Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи.



 

 

Молодaя семья сегодня – это точка переcечения всех cоциальных явлений, происходящих в нашем обществе, отражение процессов происходящих в нем, совокупность воздействия всех средств массовой информации. Поэтому большинство проблем молодой cемьи являютcя результатом обусловленным действием различных процессов проиcходящих в обществе и государстве в целом на экономичеcком, политическом, cоциальном и культурном уровнях.

Студенческая cемья является одним из видов молодой cемьи, иcходя из этого, такие семьи иcпытывают те же cамые трудноcтичто и молодые спруги закончившие обучение, однако имея cвои особенности, такие как обучение в вузе и материaльная неcоcтоятельность, накладывaют отпечаток нa жизнь и функционирование cтуденческой cемьи в обществе. Специфика студенческой семьи определяется и тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Особенности также связаны с объективно недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в своем большинстве молодые супруги еще не добились высокой квалификации и получают сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего опыта в планировании бюджета семейной жизни. По этим причинам, очевидно, среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 69 % молодых семей живут за чертой бедности, среди которых 34 % с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение в полной мере ими социальных функций[11].

Вместе с тем, студенческая семья имеет высокие материально-финансовые потребности в связи с необходимостью осуществления процесса становления семейной жизни: приобретения жилья, организации быта, воспитания маленьких детей. В качестве особенности становления молодой семьи выделяется и то, что сами молодые супруги должны проходить определенные ступени социализации, связанные с отсутствием опыта социальных отношений, возрастным максимализмом, получением образования и профессиональным статусом. Для осуществления этого требуется наличие ряда необходимых ресурсов. Помимо социально-экономических проблем молодые люди испытывают психологические сложности в сфере построения семейно-брачных отношений. Этап психологической адаптации к семейной жизни является одним из ключевых процессов становления семьи. От того, насколько успешно супруги его пройдут, во многом зависит сохранение и стабильность семьи, её социально-экономический потенциал. Однако, чтобы семья шла по пути гармоничного развития и становления ей необходима база – материальная основа. С этой точки зрения первоочерёдное внимание молодой cтуденческой семьи должно быть направлено на решение социально-экономических проблем; супруги должны ответить на 3 главных вопроса: где жить? на что жить? как сохранить и приумножить свой успех.

Первая проблемы, с которой сталкивается студенческая семья, это материальные затруднения. Молодые пары испытывают существенный недостаток материальных ресурсов, особенно это относится к семьям имеющих детей.

Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей. При этом помощь родителей играет самую важную роль в процессе финансового становления семьи, так как супруги являются студентами и работать в полную меру они не в состоянии. Кроме того жить на одну стипендию, даже незамужние студенты не могут[12].

Специфические особенности организации и условий жизнедеятельности сельской школы: малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные и многочисленные контакты школы с окружающим социумом, – создают реальные предпосылки для особой учебно-воспитательной системы, позволяющей образовательному учреждению эффективно взаимодействовать с семьей.

Сельским школьникам необходима практика диалога, способствующая развитию коммуникативных навыков личности. В современной российской деревне отсутствуют факторы, формирующие индивидуальность, личностное начало при наличии сильных механизмов трансляции традиционных ценностей. Это затрудняет процесс социализации как процесс становления личностного «Я», готового к социальным переменам и, готового стать источником социальных инноваций. Задачей школы и прочих институтов социализации на селе является ориентация сегодня на потребности не только традиционной сельской жизни, но и, в целом информационного общества начала XXI века.

Сельская школа должна давать выпускникам возможность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, предоставляя им прочную базу теоретических знаний и широкий спектр направлений социальной деятельности. В сельских школах особое внимание следует уделять внешкольной воспитательной работе, как кружки, секции, экскурсии и т.д.

Помимо общеобразовательных школ в Тутаевском районе Ярославской области функционируют другие учреждения, имеющие прямое отношение к социально-педагогической работе: Дом Творчества, Дом Культуры, Дом Природы, Школа Искусств, Школа Музыки.

Для эффективности социально-педагогической работы в сельской школе предлагается следующие: тесный контакт с семьями учащихся; тесная работа с родительским комитетом; строить воспитательную работу на близком диалогическом контакте учителя с учеником; концентрировать внимание учащихся на широкий выбор профессий, а не узкую сельскую специализацию.

