Готовности студенческой молодежи к семейной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовности студенческой молодежи к семейной жизни



Потапенко Е.О., студентка 6 курса

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Комарова И.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Институт семьи и его проблемы – объект исследования психолого-педагогических, социально-экономических, медико-физиологических и целого ряда других наук. Интерес к данному социальному институту определяется тем, что семья является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций, а также является условием национальной и демографической безопасности государства. В свою очередь стабильность, прочность, предсказуемость брачно-семейных отношений во многом определяется уровнем готовности к семейной жизни вступающих в брак молодых людей. Результаты теоретического анализа психолого-педагогических источников, а также государственных нормативно-правовых документов по данной проблематике позволили нам сделать вывод о том, что именно период студенчества (19-25 лет) является сензитивным для планирования и создания субъектом брака и семьи, поэтому вполне очевиден тот факт, что поднятая нами проблема является актуальной и значимой как для государства, так и для общества в целом. Сказанное выше определяет цель нашего исследования – разработать программу социально-педагогической деятельности по формированию готовности студенческой молодежи к семейной жизни.

Охрана материнства и детства, обеспечение стабильности и благосостояния белорусской семьи является приоритетным направлением в области семейной, социальной и молодежной политики Республики Беларусь.

Правовые основания для реализации данного исследования находят свое отражение, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь и Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь, «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» [1]. В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (от 9 июля 1999 г) сформулированы основные задачи законодательства в области семейных отношений, из которых право на разработку специальных программ подготовки студентов к семье и браку, а также осознанному родительству являются следующие:

· укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали;

· недопущение ослабления и разрушения семейных связей;

· охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка [2].

Важнейшей особенностью Кодекса Республики Беларусь о браке и семье является положение о признании воспитания детей и ведении домашнего хозяйства общественно-полезным трудом (статья 3, Раздел 1), что провозгласило высокий социальный уровень родительства и значимость для государства хозяйственной деятельности в семье, как и любой общественной.

Поскольку вопросы сохранения семейных традиций воспитания подрастающего поколения, общественно признанной системы норм и ценностей являются приоритетными для нашего государства, то вполне очевидно, что решение данной проблемы вне системы образования не представляется возможным.

Так исходя из содержания Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (от 14.12.2006 г.), условием реализации цели воспитания детей и учащейся молодежи ‑ формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося ‑ является наличие развитых положительных качеств семьянина, а вместе с тем и сформированной культуры семейных отношений [3]. Кроме того, актуальность подготовки подрастающего поколения к семье и браку определяет и то обстоятельство, что в рамках вышеуказанного документа гендерное воспитание (формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе) и семейное воспитание (формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей) выступают в качестве основных составляющих воспитания подрастающего поколения в Республике Беларусь.

Вышеуказанные составляющие воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь нашли свое отражение в числе приоритетных задач воспитания в Кодексе об образовании Республики Беларусь (от 13.01.2011 г.): «формирование культуры семейных отношений» (статья 18, п.2,5) [4]. В содержание данного Кодекса включены и основные нормы компетенции родителей (статья 35).

Следует также подчеркнуть, что раздел XVIII Кодекса полностью посвящен дополнительному образованию детей и молодежи, который может включать в себя и профиль по проблеме семьи и детства [].

Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. №46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» [5] целях обеспечения благоприятных условий дня жизнедеятельности семьи, выполнения ею экономической, репродуктивной, воспитательной функций, укрепления нравственных основ семьи и повышения ее престижа в обществе был определен курс на создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включая: осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, а также создание публикаций по проблемам семейной жизни и семейных отношений. К числу мер по разработке и реализации семейной политики, принимаемых государственными органами, согласно Указа №46, являются:

· обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка (развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи, предоставление семье возможности воспользоваться по ее желанию необходимой информацией, медицинской и социальной помощью по планированию семьи, распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения и полное удовлетворение потребности населения в средствах контрацепции и т.д.);

· создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи (создание сети помощи семье различных форм собственности по психолого-педагогическим, медицинским, правовым, сексуальным проблемам, в том числе при научных и практических медицинских учреждениях, учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни) и.т. [5].

