Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прав женщин на современном этапеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ивашкевич Е.Ф., кандидат педагогических наук, доцент (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
В настоящее время положение женщин резко ухудшилось практически во всех сферах общественной жизни. Заметно проявилась незащищенность женщин в сфере общественного производства – наряду с «феминизацией безработицы» происходит «феминизация бедности». Это усугубляется ростом насилия в обществе, в том числе на работе, на улице, в семье, жертвами чего в первую очередь становятся женщины. Параллельно с этими процессами происходит вытеснение женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, то есть из тех сфер, где формируется и осуществляется политика государства. Сегодня женщины всего мира выступают со своими идеями, планами, программами, стремясь изменить свое положение. Благодаря их активным действиям приняты многочисленные международные документы, внесены изменения в национальное законодательство многих государств, созданы структуры, призванные решать проблемы женщин. Несмотря на это, сегодня во многих странах национальное законодательство по правам женщин по-прежнему разработано слабо, а в некоторых государствах вообще отсутствует. В связи с этим женщины имеют право, ссылаясь на конвенции, декларации и другие международные документы ООН, МОТ обращаться в судебные инстанции всех уровней для защиты своих прав. Как известно, права женщин как неотъемлемые права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в двух Факультативных протоколах к последнему. ООН также приняты документы, которые защищают права сугубо женского пола. Так, в 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, по которой признавалось их право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации (ст. 1). Женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов (ст. 2); женщинам принадлежит на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации право занимать должности на общественно-государственной службе (ст. 3). Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1); ни добровольное приобретение кем-либо из граждан каждого договаривающегося Государства гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого- либо из его граждан от своего гражданства не будет препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2). Иностранка, состоящая замужем за кем-либо из граждан договаривающегося государства, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такого гражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересах госбезопасности или публичного порядка. В ноябре 1967г. была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. В этой Декларации по ст. 6 должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения равных с мужчинами прав женщин в области гражданского права, а именно, право приобретения, распоряжения и наследования собственности, одинаковые права в отношении законодательства о передвижении лиц, запрещение браков детей и обручения девушек до наступления их половой зрелости, по ст. 9 предполагается создание равных условий доступа к обучению в учебных заведениях всех типов, по ст. 10 обеспечиваются права на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности. Вместе с тем, меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы с учетом физиологических особенностей, не должны считаться дискриминационными. Одним из самых важных международных документов о правах женщин является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Государства-участники Конвенции убеждены, что установление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедливости, будет значительно способствовать обеспечению равенства между мужчинами и женщинами, полному развитию страны, благосостоянию всего мира; учитывают значение вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества, до сих пор не получившего полного признания, социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и в воспитании детей, и сознают, что роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации, поскольку воспитание детей требует совместной ответственности мужчин и женщин и всего общества в целом. Признаётся, что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье. Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются: включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа; принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин; установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других госучреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации; отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин (ст. 2). Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью изменить социальные культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин, обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими (ст. 5). Для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституцией женщин, государства-участники принимают все соответствующие меры, включая законодательные (ст. 6). Государства-участники принимают меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области образования, одинаковых условий для ориентации в выборе профессии или специальности, доступа к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, для устранения любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин путем поощрения совместного обучения и других видов обучения, создают одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование; стремятся к сокращению числа девушек, не окончивших школы, и разработке программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу; предусматривают одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой, доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию о планировании размера семьи (ст. 10). Настоящей Конвенцией предусматриваются меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости с тем, чтобы обеспечить право на одинаковые возможности при найме на работу, на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, на равное вознаграждение в отношении труда равной ценности, на соцобеспечение, оплачиваемый отпуск, охрану здоровья и безопасные условия труда. Для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают меры по запрету, под угрозой применения санкций, увольнения с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении; вводят оплачиваемые ежегодные отпуска и отпуска с сопоставимыми социальными пособиями по беременности и родам без утраты прежнего места работы, старшинства или социальных пособий; поощряют предоставление необходимых дополнительных социальных услуг для того, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности, посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми; обеспечивают женщинам особую защиту в период беременности на тех видах работ, вредность которых для их здоровья доказана (ст. 11). Что касается планирования размера семьи, то государства-учредители принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области здравоохранения с тем, чтобы обеспечить на основе равенства доступ женщин к медобслуживанию (ст. 12). Женщинам предоставляется одинаковая с мужчинами гражданская правоспособность и обеспечиваются равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах, одинаковые права в отношении законодательства, касающегося передвижения лиц и свободы выбора места проживания и местожительства. Настоящей Конвенцией предусматривается предоставление одинаковых прав на вступление в брак, финансовых прав на свободный выбор супруга и на вступление в брак только со своего свободного и полного согласия; одинаковых прав и обязанностей в период брака, право свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями; быть опекунами, попечителями, доверителями и усыновителями детей; право выбора фамилии и др. Обручение и брак ребенка не имеют юридической силы, и принимаются все необходимые меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации браков в актах гражданского состояния (ст. 16). Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993 г. приняла Венскую Декларацию и Программу Действий, где одним из современных приоритетов были определены равные положения и права человека женщины, а ликвидация дискриминации по признаку пола была признана первоочередной задачей международного сообщества (ст. 1). Там же было отмечено, что насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые происходят из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены (ст. 4). На Венской конференции по правам человека вопросы о правовом положении женщин впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые сомнения по вопросу о том, что «права женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Принципиальное значение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только юридически, но и фактически. Итогом работы IV Всемирной Конференции по положению женщин, которая прошла в Пекине в 1995 г., стало принятие Пекинской декларации. Она подтвердила решительность правительств, стран-членов ООН, в действиях по предупреждению женской бедности, устранению любых форм насилия в отношении женщин и девочек, ликвидации гендерной ассиметрии в политической и общественной жизни. IV Всемирная Конференция явилась конференцией по принятию обязательств и осуществления действий, которые изложены в Пекинской Платформе. В ней отмечено, что дискриминация в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения целей развития и мира, а также нарушением прав человека и основных свобод женщин (ст. 224). Документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых. Это значит, что их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Однако, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются составной частью ее правовой системы. Однако для этого необходимо знание правовых документов - международных и национальных; необходима подготовка так называемых гендерно-чувствительных юристов и наличие в Беларуси женского правозащитного движения.
Список цитированных источников: 1. Права человека: международно-правовые документы и практика их применения: В 4-х т. – Т. 2 / Сост. Е.В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009. – 823 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.42 (0.014 с.) |