Социальная политика – это политика государства, направленная на улучшение жизни граждан, совокупность методов и принципов, направленных на социальную сферу жизни общества. Социальная политика в отношении военнослужащих – это совокупность мер и принципов, направленных на обеспечение надлежащими условиями материального, социального и бытового характера не только в расположении воинской части, но и за её пределами [1]. В настоящее время проблема социального обеспечения, социальных гарантий для военнослужащих особенно актуальна, поскольку защита собственных границ, государственный суверенитет – одни из важнейших ценностей для страны; и такие важные проблемы неразрешимы, если социальное благополучие каждого военного не будет находиться на должном уровне.

В сентябре 2012 нами было проведено исследование на базе воинской части № 24681 г. Ростова, Ярославской области, целью которого являлось определении того, насколько военнослужащие обеспечены социальными гарантиями и правами государства. Было опрошено 100 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование показало, что более 30 % военнослужащих не довольны социальными выплатами, гарантиями, и считают, что государство не в полной мере соблюдает их права. 53 % опрошенных ответили, что в принципе довольны, но считают помощь государства недостаточной. И лишь 17% опрошенных довольны помощью государства. Проведенное исследование дает нам понять, что в социальной политике государства, направленной на военнослужащих, нужны большие доработки. Основной проблемой в этой области является неисполнение законов на местах. Руководители военных частей не всегда соблюдают закон, а в большей степени, не соблюдаются права военнослужащих. Так же в большинстве военных частей условия, в которых живут военнослужащие, не пригодны для нормальной службы. Таким образом, можно сделать вывод, что необходим строгий контроль со стороны социальных государственных служб за исполнением прав и гарантий военнослужащих на местах.

Так, материальная помощь со стороны их родителей является одним из основных источников формирования бюджета семьи, то есть имеет место высокая финананансовая зависимость молодых семей от родительской опеки и поддержки.

Большинство студенческих семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, ведение домашнего хозяйства, покупку одежды, оплату и аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, транспортные расходы. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей может позволить себе растрачивать основную часть семейного бюджета на погашение кредита, на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля, на семейный отдых и материальную помощь родителям. Этот низкокачественный уровень жизни молодых семей позволяет удовлетворить только базовые потребности.

Тем не менее необходвроимо заметить, что для современной молодой студенческой пары вступлвроение в офицвоиальный брак – шаг экономичврески достатоврочно обдуманвный и взвешенный. Брак позволяет аккумулировать средства обоих студврентов; если оба супруга учатся и при этом вторично заняты равоботой на неповроный рабочий день, то объединив свои доходы пара может удовлетворить свои базовые потребности.

В условиях современного российского общества старшеклассникам всё труднее становится выбрать будущую профессию, которая бы отвечала новым тенденциям социально-экономической жизни страны. В сфере рынка труда существует множество проблем, и основная из них - это появление молодежной безработицы, а значит, появилась необходимость в поиске новых направлений и методов профориентационной работы. Важно понимать, готовы ли старшеклассники четко представлять свои способности, которые потребуются в их профессиональной деятельности.

В марте 2012 года нами было проведено следование на базе МОУ СОШ № 72. В исследовании приняло участие 56 учеников, 10 и 11 классов. Среди них 22 мальчиков и 34 девочки. Целью исследования являлось изучение проблем, с которыми сталкивается молодежь старшего школьного возраста при выборе профессии. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы: изучить теоретико-методологическое обоснование социально-профессиональной адаптации молодежи старшего школьного возраста; рассмотреть технологии социальной работы по профориентации молодежи старшего школьного возраста; исследовать интересы школьников старших классов в рамках социально-профессиональной ориентации. По результатам опроса было выявлено, что в школе каждый год проводятся профориентационные занятия для учащихся старших классов. Два раза в год их освобождают на неделю от школьных занятий и в эти дни они ходят в центр доверия, где профессионалы помогают им выявить их интересы и сопоставить с возможной профессией в будущем. Результаты показали, что 80% учащихся предпочитаю профессии в внебюджетной сфере и лишь 20% школьников хотят связать свою жизнь с профессией из бюджетной сферы. 90% предпочитаемых профессий с ориентацией на бизнес, коммерцию, шоу бизнес и лишь 10% на производственный труд.

