Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прав женщин на современном этапе

Поиск

 

Ивашкевич Е.Ф., кандидат педагогических наук, доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

 

В настоящее время положение женщин резко ухудшилось практически во всех сферах общественной жизни. Заметно проявилась незащищенность женщин в сфере общественного производства – наряду с «феминизацией безработицы» происходит «феминизация бедности». Это усугубляется ростом насилия в обществе, в том числе на работе, на улице, в семье, жертвами чего в первую очередь становятся женщины. Параллельно с этими процессами происходит вытеснение женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, то есть из тех сфер, где формируется и осуществляется политика государства.

Сегодня женщины всего мира выступают со своими идеями, планами, программами, стремясь изменить свое положение. Благодаря их активным действиям приняты многочисленные международные документы, внесены изменения в национальное законодательство многих государств, созданы структуры, призванные решать проблемы женщин. Несмотря на это, сегодня во многих странах национальное законодательство по правам женщин по-прежнему разработано слабо, а в некоторых государствах вообще отсутствует. В связи с этим женщины имеют право, ссылаясь на конвенции, декларации и другие международные документы ООН, МОТ обращаться в судебные инстанции всех уровней для защиты своих прав.

Как известно, права женщин как неотъемлемые права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в двух Факультативных протоколах к последнему.

ООН также приняты документы, которые защищают права сугубо женского пола. Так, в 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, по которой признавалось их право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации (ст. 1). Женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов (ст. 2); женщинам принадлежит на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации право занимать должности на общественно-государственной службе (ст. 3).

Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1); ни добровольное приобретение кем-либо из граждан каждого договаривающегося Государства гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого- либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2). Иностранка, состоящая замужем за кем-либо из граждан договаривающегося государства, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах госбезопасности или публичного порядка.

В ноябре 1967г. была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. В этой Декларации по ст. 6 должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения равных с мужчинами прав женщин в области гражданского права, а именно, право приобретения, распоряжения и наследования собственности, одинаковые права в отношении законодательства о передвижении лиц, запрещение браков детей и обручения девушек до наступления их половой зрелости, по ст. 9 предполагается создание равных условий доступа к обучению в учебных заведениях всех типов, по ст. 10 обеспечиваются права на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности. Вместе с тем, меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы с учетом физиологических особенностей, не должны считаться дискриминационными.

Одним из самых важных международных документов о правах женщин является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Государства-участники Конвенции убеждены, что установление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедливости, будет значительно способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами, полному развитию страны, благосостоянию всего мира; учитывают значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания, социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей, и сознают, что роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом. Признаётся, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье. Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются: включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других госучреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин (ст. 2). Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью изменить социальные культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин, обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими (ст. 5). Для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституцией женщин, государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные (ст. 6).

Государства-участники принимают меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области образования, одинаковых условий для ориентации в выборе профессии или специальности, доступа к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, для устранения любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин путем поощрения совместного обучения и других видов обучения, создают одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование; стремятся к сокращению числа девушек, не окончивших школы, и разработке программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу; предусматривают одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой, доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию о планировании размера семьи (ст. 10). Настоящей Конвенцией предусматриваются меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости с тем, чтобы обеспечить право на одинаковые возможности при найме на работу, на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, на равное вознаграждение в отношении труда равной ценности, на соцобеспечение, оплачиваемый отпуск, охрану здоровья и безопасные условия труда.

Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают меры по запрету, под угрозой применения санкций, увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении; вводят оплачиваемые ежегодные отпуска и отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий; поощряют предоставление необходимых дополнительных социальных услуг для того, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности, посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми; обеспечивают женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана (ст. 11). Что касается планирования размера семьи, то государства-учредители принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения с тем, чтобы обеспечить на основе равенства доступ женщин к медобслуживанию (ст. 12).

Женщинам предоставляется одинаковая с мужчинами гражданская правоспособность и обеспечиваются равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах, одинаковые права в отношении законодательства, касающегося передвижения лиц и свободы выбора места проживания и местожительства. Настоящей Конвенцией предусматривается предоставление одинаковых прав на вступление в брак, финансовых прав на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; одинаковых прав и обязанностей в период брака, право свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями; быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей; право выбора фамилии и др. Обручение и брак ребенка не имеют юридической силы, и принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния (ст. 16).

Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993 г. приняла Венскую Декларацию и Программу Действий, где одним из современных приоритетов были определены равные положения и права человека женщины, а ликвидация дискриминации по признаку пола была признана первоочередной задачей международного сообщества (ст. 1). Там же было отмечено, что насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые происходят из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены (ст. 4).

На Венской конференции по правам человека вопросы о правовом положении женщин впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые сомнения по вопросу о том, что «права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Принципиальное значение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только юридически, но и фактически.

Итогом работы IV Всемирной Конференции по положению женщин, которая прошла в Пекине в 1995 г., стало принятие Пекинской декларации. Она подтвердила решительность правительств, стран-членов ООН, в действиях по предупреждению женской бедности, устранению любых форм насилия в отношении женщин и девочек, ликвидации гендерной ассиметрии в политической и общественной жизни. IV Всемирная Конференция явилась конференцией по принятию обязательств и осуществления действий, которые изложены в Пекинской Платформе. В ней отмечено, что дискриминация в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения целей развития и мира, а также нарушением прав человека и основных свобод женщин (ст. 224).

Документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых. Это значит, что их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Однако, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются составной частью ее правовой системы. Однако для этого необходимо знание правовых документов - международных и национальных; необходима подготовка так называемых гендерно-чувствительных юристов и наличие в Беларуси женского правозащитного движения.

 

 

Список цитированных источников:

1. Права человека: международно-правовые документы и практика их применения: В 4-х т. – Т. 2 / Сост. Е.В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009. – 823 с.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.014 с.)