Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социального педагога в области защиты прав ребенка

Поиск

Трищенкова Ю.М., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Матюшкова С.Д., старший преподаватель

 

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Следует подчеркнуть, что дети в любом, даже в самом благополучном обществе, являются социально защищаемой и опекаемой категорией населения. В этом заключается суть понимания социальной защиты детства в широком смысле. Объектом социальной защиты, в том числе и педагогической, являются все дети без исключения. Ребёнок, при этом, понимается как физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме [2]. Правовую основу регулирования прав ребенка в нашей стране составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, Закон РБ «О правах ребёнка» и иные акты законодательства, касающиеся прав и интересов ребенка. В соответствии со статьёй 6 вышеназванного закона, все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. Целью социальной защиты детства является создание условий выживания, развития и активного участия ребенка в жизни общества и деятельность, направленная на их обеспечение.

В сложившихся условиях важнейшей задачей высшей школы на сегодняшний день становится подготовка профессионально-компетентных специалистов, умеющих на основе прочной законодательной базы анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в области социальной защиты детей. В системе профессионального образования активно ведётся подготовка специалистов по профилю «социальная работа». Это направление представлено, в свою очередь, многогранным веером разновидностей и специализаций. На практике получает широкое распространение профессиональная деятельность социальных работников (лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы), специалистов по социальной работе (лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы) и социальных педагогов (лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы со специализацией «социально-педагогическая деятельность»). Последние являются основным субъектом социальной защиты детей в сфере образования наряду с педагогами, членами семьи, представителями общественности, общественными объединениями и др.

Профессиональная компетентность социального педагога в области социальной защиты прав ребенка, в свою очередь, отражает состояние его психических качеств, способностей, мотивационной и когнитивной сфер. Только при взаимодействии данных компонентов развитие нормативно-правовой компетентности призвано осуществить приращение в блоке знаний и умений.

Структура профессиональной компетентности социального педагога как субъекта социальной защиты ребенка может быть раскрыта через выполняемые им функции:

– диагностическая – собирать информацию, связанную с нуждами детей;

– организаторская – организует социально-педагогическую деятельность детей, их инициативу, творчество;

– организационно-коммуникативная – налаживает взаимодействие между детьми, их семьями и включает их в сферу деловых контактов;

– предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая – учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, обеспечивает защиту прав нуждающихся;

– охранно-защитная – использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов ребёнка [1, с. 33]. Исходя из вышеназванных функций педагог социальный должен быть компетентным в правовых вопросах, ориентироваться в постоянно обновляющейся нормативно-законодательной базе Республики Беларусь в области охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

При моделировании процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога социального в области охраны и защиты прав ребенка особое внимание отводиться его профессиональной подготовки в вузе. В Республике Беларусь подготовка профессиональных социальных педагогов ведется в Государственном институте управления и социальных технологий БГУ, в Белорусском педагогическом университете имени М. Танка, в Белорусском государственном университете культуры, в Учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», в филиале Российского государственного социального университета, в Витебском государственном университете им. П.М. Машерова и др. В соответствии с образовательным стандартом, среди специальных дисциплин, на которых наиболее полно формируются знания касаемо защиты прав несовершеннолетних, можно выделить следующие: социально-правовая защита семьи и детства, правовое регулирование социальной работы, социальная работа с семьёй, социально-педагогическая профилактика правонарушений и др. Однако для будущей профессиональной деятельности в области защиты прав детства недостаточно наличие лишь теоретических знаний. Активно осуществляется практико-ориентированная подготовка специалистов в данной области: в комиссиях по делам несовершеннолетних, инспекциям по делам несовершеннолетних, социально-педагогических центрах и др. Однако здесь имеется ряд проблем. Издавна в вузах сложилась традиция организации производственной практики на старших курсах, приближая ее к будущей профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникает разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Немало проблем в организации их практики в различных профильных органах и организациях. Естественно, назрела необходимость корректировки учебных планов и сроков прохождения практики, имея в виду ее присутствие на каждом курсе.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе в сфере защиты прав несовершеннолетних определяем как процесс и результат профессионального образования и воспитания, в котором в интегративном единстве сочетаются: морально-психологическая, научно-теоретическая, практическая, профессионально-личностная готовность к социальной защите ребенка.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: важнейшей задачей высшей школы становится подготовка профессионально-компетентных специалистов, умеющих на основе прочной законодательной базы анализировать постоянно меняющиеся социальные тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в области социальной защиты детей; большую роль в формировании профессиональной компетентности в области защиты прав ребёнка играет практико-ориентированная подготовка специалистов.

 

Список цитированных источников:

1. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 480 с.

2. О правах ребёнка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. №2570-XII года (с измен. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 107, 2/1047.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.008 с.)