Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Майкова А.Ф., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель –Лауткина C.В., старший преподаватель
Сенсорно-перцептивная сфера является основой для успешного развития высшей психической деятельности человека. Накопление знаний о мире на основе чувственного восприятия начинается с рождения и длится всю жизнь. У детей с нормальным психофизическим развитием к школьному возрасту формируется достаточный запас знаний и представлений об окружающем, что детерминирует их успешное последующее обучение. У школьников с интеллектуальной недостаточностью сенсорно-перцептивная сфера недоразвита, запас образов и их словесных значений беден, представления и знания о предметах нечёткие, слабо дифференцированные (Т.В. Варенова, И.Ю. Левченко, Т.Л. Лещинская А.Р. Лурия, И.М. Соловьёв, Л.М. Шипицина) [1, с. 24-26]. Исходя из вышеизложенного, выбранная нами тема имеет большую социально-практическую значимость, т.к. данные об особенностях сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью являются фундаментом построения деятельности педагогов и психологов, используются при разработке направлений коррекционной работы, учитываются при осуществлении дифференцированного подхода к обучению и воспитанию указанной категории детей [2, с. 45-60]. Целью настоящего исследования явилось выявление уровня развития и особенностей сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и возможные пути коррекции на материале предмета «Человек и мир». В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью; 2) провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей сенсорно-перцептивной сферы (зрительное, слуховое восприятие) у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; 3) проанализировать программу и учебники по предмету «Человек и мир»; 4) подобрать дидактический материал с целью коррекции сенсорно-перцептивной сферы учащихся на уроках «Человек и мир». Методами исследования были выбраны: изучение и анализ научной и практической литературы, проведение эмпирического исследования,метод математической обработки полученных данных. Для исследования особенностей зрительного и слухового восприятия у школьников, была сформирована группа учащихся 2, 3 и 4 классов УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26». Возраст диапазон учащихся – 8-11 лет. Основной диагноз детей по МКБ-10: «Легкая интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)». Для психолого-педагогической диагностики уровня сформированности сенсорно-перцептивной сферы учащихся нами были отобраны методики из диагностического альбома С.Д. Забрамной, О.В. Боровик [3]. В процессе исследования нами предъявлялась серия таблиц, к каждой из них давалась устная инструкция. Цель первого задания – выявить особенности восприятия детьми формы, величины (размера), цвета предметов, умения сопоставлять предметы по двум признакам и выполнять сложную инструкцию. Цель второго задания – выявить особенности восприятия детьми пространственных отношений предметов, умения ориентироваться на листе бумаги, определять правую и левую сторону, уровень комбинаторных способностей, синтезирования части в целое, понимания и выполнения сложных инструкций. Данные о выполнении первого задания (на восприятие формы, величины (размера)), цвета представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Качественный анализ правильности выполнения первого задания учащимися разных классов
Как видно из результатов обследования, учащиеся продемонстрировали три уровня выполнения заданий. Учащимся, верно выполнившим задание (1-й уровень успешности), требовались минимальные пояснения речевой инструкции, они самостоятельно выделяли один признак для сравнения – цвет, форма или размер. Выделение двух признаков вызывало затруднения у учащихся всех классов. Учащиеся с 3-м уровнем успешности выполнения показали более низкие результаты. Данные об уровне успешности выполнения второго задания (на восприятие пространственных отношений) представлены на рисунке 2. Как видно из результатов обследования, учащиеся продемонстрировали три уровня успешности выполнения заданий. Рисунок 2 – Качественный анализ правильности выполнения второго задания учащимися разных классов
Учащимся с 1-м и 2-м уровнями успешности выполнения требовалось минимальное оказание помощи, пояснение сложной инструкции, в то время как учащиеся с 3-м уровнем выполнения, в основном, не понимали смысла задания, т.к. навыки ориентировки в пространстве и теле человека у них находятся на начальном этапе формирования. Полученные данные свидетельствуют о том, что исследуемые свойства сенсорно-перцептивной сферы у учащихся 2, 3, 4 классов находятся на разных этапах их формирования, что подтверждает успешность коррекционной направленности организованного обучения во вспомогательной школе. Содержание и организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью включает в себя коррекционную деятельность по развитию познавательной сферы, в том числе и сенсорно-перцептивных процессов. Предмет «Человек и мир» является пропедевтическим в формировании у учащихся жизненной компетенции. Основными задачами предмета «Человек и мир» являются: расширение, уточнение и систематизация знаний об обществе, человеке и природе в тесной взаимосвязи с формированием приемов и способов познавательной деятельности. Данный предмет системно формирует знания детей и позволяет реализовать коррекционно-развивающую функцию обучения и первичную социализацию школьников с интеллектуальной недостаточностью. На уроках широко используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Практическая деятельность обеспечивает межпредметные связи и позволяет успешнее закреплять полученные знания и умения в быту, социуме [4, 5]. Учебники по предмету «Человек и мир» насыщены наглядностью, материалом для практической деятельности, разнообразными упражнениями и заданиями. Материал изложен в концентрической последовательности, из класса в класс, расширяя и уточняя имеющиеся у учащихся представления, знания, умения. Благодаря этому происходит комплексное воздействие на сенсорно-перцептивную сферу, на все её качества и составляющие, работа на уроках предполагает включение в деятельность различных органов чувств и анализаторов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что предмет «Человек и мир» предполагает широкие возможности коррекции особенностей сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому для коррекции сенсорно-перцептивной сферы нами были отобраны игры, которые могут использоваться педагогом на уроках по данному предмету: «Прятки», «Чудесный мешочек», «Узнай по весу», «Спрячь листок», «Найди цвет», «Бусы», «Головоломка», «Заклей дырки», «Угадай, что я делаю», «Порисуем», «Что это?», «Видящие пальцы» [1, с. 117-182]. Таким образом, в рамках проведенного теоретико-эмпирического исследования было выявлено, что на данном этапе развития дефектологических дисциплин проблема особенностей сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью не получила достаточной освещенности, не хватает эмпирических данных, которые могли быть обработаны и учтены при построении системы обучения во вспомогательных школах. Качественно-количественный анализ полученных данных помогли выявить общие и специфические особенности сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в зависимости от класса обучения и на этой основе подобрать практические материалы, которые могут использоваться на уроках «Человек и мир». Результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о достижении заявленной цели, решении поставленных задач и позволяют сделать следующие выводы: 1. Сенсорно-перцептивная сфера у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обладает качественным своеобразием. 2. Наблюдаются индивидуальные особенности развития сенсорно-перцептивной сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 3. Полученные данные могут быть использованы в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов и учителей начальных классов вспомогательной школы для разработки рекомендаций по целенаправленному формированию сенсорно-перцептивной сферы у данной категории школьников. Список цитированных источников: 1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. 2. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 1995. – 420 с. 3. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей и методические рекомендации / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М., Владос, 2008. – 142 с. 4. Сб. программ 1-го отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. Русский язык. Математика. Человек и мир. Трудовое обучение. Физическая культура и здоровье. Социально-бытовая ориентировка. 1– 5 классы. Беларуская мова. 5 клас. – Минск: НИО, 2007 5. Программы для 2-го отделения вспомогательной школы. Ориентировка в окружающем. 1-6 классы. – Минск: НИО, 2006.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.007 с.) |