РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ



ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Лауткина С.В., старший преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Турок Н.Г., методист РУМК отдела образования

Оршанского райисполкома, магистр педагогических наук

Кодексом Республики Беларусь об образовании закреплён термин «специальное образование» – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития (ОПФР), посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования (пункт 1, статья 14, глава 3, раздел I). Данное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество (пункт 1, статья 256, глава 55, раздел XV) [4].

В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Этим обусловлен соответствующий социальный и государственный заказ системе специального образования – формирование у воспитанников необходимых умений, владение которыми обеспечивает им достойное существование и влияет на успешность социальной интеграции [2]. К таким жизненно значимым относятся социально-бытовые умения – умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт. В перечень учебных предметов учебного плана I отделения вспомогательной школы входит «Социально-бытовая ориентировка» (СБО). Изучение СБО рассчитано на 10-летний курс обучения. Данная предметная область существует с 1981 года в старших и с 1998 года в младших классах. Исходя из многолетней практики, можно сделать вывод о наличии проблем в организации и в методике проведения уроков СБО:

1) отсутствующее либо недостаточно оборудованное помещение;

2) слабое обеспечение ряда занятий специальными материалами и предметами труда;

3) доминирование знаниеориентированного подхода к процессу обучения [2].

Целью данной статьи является установление межпредметных связей предметов «СБО» и «Человек и мир» во вспомогательной школе. Содержание работы в рамках изучения данных предметов имеет общие области вопросов. Проведём сравнительный анализ программного материала.

Включению учеников в самостоятельную жизнь препятствуют недостаточная сформированность у них готовности к труду и низкий уровень развития интеллектуальных компонентов деятельности, таких, как целенаправленность, планирование и контроль отдельных действий. Выраженные трудности в процессе «переноса» теоретических знаний в практические виды деятельности, непонимание необходимости овладения знаниями в системе «человек – природа – общество» предполагают создание системы жизненно-практических знаний и умений, привлечение учащихся к самостоятельной организации своей жизни в условиях школьного обучения.

Характерной особенностью и основным недостатком деятельности учащихся вспомогательной школы является их низкая самостоятельность. Поэтому на уроках СБО важно создавать условия для формирования не только двигательных, но и общетрудовых (интеллектуальных) умений: ориентировки в задании, планирования хода его выполнения и осуществления самоконтроля. С этой целью целесообразно использовать технологические карты выполнения бытовых трудовых процессов. Главное условие эффективности используемых методов и приемов – учет при их отборе и применении дидактических и коррекционных задач обучения, а также социально-бытового опыта детей.

Учитывая особенности мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью, программа ориентирует на использование методов активного учения. Чередование словесных и практических методов на уроках способствует нормализации внимания школьников, активизирует речь, способствует становлению учащихся как субъектов разнообразных видов деятельности. При обучении школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в широкой опоре на чувственный опыт, наглядно-практическую деятельность, помощь в переносе знаний в жизненные ситуации.

Специфичной является структура программы. Она состоит из трех компонентов. В содержательном компоненте представлен материал, с которым предполагается познакомить детей. Практический компонент представляет собой пути овладения программным материалом на уроках и после них. В контрольно-оценочном компоненте определены уровни предъявления и усвоения содержания материала. Учитывая различные речевые возможности детей, учителю следует осуществлять индивидуальный подход в использовании представленных в программе контрольно-оценочных нормативов. В программе предусмотрено примерное почасовое распределение времени на изучение ее разделов и тем. Это облегчит учителю планирование учебного материала.

