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую направленность индивида на те, или иные виды социальных ценностей.

По результатам различных исследований можно сказать, что происходит смена ценностных ориентаций, которые уже рассматриваются через призму рыночных отношений (стремление к личной выгоде, обогащение, индивидуализация, более прагматичный подход к жизни), что в принципе противоречит русской ментальности и присущей ей коллективизму, общности и взаимопомощи. Девушки в своих амбициях не уступают юношам и стремятся достичь типично мужских целей (высокий социальный статус, экономическая власть). Но, тем не менее, в числе приоритетных остаются неизменные ценностные ориентации на любовь, семью, здоровье.

 

Результаты всего исследования показали, что проблема сохраняет свою актуальность, а также выявили остроту проблемы гражданских браков, т.к. молодые люди из-за неготовности к браку, а также страха возможного скорого развода, не спешат оформлять законно свои отношения и предпочитают так называемые «пробники» гражданские браки: не получится, каждый начнет все сначала, но уже с другим партнером. Но т.к. этот процесс может быть бесконечен, и с одним и тем, же результатом, что негативно сказывается на институте семья в целом и приводит к снижению создаваемых благополучных браков.

Таким образом, мы считаем необходимым разработку новых механизмов социально-психологической поддержки молодых родителей. Примером такой поддержки может стать программа «Благополучная семья», которая предполагает создание специальной школы молодого родителя при университетах, где консультировали и рассказывали бы молодым людям о супружеской жизни и вытекающих из нее проблем и ответственности, а также предоставляли помощь молодым людям в узнавании друг друга, в прояснении тех моментов, которые грозят в дальнейшем подорвать устои брака, формирование правильных установки и мотивации на брак.

В работе с молодыми семьями немаловажное значение придается технологии социального патронажа. Она является одной из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа осуществляются разные виды помощи: материальная, психологическая и образовательная. Патронажи могут проводиться однократно или регулярно, в зависимости от типа клиента и поставленных задач. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите.

Контролирующие и диагностические цели патронажа должны быть завуалированы и отнесены на второй план, а семья должна ощутить пользу от визита социального работника, не испытывая при этом чувство подконтрольности и зависимости.

Использование данных методов и технологий социальной работы с молодыми семьями способствует повышению качества социальной защищенности супругов и созданию в семье ощущения безопасности.

Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Усилия специалистов социальной работы должны быть направлены на восстановление статуса и роли молодой семьи как института первичной социализации человека. Именно на это должны быть направлены действия всех социальных служб и специалистов, работающих с молодыми семьями.

Задача социального работника – способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. В обязанности специалиста социальной работы при работе с молодыми семьями входит:

− подготовка молодежи к вступлению в брак;

− консультирование вступающих в брак по вопросам их совместимости в будущей семейной жизни;

− проведение социологического исследования молодых семей в Российской Федерации;

− организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений и клубов;

− разработка методических рекомендаций по организации работы с молодой семьей в субъектах РФ;

− разработка методических рекомендаций для специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

− участие в организации и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ;

− разработка и распространение информационных материалов в помощь молодой семьёй[20].

В целом в России используется широкий спектр различных технологий в работе с молодыми семьями, их использование определяется уровнем компетентности социального работника и социальной организации, в которой они используются.

Для эффективной реализации разнопланового потенциала семьи вопросы молодой семьи, как наиболее естественной среды развития личности, необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя ей необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии ее как разновозрастного коллектива.

В процессе своей жизнедеятельности молодая семья связана с самыми различными социальными институтами. Координация усилий, направленных на поддержку и развитие семьи, способствует системному и полноценному оказанию ей социально-педагогической помощи.

Социальная работа с молодой семьей должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации молодой семьей собственного дела и культурного досуга.