Кроме того, совершенствование полового воспитания подростков и молодежи, улучшение подготовки к вступлению в брак и семейной жизни выступает как одно из приоритетных направлений государственной демографической политики в сфере улучшения социальной поддержки семей, согласно Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. «О демографической безопасности Республики Беларусь» [6].

В 2010 году Центром перспективного детства Белорусского государственного университета была разработана Концепция формирования готовности студенческой молодёжи Республики Беларусь к осознанному родительству [7], что еще раз определяет важность и актуальность нашего исследования.

В качестве основной цели Концепцииформирования готовности студенческой молодежи к осознанному родительству выступает – «определение теоретических оснований формирования осознанного родительства; методологических подходов к процессу формирования у студенческой молодежи осознанного отношения к браку и семье, воспитанию детей; основных направлений обеспечения эффективности формирования готовности студенческой молодёжи к осознанному выполнению родительской роли» [7].

Впервые в рамках основных положений Концепции активную позицию по проблеме подготовки подрастающего поколения к семье и браку предстоит занимать воспитательно-образовательной системе вузов, и решить ее вузам предлагается посредствам реализации следующих задач:

· осуществлять систематическую информационно-просветительскую работу по повышению престижа семьи в обществе, формированию осознанного родительства, повышению роли отца в семье; по правовой просвещенности молодежи в вопросах брачно-семейных отношений;

· проводить для молодежи мероприятия (консультации, встречи, круглые столы и др.) с участием профильных специалистов (юристов, сотрудников загсов, врачей и др.) по различным аспектам подготовки к семейной жизни и ответственности за воспитание детей;

· включать в программы обучения и воспитания учреждений образования курсы по выбору, факультативы по формированию у молодежи готовности к осознанному родительству, семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа.

В содержании Концепции также определены основные условия формирования осознанного родительства студенческой молодежи, способствующие, ценностные ориентации осознанного родительства и т.д. На основании вышеуказанной Концепции Центром перспективного детства Белорусского государственного университета была разработана базовая учебная программа для высших учебных заведений «Школа осознанного родительства», направленная на реализацию концептуальной цели.

Таким образом, правовыми основаниями для реализации исследования формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни являются следующие нормативно-правовые документы: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье», Кодекс об образовании Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь», Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений государственной политики Республики Беларусь, Концепция формирования готовности студенческой молодежи Республики Беларусь к осознанному родительству и мн.др. Внимание со стороны государства, отраженное в данных законодательных актах к поднятой нами проблеме, теоретический анализ литературы, результаты данных констатации еще раз указывает на необходимость разработки и апробации нами в будущем специальных программ подготовки студенческой молодежи к семейной жизни.

 

Список цитированных источников:

1. Конституция Республики Беларусь [Текст]. – Минск: Беларусь, 2009. – 95с.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Текст]: [принят Палатой представителей 3 июня 1999 года]. – Минск: Национальный центр правовой инф. Республики Беларусь, 1999. – 88с.

3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Текст]: [принята Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 года] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. ‑ №29. – С.70-84.

4. Кодексе Республики Беларусь об образовании [Текст]: [принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом министров] – Минск: Национальный центр правовой инф. Республики Беларусь, 2011. – 400с.

5. Указ Президента Республики Беларусь №46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» [Текст]: [от 21 января 1998 года] / Збор дэкрэтаў, указаў прэзідэнта i пастаноў Урада Рэспублікі Беларусь, 1998. ‑ №3. – С.4-11.

6. Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. «О демографической безопасности Республики Беларусь» [Текст]: [Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года, одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. ‑ №7, С.15-20.

7. Концепция формирования готовности студенческой молодёжи Республики Беларусь к осознанному родительству [Текст]. – Минск: Белорусский государственный университет, 2010. – 27 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.01 с.)