Основной формой обучения в условиях школы является урок. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: оказывать всестороннюю психологическую поддержку ребенку с интеллектуальной недостаточностью, способствовать его социальной адаптации. Мы не станем подробно останавливаться на требованиях к современному уроку, остановимся только на одном из них: на каждом уроке должны осуществляться межпредметные связи. Следует отметить, что проблема межпредметных связей не нова для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Предметная система обучения предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью остаются во власти наглядных, единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Дать ученику знания, отражающие связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое, поможет реализация межпредметных связей. Практическая деятельность (конструирование, аппликация, работа с природным материалом) создает возможности для установления межпредметных связей. Проведём сравнительный анализ календарно-тематического планирования уроков по курсам «СБО» и «Человек и мир» для I отделения вспомогательной школы (таблица 1)

Таблица 1 – Сравнительный анализ курсов «СБО» и «Человек и мир»

 

  СБО Человек и мир
Цель · формирование у учащихся практических умений ориентировки в окружающем мире (в быту, во взаимоотношениях людей), овладение некоторыми способами деятельности человека в быту, бытовыми трудовыми процессами; · подготовка учащихся к самостоятельной жизни путем формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт. · расширение, уточнение и систематизация знаний об обществе, человеке и природе в тесной взаимосвязи с формированием приемов и способов познавательной деятельности; · формирование знаний; коррекция мыслительной деятельности, речи, других психических процессов, коррекция развития личности обучаемых.

 

 

Продолжение таблицы 1

Задачи · формирование у учащихся бытовых трудовых умений: в области личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода; · формирование экономико-бытовых умений (бережное отношение к окружающим предметам, к своей одежде, обуви, к продуктам и приготовленной пище, к электричеству, воде и др.); · ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), формирование практических умений пользования ими; · формирование умений пользования услугами общественного транспорта; · ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, сверстниками), формирование умений общения; · коррекция недостатков развития познавательной деятельности школьников. · расширение кругозора детей путем формирования знаний об основных объектах природы, с которыми школьники встречаются в повседневной жизни; · повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их компетентности в окружающем мире; · обогащение жизненного опыта путем организации наблюдений, предметно-практической деятельности; · активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых объектов и др.); · развитие речи в единстве с непосредственными наблюдениями изучаемых объектов и явлений; · подготовка учащихся к практическому использованию получаемых знаний, развитие практического интеллекта школьников; · формирование экологической культуры учащихся и т. д.
Разделы 1-5 класс. Личная гигиена. Питание. Одежда. Обувь. Жилище. Комнатные растения. Улица. Транспорт. Предприятия, учреждения. Медицинская помощь. 5-10 классы. Личная гигиена. Жилище. Питание. Одежда, обувь. Предприятия, учреждения. Семья. В программе 6 – 8 классов выделен также раздел «Транспорт», а в программе 9 – 10 классов – разделы «Медицинская помощь» и «Трудоустройство». 1-5 класс «Человек и общество» (I класс «Я — человек»), «Природа и человек» (I класс «Я и природа»), «Человек и его здоровье» (I класс «Я и мое здоровье»). 6 класс «Человек. Общество. Здоровье»; «Природа. Человек. Здоровье».
Примерная тематика уроков 4 класс Небольшие торговые пункты, их виды, отделы, ассортимент товаров Куда пойти за покупками
Место культуры и отдыха – библиотека. Правила пользования услугами библиотеки. Экскурсия в кинотеатр. Правила приобретения билетов Где можно отдохнуть
Продукты питания. Вводный урок по разделу Кому сказать спасибо за продукты питания
Одежда. Вводный урок по разделу. Виды одежды Разнообразие одежды
Обувь. Вводный урок по разделу. Виды обуви Разнообразие обуви  
Глажение одежды. Подготовка рабочего места. Порядок действий при глажении одежды Чудо – вещи в доме
Способы сухой уборки помещения Каждой вещи – своё место
Оказание первой медицинской помощи при неглубоких порезах, царапинах, ранах Здоровье человека – его богатство. Как избежать несчастных случаев

 