Обучение инвалидов является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями здоровья. В современных условиях наличие профессии имеет решающее значение при трудоустройстве любого человека, а особенно инвалида. Вот почему высшее образование хотят получать не только здоровые молодые люди, но и ребята с ограниченными возможностями здоровья. В законе «Об образовании» прописано, что дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2-й групп имеют льготу на поступление в один вуз вне конкурса при успешном прохождении вступительного испытания.

В настоящее время сформировалось 4 основных направления деятельности вузов в этой области: специальные отделения в вузах; специальные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. В соответствии с подходом Министерства образования РФ, студент и инвалид – это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом и государством.

Академический опыт студентов-инвалидов сильно различается в разных вузах и на различных факультетах. Отношение студентов и преподавателей к социальной интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как определяется инвалидность, доступны ли инвалидам необходимые услуги, а также от индивидуальных качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и идеологии конкретного преподавателя. Для многих студентов-инвалидов ситуация ухудшается в силу низкого экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях домашней подготовки, отсутствии современных средств связи: компьютера, электронной коммуникации и пр. Студент-инвалид в типовых вузах далеко не всегда считает нужным записать себя как инвалида, поскольку не имеет уверенности в том, какие услуги ему полагаются, а также в том, следует ли ему занимать исключительную позицию в отношениях с преподавателями и однокурсниками.

Таким образом, полноценная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья требует от всего общества психологической готовности к ней. Реальная практика образования показывает, что студенты с ограничениями жизнедеятельности являются субъектами социальной работы.

Профилактика девиантного поведения подростков в спортивной школе предполагает помощь ребенку в преодолении трудностей поведения и характера через специальную систему педагогических приемов и мероприятий и включает диагностику, реализацию воспитательных программ, организацию спортивной деятельности, создание ситуаций успеха и условий для самореализации и самоутверждения.

В условиях детско-юношеской спортивной школы профилактика и коррекция девиантного поведения подростков может протекать особенно эффективно, так как имеется возможность информировать детей о своих правах и обязанностях не в назидательной форме; знакомить их с новыми социально позитивными моделями поведения; развивать волю и спортивный характер, умение ставить перед собой цель и сознательно идти к ее достижению; самостоятельно принимать решения и исполнять их.

Детско-юношеская спортивная школа располагает рядом действенных потенциалов: развивающим, социализирующим, восстанавливающим, профилактическим. В спортивной школе возможно применение и сочетание различных форм и методов работы, которые основываются на принципах диалога, уважения личности воспитанника, «разрешающего сотрудничества» и эмоционального насыщения, принципе «педагогической смелости».

У спортивных школ есть следующие возможности: ненавязчивое объяснение своих прав и обязанностей, личный пример педагога, формирование и развитие спортивного характера и таких его качеств как воля, достижение поставленных целей через преодоление трудностей и препятствий, настойчивость, дисциплинированность. Огромным потенциалом обладает спортивный коллектив. Апробация программы профилактики девиантного поведения воспитанников СДЮСШОР № 12 г. Ярославля показала свою эффективность по следующим критериям: изменение и рост ценностных ориентаций; снижение уровня как ситуативной, так и личностной тревожности, избавлении от вредных привычек; установлении новых жизненных ориентиров - спортивная жизнь стала для ребят как самоценность.

Результативность внедрения программы профилактики девиантного поведения выразилась и в таких показателях как в положительном приращении успеваемости за учебный год (20% «трудных» подростков стали учиться лучше); в проявлении социальной активности (помощь в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий); в повышении уровня коммуникабельности и общей культуре общения.

Субъективная позиция в работе с молодой семьей, опора на ее собственный социально-воспитательный потенциал способствуют не только решению ею самостоятельно своих собственных проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка, обеспокоенность за судьбу близких формируют у членов молодой семьи стремление помочь, поддержать и других людей своим опытом, своими знаниями, изыскать резервы для самообеспечения и самоутверждения через реализацию своих возможностей. В свою очередь технологии социальной работы способствуют не только повышению качества социальной защищености человека в браке, но и укреплению молодой семьи как ячейки общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.036 с.)