Таким образом, можно отметить, что в школе достаточно много времени уделяется социально-профессиональной адаптации. И каждый сотрудник школы, подталкивает школьников к выбору профессии, которая подошла именно ему, благодаря его интересам, склонностям, способностям.

Кроме того социально студенчевоская семья сталкиввроается и с большими жилищными трудностями. В зависвоимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной социально независимости каждого из супрвпоугов, чаще всего встречается три варианта начала построения моловродой семьи: а) молоодожены социально проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру или живут в общежитии.

На основе выбоплрочных обплоследований и эксполертных оценок в настоящее время в социально Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей 50 млн. Из них большой части – приблизительно 7 млн – необходимо улучшение условий жилья. Лишь небольполшое количеолство молодых семей имеет благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную. Данная ситуация во многполом обусловлена свертыванием практики предоставплления бесплалотного жилья государством и недоступностью жилья из-за его высокой стоимости на свободном рынке. В Ярослплоавской средняя социально цена аренды однокомнатной социально квартиры составляет 12 тыс. рублей. Однаполко среди больплошинства молодых пар наблюдается тенденция к сcтремлению жить отдельно от родителей, что провоцирует супругов идти на риск – многие забрасывает учёбу ради получения большего объёма работы и cледовательно большего заработка. Согполласно полученным данным, лишь 39,1 % обследованных молодых семей имеют собственное жилье, 28,5 % проживают совмеполстно с родителями супруга или супруги, 27,5 % снимают квартиру в аренду и 5,3 % проживают в общвроежитии. Таким образом, вопрос покупки cобсcвротвенного жилья актуврален для 62,9 % опрошенных молодых пар. Около 80 % всех вступающих в брак, по данным тех же исследований, предполагают получать материаполльную помполощь от рополдителей, что укаплозывает на эколлорномическую и социальную несамостоятельность молодежи. Слевордующая социально провроблема – этопроблема трудоустройства.социально Молодые супруги относятся к социальноорй груворппе – «молодежь», поэтому на ситуацию трудоусвпотройства молодых супругов в целом влияет то, как обстовоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкиворвается в поивроске социально работы.

По данным 2013 года, в Ярославле число занятых молодых работников до 20 лет составляет 1,7 %, а в возрасте 20-29 лет - 23,3% опрошенных, то есть социально большая часть молодых людей (каждый третий) помимо социально учёбы имеет работу, участвует в каких-либо общественно - политических организациях и объединениях[13]. Это достаточно большой процент, если учесть что в возрасте 14-23 лет молодые люди в основном заняты учёбой.

Студенты создавая семью нуворждаются в заработке для удовлетворения своих социально потребностей. Молвроодые люди, в таком случае, используют различные пути решения пробворлемы: учась на очном дневном отделении они ищут работу в вечервронее время, другие – переводятся социально на заочное отделение чтобы посвятиврть работе большее количество времени, а третьи – бросают учёбу, чтовробы работать в полную силу и обеспечивать социально семью.

В основном проблема трудоустройства возложена на плечи супруга, девушкам в основном свойственно вести домашнее хозяйство и воспитывать ребёнка если он есть. Однако, на сегодняшний день имеет место тенденция к увеличению числа работающих девушек, так как заработка одного супруга зачастую не хватает[14].

В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательства; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудо­вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Группа студентов достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна[15].

Наиболее востребованными вакансиями на рынке труда города Ярославля среди учащихся студентов являются: работа в области продаж и сетевого маркетинга, в сфере услуг, связи и секретариате, в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе.

Таким образом, студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья, но жилищный вопрос стоит в этом случае особенно остро: далеко не всем желающим учебные заведения могут предоставить комнату в общежитии. Кроме того студенческим семьям необходима помощь материального характера. Администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует активно поддерживать инициативу студентов в создании семьи, уделять этому вопросу должное внимание в воспитательной работе со студентами. Члены общественных организаций (Союз молодежи, Студенческий совет, профсоюзная организация) должны отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве экспертов, определять формы допустимого компетентного вмешательства в решение ее проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.016 с.)