Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогических специальностей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Костюк Н.Ч., аспирант 3 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Белановская О.В., кандидат психологических наук, доцент
В последнее время в отечественной и зарубежной науке особое внимание исследователей привлекает антиципация человека как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий. Она имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, являясь основой целеполагания, целеобразования, планирования. В антиципации проявляются когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психического [3]. В науке подробно исследованы следующие аспекты проблемы антиципации: нейрофизиологические, психофизиологические основы (И.П. Павлов, П.К. Анохин) роль антиципации в обеспечении познавательных психических процессов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, И.М. Фейгенберг и др..), особенности вероятностного прогнозирования в норме и патологии (И.М. Фейгенберг, В.Д. Менделевич, др.), развитие антиципации в онтогенезе (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш), коммуникативная антиципация педагогов (И.Г. Батраченко). Тем не менее, проблема развития прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, в различных условиях деятельности, социальных институтах, коммуникативный аспект антиципации остаются недостаточно изученными. Проблема антиципации в общении не получила пока должного научного освещения. Антиципация есть тот психический механизм, посредстве которого происходит детерминация будущего процесса общения. Общение можно рассматривать как процесс постановки и решения коммуникативной задачи, когда необходимо исходную коммуникативную ситуацию преобразовать в потребную будущую при посредстве механизма антиципации. Антиципация в общении выполняет и регулятивную функцию: важные моменты общения составляют синхронизация действий его участников, а также их взаимные стимулирование, регулирование, коррекция и дополнение [2]. Антиципация является основой согласования индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, на основе чего и возможно взаимопонимание [3]. В литературе подчеркивается гипотетический характер человеческого общения [2,4]. Различные авторы (Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш) подчеркивают, что антиципационные способности начинают формироваться уже с рождения под влиянием природных задатков, воспитания. Однако можно с уверенностью утверждать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности [4]. Юношеский возраст также считается определяющим и для развития коммуникативной компетентности [4]. В этом возрасте обращенность в будущее, ориентация на формирование временной перспективы, жизненных планов являются главными психологическими составляющими, когда также велика потребность в общении, в формировании значимых межличностных отношений, в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Становление личности в юношеском возрасте тесно взаимосвязано с развитием социальной и коммуникативной компетентности [4]. Поэтому взаимопонимание, межличностное восприятие и его согласованность у участников общения столь значимы для успешной адаптации студента в расширяющемся пространстве осваиваемой им социальной реальности. Все это предъявляет особые требования к формированию как коммуникативной, так и к прогностической компетентности студентов. Таким образом, актуальность изучения антиципационных способностей в связи с проблемой формирования коммуникативной компетентности студентов как профессионально-важной характеристики диктует необходимость разработки данной проблемы. В нашем исследовании принимали участия студенты педагогического факультета 1курса – 37 человек, 3 курса – 30 человек, 5 курсов – 22 человека. Диагностика коммуникативной компетентности осуществлялась при помощи: КОСКОМО 2, теста Мехельсона, диагностика эмпатии Юсупова. Диагностика антиципации проводилась при помощи ТАС В.Д. Менделевича. В данной статье мы хотели бы отразить результаты исследования именно антиципационных способностей студентов педагогических специальностей.
Таблица 1. Антиципационные способности студентов.
В данной таблице ОАС – общая антиципационная состоятельность для студентов 1 курса составляет 78 %, для 3 курсатов – 63 %, для студентов 5 курса – 46 %, ОАН – общая антиципаионная несостоятельность для студентов 1 курса – 22 %, для студентов 3 курса – 37 %, для студентов 5 курса – 54 %, ЛСА – личностно-ситуационную антиципационную состоятельность демонстрирует 78 % студентов 1курса, студенты 3 курса – 70 %, а студенты 5-го курса - 54 %, ЛСН – личностно-ситуационная антиципационная несостоятельность проявляется у 22 % студентов на 1 курсе, у 30 % студентов на 3-м курсе и у 46 % на 5-м курсе; ПА – пространственная антиципационная состоятельность среди студентов 1 курса составляет 5%, для студентов 3 курса – 3 %, у студентов 5-го курса встречается у 5 %; ПАН – пространственная антиципационная несостоятельность свойственна 95 % студентам 1 курса, 97 % студентов 3 курса и для студентов 5 курсов – 95 %, ВХН – времанно-хронологическая антиципационная состоятельность свойственна лишь 8 % студентов на 1 курсе, 3% – на 3-м курсе и 5 % - на 5-м курсе; ВХН – временно-хронологическая антиципационная несостоятельность при этом встречается у 92 % студентов 1-го курса, 97 % - з-го курса и среди 5-го курса – 95 %. Таким образом, проведенное исследование позволило выделить устойчивую тенденцию к снижению общих антиципационных способностей и личностно-ситуативной антиципации от 1-го курса к 5-му курсу. Личностно-ситуативная антиципация связана с умением прогнозировать ситуации связанные с общением. Если на 1-м курсе антиципационные способности ниже нормы демонстрировало 22 % студентов, то среди выпускных курсов их уже 46 %. А также можно отметить устойчивые низкие показатели среди студентов всех курсов пространственно-временной антиципации и временно-хронологической антиципации. Веременно-хронологические прогностические спосбности связаны с умением планировать свое время и видеть себя во временной перспективе. Пространственная антиципация обусловлена способностью человека совершать точные действия в пространстве – «моторной ловкости». Низкие показатели по пространственной антиципации могут быть обусловлены тем, что моторная ловкость для педагогов дошкольного образования и начального образования не является профессионально-важным качеством и в ходе обучения развитию таких характеристик не уделяется внимания. Однако, устойчивая тенденция к низким показателям по временно-хроологической антиципации и снижение показателей по ситуативно-личностной антиципации, может говорить о том, что студенты не видят себя в перспективе в том, числе и в профессиональной деятельности. Ситуативно-личностная антиципация является важной способностью для будущего педагога и устойчивая тенденция к снижению данной способности от младших курсов к старшим курсам может говорить о том, что развитию данной способности в ходе обучения уделяется мало внимания. А очень низкие показатели среди студентов по временно-хронологическим способностям говорят о невозможности студентов видеть себя в перспективе, видеть себя в профессии. Что делает актуальным разработку данной проблемы в контексте профессионального становления будущих педагогов.
Список цитированных источников: 1. Бодалев, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев – М.: Педагогика, 1983. - 272 с. 2. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. / Под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. – М.,1977– С. 3-4. 3. Ломов, Б.Ф., Сурков, Е.Н. Антиципация в структуре деятельности /. Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков – М., 1980 – 279 с. 4. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего: учеб. пособие / Л.А. Регуш. СПб., Речь, 2003. – 352 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.008 с.) |