Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические подходы к определению сущности категорий «молодая семья» и «студенческая семья»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семья, ее роль в обществе, всегда привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, историков, а также представителей других наук. Вместе с тем проблема молодой семьи, это одна из наиболее сложных и актуальных проблем, поэтому, междисциплинарное изучение семьи жизненно необходимо для нормального развития общества и государства. Современная наука рассматривает семью одновременно, как форму человеческого бытия, социальную общность, малую группу и один из первых, а, по мнению некоторых ученых, и самый древний социальный институт, состояние которого во многом определяет деятельность других социальных институтов в различных сферах общественной жизни. С точки зрения известных российских фамилистов А. И. Антонова и В. М. Медкова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи[1]. Одним из видов семей, так называемых этапов развития семьи, является молодая семья. С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную роль имеет молодая семья, представляющая собой мощный фактор перемен. Между тем потребовалось немало усилий и стремления исследователей, чтобы в мире и, особенно в нашей стране, утвердилось это понятие и закрепилось его значение. Изучение молодой семьи как отдельной категории началось сравнительно недавно. Быстрый темп жизни порождает дефицит времени, отчего можно с уверенностью сказать, что процесс налаживания и выстраивания отношений слишком трудоемок для современной молодежи и особенно студентов. Молодая семья сегодня оказалась под влиянием нескольких тенденций, которые по-своему влияют на весь институт семьи и брака, поэтому актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений. Однако, важно выделить теоретический аспект понятие «молодая семья». Итак, Е.М. Черняк в своих работах посвящённых изучению семейных вхаимоотношений, определяет молодую семью как точку пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, симбиоз воздействия всех средств массовой информации[2]. Холостова Е.И: «Молодая семья – это особая малая социальная группа, имеющая особый как интегральной, целостной характеристики совокупных качеств и возможностей, формирующихся под воздействием внешних условий и внутренних ресурсов и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие общества и государства»[3]. П. Д. Павленок, автор учебника «Основы социальной работы», даёт следующее определение молодой семье: молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет.[4] В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации молодой семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др. Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи. По мнению Ф.А. Мустафаевой, молодая семья - это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Также существует три типа молодых семей. Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый. Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи. Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим[5]. Более содержательной классификацией, является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу. Российское государство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный социальный статус и обеспечивает соблюдение прав семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 35_летнего возраста»[6]. Подобное определение соответствует целям и задачам современной социальной молодёжной политики и опирается на возраст супругов и стаж семейной жизни, суть же его сводится к описанию признаков молодой семьи. Таким образом, современной молодой семьи: это комплексная социальная общность, представляющая собой: 1) подинституциональную общность, выступающую в качестве необходимой составляющей института семьи в целом; 2) гендерную общность, основанную на социальных различиях полов внутри семьи; 3) поколенческую общность, обладающую определенным возрастным статусом (молодежь). Положение семьи, ее состояние являются своего рода социальным индикатором, раскрывающим как общее состояние дел в обществе, так и реальные перспективы его развития. Особое значение в данном процессе отводится молодой семье, остающейся малоисследованным объектом в современной социологии семьи. Исследователи традиционно апеллируют к понятию «молодая семья», если нужно обозначить возраст семьи, либо выделить её типологию, а между тем молодая семья — это социальная группа, которую характеризуют особые социальные качества и свойства, она играет особую социальную роль в обществе и имеет большое значение в системе социальных связей и взаимоотношений. По данным на 1 декабря 2013 года число молодых семей составляет довольно значительную часть от общего количества семей в РФ – 32% от общего числа российских семей[7]. Современная молодая семья отличается большим количеством проблем. Среди них: материальные, жилищные, психологические и др. Задачами данного исследования стало выявление основных причин конфликтов в молодых семьях. С этой целью был использован следующий инструментарий (методы): тесты «Понимаете ли вы друг друга?», «Конфликтная ли вы личность?» и «Удовлетворёны ли вы браком?»; индивидуальная беседа для обсуждения результатов исследования. Рабочие гипотезы: недостаток взаимопонимания супругов является одной из причин семейных конфликтов, недостаточная осведомлённость супругов друг о друге приводит к семейным конфликтам, различные взгляды и стереотипы поведения супругов являются важными в возникновении конфликтов; представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, моральной и эмоциональной поддержки и т. д. так же имеют влияние на возникновение конфликтов. Результаты проведенной методики показали, что основной причиной конфликтов в молодой семье является недостаток понимания между супругами. Этот факт в той или иной степени проявился в большинстве семей, принявших участие в исследовании. При этом не стоит забывать, что семейное счастье базируется на трех компонентах: взаимной любви, взаимоуважении и взаимопонимании. Тот факт, что многие испытуемые отнеслись к тесту серьезно, задумались над этой проблемой, показывает их стремление разрешить возникшую ситуацию. Остальные опрошенные, по-видимому, привыкли убегать от проблем, закрывать глаза на них. Такое поведение может лишь усугубить ситуацию. Таким образом, автором были выявлены некоторые причины возникновения конфликтов в современных молодых семьях, одной из которых стал недостаток взаимопонимания супругов. Сегодня вопрос об удовлетворенности потребностей пожилых людей, получающих социальные услуги, является частью мер государственной социальной политики и фактором социального развития Ярославской области. Инфраструктура сети стационарного социального обслуживания пожилых граждан региона включает в себя 17 государственных стационарных учреждений. На протяжении трех последних лет департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области проводится мониторинг и оценка качества жизни пожилых людей и инвалидов, постоянно проживающих в данных учреждениях. Основная цель мониторинга – изучить качество и доступность социальных услуг, оказываемых в домах-интернатах Ярославской области, сделать сравнительный анализ результатов всех мониторинговых исследований. В 2012 году в анкетировании приняли участие 23,5% клиентов стационарных учреждений социального обслуживания. Анализ результатов проведенного опроса выявил положительную динамику. Так, повысилась информированность пожилых людей о наборе социальных услуг, предоставляемых стационарными учреждениями социального обслуживания, улучшилось качество общей и специализированной диспансеризации клиентов. Среди положительных результатов многие респонденты (более 50%) отмечают улучшение психологического состояния и состояния здоровья. Сравнительный анализ данных проведенного мониторинга показал необходимость дальнейшего развития и совершенствования комплекса мероприятий по предоставлению социальных услуг населению региона. В этой связи необходимо внедрять инновационные технологии и новые формы социальной работы с пожилыми людьми, расширять объем социально-медицинских и социально-психологических услуг, разрабатывать новые методы по социальной адаптации и реабилитации клиентов стационарных учреждений социального обслуживания. Улучшение качества социальных услуг может быть достигнуто только при высокой профессиональной подготовке специалистов всех социозащитных учреждений. В этих целях должна проводиться дальнейшая работа по повышению квалификации и профессиональной компетенции сотрудников государственных стационарных учреждений социального обслуживания.
