Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У детей с нарушениями зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шлома Д.В., аспирант (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Гаврилко Т.И., кандидат педагогических наук, доцент Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья. Особое значение формирование адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности, нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития. Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д. От специфики, направленности и условий семейного воспитания во многом зависит формирование правильной самооценки ребенка со зрительными нарушениями. Исследователи отмечают, что в семье, как главном факторе, детерминирующем личность, с появлением слепого или слабовидящего ребенка родительская реакция на это носит стадиальный характер. Сначала родительская радость сменяется депрессией. Затем включаются механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Начинают думать о ребенке, а не о своих проблемах. Именно на этом этапе крайне важным становиться для родителей занять правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе. Так, Саммерс выделил пять типов отношения родителей к инвалидности ребенка: 1) Признание инвалидности ребенка. 2) Признание инвалидности, но отрицание ее последствий. 3) Преувеличенная опека. 4) Скрытое непризнание инвалидности. 5) Открытое непризнание инвалидности. Исходя из вышесказанного, исследователи выделяют следующие модели поведения родителей: 1. Озабочены нарушенным зрением своего ребенка; 2. Выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение; 3. Вообще не обращают внимание на недостатки зрения. Как правило, эти позиции определяют стратегию и направленность семейного воспитания, определяющую будущую самооценку ребенка. Огромное влияние на формирование самооценки оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка. Л.И. Солнцева отмечала, что невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что может спровоцировать появления у них апатичности, депрессивности либо агрессивности. На самооценку личности в условиях зрительной депривации оказывает влияние и степень нарушения зрительных функций. Так наличие частичного дефекта в отличие от тотального обычно не осознается ею в полной мере. Отсюда и неадекватность представлений о себе в целом. Некоторые исследования показали, что самооценка слепых и слабовидящих школьников весьма противоречива, направлена на крайние суждения. И. Гайлене установлено, что учащиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", консервативны, конформны. Суславичус А., Маевский Т., Гулек А. указывают, что для незрячих и слабовидящих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Они недостаточно критично оценивают трудности своего положения. В основном эта черта преобладает у слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими. Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению. Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует выделить неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, построить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты.
Список цитированных источников: 1. Лакосина, Н.Д. Медицинская психология: учебник / Н.Д. Лакосина. – СПб.: Питер, 2006. – 534 с. 2. Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии: учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с. 3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности: учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с. 4. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: учебное пособие / Г.А. Цукерман. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с.
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Янковская Ю.И., аспирант (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Гаврилко Т.И., кандидат педагогических наук, доцент
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Оно проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок [1]. Однако процесс развития мышления людей с дефектами зрения всегда отличен от развития этих же процессов у людей с нормальным зрением. Отличия выявляются в сложности установления смысловой связи между разными предметами. Люди с нарушенной зрительной функцией испытывают сложности в классификации объектов, окружающих их в повседневной жизни. Дети с врожденным дефектом зрения отстают от своих зрячих сверстников в развитии мыслительной деятельности, т. е. наглядно-образное мышление у детей с дефектами зрения слабо развито. При этом процесс мышления у них может отличаться от мышления зрячих детей только тем, что представление об окружающих их предметах и объектах формируется не зрительно, а с использованием органов обоняния и осязания. Причинами этого являются нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт слепых и слабовидящих. Задачи дошкольного и школьного образования могут быть успешно разрешены лишь при формировании у детей умений самостоятельной мыслительной деятельности. В этой связи большое значение приобретают диагностика и развитие мышления детей, направленные на раскрытие возможностей их разностороннего умственного развития. Данное положение в полной мере распространяется на детей, имеющих нарушении зрения. В настоящее время в коррекционной психологии существует большое количество работ посвящённых особенностям формирования мышления у детей с нарушением зрения. Однако вопросу диагностики данного познавательного процесса уделяется мало внимания. Так же необходимо отметить, что специально созданных методик для детей с нарушением зрения практически нет. Это же подтверждает Л.И. Солнцева в своих трудах. Она отмечает, что на сегодняшний день существует чрезвычайно маленькое количество методик для психологической диагностики детей с нарушением зрения. Хотя необходимость в них сохраняется [2]. Как установлено исследованиями дефектологов (Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.), нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Полное или частичное выпадение зрительного анализатора обусловливает своеобразие в формировании восприятия, что влияет на развитие познавательных процессов, в том числе и на мышление. Диагностика мышления у детей с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Поэтому для предупреждения вторичных нарушений необходима своевременная диагностика и коррекция мышления у детей с нарушением зрения. Таким образом, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате диагностики, что ещё раз подтверждает необходимость создания адаптированного комплекса диагностик для детей с нарушением зрения.
Список цитированных источников: 1. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – № 12. - С. 61-65. 2. Земцова, М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Просвещение, 1978.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.122 (0.012 с.) |