Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация межпредметных связейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лауткина С.В., старший преподаватель (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Турок Н.Г., методист РУМК отдела образования Оршанского райисполкома, магистр педагогических наук Кодексом Республики Беларусь об образовании закреплён термин «специальное образование» – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР), посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования (пункт 1, статья 14, глава 3, раздел I). Данное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество (пункт 1, статья 256, глава 55, раздел XV) [4]. В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Этим обусловлен соответствующий социальный и государственный заказ системе специального образования – формирование у воспитанников необходимых умений, владение которыми обеспечивает им достойное существование и влияет на успешность социальной интеграции [2]. К таким жизненно значимым относятся социально-бытовые умения – умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт. В перечень учебных предметов учебного плана I отделения вспомогательной школы входит «Социально-бытовая ориентировка» (СБО). Изучение СБО рассчитано на 10-летний курс обучения. Данная предметная область существует с 1981 года в старших и с 1998 года в младших классах. Исходя из многолетней практики, можно сделать вывод о наличии проблем в организации и в методике проведения уроков СБО: 1) отсутствующее либо недостаточно оборудованное помещение; 2) слабое обеспечение ряда занятий специальными материалами и предметами труда; 3) доминирование знаниеориентированного подхода к процессу обучения [2]. Целью данной статьи является установление межпредметных связей предметов «СБО» и «Человек и мир» во вспомогательной школе. Содержание работы в рамках изучения данных предметов имеет общие области вопросов. Проведём сравнительный анализ программного материала. Включению учеников в самостоятельную жизнь препятствуют недостаточная сформированность у них готовности к труду и низкий уровень развития интеллектуальных компонентов деятельности, таких, как целенаправленность, планирование и контроль отдельных действий. Выраженные трудности в процессе «переноса» теоретических знаний в практические виды деятельности, непонимание необходимости овладения знаниями в системе «человек – природа – общество» предполагают создание системы жизненно-практических знаний и умений, привлечение учащихся к самостоятельной организации своей жизни в условиях школьного обучения. Характерной особенностью и основным недостатком деятельности учащихся вспомогательной школы является их низкая самостоятельность. Поэтому на уроках СБО важно создавать условия для формирования не только двигательных, но и общетрудовых (интеллектуальных) умений: ориентировки в задании, планирования хода его выполнения и осуществления самоконтроля. С этой целью целесообразно использовать технологические карты выполнения бытовых трудовых процессов. Главное условие эффективности используемых методов и приемов – учет при их отборе и применении дидактических и коррекционных задач обучения, а также социально-бытового опыта детей. Учитывая особенности мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью, программа ориентирует на использование методов активного учения. Чередование словесных и практических методов на уроках способствует нормализации внимания школьников, активизирует речь, способствует становлению учащихся как субъектов разнообразных видов деятельности. При обучении школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в широкой опоре на чувственный опыт, наглядно-практическую деятельность, помощь в переносе знаний в жизненные ситуации. Специфичной является структура программы. Она состоит из трех компонентов. В содержательном компоненте представлен материал, с которым предполагается познакомить детей. Практический компонент представляет собой пути овладения программным материалом на уроках и после них. В контрольно-оценочном компоненте определены уровни предъявления и усвоения содержания материала. Учитывая различные речевые возможности детей, учителю следует осуществлять индивидуальный подход в использовании представленных в программе контрольно-оценочных нормативов. В программе предусмотрено примерное почасовое распределение времени на изучение ее разделов и тем. Это облегчит учителю планирование учебного материала. Основной формой обучения в условиях школы является урок. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: оказывать всестороннюю психологическую поддержку ребенку с интеллектуальной недостаточностью, способствовать его социальной адаптации. Мы не станем подробно останавливаться на требованиях к современному уроку, остановимся только на одном из них: на каждом уроке должны осуществляться межпредметные связи. Следует отметить, что проблема межпредметных связей не нова для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский. Предметная система обучения предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью остаются во власти наглядных, единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Дать ученику знания, отражающие связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое, поможет реализация межпредметных связей. Практическая деятельность (конструирование, аппликация, работа с природным материалом) создает возможности для установления межпредметных связей. Проведём сравнительный анализ календарно-тематического планирования уроков по курсам «СБО» и «Человек и мир» для I отделения вспомогательной школы (таблица 1) Таблица 1 – Сравнительный анализ курсов «СБО» и «Человек и мир»
Продолжение таблицы 1
Окончание таблицы 1
На уроках по курсам «Человек и мир» и «СБО» создаются благоприятные условия для планирования учащимися своих действий, развития мотивационной стороны деятельности. Мотивация бытовой деятельности – одна из основных движущих сил учения ребёнка и одна из важнейших задач педагога в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью. При систематизации уроков различные авторы выделяют признаки уроков. За основу определения типов уроков по СБО В.В. Гладкой взята их целевая направленность и предложена мотивационная структура урока СБО, соотнесённая с основными этапами урока, т.е. с его дидактической структурой [2]. Мы предлагаем рассмотреть данную структуру также и в рамках изучения «Человек и мир» [3] (таблица 2). Мы предлагаем выделенные этапы взять за основу ведения уроков формирования новых знаний, умений и навыков по предметным областям «Человек и мир» и «СБО». Каждый этап в зависимости от темы урока может иметь разные подэтапы, решать конкретные задачи в рамках данной темы и иметь вариативные способы их решения. Таблица 2 – Задачи уроков «Человек и мир» на разных этапах
Таким образом, считаем целесообразным реализовывать единый подход в изучении предметов «Человек и мир» и «СБО», использовать интегрированное изучение данных предметных областей.
Список цитированных источников: 1. Гладкая, В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 1. – C. 13-20. 2. Гладкая, В.В. Типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке в младших классах вспомогательной школы / В.В. Гладкая / Спецыяльная адукацыя. – 2009. – №1 (66). – С. 14-22. 3. Гладкая, В.В. Цель и содержание педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая. – Спецыяльная адукацыя. – 2008. – №2 (61). – С. 17-23. 4. Кодекс Республики Беларусь об образовании / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17.01.2011 №2/1795. – 2011. – №13 (2508). 5. Лещинская, Т.Л. Обучение предмету «Человеку и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы: учеб.-метод.пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус. и рус.яз. обучения / Т.Л. Лещинская, О.Х. Серединская, А.Н. Гринько; под ред. О.Х. Серединской. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 216 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.009 с.) |