Молодая семья выступает активным элеменкштом и агентом социальных изменений. Формированкшие иннкгшовационного социокультурного потенциала общества связано с потребностью активной жизненной позиции молодой семьи, котокгшрая как слокгшжный социокультурный феномен, характеризуется специфичкгшеским набгшором ценностных приоритетов и жизненных стратегий ее членов. В условиях современных социальных трансфокшгрмаций, молодая семья, в первую очередь, испыкгштывает на себе как позиткгшивные, так и негативные последствия таккгих изменений, что влиягшет на социагшльное самочувствие молодых супругов, на их самореализацию в профессионкгшальной деякгштельности. В этой связи наше внимание акценткшируется на необхогшдимости всестороннего изучения всех аспектов жизнедеятельности молодых семей. Студенкгшческая семья с точки зрения социально-экономического пкгшоложения и интеллектуалкшьного потенцикгшала выступает специфической. Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обучаются более 5 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляют женщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семенных студентов возрастает. Этот процесс соответствует общей тенденции омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в брак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответственно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в наиболее благоприятные для этого годы[8]. Студенчество – это специфическая общность людей, организационно объединенных системой высшего образования. Студенческий возраст (17-22 лет) представляет собой период в жизни человека как начальное звено в цепи зрелых возрастов. Качество приобретенных студентами знаний, моральные, социокультурные навыки оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие семьи, формируемой из молодежи, как поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие функции в зависимости от конкретных исторических условий. Современные российские студенческие семьи – это семьи, обладающие специфическими особенностями и проблемами, вследствие временности социального положения супругов – образовательного статуса. По мнению С.М. Барсукова, студенческая семья – это нуклеарная семья, однодетная или бездетная, с любой ориентацией на детность. Она характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу[9]. Долбик-Воробей T. A. под студенческой семьей понимает такую семью, в которой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, гомогенная (временно однородная) по социальному положению, малая социальная группа. Это молодая семья, в которой супругам мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Исследование T. A. Долбик-Воробей семейно-брачных ориентаций студенческой молодежи в московских и самарских вузах (ноябрь 2001 – апрель 2002 гг.) выявило, что 61% студентов состоят в законном браке, а 39% респондентов — в фактическом союзе[10]. Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие духовности студенческого брака. Основной момент специфического зарактера студенческой семьи обуславливается схожестью перспективных целей - изменение социального статуса произойдёт у обоих супругов по окончании университета. Студенедческие семьи по своему состплаву деплдлятся на две болплдьшие групдлппы: импдлеющие (62,2 %) и не имеюпдщие (37,8 %) детей.Объяснение нежелания молодых пар заводить детей и расширять семью носит объективный характер.Главными из них студенты называют учебу, стесненные жиливрщные услвроовия, матевориальные трудвроности, а также трудвроности связанные с присвпромотром за ребенвроком. Супруги близки социально, эмоционально, чему сппособствует сходство интересов, привычек и социальных установок. Брак благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студнентов отмечунается более серьеунозное отноуношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше социально ориентированы на достуноижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение способствует формированию правильных ценнуноостных ориеунонтаций студента, развитию интеллектуальных и социальных потребностей. Немалоунважно и то, что семноейным студентам после окончания вуза легче строить трудовую деятельность и карьеру, так как не нужно отвлекатуноься на поискуно партнера. При этом семейныуное люди пуноредпочитают заполнять рабочие социальноместа в городах и районах края, т.к. наличие семьи социально сдерживает желание выпускникуноов уехать из города. Не следует забывать, что во время обучения в вузе создать семунеоью гораздо легче, особенно жуноенщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, изменением места жительства, где контингент социально мужчин или женщин недостаточно подходящий). Таким образом, студенческая семья - это семья, где оба супруга являются студентами очного отдвреления высшврего учебного заведения, а также как неполная семья с детьми, в котворой мать или отец является студентом дневного отдоеления ВУЗа. Это молодая семья, в которой супругам- мужу и жене не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 3–5 лет. Стуводенческая семья характерипозуется определенной экономической, социально - психологической неуствоойчивостью, и как малая социальная групвопа выйдя на путь брака сталкиваются со множеством различных психолого-эмоцивроональных и социально-экономических трудностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.011 с.) |