Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и личность: взаимная ответственностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бошукова Ю.А., студентка 2 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Петров А.П., кандидат юридических наук, доцент
«Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей», - определяет статья 3 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» [2]. Неотъемлемый признак правового государства - взаимная ответствен–ность государства и личности. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, в правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта идея была сформирована ещё в эпоху Просвещения И. Кантом: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. Содержание принципа взаимной ответственности предусматривает наличие двух аспектов: ответственность гражданина перед государством и ответственность государства перед гражданином. В статье 2 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией [1]. Ответственность государства перед гражданином – это своеобразный способ ограничения политической власти в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу личности, само государство не свободно от ограничений в собственных действиях, оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями и другими государствами. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: 1) ответственность правительства перед представительными органами; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением; 3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц). Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств, взятых на себя государственными структурами могут быть: 1) референдумы; 2) опросы; 3) отчеты Президента, Премьер-министра, министров, депутатов перед избирателями. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Личность соглашается на определенные ограничения со стороны государства и обязуется подчиняться общим требованиям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Виды юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы: - уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством); - административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, административный арест, лишение специального права и т.п.); - гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип гражданско-правовой ответственности); - дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается администрацией предприятия, учреждения, организации; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.); - материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей). Таким образом, реализация принципа взаимной ответственность государства и гражданина гарантирует существование подлинно правового государства, дает возможность государству и гражданину предъявлять взаимные требования, позволяет применять меры принуждения по отношению к субъектам, нарушающим установленный порядок. Отношения между государством и личностью должны быть партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности. Формирование правового государства чрезвычайно сложный процесс, который в юридическом аспекте непосредственно связан с утверждением в законодательстве и практике организации и деятельности всех субъектов права соответствующих принципов: приоритет прав и свобод человека и гражданина, верховенство права, разделение властей, взаимная ответственность государства и гражданина и др. Только их полное и точное соблюдение и исполнение в своей совокупности даст положительные результаты, которые будут соответствовать конституционным положениям.
Список цитированных источников: 1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875- XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. – Минск, 2011. 2. О правах ребенка: Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО “ЮрСпектр”, Нац. центр правовой информ. – Минск, 2011.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА
Воронова Е.П., студентка 4 курса (г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова») Научный руководитель – Башаркина Е.А., кандидат педагогических наук, доцент
Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками. Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. Как свидетельствуют различные данные, происходит неуклонное «омоложение» этих социальных девиаций. Более чем 50 % подростков впервые пробуют алкоголь в возрасте 14-16 лет, 10 % — в 17-19 лет. До 14 лет в первый раз приобщаются к алкоголю более 30 % подростков [1]. В связи с этим во многих странах мира, а также в Республике Беларусь все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. Проведенные еще в советское время исследования Бабаяна Э.А, М.X. Гонопольского М.Х, показали, что к 8-му классу успевали узнать вкус спиртного примерно 70 % мальчиков и 30 % девочек. Наиболее широко пьянство распространено среди педагогически запущенных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Такие подростки начинают пить особенно рано, пьют систематически, в результате чего у многих из них к юношескому возрасту формируется алкоголизм. Как показывают результаты исследований (Буторина Н. Е., Личко А. Е., Рубиной Л. П.), чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем сильнее в ней процветает пьянство. Исследованием различных аспектов данной проблемы занимались многие ученые: Галагузова М.А., Кошкина Е.А., Стрелец О.П. (педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма), Личко А.Е, Москаленко В.Д. (психологические аспекты ранней алкоголизации подростков), Золотников А.Г., Левин Б.М., Пятницкая И.Н. (причины и последствия ранней алкоголизации подростков). Основными причинами ранней алкоголизации подростков являются: 1. Педагогическая неграмотность родителей. Существуют предрассудки и заблуждения о целебном действии алкоголя. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. 2. Отрицательные примеры родителей, обстановка пьянства в семье. Родители злоупотребляют спиртными напитками, распивают спиртное в присутствии детей. В состоянии алкогольного опьянения могут предлагать спиртное своим детям. Дети адаптируются к данной ситуации, спокойно ее воспринимают, приобщаются к алкоголю. 3. Пьющие родственники и их устойчивые алкогольные традиции. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание подростков в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением подростков. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей[3]. В качестве основных причин алкоголизма у подростков Егоров А.Ю. называет следующие пять. [2]: 1) Неблагополучие семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых подросток начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях: 1. конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. 2. десоциализированные семья, ведущий аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за подростком. 2 ) Ухода от проблем и самоутверждение. Одна из причин алкоголизма подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. 3) П сихологические особенности личности. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у подростка часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т.д.) у подростка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. 4. Времяприпровождение. Подростки, не посещающие внешкольные детские и юношеские учреждения, не участвующие в деятельности общественных организаций, испытывают избыток свободного времени. Объединенные в компании, незанятые полезной деятельностью, подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. 5) «Позитивная» реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи считают, что примеры пьющих актеров, а в основном, они играют положительные роли, наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. Многие исследователи среди причин, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют недостаточность антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общества к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквалифицированного труда, не стимулирующего подростков к профессиональному росту и образованию, и др. Социально-педагогическая поддержка подростков должна быть направлена на разрушение определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Социально – педагогическая поддержка осуществляется путем формирования у подростка интереса к кружкам, спорту; формирование основ правовой культуры подростка. Также необходима работа по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры, взаимоотношений между членами семьи. Главным условием эффективной профилактики подросткового алкоголизма является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Разработаны технологии профилактики алкоголизма среди детей и подростков. Эти технологии могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи, социальные работники. Например, информационные и образовательные технологии являются основными в профилактике алкоголизма. Информационные технологии позволяют демонстрировать видеоматериалы, профилактические ролики, электронные материалы отражают позитивный опыт профилактики подросткового алкоголизма, для их последующего анализа, обсуждения, осуществления воспитательного воздействия на подростках, склонных к употреблению спиртных напитков. Мотивационные и терапевтические технологии представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, на его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактики алкоголизма, и они играют большую роль в реабилитации больных. Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика [4]. Первичная, или социальная профилактик направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды. Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками. Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении групп подростков, наиболее склонных к алкоголизму, и больных, максимально ранней формы алкоголизма; представлена полным и комплексным осуществлением лечебных мероприятий, оздоровлением микросоциальной среды, применением всей системы мер воспитательного воздействия в семье. Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков. Все мероприятия по профилактике подросткового алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления [4]: 1) Корригирующее на правление, определяющее разрыв звеньев развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни. 2) Компенсирующее направление, определяющее формирование у подростков таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении. Педагоги, организующие и осуществляющие профилактическую работу по профилактике подросткового алкоголизма должны быть личностно заинтересованы в ожидаемых результатах. Данная работа должна иметь психолого – педагогическое сопровождение и научную поддержку.
Список цитированных источников: 1. Гуревич, И.Н. Уровень и модели употребления алкоголя подростками / И.Н. Гурвич // Мир детства. - 2002. - №2. - С. 24-31. 2. Егоров, А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм / А.Ю. Егоров. - М., 2002. - 50-54 с. 3. Иванец, Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения / Н.Н.Иванец. – М., 1999.-108 с. 4. Сирота, Н.А., Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков // Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М., 2001. - 187 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.181 (0.015 с.) |