Окончание таблицы 1

Примерная тематика уроков 5 класс Сервировка стола для обеда. Правила употребления пищи. Культура поведения и речевой этикет за столом. Сервировка стола для обеда (практическое занятие)
Обобщающий урок по разделу «Одежда» Обобщающий урок по разделу «Обувь» В ателье. Ателье одежды. Ателье обуви.
Ориентирование в медицинских учреждениях. Правила пользования их услугами Медицинские учреждения Экскурсия в поликлинику
Экскурсия на почту. Назначение, помещение, оборудование. Виды почтовой корреспонденции. Выбор и приобретение открыток Средства связи
Ориентировка на остановках и в маршрутах общественного транспорта Средства перемещения

 

На уроках по курсам «Человек и мир» и «СБО» создаются благоприятные условия для планирования учащимися своих действий, развития мотивационной стороны деятельности. Мотивация бытовой деятельности – одна из основных движущих сил учения ребёнка и одна из важнейших задач педагога в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью. При систематизации уроков различные авторы выделяют признаки уроков. За основу определения типов уроков по СБО В.В. Гладкой взята их целевая направленность и предложена мотивационная структура урока СБО, соотнесённая с основными этапами урока, т.е. с его дидактической структурой [2]. Мы предлагаем рассмотреть данную структуру также и в рамках изучения «Человек и мир» [3] (таблица 2).

Мы предлагаем выделенные этапы взять за основу ведения уроков формирования новых знаний, умений и навыков по предметным областям «Человек и мир» и «СБО». Каждый этап в зависимости от темы урока может иметь разные подэтапы, решать конкретные задачи в рамках данной темы и иметь вариативные способы их решения.

Таблица 2 – Задачи уроков «Человек и мир» на разных этапах

Этапы Задачи этапа Мотивационные задачи этапа
1 этап Способствовать возникновению у учащихся интереса к деятельности, побуждать к овладению ею. Формировать представление о значении и необходимости овладения определенной деятельности. Способствовать возникновению у учащихся интереса к деятельности, побуждения к овладению ею.
2 этап Поддерживать интерес к демонстрируемой деятельности, стремление к овладению ею. Формировать представления о способах, правилах, последовательности выполнения деятельности. Поддерживать интерес к демонстрируемой деятельности, стремление к овладению ею.
3 этап Способствовать удержанию интереса детей к деятельности, поддерживать положительные эмоции в процессе её осуществления. Формировать практические умения выполнения деятельность, умения планировать систему действий, выполнять контрольно-оценочные действия. Способствовать удержанию интереса детей к деятельности, поддерживать положительные эмоции в процессе её осуществления.
4 этап Способствовать проявлению радости, гордости у детей за расширившийся запас дел, которые они уже умеют выполнять, побуждать к применению освоенного способа деятельности в повседневной жизни. Формировать умения применять осваиваемую деятельность в реальной ситуации. Способствовать проявлению радости, гордости у детей за расширившийся запас дел, которые они уже имеют делать, побуждать к применению в повседневной жизни.

Таким образом, считаем целесообразным реализовывать единый подход в изучении предметов «Человек и мир» и «СБО», использовать интегрированное изучение данных предметных областей.

 

Список цитированных источников:

1. Гладкая, В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 1. – C. 13-20.

2. Гладкая, В.В. Типы и структура учебных занятий по социально-бытовой ориентировке в младших классах вспомогательной школы / В.В. Гладкая / Спецыяльная адукацыя. – 2009. – №1 (66). – С. 14-22.

3. Гладкая, В.В. Цель и содержание педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая. – Спецыяльная адукацыя. – 2008. – №2 (61). – С. 17-23.

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17.01.2011 №2/1795. – 2011. – №13 (2508).

5. Лещинская, Т.Л. Обучение предмету «Человеку и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы: учеб.-метод.пособие для педагогов вспомогат. шк. с белорус. и рус.яз. обучения / Т.Л. Лещинская, О.Х. Серединская, А.Н. Гринько; под ред. О.Х. Серединской. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 216 с.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.013 с.)